Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

10 декабря 2024 г.

Роструд: об объединении (разделении) дополнительного оплачиваемого отпуска за вредные условия труда и основного отпуска

Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

АРХИВ Совершенствование охраны труда на основе концепции профессионального риска. Интегрированная система оценки профессиональных рисков

8 декабря 2012 г.




Олег КОСЫРЕВ
, президент
Ассоциации ЭТАЛОН




Андрей МОСКВИЧЕВ
, канд. физ.-мат. наук,
исполнительный директор Клинского института охраны и условий труда




Надежда СИМОНОВА
, проф., доктор мед. наук,
директор департамента по научной работе
Клинского института охраны и условий труда



Описана интеграция процедур аттестации рабочих мест и оценки профессиональных рисков в соответствии с проектами Положения о системе управления профессиональными рисками и Порядка оценки уровня профессионального риска


ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ
 
В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 09.10.2007 г. № 1351) одной из долгосрочных стратегических целей государства является сокращение уровня смертности и травматизма от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за счет перехода в сфере охраны труда к системе управления профессиональными рисками.

В период до 2015 года основной акцент будет сделан на проведении мероприятий по профилактике и своевременному выявлению профессиональных заболеваний, осуществлении программы поэтапного сокращения рабочих мест с вредными или опасными для репродуктивного здоровья населения условиями труда.

Федеральным законом от 04.10.2010 г. №265-ФЗ ратифицирована Конвенция МОТ № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, согласно п. 3 ст. 3 которой при разработке своей национальной политики каждое государство – член МОТ содействует основополагающим принципам, таким как:

 
  • оценка профессиональных рисков или опасностей;
  • борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения;
  • развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.

В соответствии с указанными международными обязательствами, Федеральным законом от 18.07.2011 №238-ФЗ в ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) внесены изменения и дополнения, касающиеся определения понятий «профессиональный риск» и «управление профессиональными рисками». В частности, введены следующие новые понятия:
 
  • профессиональный риск – вероятность причинения вреда здоровью в результате воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов при исполнении работником обязанностей по трудовому договору либо в иных случаях, установленных ТК РФ, другими федеральными законами;
  • управление профессиональными рисками – комплекс взаимосвязанных мероприятий, включающих в себя меры по выявлению, оценке и снижению уровней профессиональных рисков.

В ближайшей перспективе предполагается: 
 
  • внести изменения в ТК РФ в части регламентации прав и обязанностей субъектов трудовых отношений в сфере оценки и управления профессиональными рисками;
  • внедрить в практику процедуры выявления и оценки профессиональных рисков и управления профессиональными рисками (согласно проекту Положения о системе управления профессиональными рисками, подготовленному Минздравсоцразвития России; далее – проект Положения);
  • ратифицировать Конвенцию МОТ № 161 о службах гигиены труда;
  • осуществить гармонизацию российских санитарных норм с нормами, установленными в развитых странах;
  • осуществить поэтапный переход к установлению страховых тарифов в системе обязательного страхования на основе уровня профессионального риска работодателя, определяемого по результатам оценки уровня профессионального риска работников.

Вступление России во Всемирную торговую организацию (далее – ВТО) способствует дальнейшему развитию экономических связей с международными организациями.

Указанные обстоятельства обусловливают также необходимость поэтапного перехода к установлению страховых тарифов в системе обязательного страхования на основе уровня профессионального риска работодателя, зависящего от интегральной оценки условий труда, рассчитываемой с учетом данных оценки условий труда, результатов предварительных и периодических медицинских осмотров, показателей производственного травматизма и профессиональных заболеваний, стажа и возраста работников.

В международных нормах (в частности, в европейском законодательстве) системы оценки рисков являются основой, краеугольным камнем бизнес-процессов. Так, оценка профессиональных рисков расценивается в качестве первоначального этапа при определении подходов к управлению безопасностью и защитой здоровья работников, а также построению системы охраны труда на предприятии.

Оценка рисков – это динамичный процесс, позволяющий работодателю определять превентивные меры, проводить активную политику управления рисками на рабочих местах.

Регулярная оценка рисков должна проводиться на предприятиях всех типов и размеров. Правильный подход к оценке рисков позволяет на базе принципов превентивности и постоянного совершенствования:

 
  • учитывать все риски, связанные с производственной деятельностью предприятия, а также возникающие при использовании продукции или услуг, оказываемых другими организациями;
  • учитывать поведение человека (темперамент, привычки, рабочее положение, психологические и физиологические характеристики, внимательность, биомеханические и антропометрические данные);
  • использовать систематизированную информацию из различных источников (сведения о происшествиях и результаты их анализа, данные мониторинга и оценки опасных воздействий химических и физических факторов, результаты анализа трудового процесса, включая оценку потенциальной возможности возникновения небезопасного поведения);
  • оценивать эффективность принятых мер управления;
  • документировать результаты оценки и принятых мер контроля, проводить их полноценный анализ для определения достаточности принятых мер или необходимости их совершенствования, а также обеспечения согласованности в оценке рисков, выполняемой различными специалистами в разное время;
  • осуществлять систематический мониторинг и разрабатывать корректирующие действия.
Основой для разработки национального законодательства европейских стран является рамочная директива Совета Европейских сообществ 89/391/ЕЭС от 12.06.1989 о введении мер, содействующих улучшению безопасности и здоровья работников на рабочем месте (CouncilDirective 89/391/ЕЕС of 12 June 1989 on the introduction of measures to encourage improvements in the safety and health of workers at work; далее – директива 89/391/ ЕЭС). В ее основе лежит принцип управления рисками. Согласно данной директиве, работодатель обязан осуществлять профилактические меры, руководствуясь следующими принципами:
 
  • избежание рисков;
  • оценка рисков, которых нельзя избежать;
  • борьба с первопричинами рисков;
  • адаптация человека к работе, особенно в части организации рабочих мест, выбора оборудования и технологии производства, с тем, чтобы добиться облегчения тяжелой и монотонной работы, а также сократить влияние условий труда на здо­ровье;
  • адаптация к техническому прогрессу;
  • замена опасного на неопасное или менее опасное;
  • разработка последовательной политики профилактики, охватывающей технологии, организацию работ, условия труда, социальные отношения, а также влияние факторов, связанных с производственной средой;
  • приоритет коллективных средств защиты перед средствами индивидуальной защиты (далее – СИЗ);
  • предоставление соответствующих инструкций работникам.
     
Вступление России в ВТО объективно приведет к повышению роли международных стандартов, а в ряде случаев международные нормы будут иметь приоритетное значение. В этой связи новые российские нормативные документы, в т. ч. в сфере охраны труда, должны быть максимально гармонизированы с международными нормами, действующими в странах – членах ВТО.

 
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ РИСКАМИ

Для обеспечения повышения безопасности и сохранения здоровья работников на рабочих местах путем осуществления профилактических мер на основе принципов, установленных директивой 89/391/ЕЭС, необходимо управлять рисками в области безопасности труда и здоровья работников. Практикой подтверждается улучшение показателей деятельности предприятия в области безопасности труда и здоровья, достигаемое за счет внедрения системы управления рисками.

В руководстве по системам управления охраной труда МОТ-СУОТ 2001 (ILO-OSH 2001 «Guidelines on occupational safety and health management systems»; далее – руководство МОТ-СУОТ 2001) подчеркивается, что правительствами, работодателями и работниками в настоящее время признается положительное влияние внедрения предприятиями систем управления охраной труда, основанных на управлении рисками в области безопасности труда и здоровья работников, как на уровень опасностей и рисков (в сторону их уменьшения), так и на производительность.

Эффективному управлению профессиональными рисками в области безопасности труда и здоровья работников во многом способствует применение положенных в основу системы управления принципов превентивности и постоянного улучшения (совершенствования).

В настоящее время на международном уровне и во многих странах ближнего и дальнего зарубежья разработаны различные документы (стандарты, руководства (Guide) и практические пособия), содержащие требования к системам управления профессиональными рисками и рекомендации по разработке систем менеджмента, а также оценке профессиональных рисков. Эти документы применяются работодателями на добровольной основе.


 
Превентивность означает, что оценка риcка выполняется до начала планируемой деятельности. Меры принимаются с учетом результатов предварительной оценки рисков, что позволяет исключить или понизить степень возможного вреда и масштабы негативных последствий. Постоянное улучшение – перманентный процесс совершенствования системы управления охраной труда в целях улучшения показателей деятельности предприятия в области охраны труда, согласующихся с его политикой в данной сфере.

 
Наиболее известные рекомендации к системам управления, основанным на управлении профессиональными рисками, содержатся в стандартах OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности – Требования» (Occupational health and safety management systems – Requirements; далее – стандарт OHSAS 18001:2007) и ISO 31000:2009 «Менеджмент рисков – Принципы и руководящие указания» (Risk management – Principles and guidelines), а также в руководстве МОТ-СУОТ 2001. Конечно, между указанными документами есть определенные отличия.
 

 
Процедура оценки условий труда на рабочих местах, несмотря на отсутствие аналогов в зарубежном законодательстве, – очень серьезный и эффективный инструмент оценки профессиональных рисков. Это характеризуется, в первую очередь, тому, производятся инструментальные измерения уровней производственных факторов и обязательное сопоставление результатов их оценки с гигиеническими нормативами. Это дает возможность более адекватно оценивать вредность условий труда и устанавливать причинно-следственные связи возможности повреждения здоровья работников при различном характере воздействия условий труда.

 
Следует отметить, что в проекте Положения, с которым можно ознакомиться на официальном сайте Минздравсоцразвития России, его разработчики учли лучшее из международных стандартов. В Европе не существует единого унифицированного обязательного для исполнения руководства по оценке профессиональных рисков.

Существует множество различных методических подходов к ее проведению. Наиболее известными в Европе практическими пособиями по оценке рисков являются:

 
  • руководство «Основы оценки рисков», разработанное и распространяемое Европейским агентством по безопасности и здоровью на рабочих местах (далее – руководство «Основы оценки рисков»);
  • практическое пособие «Оценка рисков на рабочем месте», подготовленное Мерви МУРТОНЕН, ученым-исследователем VTT - технического исследовательского центра Финляндии.

Оба пособия поддержаны Субрегиональным бюро МОТ в Москве. Несмотря на различия в описываемых подходах, указанные пособия помогают достигнуть практических результатов, которые могут быть использованы для целей управления профессиональными рисками на предприятии. В обоих случаях глубина и объем исследований за­висит от стратегических целей (политики) работодателя.

В настоящее время в России действуют несколько нормативных актов, касающихся оценки профессиональных рисков, среди которых можно выделить следующие:

 
  • Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. № 342н; далее – Порядок № 342н), который устанавливает общие принципы и порядок оценки условий труда в целях выявления вредных и опасных факторов, а также осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответ­ствие с государственными требованиями охраны труда;

(обращаем Ваше внимание на то, что с 1 января 2014 года процедура аттестации рабочих рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" – прим. ред.)
 
  • Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Роспотребнадзором 29.07.2005), которое содержит классификацию условий труда по степени вредности;
  • Р.2.2.1766-03 «Руководство по оценке профессионального риска для здоровья работников. Организационно-методические основы, принципы и критерии оценки» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 24.06.2003), которое определяет подходы по количественной оценке риска ущерба здоровью работника от действия вредных и опасных факторов рабочей среды и трудовой нагрузки с учетом вероятности нарушений здоровья и их тяжести.

Оценка профессионального риска в соответствии с руководством Р.2.2.1766-03 выполняется при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора, производственного контроля, социально- гигиенического мониторинга, а также в ходе решения других задач, связанных с сохранением и укреплением здоровья работников, а также их социальной защитой.

Перечисленные документы в большей степени относятся к санитарному законодательству, которое касается здоровья и влияния на него вредных факторов.


 
ОБЪЕДИНЕНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА И ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА 

В табл. 1.1 - 1.2  сопоставляются этапы АРМ в соответствии с Порядком № 342н и шаги процедуры оценки рисков согласно руководству «Основы оценки рисков» (обращаем Ваше внимание на то, что с 1 января 2014 года процедура аттестации рабочих рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" прим. ред.)

Из табл. 1.1 - 1.2 следует, что по структуре указанные процедуры существенно различаются. В то же время можно отметить, что в обоих случаях на начальной стадии применяются практически одинаковые подходы.

Табл. 1.1 Этапы АРМ *

 
Этапы АРМ (Приказ № 342н от 26.04.2011)
1 Подготовка к проведению аттестации рабочих мест по условиям труда. Составление перечня рабочих мест, подлежащих аттестации
2 Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам
3 Оценка травмоопасности рабочих мест
4 Оценка обеспеченности работников
специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ
5 Комплексная оценка состояния условий труда на рабочем месте
6 Разработка Плана мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда
7 Оформления результатов аттестации рабочих мест по условиям труда
 
Обращаем Ваше внимание на то, что с 1 января 2014 года процедура аттестации рабочих рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"  прим. ред.

Табл. 1.2 Шаги процедуры оценки рисков
 
Шаги Руководство «Основы оценки рисков»
1 Сбор информации
2
Идентификация опасностей
 
3 Оценка рисков, возникающих из-за опасностей (оценка вероятности и степени тяжести возможных последствий и определение, является ли риск допустимым)  
4
Разработка плана мероприятий для устранения или снижения рисков. Пересмотр оценки рисков
 
5


Фиксирование и документирование оценки рисков
 
 
 

 
В частности, на первом этапе АРМ формируется перечень рабочих мест и факторов рабочей среды, подлежащих исследованиям, который является основой для дальнейшего анализа. Как известно, для этого аккумули­руется и анализируется большое количество исходной информации.

Шаг 1 процедуры оценки рисков, согласно руководству «Основы оценки рисков», также предполагает сбор сведений, аналогичных тем, что подготавливаются при проведении АРМ. При оценке рисков в отличие от АРМ также собирается информация, характеризующая, например, текущее состояние мер по управлению рисками, связанными с опасностями, которые были выявлены ранее, законодательные и иные требования, предъявляемые к рабочему месту, результаты измерений опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте, а также наблюдения за операциями, выполняемыми на рабочем месте и за его пределами, и др.

На втором этапе АРМ проводится оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам (гигиеническая оценка). Гигиеническая оценка условий труда при АРМ предусматривает обязательное проведение измерений на рабочих местах и лабораторные исследования в отношении некоторых факторов. Важно отметить, что для каждого оцениваемого фактора на основе гигиенических критериев определяется класс условий труда по вредности и опасности. Как известно, определение класса условий труда предполагает обязательное сопоставление с гигиеническим нормативом (предельно-допустимая концентрация или предельно-допустимый уровень; далее – ПДК, ПДУ) и интерпретацию этого сопоставления с целью определения степени вредности и опасности 
(обращаем Ваше внимание на то, что с 1 января 2014 года процедура аттестации рабочих рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда в соответствии в с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" – прим. ред.).

В рамках шага 2 при оценке рисков со­гласно руководству «Основы оценки рисков» проводится идентификация опасностей на рабочем месте, которая по содержанию близка, а в некоторых случаях даже совпадает с составлением перечня производственных факторов, осуществляемым при АРМ.

Идентификация опасностей производится на основе исходной информации, собранной в ходе шага 1 и, как правило, с применением контрольных листов (чек-листов). В руководстве «Основы оценки рисков» представлены примеры контрольных листов для некоторых видов производств (работа в офисе, строительство, автосервис, пищевая промышленность, деревообработка, сельское хозяйство, небольшие поверхностные карьеры).

Шаг 3 – это оценка рисков, возникающих из-за опасностей (оценка вероятности и степени тяжести возможных последствий, определение допустимости риска). В большинстве случаев с целью оценки рисков применяется экспертный метод. При необходимости оценить риски для здоровья, связанные с воздействием токсичных веществ, пыли в воздухе, шума и т. д., международные эксперты используют инструментальные измерения.

На третьем этапе АРМ производится оценка травмоопасности рабочих мест. Объектами указанной оценки являются:

 
  • производственное оборудование, приспособления и инструменты, используемые при осуществлении технологических процессов;
  • соответствие подготовки работников по вопросам охраны труда установленным требованиям.

Оценка травмоопасности рабочих мест проводится с целью проверки соответствия указанных объектов требованиям охраны труда, невыполнение которых может привести к травмированию работников.

При оценке рисков потенциальный ущерб, который может возникнуть вследствие травмирования и воздействия производственных факторов, оценивается в единых осях («тяжесть последствий» – «вероятность»), что обеспечивает унифицированный подход к ранжированию рисков.

На четвертом этапе АРМ производится оценка обеспеченности работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты на основе:

 
  • номенклатуры фактически выданных работникам СИЗ с соответствующими типовыми нормами;
  • проверки наличия сертификатов (деклараций) соответствия СИЗ, выданных работникам;
  • проверки установленного порядка обеспечения работников СИЗ;
  • оценки соответствия выданных СИЗ фактическому состоянию условий труда на рабочем месте.

В международной практике – это экспертная оценка, направленная на установление адекватности используемых СИЗ существующему риску.

В рамках шага 4 процедуры оценки рисков производится разработка плана мероприятий для их устранения или снижения, а также при необходимости – пересмотр оценки рисков. Разработка мероприятий осуществляется на основе установленной иерархии мер. При проведении АРМ план мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда на рабочих местах разрабатывается на последнем (седьмом) этапе работ на основе выявленных в ходе аттестации несоответствий 
(обращаем Ваше внимание на то, что с 1 января 2014 года процедура аттестации рабочих рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда в соответствии в с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" – прим. ред.).
 
Важной особенностью международной практики является присутствие практически во всех стандартах требования о необходи­мости анализа существующих рисков и уже принятых мер, а также сопоставления результатов проведенной оценки рисков с показателями, полученными в ходе предыдущей оценки, с целью убедиться в достижении улучшения или его отсутствии.

Шаг 5 процедуры оценки рисков предполагает фиксацию и документирование результатов оценки рисков. В руководстве «Основы оценки рисков» для отражения результатов предусмотрена форма «Лист оценки риска». Такой лист составляется на каждое рабочее место с указанием его наименования и фамилии работника. В специальном поле указывается также, кем произведена оценка. Лист оценки риска можно считать принципиальным аналогом карты аттестации рабочего места по условиям труда.

Таким образом, как АРМ, так и принятая за рубежом оценка рисков предполагают обязательную разработку мер по снижению рисков (мероприятий по улучшению условий труда) и обязательное документирование результатов.

Как российская, так и зарубежная практика имеют свои сильные и слабые стороны. Явным преимуществом АРМ является то, что ее проведение закреплено в национальном законодательстве, сама оценка базируется на лабораторных исследованиях и подтверждается юридически значимыми протоколами, составляемыми аккредитованной организацией.

Основным недостатком АРМ следует считать тот факт, что в ходе нее не учитываются риски, связанные:

 
  • с технологическими и организационными особенностями трудового процесса, которые не учитываются в нормативно- правовых актах;
  • неисправным или заведомо травмоопасным оборудованием, допускаемым к эксплуатации;
  • неподготовленностью персонала к формированию превентивных мер;
  • отсутствием контроля за правильным использованием средств индивидуальной защиты, а также возможный вред от самих СИЗ.

Очевидной слабой стороной международной практики является отсутствие регламентации и методологии количественной оценки рисков, связанных с идентифицированными опасностями.

Осуществляемые в ходе АРМ инструментальные измерения строго регламентированы и являются обязательными для оценки условий труда. А зарубежные практические пособия рекомендуют определять целесообразность проведения специальных изме­рений в зависимости от потребности.

В практической деятельности проведение измерений, как правило, вызвано необходимостью установить, были ли нарушены нормативы (в российской терминологии – ПДК или ПДУ), т. е. данная процедура по своему статусу схожа с производственным контролем (класс условий труда не определяется), Применяемая же за рубежом экспертная оценка носит субъективный характер и опирается на профессионализм экспертов и контрольные листы, разработанные по типовым (характерным) видам производственной деятельности.

Сильными сторонами зарубежной практики являются:

 
  • идентификация опасностей и ранжирование в единой шкале тяжести последствий и вероятности всех рисков, способных нанести вред здоровью работника или привести к его травмированию (включая микротравмы), а также более полный охват возможных опасностей;
  • управление рисками на основе установленной иерархии мер (практически во всех стандартах, в т. ч. российских, иерархия базируется на едином подходе: устранить, уменьшить риск с помощью технических и административных мер, и только при невозможности их осуществления – защитить работника при помощи СИЗ).
  • возможность прохождения предприятием, применяющим систему управления профессиональными рисками, сертификации на соответствие международным (общеевропейским) стандартам для демонстрации достигнутых результатов, что способствует повышению безопасности и защиты здоровья работников, созданию благоприятного имиджа и успешности бизнеса за счет применения современной модели системы менеджмента.

Модели управления основаны на критерии учета значимости последствий, Приоритеты в практической деятельности устанавливаются в зависимости от величины риска – чем выше риск, тем приоритетнее работа по его устранению. Методы управления рисками для здоровья и безопасности позволяют работодателю построить систему, обеспечивающую достижение наиболее высоких показателей деятельности в области охраны труда и профессиональных рисков при оптимизации затрат на охрану труда.

Как уже отмечалось выше, Минздравсоцразвития России подготовлен проект Положения, призванного стать базовым документом в реформировании системы охраны труда. Проект Положения охватывает все направления трудовых отношений и обязанностей работодателя по созданию системы управления профессиональными рисками и определяет их место в системе охраны труда. По своей логике и статусу проект Положения соответствует руководству МОТ-СУОТ 2001 и содержит структуру требований, аналогичную той, что предусмотрена стандартом OHSAS 18001:2007. Таким образом, в проекте Положения интегрируется зарубежный и российский опыт, а также содержится ряд развивающих новаций.

Кроме того, в настоящее время в соот­ветствии с изменениями, внесенными в ТК РФ, Минздравсоцразвития России разрабатывает Порядок оценки уровня профессионального риска (далее – проект Порядка).

В табл. 2 приведены основные структурные элементы процедур оценки рисков, применяемых в международных системах, в ходе проведения АРМ и предусмотренных проектом Порядка. Из табл. 2 следует, что в проекте Порядка объединены процедуры идентификации опасностей и оценки рисков, а также аттестации рабочих мест оценка условий труда гигиеническим нормативам, оценка защищенности работников СИЗ), а также функции производственного контроля условий труда на рабочих местах (мониторинг).

Дополнительно в него включены новые элементы:

 
  • интегральная оценка условий труда, поз­воляющая определять суммарную вредность условий труда;
  • определение уровня профессионального риска работника, предполагающее оценку не только внешних факторов производственной среды, но и состояния здоровья, возраста и стажа работы;
  • определение уровня профессионального риска предприятия, позволяющего учесть уровень профессионального риска каждого работника на рабочих местах работодателя. 

Табл. 2. Основные структурные элементы процедур оценки рисков
 

Процедуры оценки рисков
 
Международные системы АРМ* Проект Порядка

  Идентификация опасностей на рабочих местах
 
Есть Нет Есть
Оценка рисков на рабочих местах Есть Нет Есть
Гигиеническая оценка условий труда Есть/частично Есть Есть
Оценка защищенности работников СИЗ Есть/частично Есть Есть
Интегральная оценка условий труда Нет Нет Есть

Определение уровня профессионального
риска работника

 
Нет Нет Есть

Определение интегрального уровня профессионального риска  работодателя
 
Нет Нет Есть
 
Мониторинг результатов оценки рисков

 
Есть/частично Есть Есть

* Обращаем Ваше внимание на то, что с 1 января 2014 года процедура аттестации рабочих рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" – прим. ред.).

Согласно проекту Положения, система управления профессиональными рисками является частью системы управления охраной труда.

Для обеспечения эффективности система управления профессиональными рисками основывается на принципах превентивности и постоянного улучшения.

С целью реализации этих принципов указанная система включает следующие общепризнанные элементы:

 
  • политика в области управления профессиональными рисками;
  • планирование работ по управлению профессиональными рисками;
  • внедрение и функционирование;
  • контроль за функционированием системы управления профессиональными рисками;
  • анализ системы управления профессио­нальными рисками со стороны работодателя и его представителей.

Формирование механизмов для обеспечения управления профессиональными рисками в рамках рассматриваемой системы достигается введением процедур, регулирующих деятельность персонала в каждом ее элементе:

1-й элемент «Политика»:

 
  • политика в области профессиональных рисков;

2-й элемент «Планирование»:
 
  • процедуры идентификации опасно­стей и оценки профессиональных ри­сков, а также управления профессио­нальными рисками (входят в Порядок оценки уровня профессионального риска);
  • идентификация и оценка законодательных, нормативных и других требований к профессиональной безопасности и здоровью;

3-й элемент «Внедрение и функционирование»:
 
  • обеспечение компетентности персонала, его подготовки и осведомленности;
  • процедура коммуникации, партнерства и консультирования;
  • процедура управления документами (документы и управление записями);
  • процедура управления операциями (оперативный контроль);
  • процедура подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них;

4-й элемент «Проверка»:
 
  • процедура измерения и мониторинга показателей деятельности (функции производственного контроля);
  • процедура оценки соответствия законодательным и нормативным требованиям;
  • процедура расследования инцидентов;
  • процедура управления несоответствиями, корректирующими и предупреждающими действиями;
  • процедура проведения внутреннего аудита;

5-й элемент «Анализ со стороны высшего руководства»:
 
  • процедура проведения анализа системы управления профессиональными рисками со стороны высшего руководства предприятия.

Проект Порядка разрабатывался таким образом, чтобы его структура и макроалгоритм оценки были подобны действующему Порядку № 342н (обращаем Ваше внимание на то, что с 1 января 2014 года процедура аттестации рабочих рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" – прим. ред.).
 
Новый документ устанавливает требования к проведению интегрированной процедуры аттестации рабочих мест и оценки уровня профессионального риска.

Структура проекта Порядка представлена на рис. 1.




Примечание: АС – автоматизированная система
 
Рис. 1. Структура проекта Порядка
 

Проектом Порядка предусмотрены следующие основные процедуры:

 
  • подготовка к проведению оценки профессиональных рисков на рабочих местах;
  • идентификация опасностей на рабочих местах;
  • оценка профессиональных рисков на рабочих местах;
  • оценка соответствия идентифицирован­ных опасностей для здоровья гигиениче­ским нормативам;
  • оценка защищенности работников СИЗ;
  • интегральная оценка условий труда;
  • определение уровня профессионального риска работников;
  • определение уровня профессионального риска работодателя;
  • организация регулярного мониторинга условий труда и профессиональных рисков работников.
     
Введение процедуры идентификации опасностей позволит выявить реальные опасности,
угрожаю­щие повреждением здоровья на рабочем месте, и отказаться от сплошных измерений всех по­тенциально действующих на рабочем месте факторов производственной среды.
 
Важно подчеркнуть, что внедрение системы управления профессиональными рисками не требует введения каких-то принципиально новых процедур, увеличивающих трудозатраты и финансовые расходы работодателя. Оценка профессиональных рисков осуществляется за счет модернизации существующих процедур:

 
  • аттестация рабочих мест, оценка условий труда гигиеническим нормативам, оценка защищенности работников СИЗ (обращаем Ваше внимание на то, что с 1 января 2014 года процедура аттестации рабочих рабочих мест по условиям труда заменена процедурой специальной оценки условий труда в соответствии в с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" – прим. ред.);
  • введение процедуры идентификации опасностей и оценки рисков травмирования взамен оценки травмоопасности;
  • модернизация системы расчетов профессиональных рисков на основе имеющихся данных, введение интегральной оценки условий труда с целью оценки суммарной вредности условий труда и, соответственно, оценки тяжести возмож­ного ущерба для здоровья;
  • установление числовой характеристики состояния здоровья (групп здоровья) по результатам медицинского осмотра (обследования), используемой для расчета уровня профессионального риска работника;
  • осуществление производственного контроля в рамках оценки уровня профессиональных рисков (в настоящее время он является отдельной процедурой).

Предполагается интегрировать функции производственного контроля в процесс оценки уровня профессионального риска при организации систематического мониторинга средних и высоких рисков. Таким образом, внедрение процедур оценки профессиональных рисков позволит оптимизировать объемы лабораторных исследований, являющихся наиболее дорогой составляющей аттестации рабочих мест. Это позволит сократить затраты работодателей на 20 – 30%.

 
ОПРЕДЕЛЕНИЕ УРОВНЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА РАБОТНИКА И РАБОТОДАТЕЛЯ

На уровень профессионального риска влияют рабочая среда и характеристика профессиональной деятельности работников, а также их индивидуальные медико-биологические данные. Заметную роль играет также так называемый человеческий фактор, который может приводить к травматизму.

В соответствии с приведенным выше определением понятия«профессиональный риск»  в рамках Порядка принято, что оценка уровня профессионального риска работника зависит от следующих факторов:

 
  • условия труда, имеющиеся на рабочем месте работника в процессе выполнения им профессиональной деятельности;
  • состояние здоровья работника – параметр, который характеризуется показателем состояния здоровья, определенным по результатам медицинских осмотров (обследований) работника;
  • возраст работника – параметр, который характеризуется показателем возраста В работника;
  • трудовой стаж работника во вредных и (или) опасных условиях труда – параметр, который характеризуется показателем стажа С работника.

Вредность условий труда на рабочем месте оценивается на основе интегральной оценки условий труда, определенной по результатам гигиенической оценки всех присутствующих на рабочем месте про­изводственных факторов.

Условия труда. В ходе оценки соответствия условий труда гигиеническим нормативам определяется степень возможного вреда здоровью работника. С этой целью измеренные и оцененные уровни вредных производственных факторов сопоставляются с гигиеническими нормативами. В зависимости от величины отклонения измеренных или оцененных уровней от нормативов на основе гигиенических критериев устанавливается класс вредности и опасности воздействия на работников нескольких производственных факторов, а также общий класс условий труда на рабочем месте.

Как показывает опыт проведения АРМ, на разных рабочих местах, как правило, имеются различные комбинации производственных факторов с различными комбинациями установленных для каждого из них классов вредности и опасности.

Однако при определении общего класса условий труда на рабочем месте по наиболее высокому классу отдельного фактора или определенной комбинации значений наиболее высоких классов суммарная вредность условий труда (совокупность производственных факторов) оказывается неадекватной фактическому состоянию условий труда на рабочем месте с учетом всех действующих факторов с установленными различными классами условий труда.

Вполне очевидно, что при использовании данного метода вредность факторов, не имеющих наиболее высокого класса вредности, в общей оценке никак не учитывается.

 
Отказ от учета вредности (классов) всей совокупности факторов приводит на практике к различным результатам для различных случаев сочетания количества и номенклатуры производственных факторов. В результате установленный общий класс условий труда не всегда в полной мере характеризует суммарную вредность условий труда на рабочем месте. Например, общий класс условий труда 3.2 присваивается при воздействии на работника трех и более факторов, относящихся к классу 3.1, или одного фактора, относящегося к классу 3.2, либо при одновременном наличии на рабочем месте одного фактора, относящегося к классу 3.2, и нескольких факторов, относящихся к классу 3.1.
 
Следует также отметить, что при подобном подходе затруднено сопоставление усло­вий труда на различных рабочих местах, которые характеризуются различными по номенклатуре и количеству комбинациями факторов с различными комбинациями установленных классов вредности и опасности (рис. 2).



Рис. 2. Сопоставление рабочих мест шахтера и электромонтера с различными условиями труда,
отнесенными согласно принятой гигиенической оценке к одному общему классу вредности. 


Таким образом, может быть сделан общий вывод о том, что при оценке соответствия условий труда гигиеническим нормативам в ходе АРМ установленный общий класс условий труда на рабочем месте является в настоящее время необходимой, но недостаточной количественной оценкой вредности условий труда на рабочем месте.

Из рис. 2 следует, что общий класс условий труда для рассматриваемых рабочих мест не учитывает влияние всех факторов, имеющих класс ниже максимального. На рабочем месте шахтера не учитываются классы 3.2, 3.2, 3.3, а на рабочем месте электромонтера не учитывается класс 3.1. Таким образом, для эффективного управления объективно необходима система количественного определения вредности и опасности условий труда, позволяющая адекватно оценивать условия труда на различных рабочих местах и соответственно эффективность принимаемых мер.

Такая количественная система может быть построена на основе «взвешивания» классов условий труда, определенных в ходе АРМ, с помощью присвоения им баллов в зависимости от возможного воздействия факторов рабочей среды на организм работника, характеризуемого индексом профзаболеваний. Чем выше балл, тем больше несоответствие фактического состояния условий труда по данному фактору гигиеническим нормативам и тем более выражено его опасное и (или) вредное действие на организм.
Полученная сумма баллов (Вф) количественно характеризует фактические условия труда на рабочем месте (рис. 3).





Рис. 3. Формирование показателя суммарной вредности условий труда на рабочем месте (ПВ)



Для получения «взвешенной» вредности условий труда (ПВ) из суммы Вф вычитается сумма баллов, соответствующая допустимым параметрам в соответствии с гигиенической оценкой (на рис. 3 показатель ПВ выделен темным цветом). С учетом полученного количественного показателя ПВ становится очевидным, что суммарная вредность условий труда на рабочем месте шахтера выше, чем на рабочем месте электромонтера (рис. 4).




Рис. 4. Суммарная вредность условий труда на рабочих местах шахтера и электромонтера

 
При реформировании системы обязательного социального страхования, в основу которой закладываются принципы учета индивидуального профессионального риска работников, необходимы методы, обеспечивающие более адекватное определение суммарной вредности условий труда работников, чем использующийся сейчас общий класс условий труда, не учитывающий влияние всех факторов на рабочем месте. Кроме того, в рамках единой системы должны учитываться риск травмирования и защищенность работников СИЗ.

Величина риска травмирования определяется с помощью матрицы оценки рисков (табл. 3).

Матрица построена на основе установленных элементов риска – тяжести возможного ущерба (строки матрицы) и вероятности нанесения ущерба (столбцы матрицы), что обеспечивает определение величины риска в зависимости от ранжированных уровней тяжести ущерба и его вероятности в единой системе классификации.

Уровень тяжести ущерба (Т) дифференцирован в матрице следующим образом:

Т1 – минимальный;
Т2 – незначительный;
ТЗ – средний;
Т4 – значительный;
Т5 – катастрофический.

Значения Т1 – Т5 вычисляются по критериям определения серьезности последствий.
Уровни вероятности, выраженные в форме качественной характеристики частоты событий (41 – 45), устанавливаются по критериям определения вероятности события.

На первом этапе оценивается тяжесть ущерба путем выбора подходящего уровня (Т1 – Т5). Выбирается тот уровень, который по описанию признаков серьезности последствий лучше других соответствует возможному на конкретном рабочем месте.

На основании суммарной вредности, оценки рисков травмирования и защищенности работника СИЗ производится интегральная оценка условий труда на рабочем месте.

   Таблица 3. Матрица оценки рисков


Примечание: Н – низкий уровень риска; C – средний уровень риска; В – высокий уровень риска.
 
Состояние здоровья работника

Значение показателя состояния здоровья работника (3) оценивается на основе групп диспансеризации (табл. 4).
 
Таблица 4. Оценка состояния здоровья работника на основе групп диспансеризации

 
Значение показателя состояния здоровья работника (З) Группа диспансеризации Характеристика группы
                 1 Д-I
Здоровые работники, не предъявляющие жалоб на состояние здоровья, у которых отсутствуют в анамнезе и не выявлены во время осмотра какие-либо заболевания или нарушения функций отдельных органов и систем; ОРВИ не более одного раза в год; суммарная длительность ВУТ по болезни не более 7 дней в году.
 
2 Д-II
Работники с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий, у которых выявлены функциональные изменения различных органов и систем; ОРВИ не более двух раз в год; суммарная длительность ВУТ по болезни не более 14 дней в году.
 
3 Д- III
Работники с компенсированным течением хронических неинфекционных заболеваний, не являющихся противопоказанием для продолжения работы в профессии; ОРВИ не более трех раз в год; суммарная длительность ВУТ по болезни более не более 21 дня в году.
 
4 Д- IV
Работники с субкомпенсированным течением хронических неинфекционных заболеваний, не являющихся противопоказанием для продолжения работы в профессии; ОРВИ более трех раз в год; суммарная длительность ВУТ по болезни более 21 дня в году.
 
5 Д- V
1) Работники с ранними признаками воздействия на организм вредных рабочей среды и трудового процесса (к примеру, признаки воздействия шума на орган слуха без снижения функции, наличие свинца в крови без клинических признаков свинцовой интоксикации и др.);
2) Работники, у которых по результатам ПМо выявлены общие и дополнительные медицинские противопоказания для продолжения работы в профессии.
 

Возраст и трудовой стаж работника во вредных и (или) опасных условиях труда. Данные параметры определяются значениями показателей, приведенных в табл. 5.
 
Таблица 5. Значения показателей возраста и трудового стажа работника

Показатель
Номер группы
1 2 3 4 5
Возраст работника, лет
18 – 29 30 – 39 40 – 49 50 – 59 60 – 69
Трудовой стаж работника во вредных и (или) опасных условиях труда, лет
0 – 10 11 – 20 21 – 30 31 – 40 41 – 50
Значения показателя возраста  (В)
1 2 3 4 5
Значения показателя трудового стажа работника во вредных и (или) опасных условиях труда (С)
1 2 3 4 5
 
Уровень профессионального риска работника. Для определения конкретного значения уровня профессионального риска работника как некоего интегрального показателя, зависящего от нескольких параметров (факторов), используется взвешенное суммирование отдельных параметров. При этом вес отдельных факторов риска определяется на основе экспертных оценок с учетом отечественного и мирового опыта, согласно которому здоровье человека наполовину формируется под влиянием образа жизни. Образ жизни работающего человека практически полностью определяется его трудовой деятельностью.

Окончательное значение уровня профессионального риска работника корректируется на основе информации о травматизме на конкретном рабочем месте и связанных с ним профзаболеваниях.

Алгоритм расчета уровня профессионального риска работника имеет открытую структуру, позволяющую добавлять в него новые параметры или изменять имеющиеся в зависимости от развития теории оценки профессионального риска работника на его рабочем месте.
Методика расчета уровня профессионального риска работника разрабатывалась специалистами Клинского института охраны и условий труда совместно с НИИ медицины труда РАМН.

Предлагаемый порядок расчета в зависимости от условий труда и состояния здоровья работника позволяет получить одночисловое значение уровня профессионального риска работника, которое может быть использовано в целях определения уровня профессионального риска работодателя.
 
Уровень профессионального риска работодателя. Расчет уровня профессионального риска работодателя должен основываться на результатах расчета уровней профессионального риска не менее чем 95% работников предприятия, а также на анализе данных о случаях травматизма и заболеваемости работников.
 
Уровень профессионального риска работодателя определяется на основе уровней профессионального риска работников и характеризует возможные неблагоприятные последствия воздействия конкретных условий труда на работников предприятия за год. Количественно уровень профессионального риска работодателя равен среднему арифметическому значений уровней профессионального риска работников.
 
 
МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКИ РИСКОВ

Систематический анализ эффективности системы управления рисками базируется на измерении и мониторинге показателей деятельности (функции производственного контроля) предприятия и последующей оценке указанной системы в целом со стороны высшего руководства. С этой целью на предприятии формируется система показателей и планируются измерения.

Основными входными данными для формирования системы показателей деятельности являются результаты:

 
  • анализа системы управления профессиональными рисками со стороны высшего руководства;
  • идентификации опасностей и оценки рисков на рабочих местах подразделений;
  • оценки условий труда на рабочих местах подразделений и обеспеченности работников СИЗ;
  • оценки состояния здоровья работников на основе медицинских осмотров (обследований);
  • оценки состояния и работоспособности производственного оборудования, механизмов, технологических установок, а также его соответствия требованиям безопасной эксплуатации;
  • производственного контроля в подразделениях (измерений уровней химических, биологических или физических факторов, например шума);
  • оценки компетентности работников;
  • опросов работников для оценки их отношения к системе управления профессиональными рисками.
По итогам анализа результатов мониторинга планируются и выполняются корректирующие и предупреждающие действия.
Для формирования и применения информационной системы Минздравсоцразвития России работодатели, основываясь на собранных в ходе мониторинга результатах, передают информацию о рисках (включая уровень профессионального риска работодателя) в информационное пространство в сфере управления профессиональными рисками и охраны труда (рис. 5).

В настоящее время отдельные компоненты этой системы уже запущены и опробованы. Центральной частью системы является ядро – автоматизированная система «Профессиональные риски» предназначенная для сбора и анализа данных о профессиональных рисках. Система настроена на контроль за результатами АРМ и обучения по охране труда. Она призвана объединить федеральные ресурсы, которые сейчас находятся в ведении различных ведомств (Роструда, ФСС России, Росстата, Роспотребнадзора).

Сейчас ведется несколько статистических баз данных – по учету условий труда, случаев травматизма и профзаболеваемости. Эти данные будут интегрированы в единой базе. Основным элементом учета создаваемой системы является человек (работник). Сведения о его условиях труда (на одном предприятии с одним набором вредных факторов, на другом – с другими), о профзаболеваниях на протяжении всего периода трудовой деятельности будут накапливаться в этой базе данных с последующим формированием «карты трудового маршрута» (на рис. 5 справа). Система позволит различным контролирующим органам и органам исполнительной власти иметь оперативный доступ к данным.

Второй блок (правое ядро схемы на рис. 5) – это автоматизированная система контроля услуг по охране труда «АСКОТ». В 2012 году началась ее опытная эксплуатация, в ходе которой планируется отработать регламент работы аттестующих организаций в информационной системе. Аттестующие организации будут ежемесячно передавать в систему данные о результатах проведенной ими АРМ.

В будущем планируется создать аналогичный блок в отношении результатов обучения по охране труда и экспертизы условий труда.
Информационная система позволит контролирующиморганам видеть в режиме реального времени «проблемные» места и предпринимать адекватные меры реагирования. Так, может показаться подозрительным тот факт, что аттестующая организация малым составом выполняет подозрительно большой объем работ или на каком-то предприятии данные по условиям труда серьезно отличаются (как в лучшую, так и в худшую сторону) от среднеотраслевых показателей.


 
Рис. 5. Информационно-аналитическое обеспечение системы управления профессиональными рисками в Российской Федерации (развернуть схему крупнее)


 


(Статья опубликована в журнале «Справочник специалиста по охране труда», №№ 5 – 6, 2012).


Источник: Клинский институт охраны и условий труда.