Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

27 декабря 2024 г.

Эксперты КИОУТ приняли участие в деловой программе БИОТ 2024

С 10 по 13 декабря 2024 года в московском международном выставочном центре Крокус Экспо проходила 28-я Международная специализированная выставка – деловой форум «Безопасность и...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Вредное воздействие на здоровье работников сельского хозяйства токсических ядохимикатов

28 апреля 2022 г.

Обобщенно группу химических веществ, оказывающих вредное воздействие на здоровье работников сельского хозяйства принято относить к особой группе — пестицидов — химических соединений разнообразной структуры, ис­пользуемые для борьбы с сорной растительностью, вредителями расте­ний, продуктов сельского хозяйства и животноводства, эктопаразитами домашних животных и переносчиками заболеваний животных и челове­ка. 






Вредное воздействие на здоровье работников сельского хозяйства токсических ядохимикатов  





Обобщенно группу химических веществ, оказывающих вредное воздействие на здоровье работников сельского хозяйства принято относить к особой группе — пестицидов — химических соединений разнообразной структуры, ис­пользуемые для борьбы с сорной растительностью, вредителями расте­ний, продуктов сельского хозяйства и животноводства, эктопаразитами домашних животных и переносчиками заболеваний животных и челове­ка. Наряду с термином пестициды, для обозначения данных соединений используют понятие сельскохозяйственные ядохимикаты.
 
 


РАЗНОВИДНОСТИ ПЕСТИЦИДОВ
 


В зависимости от назначения пестициды разделяют на несколько групп, среди которых наибольшее значение по широте использования в практике имеют инсектициды, применяемые для уничтожения насеко­мых, и гербициды, 
Вредное воздействие на здоровье работников сельского хозяйства токсических ядохимикатов   для уничтожения сорной растительности. Наряду с этим существуют также фунгициды, применяемые для борьбы с возбуди­телями грибковых, бактериальных и вирусных заболеваний растений, репелленты, отпугивающие насекомых, овициды, уничтожающие яйца насекомых, лаврициды, истребляющие личинки насекомых, дефолиан­ты, удаляющие листья, акарициды, применяемые для уничтожения кле­щей, зооциды, уничтожающие грызунов, и мн. др.










 
Пестициды разделяют также по степени токсичности при введении в желудок и поступлении через кожу, степени летучести, которая опреде­ляет скорость достижения токсического уровня вещества в воздухе, кумулятивности, стойкости в почве, бластомогенности, тератогенности и эмбриотоксичности.
 
Пестициды крайне широко распространены в разных экологических средах, и человек может подвергаться их действию в процессе производ­ства, хранения, расфасовки и транспортировки, использования в сель­ским хозяйстве и в быту, при попадании в пищевые продукты и водные источники (Мельников Н.Н. и др., 1977). В последние годы синтезирова­но много новых пестицидов, главным образом хлор- и фосфорорганических соединений, однако наряду с их широким применением, использо­вание давно известных препаратов не снижается.
 

Имеется аргументированная в эксперименте точка зрения рассматри­вать хронические интоксикации, в том числе пестицидами, как динами­чески развивающийся стресс, или общий адаптационный синдром. «Ста­дия первичной декомпенсации» приближается по своей сущности к реак­ции тревоги по Г. Селье и характеризуется общим напряжением организ­ма и отклонением параметров гомеостаза при первоначальном воздейст­вии вредных факторов. В этот период наблюдается активация гипофи­зарно-надпочечниковой и симпато-адреналовой систем.
 
Вторая стадия, т.н. «привыкания», характеризуется поддержанием на нормальном уров­не параметров гомеостаза, несмотря на продолжающееся действие по­вреждающего химического агента, и приближается к стадии резистент­ности стресса. Вышеназванные регуляторные системы нормализуют свою активность. Третья стадия по Г. Селье — истощения, вероятно, про­является интоксикацией с ее неспецифическими проявлениями, когда наблюдаются стереотипные нарушения деятельности той или иной сис­темы, истощение системы гипофиз-кора надпочечников и расстройства функции исполнительных органов.
 
В дальнейшем, при хроническом воз­действии повреждающих химических агентов формируются специфиче­ские проявления интоксикации. Острые интоксикации при интенсив­ных химических повреждающих воздействиях проявляются, практи­чески, сразу третьей стадией стресса в форме коматозного состояния.

 


ИНСЕКТИЦИДЫ


 
Наиболее часто в качестве инсектицидов используются хлорированные углеводороды, фосфорорганические соединения и карба­маты. В дезинфекционной практике инсектициды используются в раз­ных формах, например, паст, эмульсий, суспензий, аэрозолей, газов, по­рошков и других форм, что определяет разнообразные пути их поступле­ния в организм человека.
























ХЛОРОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ


 

Хлорорганические соединения ГХЦГ — гексахлорциклогексан, ДДТ, гептохлор и т.д. обладают средней или высокой токсичностью и относи­тельно высокой кумулятивностью. В организм человека поступают через желудочно-кишечный тракт, дыхательные пути и кожу. Они являются политропными соединениями с преимущественным поражением ЦНС и паренхиматозных органов. Таким образом, нарушения функции цент­ральной и вегетативной нервной системы связаны с непосредственным токсическим влиянием на нейроны и опосредованным, обусловленным афферентными сигналами и изменением состава крови при повреждении паренхиматозных органов (печень, почки, сердце и др.). Немаловажное значение в опосредованном повреждении мозга имеют существенные от­клонения параметров гомеостаза: гипоксемия, нарушения КОС и элект­ролитного баланса крови.
 
Хлорорганические соединения хорошо растворяются и депонируются в липидах. Предполагается, что эти вещества нарушают тканевое дыха­ние в клетках-мишенях. При остром отравлении возникают головные бо­ли и боли в конечностях, эпигастрии, головокружения, атаксия. В тяже­лых случаях — коматозное состояние с развитием эпилептиформных су­дорог (Могуш Г., 1984). Клиническая картина хронического отравления характеризуется нарушением координации движений и психо-эмоцио- нальной сферы деятельности. Отмечается угнетение общего состояния, бессонница, иногда эмоциональная неустойчивость, раздражительность, агрессивность.
 




ФОСФОРОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
 

 
Такие фосфорорганические соединения, как хлорофос, карбофос, метилмеркап- тофос, руэлен, сайфос и так далее, являются токсическими соединениями, ма­лостойкими в окружающей среде, т.ч. почве, воде. Они имеют низкую или среднюю летучесть, легко приникают через кожу, однако возможны не только чрезкожные, но и ингаляционные отравления. Обладают высо­кой нейротропностью и являются мощными ингибиторами эстераз, в ча­стности ацетилхолинэстераз, разрушающих нейромедиатор парасимпа­тического отдела нервной системы ацетилхолин. Фосфорорганические соединения могут изменять также холинергическую симпатическую пе­редачу в мозге и ганглиях вегетативной нервной системы.
 
Расстройства деятельности центральной и вегетативной нервной систе­мы под влиянием этих соединений в высоких дозах обусловлены стимуля­цией, а в дальнейшем угнетением центральных и периферических М- и Н- холинорецепторов в связи с ослаблением гидролиза ацетилхолина и изме­нением его мускарино- и никотиноподобных эффектов.
 
В клинической кар­тине острой интоксикации выделяют три стадии: начальных проявлений, судорожную и паралитическую.
 
В первую стадию отмечают признаки об­щего возбуждения, сопровождающегося беспокойством, страхом, голово­кружением, слезо- и слюнотечением, тошнотой или рвотой, болями в обла­сти живота, усилением моторики кишечника и диареей, миозом, наруше­нием зрения. Во вторую стадию появляются расстройства чувствительности в форме парастезий, спутанность сознания, атаксия, тремор рук и головы, нарушения речи. При переходе от второй и третьей стадии часто развивают­ся клонико-тонические судороги, возникает коматозное состояние. В коме крайне опасным является возникновение отека легких, паралича диафраг­мы, развитие периодического дыхания Чейн-Стокса, тяжелая артериаль­ная гипотензия (Могуш Г., 1984). Хроническая интоксикация проявляется быстрой утомляемостью, ухуд­шением памяти, нарушением сна, дезориентацией в пространстве, голо­вными болями и головокружениями, вазо-вегетативными расстройствами.
 
Нередко появляются нарушения функции периферической нервной систе­мы, токсические невриты, сопровождающиеся парастезией, парезом или параличом. Неврологическая и другая симптоматика интоксикации фосфо- рорганическими пестицидами во многом зависит от пути их поступления в организм. При ингаляционном пути поступления часто на первый план вы­ступают расстройства функции центральной и вегетативной нервной систе­мы, бронхо-легочного аппарата, при чрезкожном — интоксикация растяну­та во времени, наблюдаются усиление потоотделения, фасцикуляции близ­ко расположенных мышц без признаков раздражения кожи, при попадании в желудочно-кишечный тракт — тошнота или рвота, резкое усиление сек­реции и моторики и, как следствие, спазмы в кишечнике, боли в области живота, диарея (Могуш Г., 1984).
 
Наиболее адекватным критерием наличия интоксикации фосфорор- ганическими соединениями и степени отравления организма является определение активности холинэестераз, которую сейчас можно исследо­вать довольно простыми методами даже в полевых условиях.
 
 


ПРОИЗВОДНЫЕ КАРБАМИНОВОЙ, ТИОКАРБАМИНОВОЙ И
ДИТИОКАРБАМИНОВОЙ КИСЛОТ

 

 
Ариловые и алкиловые эфиры арилкарбаминовой кислоты (соот­ветственно дикрезин, севин и др., ацилат, бетанол) используются, пер­вые — в качестве инсектицидов, вторые — гербицидов. Ариловые эфиры являются веществами средней и высокой токсичности, обладают антихо- линэстеразной активностью. В клинической картине интоксикации пре­обладают признаки активации холинергической системы разных уровней регуляции: гиперсаливация, миоз, фибриллярные мышечные подер­гивания, усиление моторики кишечника. Наряду с этим, характерно бес­покойство, головные бати, одышка, в тяжелых случаях — клонико-тонические судороги или параличи.
 

Производные тиокарбаминовой кислоты относятся к группе гербици­дов и будут рассмотрены ниже. Производные дитиокарбаминовой кисло­ты применяются в качестве инсектицидов (карбатион) и фунгицидов (купрозон, купроцин-1 и др.), имеющих широкий диапазон токсично­сти, от малой до высокой. В природных условиях эти соединения подвер­гаются деструкции с образованием токсических летучих соединений (CS2, H2S и др.), которые могут попадать в водные источники и пищевые продукты. В основе патогенетических эффектов производных дитиокарбамино­вой кислоты лежат нарушения обмена веществ, во многом связанные с блокадой SH-групп бежов-ферментов. Расстройства нервной деятельно­сти обычно связаны, в первую очередь, с аллергизацией организма, т.к. многие из этих соединений являются аллергенами.
 
 














 





 
ДРУГИЕ СОЕДИНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАЧЕСТВЕ ИНСЕКТИЦИДОВ
 

 

Среди многих других соединений следует назвать нитро- и хлорпроизводные фенола (например, пентохлорфенолят натрия, акрекс, нитрофен и др.), используемые, главным образом, в качестве инсектицидов и фунгици­дов. Данные соединения, во всяком случае многие из них, обладают вы­сокой токсичностью, но относительно невысокими кумулятивными свой­ствами. Они поступают в организм человека ингаляционным и чрезкож- ным путем, причем в последнем случае при работе с растворами произ­водных фенола могут возникать летальные исходы интоксикации.







 



При остром отравлении превалируют мозговые симптомы тяжелого со­стояния: на фоне высокой лихорадки появляется общая слабость, головная боль, головокружения, жажда, одышка, звон в ушах, нарушения зрения. С увеличением тяжести возникает общее возбуждение, судороги, бред и дру­гие признаки комы. Обычно возникает отек мозга и лепсих. При хрониче­ской интоксикации со стороны нервной системы наблюдаются парестезии, снижение слуха и зрения, астено-вегетативные реакции (Могуш Г., 1984).
 
 


ГЕРБИЦИДЫ
 

 
По химическому строению гербициды делятся на несколько групп: карбаминовые соединения, производные хлорофеноксиуксусной кислоты, некоторые дериваты карбоновых кислот и фенола, циан- и ро- дансодержагцие соединения и др. Основной способ применения гербици­дов состоит в опрыскивании растений с помощью распылителей на земле или с самолетов. Для этих целей используются водные эмульсии, раство­ры, суспензии. Гербициды могут попадать в организм человека через ды­хательные пути, глаза, чрезкожным путем, а также через желудочно- кишечный тракт в случае попадания данных соединений в питьевую во­ду и пищевые продукты. Токсическое действие на человека эти гербици­ды могут оказывать также в процессе их производства, хранения, расфа­совки и транспортировки.
 
 


КАРБАМИНОВЫЕ СОЕДИНЕНИЯ
 

 
Среди данных веществ, которые рассматри­вались выше, наибольшее значение имеют алкиловые эфиры арил-кар- баминовой кислоты (в частности, бетанол, пиромер и др.).
 

Некоторые из данных соединений, например, приведенные выше, об­ладают средней токсичностью, но слабо выраженными кумулятивными свойствами. Алкиловые эфиры являются метгемоглобинообразователя- ми, в результате чего при интоксикации развивается гемическая гипо­ксия. Последняя во многом может определять расстройства деятельности центральной и вегетативной нервной системы (см. дефицит кислорода). Критерием оценки наличия отравления и его степени является уровень метгемоглобина в крови.
 
 


ПРОИЗВОДНЫЕ ХЛОРФЕНОКСИУКСУСНОЙ КИСЛОТЫ
 

 
Большинство из данных веществ обладают малой или средней токсичностью, слабо выраженны­ми кумулятивными свойствами. При отравлении этими соединениями развиваются явления астенизации, слабость и быстрая утомляемость, нарушения сна, головные боли, ослабление обонятельной и вкусовой чувствительности. При тяжелых отравлениях развивается коматозное состояние, сопровождающееся судорогами.
 
Производные карбоновых кислот, их галоидзамегценные анилиды (пропанид, рамрод и др.) обладают слабой или средней токсичностью, кумулятивные свойства колеблются в широком диапазоне. Основные со­единения этого ряда относятся к метгемоглобинообразователям и вызы­вают гемическую гипоксию.
 

 

ДРУГИЕ СОЕДИНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАЧЕСТВЕ ГЕРБИЦИДОВ
 



Среди много­численных других соединений следует назвать вещества (в частности, цианамид кальция, цианамид свободный и др.), которые в процессе дей­ствия выделяют один из сильнейших ядов — синильную кислоту. Эти гербициды обладают высокой токсичностью для человека. Синильная кислота блокирует систему цитохромов дыхательной цепи в митохонд­риях клеток и, таким образом, нарушает тканевое дыхание, вызывая тканевую гипоксию, прежде всего в мозге.










 
При остром отравлении даже невысокими дозами выделяют четыре клинических стадии, проявления которых во многом обусловлены изме­нением деятельности нервной системы. На первой стадии регистрируется общая слабость и головокружения, нарушения координации, особенно сложных движений. Человек может обратить внимание на запах горько­го миндаля.
 

В дальнейшем, во второй стадии нарастают защитно-приспо­собительные реакции вместе с различными расстройствами: одышка, ар­териальная гипертензия, чувство стеснения в груди, спутанность созна­ния. В третьей стадии формируется гипоксическая кома с потерей созна­ния, приступообразными судорогами, нарушением внешнего дыхания центрального происхождения, нарастающая артериальная гипертензия. В дальнейшем может наступить паралич дыхательного центра и останов­ка дыхания. При хронической интоксикации признаки первой и второй стадии менее выражены: среди проявлений могут преобладать расстрой­ства нервной деятельности, кровообращения или дыхания.
 

Характерным для интоксикации циан- и родон-содержащими соеди­нениями, помимо их обнаружения в моче, являются признаки тканевой гипоксии и гипоксии вообще: артериолизация венозной крови, снижение артерио-венозной разницы по кислороду, эритроцитов и др.

Более низкой токсичностью и слабо выраженными кумулятивными свойствами обладают производные мочевины и гуанитидина (в частно­сти, гербан, диурон и др.). Хотя они обладают раздражающим действием на слизистые оболочки и кожу, но не вызывают тяжелых поражений дея­тельности центральной и вегетативной нервной системы.
 

 







 





 







 
АКТУАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
 


 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков, утвержденные Приказом Минтруда России от 28 декабря 2021 года № 796. Рассмотрим важнейшие положения документа.



 
 

 
Какие изменения в законодательстве затронут специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
 




 
 
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.