Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Роль человека в системе охраны труда
22 апреля 2021 г.
Роль человека в системе охраны труда
Формальное отношение ко всему, что связано с понятием охрана труда, в той или иной степени характеризует всех представителей российского бизнеса. Вместе с тем, наиболее парадоксальным является тот факт, что самое пренебрежительное отношение наблюдается в среде самих работников, на защиту жизни здоровья которых эта система и направлена.
ХУДО ДЕЛО
В данный момент идет много споров о необходимости гармонизации российского и европейского законодательств в сфере охраны труда. И определенные шаги в этом направлении уже сделаны: в ТК РФ закреплены понятия «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками», действует закон «О Специальной оценке условий труда», где прослеживается ряд аналогий с Западом. Однако говорить о полном принятии западного подхода на данном этапе не приходится. Материально-техническая и, главное, психологическая готовность к адекватному восприятию такого рода нововведений еще не сформирована ни у одной из сторон трудовых отношений — ни у работодателя, ни у работника.
ЭХО СССР
Особенности менталитета и специфика эпохи развитого социализма сформировали стойкие предрассудки, которые продолжают доминировать в сознании нового трудового поколения. Речь идет, в первую очередь, об отношении к своему здоровью и ответственности за собственную жизнь. Многие десятилетия советского периода в сознании работающего населения доминировали представления о том, что ответственность за здоровье человека лежит на здравоохранении.
Первопричиной закрепления ошибочного представления об охране здоровья можно считать былую общедоступность бесплатных медицинских услуг. Здоровье как бы и не было важнейшей жизненной ценностью. С одной стороны, оно представлялось чем-то сугубо личным, а не общественным, что уже ставило его в разряд ценностей второго сорта. А с другой — за ним можно было приходить в поликлинику, как в бесплатный магазин. Несмотря на то, что качество обслуживания в советских учреждениях здравоохранения далеко не всегда было безупречным, а объем оказываемых услуг полностью соответствовал скромным возможностям того времени, у людей не было альтернативы и никаких представлений о том, что альтернатива вообще может существовать.
Тем не менее, непоколебимые убеждения и представления, обусловленные укоренившимся ощущением стабильности, коим характеризовался доперестроечный период, не позволили быстро адаптироваться к реалиям нового времени. Подобная картина наблюдается и по сей день. Ситуацию усугубляет неразвенчаный миф о бесплатной медицине, благодаря которому продолжают жить и многие другие предрассудки.
Говорить о формировании ценностного отношения к здоровью, культуры профессионального здоровья и безопасного поведения на сегодняшний день не приходится, хотя определенные положительные тенденции в данном направлении все же намечаются. Поэтому важно понимать, что непродуманная интеграция европейского законодательства по охране труда в сложную систему трудовых отношений и представлений, которая сложилась в данный момент в России, не улучшит сложившуюся ситуацию. Представляется более целесообразным постепенный переход от формального административно-командного регулирования на более демократичные формы. Параллельно с этим будут эволюционировать и представления о ценности здоровья работника для процветания каждого отдельно взятого бизнеса и всей социально-экономической системы страны.