Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
2 ноября 2024 г.
Коллективно-договорное содействие охране труда в электроэнергетике
13 ноября 2020 г.
в электроэнергетике
Статья посвящена анализу коллективно-договорного содействия охране труда работников электроэнергетики. Рассматриваются вопросы внедренной специальной оценки условий труда работников, обязательных медицинских осмотров, обеспечения работников электроэнергетики средствами индивидуальной защиты, предлагается понятие культуры охраны труда.
Охрана труда ─ один из важнейших вопросов государственного и коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений <см.: Крылов К.Д. Тенденции развития правовых стандартов политики в сфере труда: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002>, в том числе и в электроэнергетике, поскольку это отрасль повышенной потенциальной производственной опасности, прежде всего в части эксплуатации энергетического оборудования и устройств.
Источник: pixabay.com.
Понятие охраны труда отражено в ст. 209 ТК РФ. В научной литературе отмечается неточность используемого в законодательстве термина, поскольку охране подлежит не сам труд, а жизнь и здоровье работника <см.: Трудовое право: учебник для бакалавров / отв. ред. К.Н. Гусов. М.: Проспект, 2013. С. 464>. Также в последнее время поднимается вопрос о целесообразности изменения терминологии в этой части, гармонизации трудового национального законодательства с существующими международными стандартами, в частности подготовлен законопроект «О безопасности и гигиене труда». Однако на текущий момент он представляется недоработанным и, по сути, дублирующим положения раздела 10 «Охрана труда» ТК РФ.
В настоящее время продолжается серьезная модернизация национальной системы охраны труда. Так, были внесены изменения в ТК РФ, определившие понятие профессионального риска, заложившие основы управления профессиональными рисками, с 1 января 2014 г. введена специальная оценка условий труда (далее ─ СОУТ) вместо аттестации рабочих мест в связи с непродуктивностью последней. Как показала многолетняя практика, работодатели не были заинтересованы материально в модернизации и переоснащении производства, улучшении условий труда, поскольку это влечет за собой затраты куда большие, чем предоставление гарантий и компенсаций за вредные (опасные) условия труда. СОУТ, напротив, имеет целью в том числе простимулировать работодателя на выполнение своих обязательств. Это реализуется через ряд направлений СОУТ, в частности путем установления дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за «вредность» труда. Чем безопаснее труд, тем ниже размер отчислений.
Источник фото: pixabay.com.
Немаловажным для работодателя является и закрепление возможности с мая 2015 г. снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных средств индивидуальной защиты (СИЗ). Согласно Методике снижения класса условий труда, утвержденной Минтрудом <см.: Приказ Минтруда России от 05.12.2014 г. № 976н «Об утверждении Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: www.pravo.gov.ru. 25.02.2015. № 0001201502250031>, снижение допускается на одну и более ступеней (но не ниже подкласса 3.1), в случае если условия труда работника были признаны вредными и работником используются СИЗ, сертифицированные согласно техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» (ТР ТС 019/2011).
Источник фото: shutterstock.com.
Эксперт организации, проводящий СОУТ каждого работника, оценивает наличие эксплуатационных документов и маркировки СИЗ, подтверждающих их соответствие требованиям технического регламента, эффективность выбора и применения конкретных СИЗ. По результатам СОУТ составляется протокол, на основании которого комиссия может произвести снижение класса (подкласса) вредности.
Обращает на себя внимание тот факт, что законодателем при проведении СОУТ значительно усилена роль профсоюзов. Помимо непосредственного участия в комиссии, предусматривается возможность обжалования результатов СОУТ в Роструде, инициировать проведение внеплановой СОУТ, уточнять объем предоставляемых работнику гарантий и компенсаций в связи с вредными (опасными) условиями труда в ходе коллективных переговоров.
Во исполнение требований, предусмотренных ст. 9 ФЗ «О специальной оценке условий труда», Правительство РФ установило в силу специфики деятельности некоторых организаций перечень рабочих мест, для проведения СОУТ которых необходимо выработать определенные особенности данной процедуры, в частности для оценки рабочих мест работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений <Приказ Минтруда от 27.01.2015 г. № 46н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах работников радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений» // Российский профессиональный союз работников атомной энергетики и промышленности. URL: http://www.profatom.ru)>.
Источник фото: pixabay.com.
Для таких работников устанавливаются специфичные требования к проведению СОУТ, которые заключаются:
─ в определении дополнительных требований к экспертам, проводящим оценку (прохождение обязательного медицинского осмотра, прохождение специального обучения по радиационной безопасности, наличие допуска к работе со сведениями, составляющими государственную тайну и иную охраняемую законом тайну);
─ в определении круга ситуаций, когда такая оценка не проводится (не допускается исследование вредных (опасных) производственных факторов в местах проведения аварийно-спасательных работ, работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций);
─ в установлении особого порядка при СОУТ на рабочих местах, технология которых составляет государственную тайну (в качестве результатов исследований могут приниматься результаты производственного контроля, организованного структурным подразделением работодателя);
─ в установлении зависимости класса условий труда от напряженности трудового процесса по числу проводимых операций при работе в указанных условиях. Например, при однократном исполнении на рабочем месте в течение рабочего дня (смены) до трех разнотипных опасных операций или одной особо опасной операции условия труда на таком рабочем месте относятся к подклассу 3.1.
В рамках осуществления государственного управления охраной труда в электроэнергетике Минтрудом были утверждены Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок, Минэнерго РФ установило Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок <Приказ Минтруда России от 24.07.2013 г. № 328н «Об утверждении Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок»; Приказ Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок»>.
Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок предусматривают не только обучение работников безопасным методам и приемам выполнения работ в электроустановках, но и обязательное обучение по оказанию первой помощи пострадавшему на производстве до его допуска к самостоятельной работе, в том числе приемам освобождения пострадавшего от действия электрического тока с учетом специфики обслуживаемых электроустановок.
Обеспечение прав работников на охрану труда реализуется через комплекс мероприятий, предусматривающих для некоторых категорий работников обязательное проведение медосмотров, обучение по охране труда, предоставление работодателем средств индивидуальной и коллективной защиты, выдачу молока, обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания.
По данным Обзора практики взаимодействия сторон социального партнерства организаций электроэнергетики в области охраны труда <Обзор практики взаимодействия сторон социального партнерства организаций электроэнергетики в области охраны труда: принят на заседании Комиссии по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в электроэнергетике (протокол №41 от 26 января 2010 года) // Объединение работодателей электроэнергетики. URL: http://www.rael.elektra.ru/ safety/analitics/obzorprOT30.03.2010.pdf (дата обращения: 12.02.2015)>, более 50 % работников организаций электроэнергетики заняты на работах с вредными (опасными) условиями труда. В ТК РФ предусматривается обязанность прохождения предварительного медосмотра работников, занятых на работах с вредными и (опасными) условиями труда (ст. 213), работников, привлекаемых в районы Крайнего Севера и районы, приравненные к ним (ст. 324).
Для некоторых категорий работников, в том числе занятых на работах, связанных с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), Правительством РФ был закреплен порядок обязательного прохождения психиатрического освидетельствования <Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 г. № 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности»>.
Источник фото: pixabay.com.
Обязательное психиатрическое освидетельствование работника должно проводиться не реже одного раза в 5 лет, но только с согласия самого работника. Однако добровольный характер данного мероприятия не отменяет обязанности работодателя отстранить работника, отказавшегося проходить психиатрическое освидетельствование (без выплаты заработной платы в период отстранения), до момента прохождения его работником. Исследованию подлежит психическое здоровье работника для установления его пригодности для исполнения работ в условиях повышенной опасности. Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности <Постановление Правительства РФ от 28.04.1993 г. № 377 (ред. от 23.09.2002 г.) «О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"»>, в числе таковых указаны все виды работ с источниками постоянных электрических и магнитных полей, все виды работ с радиоактивными веществами и источниками ионизирующих излучений, все виды трудовой деятельности, связанные с воздействием интенсивного производственного шума, работы при интенсивном тепловом облучении в рабочей зоне. Это Перечень тех производственных факторов, которые присущи для трудовой деятельности работников промышленно-производственного персонала организаций электроэнергетики.
Необходимость проведения психиатрических освидетельствований для работников, занятых на работах с источниками повышенной опасности, продиктована не только заботой государства о сохранении здоровья работника, но и потенциальной опасностью энергетических объектов при несоблюдении установленных законодательством требований безопасности, а также во избежание возможных негативных последствий от действий психически нездорового работника на указанных работах.
Важность этого вопроса послужила причиной внесения ФЗ от 28.12.2013 г. № 421-ФЗ изменений в КоАП РФ в части конкретизации оснований привлечения к ответственности за нарушение требований охраны труда, а именно допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных периодических медосмотров, обязательных медосмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний. Ранее специальной ответственности для привлечения правонарушителя по перечисленным основаниям не предусматривалось. С 1 января 2015 г. должностному лицу (например, руководителю организации) предусматривается такая мера дисциплинарной ответственности, как штраф от 15 000 до 25 000 руб., для организации – штраф от 110 000 до 130 000 руб., а при повторном нарушении – вплоть до приостановления работы организации.
Энергокомпаниям рекомендуется руководствоваться существующим в отрасли Методическим руководством по организации и проведению психофизиологических обследований персонала энергетических предприятий 2000 года <Методическое руководство по организации и проведению психофизиологических обследований персонала энергетических предприятий. РД 153-34.0-03.504-00 (утв. РАО «ЕЭС России» 12.05.2000, Минздравом РФ 19.06.2000). М.: Минздрав РФ, Минтопэнерго РФ, РАО «ЕЭС России», 2000>. В большинстве энергокомпаний согласно указанному документу создаются и действуют системы ПФО персонала, которые обеспечиваются специально создаваемыми подразделениями, для работы в которых привлекаются дипломированные психологи.
Следует отметить одно общее правило, закрепленное в большинстве коллективных договоров, основанное на законоположениях о недопущении работников к исполнению своих трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров, психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
В связи с тем, что в энергокомпаниях работа промышленно-производственного персонала зачастую связана с осуществлением трудовой деятельности во вредных (опасных) условиях труда, немаловажным является рассмотрение права работников на обеспечение их средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда.
Статья 221 ТК РФ закрепляет бесплатную выдачу работникам, занятым на работах с вредными (опасными) условиями труда, а также на работах, выполняемых с особыми температурными условиями, средств индивидуальной защиты, а также смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с типовыми нормами.
В научной литературе указывается, что при совмещении профессий работники, совмещающие те профессии, по которым нормативные правовые акты предусматривают различные СИЗ, должны быть обеспечены работодателем всем комплексом различных СИЗ. Несмотря на то что согласно отдельным нормативным правовым актам выдача таким работникам спецодежды разрешается лишь при условии, что совмещаемая работа выполняется постоянно <Петров А.Я. Совмещение профессий и совместительство: трудоправовой аспект // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 3. С. 191 – 192>.
Требования к приобретению, выдаче, пользованию, порядку организации хранения и ухода за СИЗ, а также ответственность, установление государственного надзора и контроля за обеспечением работников СИЗ установлены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 г. № 290н <Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» // Российская газета. № 181. 25.09.2009>. Помимо общих правил, закрепленных в межотраслевом стандарте, для электроэнергетической промышленности были утверждены Типовые нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты Приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.04.2011 г. № 340н <Приказ Минздравсоцразвития России от 25.04.2011 г. № 340н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 25. 20.06.2011 (приложение не приводится)>, для работников паросилового и энергетического хозяйства (кроме производства электрической энергии), а также для станций и цехов по выработке генераторного газа ─ Постановлением Минтруда РФ от 25.12.1997 г. № 66 <Постановление Минтруда России от 25.12.1997 г. № 66 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» (приложения № 5-6) // Бюллетень Минтруда РФ. № 7. 1999>.
Источник фото: pixabay.com.
Например, слесарю по обслуживанию тепловых сетей согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 25.04.2011 г. № 340н полагается костюм (комбинезон) от общих производственных загрязнений или механических воздействий, жилет сигнальный 2-го класса защиты, ботинки (сапоги) кожаные с защитным подноском, каска защитная с подшлемником, очки защитные, наушники противошумные, перчатки с полимерным покрытием, средство индивидуальной защиты органов дыхания с разным сроком действия и в определенном количестве. Для выполнения работ в зимнее время предусматриваются дополнительные СИЗ.
Несмотря на достаточно разработанную на законодательном уровне базу по регулированию обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, на коллективно-договорном уровне этому вопросу также уделяется большое внимание.
В соответствии с характером и условиями выполняемых работ устанавливается порядок выдача СИЗ сверх установленных типовых норм. Работодатели обязаны приобретать и выдавать за счет собственных средств комплекты специальной одежды, устойчивой к воздействию электрической дуги, работникам, выполняющим оперативные переключения в действующих установках всех классов напряжений, в том числе начальникам смен электрических цехов.
Немаловажным документом в регулировании правил применения электрозащитных средств (ЭЗС) является Инструкция Минэнерго по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках <Приказ Минэнерго России от 30.06.2003 г. № 261 «Об утверждении Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках» (инструкция) // Библиотека инженера по охране труда. № 3. 2004>. Данная Инструкция раскрывает классификацию средств защиты для работ в электроустановках, порядок проведения испытаний, нормы комплектования средствами защиты электроустановок и производственных бригад. Однако на сегодняшний день уже назрела необходимость в пересмотре указанного документа и разработке Стандарта электрозащитных средств ввиду отсутствия технических требований к некоторым видам ЭЗС, а отдельные ее требования ограничивают производственную деятельность (в частности, требования по периодическим испытаниям диэлектрических перчаток напряжением 6 кВ препятствуют внедрению технологии выполнения работ под напряжением до 1000 В) <начата разработка электрозащитных средств // Объединение работодателей электроэнергетики. URL: http://www.rael.elektra.ru/union/news>.
Но в последнее время наблюдается коренное изменение подхода к пониманию назначения охраны труда от компенсаторного характера до внедрения системы управления профессиональными рисками. Все больше назревает необходимость воспитания так называемой культуры охраны труда, которая была бы направлена на предотвращение несчастных случаев на производстве.
Культура безопасного труда в России никогда системно не прививалась, включая советский период. Рабочая сила – по-прежнему самый дешевый и малозначимый ресурс. Экономических стимулов у работодателя относиться по-другому к трудовым ресурсам нет <Федин В. Развитие кадрового потенциала системы управления охраной труда на региональном уровне // Охрана труда и техника безопасности в строительстве. 2011. № 2>. И хотя на сегодняшний день введение СОУТ призвано стимулировать работодателя к улучшению условий труда работников, проблема воспитания культуры безопасности труда остается преимущественно в плоскости научных обсуждений.
Источник фото: pixabay.com.
В некоторых коллективных договорах уже появились отдельные положения по культуре охраны труда. Например, в коллективном договоре ОАО «МОЭСК» на 2013-2014 гг. подчеркивалась необходимость формирования профсоюзом ответственной позиции работников в вопросах соблюдения требований охраны труда, бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также нетерпимого отношения к нарушениям требований охраны труда, игнорированию рисков безопасности и здоровью по отношению к коллегам по работе. Однако это лишь отдельные аспекты культуры безопасности труда, ориентирование на них работников на сегодняшний день не является достаточным. Необходимо внедрение комплексной системы культуры безопасности труда как составной части системы управления охраной труда и системы управления в организации в целом.
Участие в обеспечении культуры охраны труда должны принимать как работники, работодатели, так и органы исполнительной власти. Работодателям необходимо проводить единую политику организации, направленную на сохранение жизни и здоровья работников, начиная от традиционных способов охраны труда (создания службы охраны труда, применения СИЗ для работников, условия труда которых этого требуют, проведения медицинских осмотров, необходимых инструктажей) и заканчивая участием руководства в проведении мероприятий по охране труда, вовлеченностью в процессы профилактики в области охраны труда, заинтересованностью руководства организации в проведении единой политики культуры безопасности труда. Работники, в свою очередь, должны соблюдать требования безопасности и гигиены труда, проявлять инициативу в разработке новых подходов в данном направлении, представителям работников необходимо оказывать содействие в формировании негативного отношения к нарушению требований охраны труда. Органы исполнительной власти осуществляют действенный контроль и надзор за соблюдением требований безопасности и гигиены труда.
Мероприятия по обеспечению культуры охраны труда направлены на создание такого производственного климата в организации, при котором работники видят заинтересованность и активность руководства и сами участвуют совместно с ним в создании безопасных условий труда. Обращает на себя внимание тот факт, что не все работники хотели бы менять установленный компенсаторный механизм охраны труда, поскольку улучшение условий труда привело бы к потере льгот и компенсаций. Это, в частности, свидетельствует о низкой культуре охраны труда, когда в сознании работника приоритет отдается не сохранению его жизни и здоровья в безопасных условиях труда, а повышенному заработку.
Источник фото: pixabay.com.
В научной и учебной литературе по-разному понимается культура охраны труда. «Российская энциклопедия по охране труда» определяет ее как высокий уровень развития системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности <Российская энциклопедия по охране труда: в 3 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. Т. 1: А-К. 440 с.>. По мнению О. Фролова, понятие культуры охраны труда включает управленческие системы и практику участия в них работников, дисциплину на рабочем месте <Фролов О. Правовые основы культуры охраны труда // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 4>. При этом М. Симард указывает, что культура охраны труда должна быть комбинацией поддержки со стороны руководителей высшего звена, участия менеджеров низшего уровня и вовлечения рабочих в соблюдение мер безопасности <Симард М. Культура безопасности труда и менеджмент // Экспертно-аналитический портал по безопасности «ПромБез.РФ». URL: http://www.prombez. com/?p=1528 (дата обращения: 12.02.2015)>.
На основе существующих подходов предлагаем следующее понятие культуры охраны труда: это комплекс мероприятий, включающий проведение единой политики организации в обеспечении безопасных условий труда, совместное участие работодателя (представителей работодателя), работников (представителей работников), органов государственной власти в ее реализации и направленный на достижение высокого уровня развития системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в организации.
Централизованная регламентация минимального стандарта по охране труда, а также ее конкретизация и повышение уровня в коллективно-договорном порядке имеет целью минимизировать показатели производственного травматизма, профессиональных заболеваний, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом. В организациях электроэнергетики, несмотря на существующие проблемы и потенциальную производственную опасность, достигнут высокий уровень правового регулирования вопросов охраны труда.
аспирант кафедры трудового права и права
социального обеспечения Московского государственного
юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
БИБЛИОГРАФИЯ
2. Петров А.Я. Совмещение профессий и совместительство: трудоправовой аспект // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 3. С. 191 – 192.
3. Российская энциклопедия по охране труда: в 3 т. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. Т. 1: А – К. 440 с.
4. Симард М. Культура безопасности труда и менеджмент // Экспертно-аналитический портал по безопасности ПромБез.РФ URL: http://www.prombez.com/?p=1528 (дата обращения: 12.02.2015).
5. Трудовое право: учебник для бакалавров / отв. ред. К.Н. Гусов. М.: Проспект, 2013. С. 464.
6. Федин В. Развитие кадрового потенциала системы управления охраной труда на региональном уровне // Охрана труда и техника безопасности в строительстве. 2011. № 2.
7. Фролов О. Правовые основы культуры охраны труда // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2007. № 4.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
Актуальные проблемы российского права. 2015. № 10. С. 151 – 158.