Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
В Ижевске прошло Всероссийское совещание по внедрению механизмов оценки рисков на производстве
5 октября 2016 г.
НАМ ЕСТЬ ЧТО СОВЕРШЕНСТВОВАТЬ
Ситуация с безопасностью на производстве улучшается. Если сравнивать с прошлым десятилетием, в два раза снизилось количество погибших на производстве. Тенденция очень хорошая, но если посмотреть на абсолютные цифры, в 2015 году на производстве погибло свыше тысячи человек! За каждой трагедией стоят судьбы семей, детей и взрослых, которые были на иждивении погибших.
– Нам есть что совершенствовать, есть куда двигаться, – заявил журналистам заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации Григорий ЛЕКАРЕВ перед открытием Всероссийского совещания по вопросам внедрения механизмов оценки рисков на производстве.– Многие нормы охраны труда пока выглядят архаичными, некоторые вызывают сомнения в правоприменении. И мы нацелены на внесение определенных изменений в закон, которые в большей степени защитят самих работников и сделают более понятными для работодателей применение норм по охране труда. К сожалению, сейчас они не всегда очевидны и понятны.
Мы хотим исключить работу людей в экстремально опасных условиях. Конечно, это не распространяется на чрезвычайные ситуации. Спасатели находятся под угрозой, но они спасают другие жизни, а вот что касается обычного производства, нужно добиться того, чтобы в опасных условиях работник никогда не находился до тех пор, пока работодатель не предпримет надлежащих мер по его защите. Мы не можем исключить опасность на сто процентов, но можем снизить риск возникновения чрезвычайной ситуации до минимума.
Снижение людских и экономических потерь за счет создания безопасных условий труда – важнейшее направление государственной политики. За последние 10 лет показатели уровня производственного травматизма достигли своего исторического минимума. Общее количество несчастных случаев на производстве сократилось в 2,1 раза – с 88 тысяч случаев в 2006 году до 42 тысяч в 2015 году. В два раза сократились и случаи с тяжелыми последствиями. Эта тенденция сохранятся и сейчас. Число погибших на производстве в 2015 году составило две тысячи работников, что практически в 2,2 раза ниже показателей 2006 года. Количество погибших традиционно остается высоким в строительной отрасли – 22 % от общего количества погибших. На обрабатывающих производствах этот показатель составляет 17 %, в отрасли транспорта и связи – 14 %, в сельском хозяйстве – 10 %, в сфере добычи полезных ископаемых – 7 %.
Согласно методике международной организации труда учет погибших рассчитывается на 100 тысяч занятых в экономике. В 2015 году этот показатель составил 2,9 погибших, что соответствует в целом показателям западных стран. Очевидно, что расходы работодателей на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма вносят определенный вклад в улучшение ситуации. Работодатели израсходовали на эти мероприятия свыше 9 миллиардов рублей.
В России сохраняется тенденция к ежегодному увеличению удельного веса работников, которые заняты во вредных и опасных условиях труда. За последние семь лет этот показатель вырос с 26 до 39 процентов. Благодаря внедрению в течение 2013-2015 годов специальной оценки условий труда он начал снижаться. Проведение специальной оценки обеспечивает формирование более объективных данных на всех рабочих местах в экономике страны.
Дифференцирован объем гарантий компенсаций за работу во вредных условиях, размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд, введена процедура декларирования соответствия условий труда государственным требованиям, усилена административная и уголовная ответственность работодателей за нарушение требований охраны труда. Свою роль в защите трудовых прав работников играет и совершенствование надзора за соблюдением трудового законодательства. Осуществлен запуск интернет-сервиса с перечнем требований трудового законодательства, с помощью которого впервые сделаны обязательными требования в сфере труда. Но проблемы в исполнении требований остаются из-за низкой культуры безопасного труда, исчерпавшей себя модели санкций как метода управления охраной труда, наличия внутренних противоречий законодательства.
Основными тезисами доклада директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Валерия КОРЖА стали комментарии к разработанному законопроекту по внесению изменений в Трудовой кодекс РФ. Владимир КОРЖ подчеркнул, что никакие дополнительные отпуска, доплаты и т.д. не могут компенсировать вред здоровью, нанесенный опасными условиями труда.
Выявление опасности и устранение рисков травмирования должно быть не раз в пять лет, а каждый день. Работники должны уметь оценивать опасности, а работодатели – устранять их самостоятельно или привлекать какие-то службы. На смену советской системе охраны труда, когда человек расписался за инструктаж по технике безопасности, а дальше хоть трава не расти, должно прийти именно такое отношение.
Опыту организации в Удмуртской Республике ведомственного контроля в части соблюдения законодательства об охране труда был посвящен доклад министра труда и миграционной политики Удмуртии Надежды ГУБСКОЙ. Практика работы в 2015 году показала, что невозможно охватить проверками все подведомственные организации по соблюдению ими трудового законодательства. Поэтому для экономного и эффективного расходования времени на проведение проверок было принято решение применять риск-ориентированный подход при проведении мероприятий по контролю. Рассматриваются несколько категорий риска подведомственных организаций, исходя из которых, будет определяться частота их проверок.
Итогом всероссийского совещания в Ижевске стали предложения, которые будут использованы при подготовке законодательных актов и государственной программы «Безопасный труд». Ее реализация должна начаться в 2018 году, а завершиться в 2025 году.
Программа будет направлена на формирование культуры безопасного труда, сокращение или ликвидацию рабочих мест с вредными условиями, снижение экономических потерь работодателей.
УДМУРТИЯ ИНТЕРЕСНА ОПЫТОМ
Почему местом проведения всероссийского совещания была избрана Удмуртия? По словам заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики Сергея ФЕФИЛОВА, у нашей республики давние партнерские отношения с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в области охраны труда. В Удмуртии сокращается число несчастных случаев на производстве, снижаются показатели по всем видам травматизма, тем не менее, решение задач, связанных с совершенствованием охраны труда, требует новых подходов. Нельзя мириться с тем печальным фактом, что в республике ежегодно на производстве гибнет 20 человек.
– Мы признательны руководству республики, выступившему с инициативой проведения всероссийского совещания в Удмуртии и пригласившего сюда специалистов из разных регионов, – говорит Григорий ЛЕКАРЕВ. – Мы традиционно стараемся проводить такие совещания по охране труда в регионах. Нам важен доверительный двухсторонний диалог, чтобы работодатели могли рассказать о проблемах правоприменения норм трудового законодательства, которые сейчас возникают. Удмуртия интересна тем, что она готова делиться своим опытом по взаимодействию с муниципальными образованиями.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТСЯ СДЕЛАТЬ?
Внести изменения в трудовое законодательство. В 2016 году министерство планирует завершить разработку соответствующего законопроекта. Он будет предусматривать ряд дополнительных полномочий федерального органа исполнительной власти. В его компетенцию войдет разработка государственных программ, направленных на улучшение условий труда. Утверждение типовой региональной программы охраны труда, порядка внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства. Планируется также ввести общие системные типовые правила действий работодателя по обеспечению безопасных условий труда работников. По замыслу министерства, работодатель будет обязан декларировать свои обязательства по обеспечению безопасности труда, определить свою собственную политику в этой сфере. При этом существенно расширится автономия работодателя в выборе средств управления охраной труда за счет внедрения на государственном уровне целевых показателей, которые свидетельствуют о безопасности на рабочем месте.
На законодательном уровне планируется разграничить полномочия государства и работодателей в управлении профессиональными рисками. Будет усилена защита работников, занятых на производствах с экстремальными условиями и запредельными рисками. Подобный вид деятельности будет запрещен до тех пор, пока работодатель не обеспечит надлежащую защиту работника. Исключение составят те работы, которые выполняются в условиях чрезвычайной ситуации, где люди с риском для собственной жизни спасают жизни других людей.
В то же время для работодателей, которые на постоянной основе обеспечивают безопасность труда на производстве, предусмотрено снижение количества надзорных проверок. Планируется создать систему внутреннего контроля за соблюдением трудового законодательства. Будут устранены дублирующие обязательные требования в обеспечении безопасных условий труда, исключены избыточные и устаревшие. Сейчас дублирование действий органов надзора, утвержденных Минтрудом, Роспотребнадзором, Ростехнадзором, Росстройнадзором, Росздравнадзором, ведет к двойной ответственности работодателей за одни и те же нарушения. До конца 2016 года планируется подготовить соответствующий законопроект.
Источник публикации: udmpravda.ru.