Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

АРХИВ_Консультация: расследование несчастных случаев на производстве

25 сентября 2019 г.


Расследование тяжелого несчастного случая прово­дилось комиссией, образованной согласно ст. 229 ТК РФ и возглав­ляемой государственным инспектором труда. В ходе расследова­ния выявлены факты, свидетельствующие, что ответственным за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов, ставших причинами несчастного случая, явля­ется главный инженер организации – он же представитель ра­ботодателя в комиссии. Председатель комиссии потребовал заме­нить главного инженера другим представителем работодателя в комиссии. Является ли правомерным данное требование и на каких за­конодательных или иных нормативных правовых актах оно осно­вывается?
 
ЕЩЕ РАЗ О СОСТАВЕ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ
НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ



 

 
ВОПРОС:
 
Расследование тяжелого несчастного случая прово­дилось комиссией, образованной согласно ст. 229 ТК РФ и возглав­ляемой государственным инспектором труда. В ходе расследова­ния выявлены факты, свидетельствующие, что ответственным за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов, ставших причинами несчастного случая, явля­ется главный инженер организации – он же представитель ра­ботодателя в комиссии. Председатель комиссии потребовал заме­нить главного инженера другим представителем работодателя в комиссии. Является ли правомерным данное требование и на каких за­конодательных или иных нормативных правовых актах оно осно­вывается?


 
ОТВЕТ:

Лица, на которых непосредственно возложено обеспе­чение соблюдения требований охраны труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включа­ются (ч. 3 ст. 229 ТК РФ). Подобных лиц может быть несколько (слово «лица» изложено во множественном числе), причем не обя­зательно они должны быть непосредственными руководителями работ.
 






На практике это требование вызывает неоднозначное толко­вание. Считается бесспорным невключение в состав комиссии должностных лиц, которым непосредственно подчиняется (под­чинялся) пострадавший: это мастер, прораб, начальник смены и др. (именно они выдавали задание на производство работы, при выполнении которой произошел несчастный случай). На них воз­лагаются обязанности, связанные с непосредственным обеспечением соблюдения требований охраны труда при выполнении данной работы, в большинстве случаев входят в перечень лиц, ответственных за допущенные нарушения законодательных и иных нормативных правовых актов, явившихся причинами не­счастного случая. Следовательно, им трудно быть объективными в установлении истинных обстоятельств и причин несчастного случая.
 
Вместе с тем, обеспечение соблюдения требований охраны труда, в том числе на участке (объекте), где произошел несчаст­ный случай, может быть возложено и на других руководителей, вплоть до директора организации, поэтому они также могут быть названы в числе лиц, ответственных за допущенные нарушения, приведшие к несчастному случаю (в нашем случае – это главный инженер). Руководствуясь ч. 3 ст. 229 ТК РФ, их не следует вклю­чать в состав комиссии. Применение данной нормы ТК РФ обус­ловлено ч. 3 ст. 11 ГПК РФ, в которой говорится, что в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (ана­логия закона).
 
На начальном этапе расследования можно сделать предвари­тельные выводы о лицах, допустивших нарушения требований охраны труда, явившихся причинами несчастного случая. Если в их число входят некоторые члены комиссии, последние выводят­ся из ее состава и назначаются другие. Не следует ставить людей в затруднительное положение, когда они будут вынуждены под­писывать (или не подписывать) акт, в котором отмечено, что они являются лицами, допустившими нарушения требований охраны труда, явившихся причинами несчастного случая. Как они смогут защищаться в дальнейшем, например, при возбуждении уголов­ного дела правоохранительными органами? Подобную подпись под актом о расследовании несчастного случая можно расцени­вать как «явку с повинной». И, наконец, самое главное – участие данных лиц в составе комиссии по расследованию несчастного случая не соответствует ч. 3 ст. 229 ТК РФ.
 
Не правы те государственные инспекторы труда, возглавля­ющие комиссию по расследованию, которые, используя свои пол­номочия, принуждают данных лиц ставить подпись под текстом акта, в котором они поименованы как лица, допустившие нару­шения требований охраны труда, приведших к несчастному слу­чаю. Как известно, в силу ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя. Следовательно, член комиссии, поименованный в акте о расследовании как лицо, допустившее нарушения требований охраны труда, явившихся причинами несчастного случая, вправе не ставить свою подпись под подобным текстом. Поэтому данного члена комиссии следовало заблагов­ременно вывести из ее состава, заменив другим представителем работодателя, о чем должны были позаботиться председатель ко­миссии и работодатель.
 
Отвечая по существу вопроса, следует констатировать, что требование председателя комиссии – государственного инспекто­ра труда о замене главного инженера организации, являющего­ся ответственным за допущенные нарушения требований охраны труда, приведших к несчастному случаю, другим представителем работодателя в комиссии является правомерным, так как основы­вается на нормах ч. 3 ст. 229 ТК РФ.
 
Представляется, что в Положение об особенностях расследова­ния несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях следует ввести норму, которая исключила бы спо­ры по данному вопросу.
 
 



ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА ПО ВЕДЕНИЮ УЧЕТА ПОСТРАДАВШИХ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
 


 
ВОПРОС:
 
Медицинская организация должна представить в государственную инспекцию труда извещение установленной формы о лицах, пострадавших от несчастного случая на произ­водстве, обратившихся или доставленных в эту медицинскую ор­ганизацию. Относится ли требование настоящего приказа ко всем катего­риям несчастных случаев: легким, тяжелым, в том числе со смер­тельным исходом? Обязана ли государственная инспекция труда передавать полученные сведения о происшедшем несчастном слу­чае работодателю? Как это соотносится с обязанностью работодателя направлять согласно ст. 228.1 ТК РФ в государственную инспекцию труда извещение о групповом несчастном случае (тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом), а медицинскую организацию – выдавать заключение о степени тяжести повреждения здоровья?

 
ОТВЕТ:

Сопоставление данных о числе пострадавших, обра­тившихся в травмпункты медицинских организаций по поводу повреждения здоровья в результате несчастного случая на про­изводстве, и оформленных работодателями актов формы Н-1 свидетельствует, что многие несчастные случаи, относящиеся к категории легких, не расследуются и не учитываются, особенно в организациях малого и среднего бизнеса.

Выздоровевшие ко времени-проверки работники (у которых нет стойкой утраты тру­доспособности) под влиянием различных факторов не дают прав­дивых объяснений, поэтому попытки провести расследование и оформить эти несчастные случаи актом формы Н-1 в большинстве своем не достигают цели. Без заинтересованности самого работни­ка в своевременном расследовании несчастного случая и оформ­лении его результатов трудно установить объективные показате­ли о состоянии производственного травматизма в организации: они сильно занижены, в том числе на федеральном уровне.






 
Для взаимодействия медицинских организаций с государ­ственными инспекциями труда в субъектах РФ и упорядочения ведения учета пострадавших от несчастных случаев на произ­водстве приказом Минздравсоцразвития России от 30.12.2009 г. № 1045н «Об утверждении статического инструментария по учету пострадавшего от несчастного случая на производстве» утверж­дена форма № 59-НСП/у «Извещение о пострадавшем от несчаст­ного случая на производстве, обратившемся или доставленном в медицинскую организацию» (далее – извещение). Руководителям органов управления здравоохранением субъектов РФ рекомен­довано обеспечить введение данной учетной формы в подведом­ственных организациях.
 
Извещение содержит сведения, необходимые для учета не­счастного случая на производстве, заполняется медицинской ор­ганизацией на каждого обратившегося или доставленного постра­давшего и в срок не более суток направляется в государственную инспекцию труда в субъекте РФ.
 
В извещении указывается полное наименование медицин­ской организации, ее почтовый адрес и телефон, а также:
 
  •  фамилия, имя, отчество пострадавшего (полностью, без со­кращений);
  •  пол пострадавшего (мужской, женский);
  •  дата рождения (число, месяц, год);
  •  способ обращения в медицинскую организацию (самостоя­тельно, доставлен на «скорой помощи» или работодателем);
  • место работы пострадавшего (наименование организации полностью, ее фактический адрес);
  • дата обращения в медицинскую организацию (число, месяц, год);
  • время обращения в медицинскую организацию (часы, мину­ты);
  • дата происшедшего несчастного случая (число, месяц, год);
  • время происшедшего несчастного случая (часы, минуты);
  • диагноз при обращении в медицинскую организацию, код диагноза по МКБ-10;
  • краткая информация (со слов пострадавшего) об обстоятель­ствах несчастного случая.
Извещение заполняется на бланке формата А5, подписывает­ся медицинским работником, составившим его, с расшифровкой фамилии, указанием должности и даты заполнения. Срок хране­ния извещения – 45 лет.
 
В статье 228.1 ТК РФ дается перечень органов, в которые в течение суток работодатель обязан направить извещение о проис­шедшем групповом несчастном случае, тяжелом несчастном слу­чае или несчастном случае со смертельным исходом.
 
Извещение о пострадавшем от несчастного случая на произ­водстве, обратившемся (или доставленном) в медицинскую орга­низацию, представляется в государственную инспекцию труда в субъекте РФ. Извещение не является основанием для работода­теля – при происшествии группового, тяжелого или несчастного случая со смертельным исходом – не направлять о нем сообщение в государственную инспекцию труда.













 

 
 
Извещение, представляемое медицинской организацией, поз­воляет государственной инспекции труда более эффективно ре­ализовать полномочия, предусмотренные ст. 356 ТК РФ, по осу­ществлению надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производ­стве. Виды надзора и контроля могут быть различными. Вместе с тем, они не предполагают формального переадресования рабо­тодателю полученных государственной инспекцией труда сведе­ний из медицинской организации о пострадавшем от несчастного случая на производстве, обратившемся (или доставленном) в ме­дицинскую организацию. Согласно ТК РФ у работодателя доста­точно полномочий, чтобы добиться своевременной и объективной информации о каждом несчастном случае, происшедшем в орга­низации с ее работниками.
 
В соответствии со ст. 214 ТК РФ работник обязан незамедли­тельно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производ­стве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления).




 


Инструкции по охране труда по профессиям или видам работ, действующие в организации и разрабатываемые на основе типо­вых межотраслевых и отраслевых инструкций по охране труда, содержат порядок уведомления работодателя о случаях травми­рования работников. Порядок извещения имеется и в программах обучения работников по охране труда. Кроме того, при проведе­нии вводного инструктажа с вновь принятыми работниками рас­сматривается порядок расследования и оформления несчастных случаев, в том числе и порядок сообщения о них.
 
Таким образом, порядок уведомления работодателя о проис­шедшем несчастном случае на производстве в нормативных до­кументах по охране труда хорошо проработан и, как правило, работники организации его знают. Обязанность работодателя – обеспечить его соблюдение действиями в рамках норм ТК РФ.
 
В извещении, направляемом медицинской организацией в государственную инспекцию труда, указывается лишь предва­рительный диагноз. Работодатель обязан сделать запрос в меди­цинскую организацию о характере полученных пострадавшим повреждений здоровья в результате несчастного случая на про­изводстве и степени их тяжести. Заключение (учетная форма №315/у, утвержденная приказом Минздравсоцразвития России от 15.04.2005 г. №275) незамедлительно после поступления за­проса выдается работодателю медицинской организацией, куда впервые обратился за помощью пострадавший (или куда он был доставлен). Направление медицинской организацией в государ­ственную инспекцию труда сведений о несчастном случае на про­изводстве со смертельным исходом формой извещения (учетная форма № 59-НСП/у) не предусматривается.
 
Причина временной нетрудоспособности «несчастный случай на производстве» в листке нетрудоспособности и информация об обстоятельствах несчастного случая в извещении, указываемые со слов пострадавшего, не являются достаточными основаниями для его квалификации как несчастного случая на производстве. Окончательное решение о квалификации несчастного случая принимается по результатам его расследования комиссией.
 
Благодаря приказу Минздравсоцразвития РФ от 30.12.2009 г. № 1045н о введении учетной формы № 59-НСП/у государствен­ная инспекция труда располагает сведениями о всех несчастных случаях, которые (со слов пострадавших) произошли с ними на производстве, что позволяет упорядочить ведение учета и затруд­няет сокрытие несчастных случаев.
 
И. Цветков





ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК


 Журнал «Библиотека инженера по охране труда».