Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Олег Косырев: о подготовке к Всероссийской Неделе охраны труда – 2016 (интервью «Деловая газета. Юг»)
11 декабря 2015 г.
О том, в чем успех Краснодарского края, есть ли чему поучиться другим регионам в вопросах организации охраны труда и о сегодняшних сугубо региональных проблемах по охране труда, мы разговариваем с ведущим российским экспертом в области охраны труда и промышленной безопасности, президентом Ассоциации «ЭТАЛОН» — организатора Всероссийской Недели охраны труда в Сочи Олегом КОСЫРЕВЫМ.
– Начнем с того, что состояние охраны труда в меньшей степени зависит от территориальной расположенности. Зависит, в первую очередь, от того, как работодатель относится к вопросам охраны труда на своем предприятии, а исполнительная власть в субъектах РФ – к состоянию охраны труда в подведомственных организациях и на всей территории региона. И не важно, какой это регион. Типичных проблем немало: сказывается непростая экономическая ситуация в стране, снижается финансирование, идет сокращение специалистов по охране труда в бюджетной сфере и в органах управления субъектов РФ, которые обязаны осуществлять ведомственный контроль.
Огромная проблема – нехватка квалифицированных кадров по охране труда и промышленной безопасности, наблюдается их дисбаланс в распределении по регионам и отраслям. Особо стоит отметить значительную проблему слабой информированности регионов по охране труда. Это касается и изменений в законодательстве, и новых нормативных актов. Это типично для всех регионов. В этом вопросе, конечно, центральная часть РФ более информирована, и имеет возможность оперативно меняться в соответствии с новыми реалиями, здесь большее количество спикеров, которые дают информацию «из первых рук»…
– Во-первых, стимулировать экономически. В этом направлении со стороны государства сделан огромный шаг — внедрен институт специальной оценки условий труда, который кардинально изменил подходы к установлению гарантий и компенсаций. Они начали зависеть действительно от условий труда работника, а не устанавливались и были, как ранее, предопределёнными по спискам и перечням.
Институт спецоценки – это реальный механизм снижения финансовой нагрузки на работодателя. Сейчас очень многие компании, проведя специальную оценку, понимают: существует вредность на рабочем месте, нужно вложить определенное количество денег в улучшение оборудования, снизить или полностью убрать вредность и соответственно снизить затраты. К тому же, если в организации есть программа модернизации производства, предусматривающая улучшение условий труда как минимум на 70% рабочих мест, то она может получить определенные преференции — субсидирование процентной ставки по кредиту, взятому на модернизацию производства.
Во-вторых, нужно быстрее включать показатели состояния условий и охраны труда в организациях региона в критерии деятельности первых руководителей (губернаторов, мэров, сити-менеджеров и др.). За основу такого показателя можно взять опыт межрегиональной Ассоциации содействия обеспечению безопасных условий труда «ЭТАЛОН» по формированию всероссийских рейтингов субъектов и муниципальных образований в области охраны труда.
– Начну с правовой основы. Сегодня регионы России имеют довольно широкие полномочия в области государственного управления системой охраны труда: осуществляют ведомственный контроль, проводят госэкспертизу условий труда и т.д. И этот перечень полномочий постоянно расширяется. Так, например, в рамках планируемого реформирования надзорных органов, многие контролирующие функции будут отданы в регионы. Поэтому говорить о лучших регионах по охране труда нужно именно с позиций того, насколько эффективно тот или иной субъект Российской Федерации реализует свои полномочия в области охраны труда.
Именно с этой позиции, позиции учета эффективности реализации своих полномочий был впервые сформирован всероссийский рейтинг субъектов Российской Федерации, характеризующий эффективность системы государственного управления охраной труда. И то, что Краснодарский край занял первую строчку этого рейтинга как раз демонстрирует эффективность усилий, в первую очередь, местных властей. Важный момент – активная позиция, вовлеченность руководителей и первых лиц региона, заинтересованность в решении вопросов охраны труда. Лидеры Всероссийского рейтинга по итогам конкурса «Успех и безопасность» Краснодарский край, Республика Татарстан и Еврейская автономная область, в первую очередь, демонстрируют невероятно высокую вовлеченность в решение вопросов охраны труда всех сторон и органов власти, и местных предприятий. Например, Краснодарский край представил на конкурс 1808 организаций, 42 муниципальных образований края, 39 сельских поселений. Это означает, что, как минимум, 1889 руководителей хорошо понимают важность вопросов охраны труда.
Успех – это прежде всего по-настоящему серьезное отношение и руководителей, и всего коллектива к вопросам охраны труда. Профессиональное сообщество ожидает реформу надзорных органов и передачу части контролирующих функций в регионы? Может ли это повлечь за собой снижение состояния охраны труда в регионах? Главная цель реформы — избавить бизнес от лишних контролеров, снизить административную нагрузку на него. Сегодня надзорные ведомства имеют ряд пересекающихся полномочий и главная задача — сделать так, чтобы их деятельность не противоречила друг другу, чтобы ведомства не проверяли одно и то же на одном и том же предприятии. С этой точки зрения реформа – это правильный шаг.
Но есть и другая сторона. Одним из основополагающих принципов работы надзорных органов является однотипность походов, который достигается наличием контролирующего централизованного органа, регулирующего деятельность своих территориальных органов. Как только эта система будет изменена, то мы можем столкнуться с практикой применения нормативных актов в каждом регионе по-своему. Нужно отметить, у надзорных органов решение спорных вопросов часто решается в досудебном порядке. В случае же разделения и передачи надзорной деятельности в регионы, в досудебном порядке эти вопросы будут решаться меньше, и это все перейдет уже в суды, что еще сильнее утяжелит ситуацию с разбирательством спорных моментов. Не думаю, что это отразится положительно на состоянии охраны труда в регионах.
Источник: dg-yug.ru.