Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

2 ноября 2024 г.

Минтруд России разработал типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению СОУТ, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru опубликован проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении типовых условий контрактов на оказание услуг...

Государственный взгляд на регулирование безопасности производственных и технологических процессов

15 сентября 2020 г.

Государственное регулирование любых областей деятельности в обязательном порядке включает в себя обеспечение безопасности граждан. В связи с этим законодательные акты, подлежащие исполнению, направляются на предотвращение угроз аварийных ситуаций, результатом чего может стать нарушение уровня обороноспособности державы, человеческие жертвы и т.д., что прямым образом будет связано с падением уровня жизнедеятельности и государственности в целом.



Государственное регулирование любых областей деятельности в обязательном порядке включает в себя обеспечение безопасности граждан. В связи с этим законодательные акты, подлежащие исполнению, направляются на предотвращение угроз аварийных ситуаций, результатом чего может стать нарушение уровня обороноспособности державы, человеческие жертвы и т.д., что прямым образом будет связано с падением уровня жизнедеятельности и государственности в целом.



 
Государство не участвует в процессах, связанных с такими факторами, как улучшение трудовой эффективности, повышение качества продукции, рост бизнес-компаний и проч. Нормативные акты в таких областях несут собой как правило, рекомендательный характер либо же направляются в саморегулирующие организации (СРО) или министерства. Нормы реализации таких требований сохраняются в рамках или конкретной отрасли или СРО.





Источник фото: pixabay.com.



 
Поэтому взяв за основу безопасность технологических процессов в нормативных актах государственного или отраслевого значения, стоит отметить, что она трактуется только как безопасность промышленная, предполагающая учет фактора охраны труда и соблюдения правил техники безопасности в процессе производственных работ.
 
Необходимо учитывать то, что осознание заказчиком необходимости обеспечить безопасность АСУ ТП, в отличие от области защиты данных ограниченного доступа, располагается не в сфере соблюдения требований государственных органов регулирования, а как раз в сфере увеличения маржинальной эффективности производственных объектов.

 
 


 
КАК ПРОИЗВОДИТСЯ ЗАЩИТА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ?


 
В документах Роскомнадзора можно увидеть следующие термины: 


― «требования безопасности к технологическим процессам» (ПОТ РО-13153-ЦШ-877-02. Отраслевые правила по охране труда при техническом обслуживании и ремонте устройств сигнализации, централизации и блокировки на федеральном железнодорожном транспорте, утверждённые МПС РФ 19.02.2002, или постановление Госгортехнадзора РФ от 27.05.2003 № 41 «Об утверждении Правил промышленной безопасности резиновых производств»); 
― «требования к безопасности технологических процессов» (приказ Ростехнадзора от 22.11.2013 № 563 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог"»); 
― «безопасность ведения технологических процессов» (приказ Ростехнадзора от 11.03.2013 № 96 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств»).





Источник фото: pixabay.com.




Заметим, что используются они только в области соблюдения норм безопасности на производствах и охраны труда. То же самое наблюдается и сегменте термина «соблюдение (или контроль) технологической дисциплины».
 
В основном требования со стороны государственных органов сопровождены указанием на конкретное должностное лицо, которое в результате будет являться ответственным за невыполнение этих требований. Кроме того, что в организации присутствует фактический руководитель (директор, глава правления), который несет ответственность за действие или бездействие в отношении выражаемых требований, в большей части регулируемых областей к нему приставляется должностное лицо по конкретному направлению деятельности, которое тоже несет на себе груз ответственности за выполнение поставленных задач.





Источник фото: pixabay.com.



 
Если, предположим, бухгалтерский учет ведется халатно, в результате чего бюджет региона недополучает положенных вливаний, отвечает за утрату средств как руководитель предприятия, так и главный бухгалтер, в чьей юрисдикции находятся обязанности по данному направлению. Таким образом, ссылаясь на нормативные акты, сообщим, что понятия «контроль технологической дисциплины» и «безопасность технологических процессов» находятся в области ответственности Главного инженера организации. Это можно подтвердить положениями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» (утверждён постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37), а также данными разделов квалификационных характеристик должностей в разного рода опасных производствах (приказы Минздравсоцразвития России от 10.12.2009 № 977, от 10.04.2012 № 328н, от 23.04.2008 № 188 и др.).





Источник фото: pixabay.com.



 
Исполнение обязанностей, связанных с техническим контролем качества производимой продукции и контролем технологической дисциплины, ложится на сотрудников технологических служб. Согласно постановлению Минтруда РФ от 21.04.1993 № 86 «Об утверждении укрупненных норм времени на разработку технологической документации», планирование и исполнение контрольных задач для элементарного технологического процесса, включающего в себя одно или два рабочих мест, предполагает в минимальном порядке два нормо-часа. А что касается разработки методов технического контроля и испытаний при массовом производстве (более 1000 ед. продукции), необходимо более одной недели рабочих часов. Очевидно, что в настоящее время, когда конкурентная среда между предприятиями предполагает внесение изменений в краткие сроки, такие условия не являются объективными.

 
 


НЕОБХОДИМОСТЬ ВВЕДЕНИЯ АВТОМАТИЗАЦИИ


 
Таким образом, руководитель организации оказывается в весьма затруднительном положении, когда в связи с длительными процессами перестройки технологических процессов наряду с внедрениями систем контроля, что влечет за собой частые простои рабочего оборудования, предприятие может утратить существенную долю своих позиций на рынке на фоне конкурентов.
 
Автоматизация управления производственными и технологическими процессами в состоянии решить такие проблемы, ведь в данном случае в производственный процесс подразумевается широкого набора различных инструментов: системы управления предприятием (ERP) и производством (MES, АСУП), системы автоматизации отдельных производств (АСУ ТП), а также отдельных операций (станок с ЧПУ).





Источник фото: pixabay.com.



 
Как не прискорбно, но, как правило, УСУ ТП предоставляет лишь возможность для сокращения сроков внесения изменений в делопроизводство. Такие мероприятия, как контроль технологии на всех производственных этапах и процессы переключения процедур контроля затягиваются. Часто происходит таким образом, что через несколько месяцев после поступления первых партий товара на рынок, следом выпускаются обновленные партии, в которых заявленные высокие характеристики не только фиксируются номинально, но и соответствуют действительности, в результате чего потребительское доверие к той или иной торговой марке снижается.

 
 


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ


 
Государством также контролируются возможные риски, связанные с внедрением автоматизированных систем управления производственными процессами. Особенно скрупулезно это исполняется на тех объектах, которые имеют большую значимость для обеспечения гражданской безопасности. «Основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности автоматизированных систем управления производственными и технологическими процессами критически важных объектов инфраструктуры Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 03.02.2012, № 803) свидетельствуют, что термин «безопасность автоматизированной системы управления критически важным объектом (КВО)» определяется как такое «состояние автоматизированной системы управления КВО, при котором обеспечивается соблюдение проектных пределов значений параметров выполнения ею целевых функций (штатный режим функционирования) при проведении в отношении ее компьютерных атак».




 
Безусловно, основная цель государства  обеспечить защиту от целенаправленного вредного воздействия на КВО, оставляя в обязанностях руководителей предприятий обеспечить выпуск заданного количества продукции с установленным стандартом качества в определенный срок.


 
Если государство начинает исполнять роль потребителя той или иной продукции, наряду с чем вопросы соблюдения качества и производственных сроков начинают влиять на главную функцию государства, на арену выходят стандарты так называемой «добровольной» сертификации в сфере управления качеством. Добровольность здесь состоит в том, что не наблюдается принуждения в отношении организаций предлагать изготавливаемую продукцию государственным заказчика, однако если такая цель имеется, то предприятию необходимо  внедрить на своем производстве процессы системы менеджмента качества, а затем посредством соответствующих сертификационных испытаний подтвердить их эффективность по факту.





Источник фото: pixabay.com.



 
Состав технической документации может включать в себя Сертификат СМК при наличии подтверждения его в соответствующей форме декларирования, согласно федеральному закону от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В свою очередь Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» позволяет государственным заказчикам предъявлять поставщику требования по предъявлению такого сертификата как критерий оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», на что среди прочего было указано в письме Минэкономразвития России от 10.03.2016 № Д28и-653.
 
Стандарты системы менеджмента качества (ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и т. п.) заменили собой целый ряд различных ГОСТов и документации, которая формировала систему технологических дисциплин.





Источник фото: pixabay.com.




Приведем в пример несколько цитат из советской литературы: 

― «Соблюдение технологической дисциплины является основным условием, обеспечивающим нормальный ход производства и получение высококачественной продукции» (Барбашов Ф. А. Фрезерное дело. Высшая школа. 1973); 
― «Соблюдение твердой технологической дисциплины обеспечивает нормальный ход производства, высокое качество продукции, высокую производительность труда и низкую стоимость продукции» (Соболев Н.П. Инструментально-лекальные работы. Трудрезервиздат. 1959); 
― «Соблюдение технологической дисциплины является законом производства и основой обеспечения качества изготовляемой продукции» (СТП 019.041-72 «Комплексная система управления качеством продукции. Контроль соблюдения технологической дисциплины»); 
― «Соблюдение технологической дисциплины должно сочетаться с предоставлением возможности для нововведений со стороны технологов, мастеров и новаторов производства. С этой целью разрешается после соответствующих испытаний вносить изменения в существующую технологию» (Федосеев Д.Н. Проектирование технологических процессов сборки приборов. ― Изд. 2-е. Машгиз. [Ленингр. отд-ние]. 1963).





Источник фото: pixabay.com.
 



Как мы видим деятельность по контролю процессов производства выполнялась и ранее, однако с повышением требований к модернизации производства на базе автоматизированного управления производственными и технологическими процессами сложность задач, связанных с этим, возросла в разы. Отметим, что с расширением таких задач, уровень качества автоматизации деятельности отдела технического контроля и технологической службы особо не увеличился. Конечно же, качество контрольно-измерительного оборудования на этих службах стало выше, однако непосредственно автоматизация диагностики существенно не изменилась в параметрах.  




 
На сегодняшний день автоматизация деятельности отделов, которые несут ответственность за обеспечение качественного функционирования производственного комплекса, сводится лишь к реагированию на отрицательные воздействия уже после того, как эти воздействия на контролируемую продукцию произошли, и осуществлению превентивных мер по их устранению. Так, новые средства контроля качества хоть и позволяют ОТК выявить отклонения от нормы в производственном процессе, но это тем и ограничивается, поскольку увеличенной прибыли от производства продукции и снижения растрат на забракованные продукты не наблюдается. Впрочем, эта проблема возлагается на плечи руководящей верхушки предприятий.


 
Согласно Приказу Ростехнадзора от 29.03.2016 № 125 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности нефтегазоперерабатывающих производств"», «...метрологические характеристики систем, приборов, устройств автоматизации и телемеханизации не должны быть ниже значений, указанных в проектной и технической документации». А в другом приказе от 26.12.2014 № 615 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Требования к безопасному ведению технологических процессов нитрования"» сообщается, что «...АСУ ТП должны обеспечивать стабильность технологического процесса с помощью автоматизированного контроля технологических параметров, визуализации процесса и выдачи управляющих воздействий на исполнительные механизмы как в автоматическом режиме, так и в результате действий оператора», а также «должна быть обеспечена надежная защита АСУ ТП от несанкционированного доступа и от разрушения или остановки работы программного обеспечения в результате некорректных действий оператора».





Источник фото: pixabay.com.



 
В свою очередь приказ ФСТЭК России от 14.03.2014 № 31 «Об утверждении требований к обеспечению защиты информации в автоматизированных системах управления производственными и технологическими процессами на критически важных объектах, потенциально опасных объектах, а также объектах, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды» обозначает требования к защите АСУ ТП, когда уровень защиты определяется масштабом ЧС, если обнаружено нарушение работы системы управления.





Источник фото: pixabay.com.



 
Таким образом, можно сделать вывод, что государственное регулирование ограничивается целью обеспечить безопасность работы опасных производственных объектов, как непосредственно для рабочего персонала, так и для жителей, проживающих в близости с очагом чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в рамках производства. Что касается контроля качества и сроков, то регулирование этого осуществляется государственными заказчиками посредством сертифицированной системы управления качеством. При этом ответственность за выполнение задач по требованию качества возлагается на плечи руководителей предприятий.

 






ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК: 


 
Материал был орубликован на сайте Ассоциации ЭТАЛОН; электронный ресурс: www.aetalon.ru.




 









 



Еженедельный дайджест новостей  портала на электронную почту