Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

2 ноября 2024 г.

Минтруд России разработал типовые условия контрактов на оказание услуг по проведению СОУТ, а также по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда

На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.gov.ru опубликован проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении типовых условий контрактов на оказание услуг...

Система управления охраной труда: путь к непрерывному совершенствованию

30 сентября 2019 г.






Охрана труда (ОТ) направлена на предотвращение производственного травматизма и заболеваний, а также на охрану и укрепление здоровья работников. ОТ предполагает улучшение условий труда и рабочей среды, что ставит задачу укреплять и сохранять физическое и умственное здоровье, социальное благосостояние работников, независимо от их профессии, на высочайшем уровне.

Охрана труда (ОТ) направлена на предотвращение производственного травматизма и заболеваний, а также на охрану и укрепление здоровья работников. ОТ предполагает улучшение условий труда и рабочей среды, что ставит задачу укреплять и сохранять физическое и умственное здоровье, социальное благосостояние работников, независимо от их профессии, на высочайшем уровне.



Здесь руководящими принципами, регулирующими порядок анализа и управления профессиональными рисками, являются прогнозирование, учет, оценка и контроль опасностей, возникающих или связанных с рабочим местом и спосоных подорвать здоровье и благополучие работников. При этом также нужно учитывать возможное влияние на местное сообщество и окружающую среду в целом.

В основу более сложных принципов, регулирующих ОТ сегодня, положен базовый процесс обучения способам снижения опасностей и рисков. В наше время потребность успевать за темпом индустриализации и ростом спроса на крайне опасные по своему характеру источники энергии, такие как атомная энергия, за развитием транспортных систем и усложнением технологий привела к разработке куда более сложных способов оценки и управления рисками.

Во всех областях человеческой деятельности необходимо равновесие между связанными с риском выгодами и затратами. В случае ОТ это сложное равновесие находится под влиянием множества факторов, таких как стремительный технический прогресс, разнообразные, непрерывные изменения в сфере труда и экономика. Подтверждением этой сложности является то, что применение принципов ОТ предполагает мобилизацию всех социальных и научных дисциплин.




ОЦЕНКА И УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ



Хорошие условия труда относятся к основным правам человека и основополагающим принципам Программы достойного труда. По оценкам МОТ, от производственных травм и заболеваний в мире ежегодно умирает свыше 2,3 миллионов работников, причем 4% всемирного валового внутреннего продукта теряется из-за несчастных случаев и плохих условий труда.


В странах СНГ жертвами производственных травм ежегодно становятся примерно 12 миллионов мужчин и женщин.

МОТ никогда не принимала аргумент о том, что несчастные случаи и заболевания «сопутствуют труду». Плохие условия труда способствуют потерям финансовых и человеческих ресурсов, подрывают производительность труда и качество продукции.

В понятиях опасности и риска и взаимосвязях между ними легко запутаться. Смысловое понимание термина «Опасность» подразумевает характерное фактическое или потенциальное свойство продукта, процесса или ситуации, которые могут причинить вред, повлиять на здоровье или нанести материальный ущерб. Это может произойти, например, в результате действия химического вещества (внутренних свойств), применения лестницы в работе (ситуации), электричества, баллона со сжатым газом (потенциальной энергии), источника огня или просто из-за скользкой поверхности.





Важнейшим направлением в деятельности по охране труда является управление профессиональными рисками. Для этого необходимо проводить оценку опасности и риска, чтобы определить факторы, могущие нанести вред работникам и имуществу, и на этой основе разработать и реализовать соответствующие меры профилактики и защиты.



Метод оценки рисков, предполагающий проведение работ в пять этапов, был разработан в Великобритании для упрощения подхода к управлению рисками, в частности, на малых предприятиях, и получил международное признание (Таблица 1)


 
Таблица 1 – Этапы оценки профессиональных рисков

Этап Наименование этапа
Этап 1 Выявление опасностей
Этап 2
Определение лиц, подверженных опасности, и характера ущерба
 
Этап 3
Оценка степени риска и принятие решений в отношении
профилактических мер
 
Этап 4 Учет и реализация наблюдений
Этап 5


          Пересмотр и актуализация оценки по мере необходимости                                                                                                            
 


 
Процесс оценки рисков с легкостью адаптируется в зависимости от размера и профиля предприятия, а также имеющихся ресурсов и навыков. Масштабный опасный объект, такой как, например, нефтехимический завод, требует сложной оценки рисков и высокой степени мобилизации ресурсов и специалистов. Во многих странах принимаются собственные правила для оценки рисков, часто используемые в целях регулирования или разработки единых международных стандартов. 

С точки зрения управления производственными рисками двумя главными процессами оценки рисков, связанных с химическими/физическими факторами, являются предельно допустимая концентрация (ПДК) и разработка перечня профессиональных заболеваний. В большинстве промышленно развитых стран существуют обновляемые перечни ПДК, охватывающие различные виды опасного химического, физического (температурного, шумового, ионизирующего и неионизирующего радиационного), а также биологического воздействия.









Одним из наиболее примечательных в плане масштаба и коллегиального анализа является перечень Американской конференции государственных специалистов по промышленной гигиене, известный под названием Перечня предельно допустимых концентраций и используемый в качестве справочного руководства другими странами. Включение профессиональных заболеваний в общенациональные перечни тоже зависит от порядка оценки опасностей и рисков в целях выявления и учета таких заболеваний и установления соответствующей компенсации.

Они включают в себя самые различные заболевания – от респираторных, кожных, опорно-двигательных и профессиональных раковых заболеваний до умственных и поведенческих. Перечень профессиональных заболеваний МОТ (изменен в 2010 году) помогает соответствующим органам различных стран разрабатывать национальные перечни, осуществлять профилактику, вести учет, информировать и при необходимости определять компенсацию в случае заболеваний, вызванных производственными факторами.
 



НОВОЕ ВИДЕНИЕ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА



 
Понятие систем управления часто используется в процессе принятия решений как в деловой жизни, так и в быту, будь то в связи с приобретением оборудования, развитием деятельности или даже выбором новой мебели. Применение систем управления охраной труда (СУОТ) опирается на соответствующие критерии, стандарты и показатели ОТ. Их цель состоит в выработке методики оценки и повышения показателей при профилактике производственного травматизма и несчастных случаев путем эффективного управления факторами риска на рабочем месте.



Это предполагает логический, поэтапный подход к разработке необходимых мер и оптимального способа их реализации, контроль темпов достижения заданных целей, оценку эффективности принятых мер и определение сфер, требующих улучшения. Такая система должна предполагать адаптацию к изменениям в характере деятельности организации и нормативной среде.

Такое понятие управления как процесса опирается на принцип четырехэтапного цикла Деминга («планирование» – «действие» – «контроль» – «доработка»), разработанного в 1950-х годов для постоянного повышения качества корпоративного управления.

В случае ОТ «Планирование» означает разработку соответствующей политики, выделение ресурсов и специалистов, структурную проработку системы ОТ, выявление опасных факторов и оценку рисков. «Действие» – это фактическая реализация и применение программы. «Контроль» предполагает измерение активных и реактивных показателей программы ОТ. Наконец, «Доработка» завершает цикл путем пересмотра работы системы в целях непрерывного совершенствования и отработки системы во время следующего цикла.

СУОТ представляет собой универсальный логический инструмент, адаптируемый в зависимости от размера и профиля организации и направленный как на общие, так и на специфические факторы и риски, связанные с ее деятельностью. Она способна охватывать как простые потребности малого предприятия с одним производственным процессом и легко идентифицируемыми опасностями/рисками, так и отрасли с целым спектром таких опасных отраслей, как добыча полезных ископаемых, химическая промышленность, атомная энергетика или строительство.

В СУОТ реализуются подходы, обеспечивающие:

 
  • эффективную и согласованную реализацию мер профилактики и защиты;
  • разработку целесообразной политики; 
  • принятие обязательств;  
  • учет элементов всех рабочих мест при оценке опасностей и рисков;
  • участие в процессе как руководства, так и сотрудников в соответствии с их уровнем ответственности.
 



ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СУОТ

 
В докладе Комитета по охране здоровья и безопасности труда Великобритании о состоянии дел в этой области, представленном в 1972 году (так называемый «доклад Робенса»), было объявлено о переходе с отраслевого регулирования к единой нормативной базе, призванной охватывать все отрасли и их работников. Это положило начало эволюции в пользу более системного подхода к ОТ.



В Великобритании (а также в других промышленно развитых странах) этот переход завершился принятием в 1974 году закона об охране труда. На международном уровне решающее значение участия социальных партнеров в реализации ОТ как на уровне страны в целом, так и на уровне предприятий было подчеркнуто в Конвенции МОТ № 155 о безопасности и гигиене труда (1981) и реализующей ее Рекомендации № 164.

Последующие годы показали, что растущая сложность и ускоренные перемены в мире труда требуют новых подходов для обеспечения безопасности рабочих мест и производственной среды. В поисках моделей для разработки системного подхода к управлению ОТ внимание скоро было обращено на модели корпоративного развития, предназначенные для быстрой адаптации к изменениям конъюнктуры посредством непрерывной оценки экономических показателей. Этот подход быстро получил признание как эффективный способ обеспечения согласованной реализации мер ОТ, направленных на постоянную оценку, совершенствование и саморегулирование системы.

В виду потребности в дальнейшем сокращении случаев производственного травматизма, гибели и заболеваний работников и связанных с этим затрат, источники для повышения эффективности стали искать в стратегиях, совершенствующих традиционный командный подход к регулированию и управлению.









Их примерами являются поведенческие методы обеспечения безопасности, оптимальные методы оценки и аудита рисков для здоровья и безопасности, а также схемы систем управления. В последнее время внимание органов власти, предприятий и международных организаций привлекло применение системных моделей в области ОТ (так называемого системного подхода к управлению ОТ) как перспективной стратегии для согласования требований ОТ и потребностей предприятий, а также для обеспечения более активного участия работников в реализации профилактических мер.

Концепция СУОТ вот уже более десяти лет пользуется успехом как эффективный способ оптимизации ОТ на рабочих местах путем интеграции соответствующих требований в процессы корпоративного планирования и развития. С тех пор специалистами по ОТ, государственными органами и международными организациями, отвечающими за эту сферу или изучающими ее, был разработан целый ряд стандартов и рекомендаций.

Во многих странах были приняты национальные стратегии, также объединяющие в себе системный подход к управлению ОТ. На международном уровне в 2001 году МОТ было опубликовано «Руководство по ситемам управления охраной труда» (МОТ-СУОТ 2001), которое вследствие реализованного в нем трехстороннего подхода стало широко применяться в качестве основы для разработки национальных стандартов в этой сфере.

В СССР длительное время применялась форма СУОТ, разработанная в рамках системы стандартов ГОСТ. Бывшая советская система ССБТ была изменена и модернизирована (в частности, для включения требований в отношении участия работников, информации, оценки рисков и т.д.) в новом ГОСТ 12.0.230-2007.





МОТ И СУОТ


 
Подход на основе СУОТ получил признание после широкого распространения и успеха стандартов ISO в отношении качества (серия ISO 9000), а затем и окружающей среды (серия ISO 14000).
Эта модель опирается на теории систем, разработанные, главным образом, в области естественных и социальных наук, но также имеет много общего с механизмами корпоративного управления.
В частности, все общие теории систем имеют следующие элементы: вложение, процесс, результат и доработка.


В начале 1990-х годов после принятия технических стандартов по управлению качеством и окружающей средой (серии ISO 9000 и 14000) возможность разработки аналогичного стандарта по управлению системами ОТ обсуждалась на Международной конференции ISO в 1996 году. При этом скоро стало очевидным, что, так как охрана труда и здоровья касается защиты здоровья и жизни людей, она уже является обязанностью работодателя по законодательству.

Другие проблемы, связанные с этикой, правами и обязанностями, а также участием социальных партнеров, также нужно было учесть в этом контексте. Тем самым, стандарт по управлению ОТ должен был вобрать в себя принципы стандартов МОТ по ОТ, таких как Конвенция № 155 о безопасности и гигиене труда (1981), и мог быть предметом того же режима регулирования, что и стандарты, относящиеся к управлению качеством и средой.

Этот вопрос вызвал многочисленные споры, в результате которых было решено поручить разработку соответствующих международных рекомендаций МОТ в связи с ее трехсторонней структурой и ролью в установлении стандартов. В 1999 году попытки британского института стандартов (БИС) разработать стандарт по управлению ОТ под эгидой ISO снова натолкнулись на мощное международное сопротивление при подаче соответствующего предложения. Если БИС позже разработал руководство по СУОТ в форме частных технических стандартов (OHSAS), то ISO не стала заниматься этим.

Через два года, посвященных их разработке и коллегиальному анализу, «Руководство по системам управления охраной труда» (МОТ-СУОТ 2001) было окончательно утверждено в апреле 2001 года на трехстороннем заседании экспертов и опубликовано в декабре того же года после одобрения Административным советом (рис. 2).

В 2007 году Административный совет вновь подтвердил мандат МОТ в данном вопросе, обратившись к ISO с просьбой воздержаться от разработки международного стандарта по СУОТ. Руководство 2001 года содержит уникальную международную модель, сопоставимую с другими системами, стандартами и рекомендациями в области управления. Оно отражает трехсторонний подход МОТ и принципы, закрепленные в международных актах по ОТ, в частности, в Конвенции № 155 о безопасности и гигиене труда (1981). Руководство обеспечивает системное управление ОТ как на государственном уровне, так и на уровне предприятия. Этапы управления, определенные в Руководстве МОТ-СУОТ 2001, в обобщенном виде показаны на приведенном ниже рисунке.




 
СУОТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМ


 
Охрана и безопасность труда – это сложная область, требующая применения различных дисциплин и участия всех заинтересованных сторон, неизбежным отражением которой являются соответствующие институциональные механизмы, требуемые для реализации национальной политики в сфере ОТ. Такая инфраструктура способна обеспечить намного меньшую скорость связи и принятия решений, что осложняет необходимую адаптацию к постоянным изменениям в мире труда.


Так как проблема адаптации к темпу изменений стоит как перед государственными системами ОТ, так и предприятиями, обязанными соблюдать их требования, то использование подхода на основе корпоративных систем управления в работе государственных систем ОТ представляется весьма логичным.
 
В случае его систематического применения этот подход обеспечивает столь необходимое согласование, координацию, упрощение и оперативность процессов трансформации нормативных требований в эффективные меры профилактики и защиты, а также в меры по оценке их соблюдения.
 
Задача по непрерывному развитию для обеспечения достойных, безопасных, здоровых условий труда и рабочей среды закреплена в 2003 году в Глобальной стратегии МОТ по ОТ. Концепция применения СУОТ в соответствующих государственных системах была впервые отражена в международном стандарте в 2006 году после принятия Конвенции № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда, и соответствующей Рекомендации (№ 197) Международной конференцией труда. Главная задача Конвенции состоит в том, чтобы обеспечить приоритетность ОТ в государственной политике стран и содействовать принятию ими политических обязательств по развитию ОТ на основе социального диалога.

 
 


Положения Конвенции № 187 имеют скорее побудительный, чем директивный характер, и опираются на основах, содействующих безопасности и гигиене труда, и соответствующей Рекомендации (№ 197). Международной конференцией труда приняты две основополагающие концепции: развитие и поддержание культуры профилактики в области охраны труда и применение системного подхода к управлению ОТ на национальном уровне. В Конвенции содержится общее определение элементов и функции государственной политики, государственной системы, а также государственной программы в этой области.



Началом процесса развития является трехсторонний анализ сложившейся ситуации (так называемый национальный обзор по ОТ). Такие обзоры подготовлены в большинстве стран СНГ и ряде российских регионов (субъектов РФ). Главным действующим элементом является разработка национальных программ ОТ, которые должны быть утверждены высшими государственными органами для широкого распространения сведений о принятых обязательствах.

Применение на национальном уровне подхода на основе систем управления предполагает реализацию комплексного оперативного механизма, включающего государственную политику в области ОТ при условии ее выработки, реализации и регулярного пересмотра компетентным органом по согласованию с наиболее представительными организациями работодателей и работников. В Конвенции № 187 подчеркивается важность социального диалога в этой области и полноценного участия всех заинтересованных сторон как предварительное условие успешного управления государственной системой ОТ. Подготовка и обучение на всех уровнях также считаются важными для системы и ее функционирования.

Системы инспекций труда по-прежнему обеспечивают центральную официальную связь между государственной системой ОТ и предприятиями в вопросах трудовых отношений и ОТ. При соответствующей подготовке они, безусловно, смогут играть решающую роль в обеспечении соответствия СУОТ, в том числе контрольных механизмов, положениям национального законодательства и правил.








В документах МОТ, посвященных управлению ОТ на уровне предприятий, в том числе в Конвенции № 155 (1981), Конвенции № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187), и Руководстве МОТ СУОТ (2001), указаны главные элементы и функции организации управления ОТ как для государственных систем, так и для систем предприятий (организаций). Будущее СУОТ зависит от надлежащего равновесия между добровольным и обязательным подходом, с учетом местных нужд и практики на местах.

В Конвенции № 187 подчеркивается важность социального диалога в этой области и полноценного участия всех заинтересованных сторон как предварительное условие успешного управления государственной системой ОТ. Подготовка и обучение на всех уровнях также считаются важными для системы и ее функционирования.

Системы инспекций труда по-прежнему обеспечивают центральную официальную связь между государственной системой ОТ и предприятиями в вопросах трудовых отношений и ОТ. При соответствующей подготовке они, безусловно, смогут играть решающую роль в обеспечении соответствия СУОТ, в том числе контрольных механизмов, положениям национального законодательства и правил.

В документах МОТ, посвященных управлению ОТ на уровне предприятий, в том числе в Конвенции № 155 (1981), Конвенции № 187 об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (№ 187), и Руководстве МОТ СУОТ (2001), указаны главные элементы и функции организации управления ОТ как для государственных систем, так и для систем предприятий (организаций). Будущее СУОТ зависит от надлежащего равновесия между добровольным и обязательным подходом, с учетом местных нужд и практики на местах.
 



СУОТ И ПРЕДПРИЯТИЯ (ОРГАНИЗАЦИИ)



 
В любой стране обязанность по реализации охраны труда в соответствии с требованиями национального законодательства и правилами возложена на работодателя. Применение системного подхода к управлению ОТ на предприятиях (в организациях) обеспечивает непрерывность оценки эффективности и поддержания мер профилактики и защиты на необходимом уровне за счет адекватного и своевременного реагирования.


Концепция СУОТ может принести пользу большинству предприятий в случае учета ряда важных принципов в процессе принятия решений о применении системного подхода к управлению корпоративными программами ОТ. Системы управления – не панацея, и предприятиям нужно тщательно анализировать свои потребности в свете имеющихся ресурсов и адаптировать СУОТ соответственно этому – путем сокращения масштаба или степени формализма. Работодатель должен обеспечить ориентацию системы на развитие и эффективность мер профилактики и защиты, а не на саму себя. При этом он также должен обеспечить эффективность контроля как инструмента для постоянного роста эффективности, а не только повышения оценок.



 
КОНТРОЛЬ



 
Интерес к СУОТ во многом объясняется способностью измерять эффективность системы и степень ее развития с течением времени. Качество этого измерения во многом зависит от качества применяемых механизмов контроля, будь то внешнего или внутреннего, и от компетенции ревизоров.


В целом, контроль – это надзор за тем или иным процессом со стороны компетентного лица или группы лиц, не имеющих отношения к этому процессу. Периодические проверки должны помочь определить наличие необходимых элементов и самой системы управления ОТ, их адекватность и эффективность для охраны труда и здоровья сотрудников и предотвращения несчастных случаев. Проверки также дают возможность измерить показатели работы системы с течением времени.

При планировании развития системы факты, собранные в ходе проверок, всегда нужно изучать вместе с другими данными об ее работе. В любой балльной системе должны быть контрольные показатели для перспективного развития, а не просто для подчеркивания прошлых успехов. Выводы аудиторов должны определять эффективность СУОТ с точки зрения соответствия задачам и политике предприятия и содействовать полноценному участию работников; содержать реакцию на результаты оценки эффективности СУОТ и предыдущих проверок; обеспечивать соблюдение нормативных требований и правил со стороны организации, а также постоянное развитие и учет положительного опыта в сфере ОТ. Проверки требуют надлежащего режима связи внутри предприятия с тем, чтобы при их проведении работники были готовы предоставить необходимые сведения в виде документов, собеседований или доступа на местах. Хороший режим связи также нужен при распространении информации о результатах проверки.

Частные организации по сертификации и аудиту могут легко оказаться в ситуации, когда они одновременно помогают предприятию в разработке СУОТ и осуществляют проверку системы.









Как показывает опыт финансового аудита, проводить независимую проверку в условиях, когда ревизоры лично знакомы с проверяемой компанией либо когда компания слишком озабочена стоимостью аудиторских услуг, может быть проблематичным. К выбору аудиторов и определению условий для проведения проверок следует подходить тщательно, с учетом профиля предприятия. Самой эффективной является такая система контроля, когда проверяемая организация ожидает от проверки новых полезных идей для практического улучшения ситуации. Если проверки вызывают у предприятий страх, нужно совершенствовать систему контроля, а не проверяемую организацию.

Независимо от того, являются ли требования ОТ добровольными или обязательными для предприятий, их соблюдение и эффективность реализации оценивают организации по сертификации и аудиту, имеющие государственную или профессиональную аккредитацию.

Процессы контроля являются завершением СУОТ, так как предполагают независимую оценку ее эффективности и предложение мер по исправлению ситуации и новых задач по улучшению ее работы.





УЧАСТИЕ РАБОТНИКОВ


 
СУОТ не может полноценно функционировать в отсутствие эффективного социального диалога, будь то в рамках совместных комитетов по охране труда или иных механизмов, таких как коллективные договоры. Работникам и их представителям необходимо дать возможность полноценно участвовать в управлении ОТ на предприятии путем прямого участия и согласования. Эффективность СУОТ обеспечивается только при определении четких обязанностей по управлению ею для каждой из заинтересованных сторон.

 
Главным принципом СУОТ является закрепление соответствующей ответственности за руководством среднего звена, что предполагает действенное участие всех сотрудников на всех уровнях предприятия и определение обязанностей каждому из них. Как вновь и вновь показывает опыт, ОТ и в еще большей мере СУОТ можно успешно реализовать только на основе диалога и сотрудничества. Если управление СУОТ осуществляет лишь руководство без участия персонала на более низких уровнях иерархии, то эта система потеряет свою ориентацию и провалится.

В ряде исследований была обнаружена связь между снижением времени простоя, связанного с травмами, и наличием совместных комитетов по ОТ и участием профсоюзов. Другие исследования показывают, что механизмы участия на рабочих местах приводят к тому, что реализация СУОТ повышает результативность ОТ, которая еще выше в том случае, если эти работники являются членами профсоюза.

Во всех стандартах МОТ, в частности, Конвенции № 155 о безопасности и гигиене труда (1981) и соответствующей ей Рекомендации № 164, а также в Руководстве МОТ СУОТ 2001 содержится решительный призыв к полноценному участию работников. Для того, чтобы совместные комитеты по ОТ и аналогичные им механизмы были эффективными, нужно обеспечить соответствующую информированность и подготовку, наладить эффективные механизмы социального диалога и общественных связей, и привлечь работников и их представителей к реализации мероприятий ОТ.

Хотя участие в СУОТ, как правило, предполагает работодателей и кадровый состав предприятия, в плане информационного обмена и общественных связей оно также должно охватывать подрядные и внешние организации при реализации мер ОТ. К ним могут относиться регулирующие органы, субподрядчики, местные сообщества и организации, клиенты и предприятия, входящие в систему поставок, страховщики, акционеры и потребители, а также органы по разработке международных стандартов.

Важным элементом при реализации любой программы ОТ является соответствующая подготовка, которая должна осуществляться на непрерывной основе для ознакомления с системой и актуализации инструкций в зависимости от изменений внутри организации. В этом контексте каналы связи между различными уровнями корпоративной иерархии должны быть эффективными и двухсторонними, т.е. сведения и проблемы, высказанные на уровне цеха, должны получать должное внимание и передаваться на вышестоящие уровни. Этот пример приведен для понимания того, что значит ориентация системы на человека.



 
МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ



 
Малые предприятия, как правило, испытывающие дефицит ресурсов, могут эффективно осуществлять оценку риска при помощи простых мер, например, требования предъявить сертификат безопасности на продукцию и оборудование до их приобретения, выявления опасных факторов производства и прохождения адекватной подготовки.


Хотя включение требований ОТ в состав корпоративной политики и механизмы участия стало сейчас общепринятой тенденцией для крупных, в частности, многонациональных предприятий, по-прежнему нужны значительные усилия для оказания помощи малым предприятиям по реализации практического и экономичного способа внедрения определенных элементов СУОТ в их практику охраны труда. Некоторые малые и средние предприятия могут не иметь полностью документированной СУОТ, но при этом иметь ясное представление об опасностях, рисках и эффективных способах их контроля.

Эффективная реализация СУОТ на малых предприятиях по-прежнему является серьезной проблемой, несмотря на то, что требует минимального объема подготовки, технических знаний и ресурсов. Прогресс в этой области в значительной мере зависит от первичной профилактики и облегчения доступа к базовой информации и обучению ОТ. Тем не менее, целый ряд этапов СУОТ можно упростить и адаптировать к размеру и техническим возможностям малого предприятия.

 
МОТ разработала и провела широкую апробацию пакетов методических материалов «Улучшение условий труда на малых предприятиях» (WISE), «Совершенствование практики труда в процессе развития местных сообществ» (WIND), предназначенных для мелких сельских производителей, а также программу POSITIVE для профсоюзов. В их состав входят упрощенные формы оценки рисков, аналогичные используемым на 1 этапе реализации СУОТ.

Инициатором программы WIND в странах СНГ стал профсоюз работников агропромышленного комплекса (Кыргызстан). Опытом Кыргызстана воспользовалась Ассоциация Декханских (фермерских) хозяйств Таджикистана, которая инициировала программу WIND в своей республике. Результатом реализации программы стало создание Центра пчеловодства, организация профессионального обучения и обучения по программе WIND, помощь пчеловодам в получении микрокредитов.
Программа WIND также начала осуществляться в Армении, а также в южных регионах Казахстана, где она ориентирована на помощь трудовым мигрантам.
 
Хотя эти пакеты не являются частью модели СУОТ, они опираются на базовые методики первичной профилактики, упрощенные для малых предприятий. Поэтому адаптировать их можно путем включения некоторых базовых элементов СУОТ, в частности, связанных с выявлением опасностей и оценкой рисков, согласно этапам, указанным в таблице 1 выше.

Хорошим «каналом» для консультаций и ознакомления с простыми способами управления профессиональными рисками на МСП являются государственные инспекции труда. Важную роль в разработке и распространении этих способов, а также проведении необходимой подготовки, могут также играть как национальные, так и международные организации работодателей и работников.

Особую роль в плане влияния на поставщиков играют многонациональные предприятия, многие из которых являются небольшими по размеру. Учет местной культуры может значительно облегчить принятие инновационных подходов к ОТ. С увеличением числа предприятий, проявляющих активный интерес к СУОТ, должна повышаться безопасность и должны улучшаться условия труда и состояние здоровья работников как в развитых, так и в развивающихся странах.



 
СУОТ И ОПАСНЫЕ ОТРАСЛИ



 
Как показано выше, ОТ сводится к управлению профессиональными рисками. Поэтому СУОТ – это «общий» метод, на основе которого можно управлять опасными факторами, специфическими для той или иной отрасли или процесса, в т.ч. в отраслях повышенной опасности, где для реализации мер профилактики и защиты необходима комплексная и упорядоченная оценка рисков, а также постоянный мониторинг эффективности работы сложных систем контроля. Применение СУОТ в ряде отраслей повышенной опасности показано на примерах ниже.

 
В строительстве отмечается высокий процент несчастных случаев на производстве, а на строительных площадках, как правило, используется труд различных подрядных и субподрядных организаций. Мощным стимулом для применения СУОТ в этой отрасли является возможность внедрить единый шаблон для всех сторон, занятых на площадке, в целях унификации планирования, реализации и контроля за соблюдением требований ОТ, а также создать основу для контроля за эффективностью системы.

Кроме того, это упрощает процесс учета потребностей в ОТ на ранних этапах комплексной разработки и планирования, подачи конкурсных предложений и на начальных этапах реализации строительного проекта. Таким образом, реализацию комплексных систем управления в строительстве можно считать эффективным средством для согласованной интеграции управления качеством, окружающей средой и ОТ на строительной площадке с участием многих заинтересованных сторон.

Добывающая промышленность является еще одной отраслью повышенной опасности, где СУОТ с ее согласованным, поэтапным и логичным подходом может стать эффективным средством для сокращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.




 
ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И СУОТ


 
Так как химические вещества являются частью нашей природной и бытовой среды, и их общественную пользу трудно переоценить, нам остается только научиться эффективно регулировать их нежелательное и вредное воздействие. Чтобы стратегии химической безопасности были эффективными, нужно, чтобы они опирались на общие принципы ОТ – выявление и описание опасных факторов, описание риска, оценку воздействия – а также на реализацию системного подхода к регулированию химических веществ.


Такое регулирование предполагает целостный подход, а не изолированные меры, тем более, что отдельные проблемы могут иметь глобальное влияние. При этом оно должно быть качественным и охватывать весь жизненный цикл химических веществ. Принципы СУОТ включаются в последнее время во все нормативные акты и стратегии по содействию надлежащему регулированию химических веществ на международном, национальном и корпоративном уровне.

Одной из главных задач оценки риска является предотвращение вредного воздействия химических веществ. Межправительственные и международные организации, такие как МОТ, ВОЗ, ЮНЕП, ФАО, объединяют свои усилия для разработки согласованных правил оценки опасных факторов и рисков, которые широко используются как основы для анализа профессиональных рисков. Примерами коллегиального международного подхода и сотрудничества в данной области являются система классификации и маркировки химических веществ (СГС), международные карты химической безопасности, а также международные документы химической оценки, реализуемые в рамках Международной программы химической безопасности (МПХБ).

В широком спектре стандартов МОТ по ОТ надлежащему регулированию химических веществ, включая разработку, реализацию и периодический пересмотр комплексных мер на основе консультаций с организациями работников и работодателей, посвящена Конвенция № 170 о химических веществах (1990), предусматривающая создание в этих целях системы государственного регулирования. Важной чертой Конвенции является включение положений, регулирующих оповещение о химической опасности и передачу производителями и импортерами информации о безопасности пользователям. Другие инструкции содержатся в соответствующей Рекомендации и в Практическом руководстве «Безопасность труда при работе с химическими веществами».

Другим важным международным актом является Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (SAICM), разработанный ЮНЕП в 2006 году.









В Регламенте ЕС (2007) о регистрации, оценке, авторизации и ограничении химических веществ (REACH) содержится требование регистрировать и публиковать данные обо всех химических веществах, производимых или импортируемых в ЕС в объеме более одной тонны в год. Еще одним примером применения подхода на основе учета рисков для оценки и регулирования как новых, так и существующих химических веществ, является канадский закон об охране окружающей среды (CEPA 1999). В самой химической отрасли возникают добровольные инициативы по надлежащему регулированию химических веществ в глобальном масштабе, например программы Responsible Care и Product Stewardship.

В связи с ограниченными возможностями МСП регулировать воздействие химических веществ в последнее время возникла необходимость в разработке нового подхода к управлению такими веществами. Этот подход под названием Control Banding направлен на контроль воздействия веществ, относящихся к определенному «классу опасности» и требующих принятия конкретных мер в соответствии с классификацией опасностей на основе международных критериев, объемом используемых веществ и их летучестью (запыленностью).

 


КОНТРОЛЬ СЕРЬЕЗНОЙ ОПАСНОСТИ 



 
Первое внедрение и использование СУОТ произошло в химической промышленности и энергетике (как атомной, так и тепловой) как отраслях повышенной опасности, в которых проявляется разрушительный потенциал промышленных установок и катастрофические последствия ошибок в управлении ОТ, что можно видеть на примере крупных аварий, таких как взрыв облака циклогексана в Фликсборо (Великобритания) в 1974 году, утечка метилизоцианита на заводе в Бхопале (Индия) в 1984 году, приведшая к гибели тысяч людей, разрушение реактора на Чернобыльской атомной станции в 1986 году или взрыв нитрата аммиака на заводе AZF во Франции (2001).


Многие из этих событий побудили к разработке регулирующих и технических механизмов, вводящих жесткие процедуры оценки опасностей и рисков.

Важнейшим элементом процедуры оценки рисков на установках повышенной опасности является анализ связанных с ними опасных факторов на этапе разработки, сооружения и эксплуатации. Из проверенных способов и методик для оформления результатов оценки опасностей можно назвать предварительный анализ опасностей (PHA), анализ рисков и пригодности к эксплуатации (HAZOP), так называемый анализ «диагностического дерева отказов» (FTA) или анализ типов отказов, эффекта и критичности (FMECA). Многие из этих методов были первоначально разработаны для атомной энергетики, а затем адаптированы к другим процессам. Они помогают определить потенциальные типы отказов компонентов процесса, предсказать их последствия и разработать профилактические меры и эффективные планы действий в случае нештатных и чрезвычайных ситуаций.

В большинстве промышленно развитых стран разработаны нормативные критерии отнесения промышленных установок к объектам повышенной опасности, которые требуют принятия специфических и строгих мер для обеспечения безопасности. Хорошим примером таких правил является Директива ЕС 1996 (так называемая «Директива Севезо» 96/82/EC) о контроле за факторами повышенной опасности, связанными с вредными веществами.

Конвенция № 174 о предотвращении крупных промышленных аварий (1993) содержит систематизированную и комплексную модель для защиты работников, общественности, окружающей среды от крупных промышленных аварий, связанных с опасными веществами, а также смягчения последствий таких аварий. В Конвенции изложена система идентификации и контроля за крупными промышленными объектами, ответственность работодателей и компетентных органов, а также права и обязанности работников.

В ней также указана ответственность стран-экспортеров. В Рекомендации (№ 181) указаны дополнительные положения, например, по организации международных переводов и ускоренной выплаты компенсации пострадавшим. В ней также предусмотрена обязанность ратифицирующих государств формировать национальную политику на основе кодекса практических правил по предотвращению крупных промышленных аварий и обязанность многонациональных корпораций принимать соответствующие меры на всех предприятиях на равноправной основе. МОТ также разработала руководство по оценке факторов повышенной опасности (1993), направленное на содействие странам в разработке систем и программ контроля объектов повышенной опасности.



 
НАНОТЕХНОЛОГИИ



 
Применение нанотехнологий для производства наноматериалов и их потенциальное отрицательное воздействие на здоровье человека в связи с малым размером частиц (менее 100 нанометров) вызывает растущее беспокойство. Искусственные наночастицы могут иметь химические, физические и биологические свойства, резко отличающиеся от свойств более крупных частиц похожего химического состава.


Как показывает изучение литературы, уже имеются сообщения о производственном и экологическом воздействии ограниченного числа наноматериалов, но для того, чтобы описать характер влияния, связанного с их использованием, на здоровье людей и окружающую среду, необходимо намного больше данных.
 
Под эгидой ряда правительственных и межправительственных организаций, например, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) созданы рабочие группы для изучения потенциального воздействия наноматериалов на здоровье людей и окружающую среду, классификации опасных факторов, оценки риска и разработки мер регулирования, а также для анализа влияния на нормативно-правовое регулирование промышленного производства и использования наноматериалов. Такое сотрудничество – хороший пример применения международного коллегиального анализа при возникновении новых рисков.














 

 
ПРИГОДНОСТЬ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ДЛЯ ОТ




СУОТ не решает всех проблем повышения эффективности охраны труда на предприятии и обеспечения безопасной и здоровой производственной среды. Как и любому другому методу, СУОТ присущи свои преимущества и недостатки, а ее эффективность в большой степени зависит от качества ее понимания и применения. Если на одних предприятиях целесообразно внедрить СУОТ в полном масштабе, для других может оказаться лучше урезанная система с менее формализованным подходом к управлению ОТ. Решение о переходе на СУОТ подчас трудно оправдать в связи с потенциально малым отличием программы от системы.

Программный подход, например, указанный в Конвенции № 155 (1981), фактически содержит системные черты – и, аналогичным образом, системные подходы содержат признаки программ. Это также справедливо в случае ряда национальных актов по ОТ. Однако системное управление обеспечивает возможность для создания механизма, который не только позволяет на постоянной основе оценивать эффективность и совершенствовать ОТ, но и формировать культуру профилактики, как указано в Глобальной стратегии МОТ по охране труда (2003) и в Конвенции № 187 об основах, содействующих охране и гигиене труда (2006).




 
Эффективность СУОТ не может быть выше эффективности управления предприятием в целом. Подобно всем методам, у нее есть свои сильные и слабые стороны, которые нужно знать. Поэтому важно иметь представление как о проблемах, могущих затруднить работу СУОТ, так и об элементах, которые необходимы для обеспечения эффективности и использования ключевых преимуществ СУОТ для охраны труда и здоровья.



При этом следует помнить, что сильные и слабые стороны действуют, в основном, на средних и крупных предприятиях, имеющих необходимый технический и финансовый потенциал для полномасштабного внедрения СУОТ.

Важно помнить, что СУОТ – это инструмент управления, а не программа ОТ. Поэтому эффективность подхода на основе систем управления зависит от качества имеющейся программы. Программы СУОТ должны действовать в рамках государственной системы ОТ; предприятие должно обеспечить проверку системы на соответствие нормативным требованиям и соответствующую актуализацию в целях их отражения.



 
ПРЕИМУЩЕСТВА СУОТ


 
Сейчас уже признано, что подход на основе систем управления дает целый ряд важных преимуществ при реализации ОТ, некоторые из которых были указаны выше. Такой подход также позволяет корректировать программы охраны труда и здоровья с течением времени в целях прогрессивного совершенствования решений в отношении механизмов контроля опасных факторов и снижения рисков.


Прочие важные преимущества включают:
 
  • возможность интеграции требований ОТ в корпоративные системы и приведения целей ОТ в соответствие с экономическими задачами, что способствует большему учету реализационных затрат в связи с контрольным оборудованием и процессами, подготовкой, обучением и информационным обеспечением;
  • унификацию требований ОТ с иными взаимосвязанными требованиями, в том числе связанными с качеством и окружающей средой;
  • формирование логической основы для создания и функционирования программы ОТ, позволяющей следить за всеми элементами, требующими действия и контроля;
  • оптимизацию и отработку коммуникативных механизмов, мер, процессов, программ и целей в соответствии с единым набором правил;
  • применимость в условиях различных культур и национальных систем регулирования;
  • создание среды, способствующей формированию культуры профилактики в охране труда;
  • укрепление социального диалога;
  • распределение соответствующих обязанностей между руководством среднего звена с участием руководителей, ИТР и рабочих и определением для каждого конкретной сферы ответственности по эффективной реализации системы;
  • возможность адаптации в зависимости от размера и профиля предприятия, а также от типов имеющихся факторов опасного воздействия;
  • формирование системы непрерывного совершенствования;
  • обеспечение контролируемой базы для оценки эффективности.



 
НЕДОСТАТКИ СУОТ


 
Хотя СУОТ обладает безусловным потенциалом для улучшения охраны труда, существует много проблем, которые в случае их игнорирования могут быстро подорвать эффективность системы. Польза СУОТ ставилась под сомнение в некоторых исследованиях на эту тему, которые подчеркивали целый ряд потенциально серьезных проблем, например следующих.



Оборот документов и иной письменной отчетности следует держать под тщательным контролем во избежание подмены целей системы бюрократическими процедурами. Ориентация на человека может быть легко потеряна при смещении центра тяжести на соблюдение документарных требований, а не на людей. Следует избегать дисбаланса управленческих процессов (по управлению качеством, ОТ, окружающей средой) во избежание размывания требований и их неравного положения.

Отсутствие тщательного планирования и полноценной коммуникации до внедрения программы СУОТ могут вызвать подозрение и сопротивление переменам. СУОТ, как правило, уделяет больше внимание безопасности, чем охране здоровья, что создает опасность пропустить начало профессиональных заболеваний. Поэтому надзор за состоянием здоровья работников следует включать в состав системы как важное и эффективное средство контроля в долгосрочной перспективе. Как указано в Конвенции № 161 о службах гигиены труда (1985) и соответствующей Рекомендации (№ 171), соответствующие службы должны быть составной частью СУОТ.

В зависимости от размера предприятия, СУОТ может требовать выделения крупных средств и быть предметом реалистичной оценки совокупных затрат в плане сроков реализации, навыков и кадров, требуемых для создания и работы СУОТ. Это имеет тем более важное значение при привлечении подрядчиков.







 
 
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ МОТ ПО СИСТЕМАМ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА


 
После публикации Руководства (2001) МОТ активно оказывала техническую помощь странам, заинтересованным в разработке своих собственных руководств по СУОТ. Соответствующие курсы предлагаются в международном учебном центре МОТ в Турине (Италия). Такие страны, как Аргентина, Бразилия, Израиль и Ирландия, уже официально признали Руководство МОТ как модель для разработки национальных правил с учетом местных потребностей.



Франция признала это руководство как единственную основу для сертификации СУОТ внутри страны. В Македонии (бывшая республика Югославии) уже начата реализация трехлетней программы по внедрению МОТ СУОТ 2001 на средних и крупных предприятиях. В Японии разработаны собственные правила, опирающиеся на Руководство МОТ СУОТ: «Руководство по системам управления охраной труда в строительстве» (COSHMS), разработанное Японской строительной ассоциацией по охране труда (JCSHA), а также «Руководство по системам управления охраной труда в промышленности», разработанное Японской промышленной ассоциацией по охране труда (JISHA).
 
В 2007 году в одиннадцати странах СНГ был принят новый межгосударственный стандарт – ГОСТ 12.0.230.2007: «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» – который опирается на Руководство МОТ СУОТ 2001.

Хорошим показателем всеобщего признания Руководства МОТ СУОТ 2001 является то, что оно переведено на 22 языка, применяется, как минимум, в 30 странах и имеет все шансы стать наиболее распространенной моделью, которая используется при разработке программ СУОТ на уровне как государства, так и предприятий.

Общий формат документа упрощает его применение в комплексе с другими нормами СУОТ, в составе комплексных систем управления, а также облегчает реализацию требований ОТ международными и многонациональными организациями.

Руководство по системам управления охраной труда МОТ СУОТ 2001 применялось в качестве модели во многих добровольных стандартах, разработанных как государственными органами, так и профессиональными организациями, так как они отражают принципы стандартов МОТ по ОТ, разрабатывались и принимались на трехсторонней основе и, тем самым, являются отражением широкого консенсуса в вопросе наиболее эффективного способа управления ОТ.

Хотя предприятия могут применять различные версии стандартов СУОТ в зависимости от действующих требований и отраслевой принадлежности, все эти стандарты содержат вышеупомянутую модель «планирование – действие – контроль – доработка». Целый ряд технических стандартов и правил СУОТ для предприятий разработан частными организациями – например, стандарт Американского национального института стандартов (ANSI Z10) или Британского института стандартов (BS OHSAS 18000 серии). За последние 20 лет огромное большинство стран приняли требование о реализации СУОТ на предприятиях на основе целого ряда добровольных или нормативных механизмов, которые могут:

 
  • носить обязательный характер и предполагать нормативные меры, как минимум, для определенных предприятий (Индонезия, Норвегия, Сингапур);
  • представлять собой добровольные государственные стандарты, действующие на основе механизмов сертификации (Австралия и Новая Зеландия, Китай, Тайвань, Тайланд);
  • носить добровольный характер на основе распространения национальных правил по СУОТ, публикуемых национальными органами (Гонконг, Япония, Корея);
  • носить добровольный характер на основе таких признанных международных правил СУОТ, как Руководство МОТ СУОТ 2001 (Индия, Малайзия).
 
За последнее десятилетие подход на основе СУОТ получил широкое распространение и был внедрен как в развитых, так и в развивающихся странах. Способы содействия его применению могут быть разными – от нормативных до добровольных. Как показывает опыт, СУОТ является логичным и полезным средством, способствующим постоянному росту эффективности ОТ на уровне предприятия.

Главные элементы, необходимые для его успешной реализации, включают в себя заинтересованность руководства и активное участие работников в совместной реализации. Как ожидается, все большее число стран будет включать СУОТ в национальные программы ОТ как инструмент стратегического содействия развитию устойчивых механизмов для повышения эффективности ОТ на уровне предприятий.

Кроме того, в связи с огромным объемом прямых и косвенных затрат, которые несут общество, предприятия и люди вследствие плохих условий труда, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, лучше и дешевле предотвращать их, чем выплачивать компенсацию ущерба и тратить средства на ликвидацию чрезвычайных ситуаций. 


 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:


1. Информационные материалы, подготовленные Группой технической поддержки по вопросам достойного труда и Бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии, электронный ресурс – http://www.ilo.org

2. Аналитическая записка «Справка по анализу ГОСТ 12.0.230-2007 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Общие требования» в сравнении с другими стандартами по системам управления охраной труда, обеспечения безопасности труда, менеджмента охраны здоровья и рекомендации по его внедрению в организациях электроэнергетической отрасли», C.В. Вихров, И.А. Волошин, ЗАО «КИОУТ», 2009. 

3. Международные нормы по охране труда в предметной классификации на сайте МОТ, электронный ресурс – http://www.ilo.org. 

4. Глобальная стратегия по охране труда: выводы Международной конференции труда, принятые на 91 сессии, 2003. Международное бюро труда, 2004, электронный ресурс – http://www.ilo.org. 





АКТУАЛЬНОЕ ПО ТЕМЕ:


СУОТ организации: основы функционирования

Клинский институт охраны и условий труда представит на БИОТ новые подходы в охране труда

Роль человеческого фактора при возникновении несчастных случаев на производстве