Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин: «Необходимо стремиться к нулевому травматизму»
12 сентября 2016 г.
М. Топилин: Я хотел бы несколько слов сказать о том, как мы двигаемся в направлении улучшения условий и безопасности труда, и потом остановиться на тех вопросах, которые уже обсуждались. Мы обсуждали то, что было связано с введением специальной оценки условий труда. Впервые в Российской Федерации мы ввели такую достаточно объективную оценку. Хотя у нас есть некоторые предложения со стороны профсоюзов и работодателей, они носят рабочий характер.
Главное – работодатели стали мотивированно проводить измерения и декларирование условий труда. Этого никогда не было раньше. Это связано с дополнительными тарифами отчислений в Пенсионный фонд и с установлением системы гарантий. Впервые заработали экономические стимулы, происходит сокращение количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда. Эту работу мы должны завершить до 1 января 2019 года. Впервые в Российской Федерации мы получим статистику о состоянии, оценку условий труда. Сейчас её в полном объеме нет, есть только статистические данные по очень узкому кругу предприятий. Спецоценка показала, что около 70 % рабочих мест, с учётом новых технологий и производств, относится к нормальным, 30% – к вредным и опасным условиям труда. Но, я ещё раз повторю, есть стимул.
Мы сейчас готовим серьезные изменения в 10-ю главу закона о труде, это глава «Охрана труда», где мы в первую очередь пытаемся переформатировать стимулы и работу по профилактике, пытаемся внедрить вопросы, связанные с самоконтролем работника. Мы ввели по линии Роструда такой инструмент, как онлайн-инспекция, где работодатель может сам проводить тестирование на знание трудового законодательства. То есть мы исходим не из того, что надо приходить и штрафовать в последующем, а из того, чтобы работодатель мог сам познавать нюансы трудового законодательства. Все требования на этом едином ресурсе до конца года мы будем вывешивать, и это найдёт отражение в Трудовом кодексе. В этой связи работодатели, которые реально занимаются улучшением условий и безопасности труда, смогут быть освобождены от проверок. Мы исходим из того, что нам необходимо стремиться к нулевому травматизму. Многие в мире ставят эту задачу. У нас есть снижение количества смертельных и несчастных случаев, динамика неплохая, но мы видим, что этого можно вообще избежать. Всё нацелено именно на это. Мы к концу года должны подготовить государственную программу «Безопасный труд», постараемся это сделать в пределах тех ресурсов, которые есть. Она будет в основном носить организационный, методологический характер, это очень важно в этом вопросе. Законопроект, о котором я сказал, должен быть подготовлен к концу года. Мы сейчас очень плотно работаем с профсоюзами и с работодателями.
Затрагивался вопрос, связанный с пересечением надзорных полномочий. Действительно, в законодательстве есть много пересечений и с Ростехнадзором, и с Санэпиднадзором, и Ространснадзором. Мы сейчас с партнерами готовим законопроект, который позволит этого избежать. Здесь, прежде всего, приоритет интересов работника, приоритет его здоровья на производстве.
Еще один момент (тоже готовится проект федерального закона) – это концептуальное изменение закона о страховании от несчастных случаев на производстве. Как сейчас простроена система страхования? Фактически достаточно слабо выявляются профессиональные заболевания, мы платим уже по факту либо несчастного случая на производстве, либо инвалидности работника, и далеко не всегда связываем заболевание на рабочем месте с инвалидизацией. Это означает, что мы в данном случае неправильно выстраиваем систему финансирования, это всё ложится на федеральный бюджет. Поэтому сейчас мы уже практически со всеми министерствами согласовали и ведём плотную работу с партнёрами, чтобы концептуально и системно изменить 125-й закон, чтобы он позволил нам выстроить службу охраны здоровья на производстве, службу профпатологии на производстве, которые бы на ранних стадиях смогли выявить риски профессиональных заболеваний. Это потребует ведения соответственных реестров застрахованных, результатов медицинских осмотров.
Осмотры сейчас проходят, но за этим потом в системе страхования от несчастных случаев ничего не следует. Мы должны всю эту систему связать, чтобы медосмотры потом давали нам почву для размышлений и для принятия решений, может ли работник работать на этом рабочем месте, чтобы мы в случае необходимости могли оказать ему соответствующую медицинскую помощь, провести реабилитацию, а затем оценить, может ли он дальше продолжать работать, чтобы не развивались дальнейшие признаки заболеваний. Вот такая превентивная деятельность должна быть включена в систему социального страхования. Она позволит систему поставить с головы на ноги. Эта работа тоже ведётся, и мы планируем фактически эти законопроекты до конца года подготовить.
Недавно был подписан Федеральный закон от 3 июля 2016 года №277-ФЗ по совершенствованию надзорной деятельности. Мы работаем над его реализацией, но там есть норма, которая вызывает у нас некоторые опасения. В соответствии с одним из пунктов этого закона с 1 июля 2017 года невозможно будет проверять нормы, которые установлены советским законодательством. Они будут действовать, эту тему закон не затрагивает, а вот проверять исполнение этих норм будет невозможно.
Д. Медведев: То есть невозможно будет контролировать исполнение норм советских нормативных актов, то есть значительного массива актов по труду, принятых в советский период, так? Так надо быстрее готовить замену.
М. Топилин: Мы и в 2000-е годы, когда готовили Трудовой кодекс, и сейчас работаем над инкорпорацией. Но есть отдельные вещи, такие как размеры районных коэффициентов, списки по пенсиям, которые мы специально не трогали, чтобы их не расширять и не сокращать, они являются достаточно системными в принципе.
Мы сейчас начали работать с Министерством экономического развития по этому поводу, и нам кажется, что нужно это как-то подкорректировать. В прежнем законе это звучало, как мне кажется, правильно. Если нормы советского законодательства не противоречат, то их не надо проверять.
Поэтому прошу нам дать поручение по этому поводу в протоколе, которое мы проработали бы с коллегами, чтобы нам ничего здесь не нарушить.
Я уже сказал, что мы начали работать по внедрению риск-ориентированного надзора. Это очень важная тема. Мы исходим из того, что и работники, и работодатели должны более тщательно относиться к требованиям законодательства, но при этом мы должны им предоставить всю необходимую информацию и соответствующие ресурсы, в том числе онлайн-инспекции, электронный инспектор.
По вопросам, которые здесь звучали. Мы работаем и по вопросам минимального размера оплаты труда, и по вопросам, связанным с приоритизацией выплат по заработной плате. У нас есть такие поручения, они уже даны. Мы сейчас с коллегами и из Минюста, и из Минэкономразвития, и с партнёрами всё детально рассматриваем. Я считаю, что задолженность по зарплате – действительно, самая главная проблема, с которой мы сталкиваемся на практике, когда конкурсной массы нет.
Мне кажется, нам нужно подумать, о некоей компенсации. Мы подготовили год назад законопроект, предложили вариант такого страхования, квазистрахования, естественно, с партнерами обсуждали. Партнерами он не был поддержан, потому что здесь получается, что добросовестные работодатели должны платить за тех, кто банкротится и куда-то уходит.
Д. Медведев: Честно говоря, обанкротиться-то может и вполне добросовестный предприниматель, потому что конъюнктура рынка так сложится. Поэтому это не забота о недобросовестных. Это все-таки риски, которые в принципе в экономике присутствуют.
М. Топилин: Нам кажется, что все-таки здесь надо подумать над тем, чтобы не ограничиваться ответственностью одного юрлица, а поискать какую-то субсидиарную ответственность по линии учредителей, хозяев, тех, кто вкладывал деньги в капитал предприятия. Вопрос очень сложный, мы все время наталкиваемся на основные позиции Гражданского кодекса. Пока мы в поиске этого решения. Такие поручения даны.
По минимальному размеру оплаты труда. Я хочу напомнить, что в этом году мы вообще рывок совершили – на 26 % увеличили МРОТ. Сейчас мы в ходе бюджетного процесса Вам будем докладывать предложения по дальнейшему увеличению минимального размера оплаты труда. Это тоже позиция Бюджетного кодекса. Пока мы с коллегами это все отрабатываем и будем докладывать предложения.
Источник публикации: www.rosmintrud.ru.