Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

19 ноября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок изменения условий трудового договора в части отмены доплаты за работу во вредных условиях труда

По результатам специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) работнику улучшены условия труда. Доплату за вредные условия труда необходимо отменить. Можно ли сразу заключить с...

АРХИВ Через социальное партнерство к безопасному труду

31 июля 2015 г.

В Российской Федерации в Трудовой кодекс введен отдельный раздел «Социальное партнерство в сфере труда», где законодательно закреплено оп­ределение социальною партнерства (статья 23 Трудового кодекса РФ) как «системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодате­лями (представителями работодателей), органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».
Давайте сначала определимся с терминами. Что такое партнерство и что понимается под охраной труда?
 
В Российской Федерации в Трудовой кодекс введен отдельный раздел «Социальное партнерство в сфере труда», где законодательно закреплено оп­ределение социальною партнерства (статья 23 Трудового кодекса РФ) как «системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодате­лями (представителями работодателей), органами госу­дарственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».

Государство установило общее понятие охраны труда (статья 209 Трудового кодекса РФ) как «системы сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающей в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия».
 
Важнейшие отношения, непосредственно связанные с трудовыми, – это отношения в области охраны труда. Работник приходит к работодателю с одной целью заработать средства на жизнь. Он вступает с работода­телем в трудовые отношения, и, естественно, самым главным для работника будет вопрос: «Как я буду работать. в каких условиях, насколько безопасны будут условия моей работы и сколько я буду за это получать?» У каждого работника свои приоритеты в этом списке, но одно непременно будет его интересовать условия его труда.
 

 
Не преувеличивается ли роль охраны труда? Многие работники считают, что им нечего опасаться на их рабочих местах.

 
Статистика говорит об обратном. По оценкам Международной организации труда, ежегодно на рабочем месте погибает 2,2 миллиона человек. Это один смертельный случай каждые 15 секунд. Ежедневно на работе погибает столько же людей, сколько 11 сентября во Всемирном торговом центре. Более 5000 человек погибает на производстве каждый день. Растет и общее число несчастных случаев на производстве: по подсчетам МОТ, их 250 миллионов в год. Заболеваниями, связанными с трудовой деятельностью, страдают около 160 миллионов человек.
 
Может быть, вполне достаточно, чтобы государство жестко регулировало взаимоотношения сторон, участвующих в охране труда? Есть закон, и его необходимо соблюдать. Зачем еще какое-то социальное партнерство? Дело в том, что многообразие взаимоотношений субъектов охраны труда в организациях столь велико, что предусмотреть все нюансы в законе невозможно, да и выработка законов и их принятие занимают довольно продолжительное время.
 

Роль государства заключается в создании определенных правил взаимоотношений субъектов охраны труда, в издании нормативных документов, регулирующих взаимоотношения по охране труда, в осуществлении контроля за соблюдением этих общих правил.
 
Поскольку в области охраны труда сталкиваются интересы работников и работодателей, понятно их стремление изменить баланс интересов в области охраны труда в свою пользу за счет интересов другой стороны. Понятна и регулирующая роль государства, которое стремится установить единые для всех правила и понятный всем механизм выработки взаимно согласованных решений. У двух субъектов охраны труда на производстве – работодателя и работника – свои интересы к охране труда и естественное стремление соблюсти их с наименьшими для себя потерями.
 
Работник заинтересован, как минимум, в обеспечении со стороны работодателя здоровых и безопасных условий своего труда, высокой оплаты труда.




 
Работодатель в свою очередь, ставит на первое место экономические аспекты деятельности и стремится свести свои расходы к минимуму, в том числе и расходы на охрану труда.
 
Государство же призвано установить гарантии прав и обязанности каждого из субъектов охраны труда и создать механизм выполнения установленных норм охраны труда, для чего издаются законы и иные нормативные правовые акты и образовываются органы управления, надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде и охране труда.

 
Социальное партнерство в охране труда – это систе­ма поиска взаимно приемлемых путей решения об­щих проблем охраны труда в организациях, система взаимных договоренностей между всеми субъектами охраны труда в организациях.

 
Каким образом закрепляются эти взаимные договоренности?
 
Данные договоренности закрепляются:

 
  • в протоколах взаимных консультаций и переговоров;
  • в принятых коллективных договорах, составной частью которых являются соглашения об охране труда;
  • в создании совместных структур в организациях, призванных решать проблемы охраны труда;
  • в формировании такой системы управления охраной труда в организациях, которая бы способствовала заинтересованности и работодателя и каждого работника в эффективной работе по охране труда, в том числе и через экономические рычаги.
Межгосударственный стандарт ГОСТ 12.0.230-2007, основанный па Руководстве МОТ по системам управления охраной труда (МОТ-СУОТ 2001) определяет именно такую систему управления охраной труда, которая предполагает активное участие сторон социального партнерства в не­прерывном улучшении условий труда работников.
 
Хорошим примером могут служить совместные комитеты и комиссии по охране труда, в состав которых на паритетных началах входят представители работодателя и представители работников (как правило, это представители профсоюзной организации).
 
Избранный работниками уполномоченный по охране труда и специалист по охране труда (представитель работодателя) работают вместе на постоянной основе и совместно осуществляют план действий по охране труда на предприятии.
 
Комитет по охране труда на своих регулярных заседаниях содействует формированию политики, основанной на принципах социального диалога. Комитет разрабатывает план действий в области охраны труда, решает наиболее важные вопросы, связанные с охраной труда, организует совместные действия работников и работодателя в этой сфере.
 
В состав комитета входят избранные представители работников и представители, назначенные работодателем (например, исполнительный директор, специалист по производству, врач).

 

 
Как распределяются роли в управлении охраной труда на предприятиях?
 
Участие работодателя в системе управления охраной труда в организации это в первую очередь служба охраны труда (или специалист по охране груда), распределение обязанностей и назначение ответственных за охрану труда среди должностных лиц организации. Участие работников в системе управления охраной труда в организации это создание совместных с работодателем комитетов (комиссий) по охране труда, выборы уполномоченных по охране пруда, совместный контроль над соблюдением требований охраны труда, выполнением условий коллективных договоров и соглашений. Участие государства в системе управления охраной труда – это принятие законодательства по охране груда и контроль за его соблюдением всеми субъектами охраны труда на всех уровнях, принятие федеральных и территориальных программ по охране труда.
 
В практической работе на производстве система управления охраной труда начинается с организации работодателем службы охраны труда или назначения специалиста по охране труда (например, в России при численности персонала более 50 человек). Возможно также заключение договора со специализированной организацией (при численности персонала организации до 50 человек). Работники вправе выступить с инициативой создания совместной с представителями работодателя комиссии по охране труда и выбрать своих представителей, а также выбрать уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда от трудового коллектива. В функции этих лиц и должны входить защита интересов работников в области охраны труда, поиск взаимно приемлемых для работников и работодателя решений. Функции представителей трудового коллектива не контроль, а наблюдение за состоянием охраны труда в организации, а решение вопросов охраны труда осуществляется совместно с работодателем.





 
Роль государства на уровне производства проявляется в виде нормативных документов (законов, правил, рекомендаций и т.п.), а также в работе государственного инспектора труда, призванного осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в каждой организации независимо от формы собственности. Весь международный опыт показывает, что поскольку в единую систему охраны труда вовлечено множество организаций и структур, имеющих свои задачи и интересы, то, как бы ни была сильна законодательная составляющая этой системы, все же самым действенным останется путь социального диалога, совместного поиска путей решения проблем охраны труда в организации, – все то, что мы вкладываем в понятие «социальное партнерство».
 
Социальное партнерство в охране труда выгодно для обе­их сторон: совместный вклад в улучшение условий труда ведет к росту его производительности и повышению качества продукции, что важно для работодателей, и одновременно помогает сохранить здоровье работников. И наоборот: плохие условия труда даже при действующей системе компенсаций наносят вред здоровью работников и в долгосрочном плане невыгодны для работодателя.
 
Публикация подготовлена Субрегиональным бюро МОТ для стран Восточной Европы и Центральной Азии совместно с Бюро МОТ по деятельности работодателей.
 



И
cточник: www.ilo.org.