Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

24 декабря 2024 г.

Минздрав России: о перечне заболеваний, при наличии которых лица не могут быть допущены к педагогической деятельности

Согласно части второй статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) к педагогической деятельности не допускаются, в частности, лица, имеющие, заболевания, предусмотренные перечнем,...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

16 декабря 2024 г.

Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя

Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

Реабилитация работников при потере слуха из-за шума

12 февраля 2021 г.

В этой статье идет речь о форме инвалидности, возникающей в результате воздействия шумом и тугоухости, в ней также содержатся основные принципы, которые могут применяться к реабилитации, обусловленной формами инвалидности, возникающими при воздействии других вредных факторов.




Реабилитация работников при потере слуха из-за шума




В этой статье идет речь о форме инвалидности, возникающей в результате воздействия шумом и тугоухости, в ней также содержатся основные принципы, которые могут применяться к реабилитации, обусловленной формами инвалидности, возникающими при воздействии других вредных факторов.



Нейросенсорная тугоухость  это потеря слуха, вызванная поражением структур внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или центральных отделов слухового анализатора (в стволе и слуховой коре головного мозга). Профессиональная нейросенсорная тугоухость   постепенное снижение остроты слуха, обусловленное длительным (многолетним) воздействием производственного шума (преимущественно высокочастотного). К числу шумоопасных производств относятся добывающая, дерево-, металло-, камнеобрабатывающая промышленность, ткацкое производство, машино-, авиа-, судостроение и другие. Шумоопасные профессии: высокая степень тугоухости встречается у кузнецов, обрубщиков, чеканщиков, медников, авиационных мотористов.









К числу шумоопасных профессий относятся также горнорабочие, проходчики, шахтеры, клепальщики, шлифовщики, полировщики, бетонщики, наждачники, заточники, слесари, котельщики, молотобойцы, жестянщики, листоправы и другие. Также в настоящее время профессиональное снижение слуха возможно у работников таких достаточно новых профессий, как диджеи, операторы call-центров и т.д. Источниками шума являются двигатели, насосы, компрессоры, турбины, пневматические инструменты, молоты, дробилки, станки и др.





Действие производственного шума во многих случаях сочетается с воздействием вибрации, пыли, токсических и раздражающих веществ, неблагоприятных факторов микро- и макроклимата, с вынужденным неудобным, неустранимым рабочим положением тела, физическим перенапряжением, повышенным вниманием, нервно-эмоциональным перенапряжением, что ускоряет развитие патологии и обусловливает полиморфизм клинической картины. Сочетание обоих неблагоприятных факторов дает неблагоприятный эффект в 2,5 раза чаще, чем воздействие одного фактора.



 
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТУГОУХОСТИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВРЕДНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
 


Как и всем человеческим ощущениям тугоухости, возникающей в результате воздействия шума на рабочем месте, придается определенное значение. Ее проявления ощущаются и оцениваются теми, кого она затрагивает и социальной группой, к которой эти лица принадлежат. Это может быть серьезным препятствием для процесса реабилитации страдающих от тугоухости, развившейся в результате воздействия профессиональных факторов (Hetu и Getty 1991b). Основные причины, которые рассматриваются ниже, это то, что жертвы тугоухости испытывают при восприятии звука трудности, а также то, что проявление очевидных признаков тугоухости весьма заметны.
 



 
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ
ИСКАЖЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ НА СЛУХ
 


Трудности в восприятии на слух и общении, возникающие в результате тугоухости из-за воздействия профессиональных факторов, как правило, объясняют другими причинами, например, неблагоприятными условиями для функции слуха или общения, недостаточного внимания или интереса. Это ошибочное объяснение наблюдается как у лиц, оказавшихся в такой ситуации, так и среди тех, кто их окружает, и характеризуется многочисленными, хотя и похожими, причинами.

1. Внутренние травмы уха невидимы, и жертвы такого рода травмы не считают, что они получили физическую травму в результате шума.

2. Сама по себе тугоухость коварно прогрессирует. Это фактическое ежедневное повышение слухового порога после звукового воздействия из-за шума на рабочем месте. Это существенно затрудняет своевременное выявление необратимых изменений слуха. Лица, подвергающиеся воздействию шума, никогда не осознают ощутимых ухудшений способности слышать. В действительности у большинства работников, подвергающихся ежедневному вредному уровню шума, повышение слухового порога составляет порядка одного децибела за каждый год воздействия (Hetu, Tran Quoc и Duguay 1990).





 
Когда тугоухость становится симметричной и прогрессирующий, у жертвы пропадает внутренний критерий, по которому можно судить о приобретенном дефиците слуховой функции. В результате этой коварной эволюции тугоухости у людей происходит изменение в привычках, они стараются избегать ситуаций, в которых они попадают в неловкое положение, не связывая при этом такие изменения со своими проблемами в области слуха.



3. Симптомы тугоухости весьма неясны и обычно принимают форму потери распознавания частоты звука, то есть, недостаточную способность различать два или более одновременных звуковых сигнала при более сильной маскировке одного сигнала другим(ми). В частности, это явление вызывает различной степени трудности при ведении беседы, когда высока граница отражения или когда присутствует фоновый шум, который создается другими разговаривающими, работой телевизоров, моторов транспорта и т.д.

Другими словами, способность слышать у людей, страдающих от недостаточного распознавания частоты звука, является отражением окружающих условий в каждый конкретный момент. Те, с кем такая жертва вступает в ежедневный контакт, ощущают подобные изменения способности слышать в виде нестабильного поведения со стороны тех лиц, кого эта аномалия затронула, и упрекают их приблизительно в таких выражениях: «Ты все прекрасно понимаешь, когда тебе это нужно».

С другой стороны, страдающий от этого недуга человек, связывает свои проблемы со слухом с фоновым шумом, плохой артикуляцией того, кто к нему обращается, или невнимательного отношения с их стороны. Таким образом, наиболее характерный симптом тугоухости, обусловленной воздействием шума, не признается в качестве такового.

4. Эффект от тугоухости, как правило, ощущается за пределами рабочего места, в рамках семьи. Соответственно, проблемы не связываются с воздействием шума в производственных условиях и не обсуждаются с коллегами по работе, страдающими от подобных трудностей.

5. Признание проблем со слухом обычно возникает после упреков со стороны семьи, больного и общественности (Hetu, Jones and Getty 1993). Лица, страдающие от недуга, нарушают общепринятые в обществе нормы, например, разговаривая слишком громко, часто обращаясь с просьбой к другим повторить сказанное и слишком сильно увеличивая громкость теле- и радиоприемников. Такие моменты в поведении провоцируют со стороны окружающих спонтанный 
 и часто в виде упрека  вопрос: «Вы, что, оглохли?» Защитная реакция, которая возникает в результате этого, не способствует признанию частичной глухоты.
 
Из-за сходного характера этих пяти факторов лица, страдающие из-за тугоухости, возникшей под воздействием производственных факторов, не признают влияния их недуга на свою жизнь до тех пор, пока потеря слуха не станет сильной. Как правило, это происходит, когда они начинают замечать за собой привычку постоянно просить людей повторить сказанное (Hetu, Lalonde and Getty 1987). Однако, даже на этом этапе жертвы тугоухости, возникшей под воздействием производственных факторов, не хотят смириться с потерей ими слуха из-за того, что на них начинают показывать пальцем по причине глухоты.

















 


 




НЕЗДОРОВЫЙ ИНТЕРЕС К СИМПТОМАМ ГЛУХОТЫ
 


Упреки, возникающие из-за симптомов глухоты, являются отражением крайне негативной оценки, которая ассоциируется с глухотой. Работники, у которых проявляются признаки глухоты, рискуют получить статус ненормальных, неспособных, преждевременно состарившихся или калек – короче говоря, они рискуют стать социальными маргиналами в трудовых коллективах (Hetu, Getty and Waridel 1994). Создание своего собственного негативного имиджа такими работниками становится все более интенсивным по мере того как продолжает развиваться тугоухость. Они явно не хотят принимать этот облик и, соответственно, признавать симптомы тугоухости. Это заставляет их приписывать свои проблемы в области слуха и общения другим факторам и оставаться пассивными перед лицом этих факторов.

 
Когда проблемы со слухом достигают той стадии, когда их уже невозможно отрицать или преуменьшить, люди начинают скрывать эти проблемы. Это неизбежно приводит к изоляции от общества со стороны работника и исключения его из социальной группы, которая объясняет это недостаточным интересом к общению, а не тугоухостью. Результатом этих двух реакций является то, что страдающему недугом человеку не предлагается помощь и не объясняется, как можно с этой проблемой справиться.
 
Диссимиляция работниками своих проблем может быть настолько успешной, что члены семьи и коллеги могут даже не осознавать обидный характер их шуток, вызванных симптомами глухоты. Эта ситуация только усугубляет нездоровый интерес и связанные с ним негативные эффекты. На рисунке 1 показано, что искаженное восприятие признаков и воздействия в результате тугоухости и нездорового интереса, который возникает из-за такого восприятия, являются преградами на пути решения проблем со слухом. В связи с тем, что страдающие лица и так вызывают нездоровый интерес, они сначала отказываются от слуховых аппаратов, которые ярко демонстрируют их глухоту и соответственно провоцируют проявление нездорового интереса и впредь. 
 
Большинство людей, страдающих от тугоухости, вызванной производственными факторами, не получают консультации в аудиологических клиниках, не обращаются с просьбой модифицировать их рабочие места и не обсуждают коррекционные мероприятия со своими семьями и социальными группами. Другими словами, они воспринимают свои проблемы пассивно и избегают ситуации, в которых могут выявиться их дефекты слуха.




ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ ТУГОУХОСТЬЮ
 

 
Для того, чтобы реабилитация была эффективной, необходимо преодолеть препятствия, о которых говорилось выше. Реабилитационные мероприятия, следовательно, не должны ограничиваться попытками восстановить способность слышать, но также должны заниматься вопросами, касающимися того, как проблемы со слухом воспринимаются лицами, страдающими недугом и теми, кто их окружает. В связи с тем, что нездоровый интерес к глухоте является главным препятствием к реабилитации (Hetu and Getty 1991b; Hetu, Getty and Waridel 1994), он должен стать основной темой любых мероприятий.
 
В эффективные мероприятия должны быть включены как работники, на которых указывают пальцем, так и члены их семей, друзья, коллеги и другие лица, с которыми они вступают в контакт, так как именно они проявляют к ним нездоровый интерес и из-за невежества взваливают на них невыполнимые обязательства. В частности, необходимо создать такую окружающую среду, которая позволила бы лицам, страдающим недугом, вырваться из круга своей пассивности и изоляции и активно искать решение проблем со слухом. Это должно сопровождаться созданием окружающих условий в соответствии с потребностями лиц, страдающих проблемами со слухом. Этот процесс основан на экологическом подходе к нетрудоспособности и инвалидности.

 
В экологической модели тугоухость воспринимается как несоответствие между остаточной способностью данного человека и физическими и социальными требованиями окружающей его среды. Например, работникам, страдающим от потери способности различать частоту звука, связанной с тугоухостью под воздействием шума, будет трудно распознать звуковой сигнал тревоги в шуме рабочего места. Если системы тревоги, которые должны быть установлены на рабочих участках, нельзя отрегулировать до более громкого уровня, чем те, которые подходят людям с нормальной слухом, то работники с потерей слуха могут оказаться в положении неполноценных людей (Hetu 1194b).
 





В результате такой неполноценности работники могут очутиться в крайне неблагоприятных условиях, когда они будут лишены средств собственной защиты. Однако простое признание о нарушениях со слухом ставит работников в опасную ситуацию, когда коллеги будут считать их «ненормальными» и когда ярлык «инвалида» заставит его опасаться, что он предстанет перед лицом коллег и начальников как некомпетентный сотрудник.
 

 
В любом случае работники будут пытаться скрывать свое увечье или отрицать наличие каких-либо проблем, ставя себя тем самым в функционально неблагоприятные условия на работе. Инвалидность представляет собой комплекс случаев с рядом взаимосвязанных ограничений. В такой цепи отношений предупреждение или сведение к минимуму негативных факторов или ограничений деятельности требует проведения одновременных мероприятий на многих направлениях. Например, слуховые аппараты, частично восстанавливая слуховую функцию, не предупреждают в то же самое время рост негативного собственного имиджа или нездорового интереса со стороны тех, кто окружает работника, оба из которых несут ответственность за изоляцию и уход от общения.
 
Далее, вспомогательные слуховые средства не могут полностью восстановить слуховую функцию; особенно это ярко прослеживается в отношении способности распознавать частоту звука. Усиление звука может улучшить восприятие акустических сигналов тревоги и разговора, оно неспособно решить задачу выделения других сигналов, необходимых для выявления сигналов, предупреждающих об опасности, если имеется сильный фоновый шум. Таким образом, предупреждение ограничений, вытекающих из инвалидности, обусловливает необходимость модификации социальных и физических требований к рабочему месту. Излишне напоминать о том, что хотя меры, направленные на изменение процесса восприятия, являются существенными и, несомненно, предупреждают появление инвалидности, они не решают проблем, вытекающих из таких ситуаций.


















 



 
КОНКРЕТНЫЙ ПОДХОД К РЕАБИЛИТАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СУЩЕСТВУЮЩИХ УСЛОВИЙ
 


Воздействие инвалидности, от которого страдают жертвы тугоухости, вызванной производственными факторами, особенно ощущается: (1) на рабочем месте; (2) на социальной активности; (3) в семье. Для каждой из этих ситуаций предлагаются конкретные меры.
 



 
РАБОЧЕЕ МЕСТО РАБОТНИКА
 


На рабочих местах в промышленном производстве можно идентифицировать следующие четыре ограничения или неблагоприятные ситуации, требующие конкретных мероприятий: 


— риск несчастного случая из-за невозможности услышать сигналы тревоги; 
— усилия, стресс и тревога как результат проблем со слухом и общением; 
— препятствия для социальной интеграции; 
— препятствия для служебного роста.
 


 
РИСК ВОЗНИКНОВЕНИЯ НЕСЧАТНОГО СЛУЧАЯ
 


На рабочих местах в промышленном производстве часто используются акустические системы тревоги. Тугоухость, возникшая в результате производственных факторов, может значительно снизить способность работника услышать, узнать или установить местонахождение такой тревоги, особенно на шумных участках с высоким уровнем отражения. Утрата способности распознавать частоту звука, которая является непременным спутником тугоухости, может в реальности проявляться так, что системе тревоги может потребоваться от 30 до 40 дополнительных децибел по сравнению с фоновым уровнем для того, чтобы ее услышали и распознали лица, страдающие нарушениями слуха; для людей с нормальным слухом соответствующие значения составляют от 12 до 15 децибел.
 
В настоящее время редко случается, чтобы системы тревоги были отлажены для восполнения уровней фонового шума, слуховой функции работников или использования оборудования по защите слуха. Это ставит работников с нарушениями слуха в крайне неблагоприятное положение особенно там, где речь идет об их безопасности.

Исходя из таких условий, реабилитация должна основываться на жестком анализе совместимости требований к слуховому восприятию с остаточными возможностями слуховой функции соответствующих работников. Были разработаны планы проведения клинических испытаний, которые могли бы дать оценку способности отдельного работника распознавать акустические сигналы при наличии фонового шума, такие, как пакет программного обеспечения «Detectsound» (Tran Quoc, Hetu and Laroche 1992) и которые могут дать характеристику акустических сигналов, адекватных функции слуха работников.
 
Эти приборы помогают определить нормальное или недостаточное распознавание звуков и учитывают показатели шума на рабочем месте и эффективности от оборудования по защите слуха. Разумеется, любые мероприятия, целью которых является снижение уровня шума, облегчат распознавание акустической тревоги. И, тем не менее, необходимо наладить уровни системы тревоги в качестве функции остаточной способности слуха соответствующих работников.
 
В ряде случаев особенно серьезной тугоухости, может возникнуть необходимость прибегать к другим типам оповещения по тревоге или к вспомогательному слуховому оборудованию. Например, можно передавать сигналы тревоги через частотно-модулированный диапазон и получать их при помощи портативного устройства, соединенного непосредственно со слуховым аппаратом. Такой вариант весьма эффективен, если: (1) наконечник слухового аппарата идеально подходит (с тем, чтобы нейтрализовать фоновый шум); и (2) кривая реакции слухового аппарата отрегулирована с целью компенсации маскирующего эффекта фонового шума, нейтрализованного при помощи наконечника слухового аппарата (Hetu, Tran Quoc and Tougas 1993).
 
Слуховой аппарат можно отрегулировать для интеграции эффектов полного спектра фонового шума, нейтрализации, осуществленной наконечником слухового аппарата и слухового порога работника. Оптимального результата можно добиться, если распознание частоты звука работником также измерено. Частотно-модулированный рецептор слухового аппарата также можно использовать с целью облегчения вербального общения с коллегами по работе, когда это весьма существенно затрагивает безопасность работника. В ряде случаев должен быть реконструирован сам рабочий участок в целях обеспечения безопасности работника.

 



ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ СО СЛУХОМ, И ОБЩЕНИЕ
 


Акустические системы тревоги обычно используются для оповещения работников о состоянии производственного процесса и как средство внутрипроизводственной связи. На тех рабочих местах, где используются такие системы тревоги, люди, у которых имеются проблемы со слухом, должны полагаться и на другие источники информации при выполнении своей работы. Сюда может входить интенсивное визуальное наблюдение и тактичная помощь со стороны коллег по работе. Вербальное общение будь то по телефону или на совещаниях или с руководителями в шумных мастерских требует огромных усилий со стороны соответствующих работников и также весьма проблематично для людей, страдающих нарушениями слуховой функции, в условиях промышленного производства.



 






В связи с тем, что эти люди ощущают потребность скрывать свои проблемы со слухом, они также боятся, что не смогут справиться с ситуацией или совершат промахи, связанные с большими затратами. Часто это вызывает весьма повышенное чувство тревоги (Hetu and Getty 1993). Исходя из этих обстоятельств, реабилитация должна прежде всего сконцентрироваться на том, чтобы добиться четкого признания компанией и ее представителями того факта, что ряд их работников страдает от проблем со слухом в результате воздействия шума. Юридическое оформление этих проблем помогает соответствующим работникам обсуждать их и воспользоваться адекватными паллиативными средствами. Однако эти средства должны действительно присутствовать.
 
В этой связи приходится с удивлением отметить, что телефонные трубки на рабочих местах бывают редко оснащены усилителями звука, рассчитанными на лиц, страдающих от тугоухости и что в конференц-залах отсутствует соответствующее системное оборудование (например, частотные модули или инфракрасные передатчики и приемники). И, наконец, следует провести кампанию для того, чтобы привлечь внимание к нуждам людей, страдающих от проблем со слухом. Пропагандируя меры, которые могут помочь общению с пострадавшими лицами, можно значительно снизить стресс, возникающий при общении. Эти меры состоят из следующих этапов: 


— подход к пострадавшему и откровенная беседа с ним; 
— артикуляция без утрирования; 
— повторение неправильно понятых фраз при помощи замены слов; 
— нахождение в максимально возможной удаленности от источников шума.

Ясно, что любые контрольные меры, которые ведут к снижению шума и уровней отражения на рабочем месте, также облегчают общение с людьми, страдающими от тугоухости.




ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ
 


Шум и отражение звуков на рабочем месте делают общение настолько трудным, что оно часто сводится лишь к минимуму, который требуется для выполнения служебных обязанностей. Неофициальное общение, которое во многом определяет качество трудовой жизни, весьма заметно уменьшается (Hetu 1994a). Для лиц, страдающих от тугоухости, такая ситуация является весьма сложной. Работники, страдающие от тугоухости, связанной с производственными факторами, находятся в изоляции от их коллег по работе не только во время пребывания на рабочем участке, но даже во время перерыва и еды. Это яркий пример сходного характера чрезмерных требований по работе и страха стать предметом насмешки для пострадавших работников.

Эту проблему можно решить путем применения уже описанных мероприятий таких, как снижение общего уровня шума, особенно в местах отдыха, и сочувственное отношение коллег по работе к потребностям пострадавших людей. Кроме того, признание работодателем конкретных потребностей пострадавших лиц уже само по себе смотрится как вид психосоциальной поддержки, которая может снизить нездоровый интерес, проявляемый по отношению к проблемам со слухом.





ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА



Одной из причин, почему люди, страдающие от тугоухости, вызванной производственными факторами, идут на все, пытаясь скрыть свои проблемы, является откровенный страх оказаться в неблагоприятном положении в профессиональной области (Hetu and Getty 1993). Некоторые работники даже опасаются лишиться работы, если их беда со слухом откроется. Немедленным результатом этого становится самоограничение в отношении профессионального роста, например, отказ обратиться к начальнику смены за назначением на более высокую должность. Так же обстоят дела с профессиональной мобильностью за пределами компании, когда опытные работники опасаются воспользоваться своими накопленными навыками, так как предполагают, что результаты аудиометрического обследования закроют им доступ к лучшим рабочим местам.
 
Самоограничение является не единственным препятствием для профессионального роста, обусловленным проблемами со слухом. Работники, страдающие от тугоухости, вызванной производственными факторами, располагают документальными данными о предвзятом отношении со стороны работодателя, когда появляются рабочие вакансии, связанные с частым вербальным общением. Что касается других аспектов инвалидности, о которых уже говорилось, четкое признание работодателями конкретных потребностей инвалидов, в значительной степени убирает преграды для профессионального роста. С точки зрения прав человека (Hetu and Getty 1993), пострадавшие граждане имеют право на то, чтобы к ним относились так же, как и к другим в связи с вопросами о повышении по службе, а соответствующая модификация рабочих мест может способствовать их доступу к более высоким должностям.

В целом, предотвращение инвалидности на рабочих местах требует сочувственного отношения со стороны работодателей и коллег по работе к нуждам людей, страдающих тугоухостью, спровоцированной производственными факторами. Этого можно добиться при помощи информационных кампаний о симптомах и влиянии тугоухости, возникшей под воздействием шума, направленных на пропаганду мнения о том, что возникновение тугоухости маловероятно и незначительно. Использование технических средств возможно только тогда, если потребность в их использовании была одобрена на рабочем месте коллегами, начальниками и самими пострадавшими гражданами.




 
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 


Люди, страдающие тугоухостью, вызванной производственными факторами находятся в трудном положении в любой, далекой от идеала ситуации, связанной со слухом, например, при фоновом шуме, в ситуации, когда надо общаться на расстоянии, в условиях, когда присутствует высокое отражение звука и при общении по телефону. На практике это в значительной степени ограничивает их светскую жизнь, затрудняя для них доступ к культурной и общественной жизни, тем самым препятствуя их социальной интеграции (Hetu and Getty 1991b).




 
ДОСТУП К КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



В рамках экспериментальной программы для работников, у которых наблюдаются проблемы со слухом, были открыты каналы эффективного общения, обучения и психосоциальной помощи (Getty and Hetu 1991, Hetu and Getty 1991a), которые обсуждаются ниже в параграфе «Семейная жизнь»). Когда речь идет о лицах, у которых имеются проблемы со слухом, то доступ к таким учреждениям, как банки, магазины, правительственные организации и органы здравоохранения, затруднен из-за недостатка информации со стороны этих учреждений. В банках, например, стеклянные перегородки отделяют клиентов от операторов, которые могут быть заняты внесением данных или заполнением форм, при этом разговаривая с клиентами.
 
Отсутствие прямого визуального контакта, возникающее в силу перечисленных моментов, в сочетании с неблагоприятными условиями акустики и область, в которой недопонимание может повлечь за собой весьма серьезные последствия, создают исключительно сложную ситуацию для людей с плохим слухом. В учреждениях здравоохранения пациентам приходится ждать в довольно шумных помещениях, где их имена произносятся сотрудником, находящемся на расстоянии или по селекторной связи, что затрудняет понимание. В то время, когда люди с плохим слухом испытывают очень сильное беспокойство от того, что они не смогут адекватно реагировать в нужное время, они, как правило, предпочитают не говорить сотрудникам о своих проблемах со слухом. Имеется множество примеров такого рода поведения.

В большинстве случаев можно предотвратить подобные неблагоприятные ситуации, поставив в известность сотрудников о симптомах и влиянии частичной глухоты, а также о методах облегчения общения с лицами с пониженным слухом. Ряд государственных служб уже предпринял шаги по облегчению общения с людьми, страдающими от тугоухости, вызванной производственными факторами (Hetu, Getty and Bedard 1994), которые принесли следующие результаты.
 
Использование соответствующих графических или аудио-визуальных материалов позволило распространить необходимую информацию в течение менее чем 30 минут и эффект от таких шагов ощущался еще в течение шести месяцев после информационных заседаний. Эти меры в значительной степени облегчили общение с персоналом задействованных служб. О весьма ощутимой пользе говорили не только клиенты, страдающие от тугоухости, но также и сотрудники, которые увидели, что им стало легче выполнять задания, а затруднительные ситуации, связанные с такого рода клиентами, перестали возникать.





СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ



Желание избегать групповое общение является одним из наиболее серьезных последствий тугоухости, вызванной профессиональными факторами (Hetu and Getty 1991b). Групповые дискуссии представляют из себя огромную трудность для пострадавших лиц. В этом случае забота о создании благоприятных условий возлагается на самого пострадавшего, т.к. трудно предположить, что вся группа согласится на удобный для него ритм беседы и манеру выражения.
 
Пострадавшие граждане могут воспользоваться в своих интересах следующими способами, приемлемыми для них в подобной ситуации:    


— читать по выражению на лицах; 
— пользоваться специальными методами общения; 
— пользоваться слуховым аппаратом.

Чтение по выражению на лицах (и чтение по губам) может, конечно, облегчить понимание беседы, но потребует значительного внимания и концентрации и не может продолжаться в течение длительного времени. Эти меры могут разумно сочетаться с просьбами повторить сказанное, сформулировать заново и подвести итог. Однако, дискуссии в группах проходят настолько в таком быстром темпе,  что полагаться на эти меры трудно.
 
И, наконец, использование слухового аппарата может усилить способность поддерживать беседу. Однако, современные технические средства увеличения звука не обеспечивают восстановление способности распознавать частоту. Другими словами, увеличиваются и сигнал, и шум. Это часто скорее ухудшает, чем улучшает ситуацию для лиц, которые в значительной степени лишены способности распознавать частоту. Использование слухового аппарата наряду с обращением о создании благоприятных условий со стороны группы исходит из предпосылки, что лица, страдающие недугом, о котором идет речь,  чувствуют себя комфортно, рассказывая о своем состоянии. Как уже говорилось выше, меры, направленные на укрепление самолюбия, таким образом, являются непременным условием попыток дополнить слуховую функцию.




 
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ


 
Семья является тем местом, где в первую очередь выявляются проблемы тугоухости, возникшей в результате производственных факторов (Hetu, Jones and Getty 1993). Негативное представление о самом себе является ядром того ощущения, которое человек испытывает в результате тугоухости, и пострадавшие пытаются скрыть потерю слуха при контактах с обществом, более интенсивно прислушиваясь или избегая слишком затруднительных ситуаций. Эти усилия и то напряжение, которое им сопутствует, обусловливает необходимость разрядки в кругу семьи, где потребность скрывать свое состояние ощущается менее настоятельно.
 
Соответственно, пострадавшие стремятся взвалить свои проблемы на свои семьи и заставить их приспосабливаться к своим проблемам со слухом. Это ложится бременем на супругов и других членов семьи, вызывая раздражение, когда приходится все время повторять одно и то же, терпеть громкий звук телевизора и «всегда быть тем, кто отвечает на телефонные звонки». Супругам также приходится мириться с серьезными ограничениями супружеской светской жизни и с другими значительными изменениями в семейной жизни. Тугоухость ограничивает дружеское общение и интимные отношения, создает напряжение, провоцирует недоразумения и споры и негативно сказывается на отношениях с детьми.











 






 

Проблемы со слухом и общением не только оказывают влияние на интимные отношения, а восприятие их пострадавшими и членами их семей провоцирует недовольство, гнев и возмущение (Hetu, Jones and Getty 1993). Пострадавшие часто не признают своего увечья и не связывают свои проблемы в области коммуникабельности со снижением слуха. В результате они часто взваливают свои проблемы на свои семьи вместо того, чтобы выработать совместно взаимоприемлемые способы адаптации, которые всех бы удовлетворили.
 
Супруги, в свою очередь, склонны к тому, чтобы рассматривать эти проблемы как отказ общаться и как изменения в характере человека, затронутого соответствующим недугом. Такое состояние дел ведет к взаимным упрекам и обвинениям, в итоге к изоляции, одиночеству и грусти, особенно со стороны супругов, не затронутых инвалидностью.

Решение этой межличностной дилеммы требует участия обоих партнеров. Фактически обоим требуется: 


— информация о корнях их проблемы с точки зрения слуховой функции; 
— психосоциальная помощь; 
— инструктаж в использовании соответствующих вспомогательных средств общения.

Исходя из этого, была разработана программа реабилитации для лиц, страдающих от недуга, о котором идет речь, и их супругов (Getty and Hetu 1991, Hetu and Getty 1991a). Цель этой программы заключается в том, чтобы стимулировать исследования по решению проблем, возникающих в результате тугоухости, с учетом той пассивности и социальной изоляции, которые характерны для тугоухости, вызваной производственными факторами.

Из-за того, что клеймо, обусловленное глухотой, является основным источником такого поведения, было необходимо создать условия, в которых самолюбие могло бы возродиться и  соответственно заставить человека, страдающего недугом, активно участвовать в поиске решений своих проблем, возникших в результате снижения слуха.





 
С последствиями от нездорового интереса можно бороться, если другим удается убедить человека в нормальности его состояния несмотря на снижение слуха. Самый действенный способ достижения этой цели заключается в общении с другими людьми, которые очутились в такой же ситуации, как это было предложено работниками, когда их попросили высказать мнение о том, как можно помочь их коллегам, у которых наблюдаются проблемы со слухом. Важно, чтобы эти встречи проходили вне работы, чтобы исключить риск дальнейшего всплеска нездорового интереса.



Программа реабилитации, о которой говорилось выше, разрабатывалась с учетом этих пожеланий на заседаниях групп, которые происходили в местном департаменте здравооранения (Getty and Hetu 1991). Привлечение участников было важной частью этой программы при наличии изоляции и пассивности со стороны той части населения, ради которой эта программа создавалась.

Соответственно участковые медсестры на производстве первыми встретились с  сорока восемью работниками, страдающими от проблем со слухом и их последствий, а также с их супругами у них дома. После беседы о проблемах со слухом каждую пару пригласили посетить четыре еженедельных собрания по два часа каждое, которые проводились в вечернее время. Эти собрания проходили в рамках четкого графика, цель которого заключалась в предоставлении информации, помощи и обучения, о которых говорилось в программе. Участникам было предложено остаться под дальнейшем наблюдением с тем, чтобы им было легче получать аудиологическую помощь и помощь в обеспечении слуховыми аппаратами. Лица, у которых был выявлен шум в ушах, были направлены к соответствующим специалистам. Следующее собрание группы было проведено через три месяца после последнего еженедельного собрания.
 
Результаты этой программы, которые были собраны в конце экспериментальной стадии, показали, что участники и их супруги, лучше узнали суть проблем, связанных со слухом, и приобрели большей уверенности в плане их решения. Работники предпринимали различные меры, включая использование технических средств, рассказывали о своем недуге в своей социальной группе и заявляли о своих потребностях, стремясь улучшить свое общение.

Дальнейший анализ результатов наблюдений, осуществленный в той же самой группе пять лет спустя после их участия в программе, показал, что эта программа была эффективной в деле поощрения участников на пути поиска решений. Она также показала, что реабилитация является комплексным процессом, для которого требуются годы работы, прежде чем люди, страдающие снижением слуха, смогут воспользоваться всеми средствами, находящимися в их распоряжении, для того, чтобы добиться социальной интеграции.
 
В большинстве случаев этот вид процесса реабилитации требует периодического наблюдения.



 
БОРОТЬСЯ С ШУМОМ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ НЕОБХОДИМО


 
Даже в рамках одной социокультурной ситуации, в которой разрабатывалась описанная выше стратегия принимаемых мер, могут потребоваться значительные изменения. Так, программа, разработанная для лиц, страдающих тугоухостью, полученной в результате воздействия профессиональных факторов, и их супругов (Getty and Hetu, 1991), была проверена среди мужчин, у которых наблюдался этот недуг.
 
Другая стратегия,  возможно, потребуется для аналогичной группы женщин, особенно если принять во внимание различные социальные роли мужчин и женщин, которые они играют в супружеских и родительских отношениях (Hetu, Jones and Getty 1993). Могут потребоваться серьезные изменения, если речь будет идти о культурах, отличающихся от культуры Северной Америки, где родились эти концепции. Тем не менее, данная стратегия может эффективно использоваться для ориентации любых мероприятий, направленных на реабилитацию отдельных людей, страдающих от тугоухости, вызванной профессиональными факторами.

Этот вид мероприятий при условии применения в широком масштабе, будет оказывать значительное превентивное воздействие на саму тугоухость. Эти психосоциальные аспекты тугоухости, вызванной профессиональными факторами, представляют собой трудности и для реабилитации, и для профилактики. Искаженное восприятие проблем со слухом задерживает их признание, а их диссимуляция у страдающих серьезной формой порождает ощущение, что эти проблемы встречаются редко и они сравнительно безобидны даже на шумных рабочих местах. Так как все обстоит именно так, то тугоухость, возникшая в результате воздействия шума, не признается работниками как опасная или их работодателями как важная проблема со здоровьем, и соответственно не ощущается в полной мере настоятельная необходимость профилактики. С другой стороны, люди, уже страдающие от тугоухости, которые рассказывают о своих проблемах,  красноречиво свидетельствуют о серьезности данной ситуации. Таким образом, реабилитацию можно рассматривать как первый шаг стратегии профилактики.
 
Raymond Hetu





ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК

 
Опыт реабилитации работников при потере слуха, вызванной вредным воздействием шума на производстве. Энциклопедия по охране и безопасности труда МОТ; электронный ресурс: base.safework.ru.


 
 







БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 





Отборная и актуальная информация на электронную почту