Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
АРХИВ Через социальное партнерство к безопасному труду
31 июля 2015 г.
В Российской Федерации в Трудовой кодекс введен отдельный раздел «Социальное партнерство в сфере труда», где законодательно закреплено определение социальною партнерства (статья 23 Трудового кодекса РФ) как «системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений».
Важнейшие отношения, непосредственно связанные с трудовыми, – это отношения в области охраны труда. Работник приходит к работодателю с одной целью заработать средства на жизнь. Он вступает с работодателем в трудовые отношения, и, естественно, самым главным для работника будет вопрос: «Как я буду работать. в каких условиях, насколько безопасны будут условия моей работы и сколько я буду за это получать?» У каждого работника свои приоритеты в этом списке, но одно непременно будет его интересовать условия его труда.
Может быть, вполне достаточно, чтобы государство жестко регулировало взаимоотношения сторон, участвующих в охране труда? Есть закон, и его необходимо соблюдать. Зачем еще какое-то социальное партнерство? Дело в том, что многообразие взаимоотношений субъектов охраны труда в организациях столь велико, что предусмотреть все нюансы в законе невозможно, да и выработка законов и их принятие занимают довольно продолжительное время.
Роль государства заключается в создании определенных правил взаимоотношений субъектов охраны труда, в издании нормативных документов, регулирующих взаимоотношения по охране труда, в осуществлении контроля за соблюдением этих общих правил.
Поскольку в области охраны труда сталкиваются интересы работников и работодателей, понятно их стремление изменить баланс интересов в области охраны труда в свою пользу за счет интересов другой стороны. Понятна и регулирующая роль государства, которое стремится установить единые для всех правила и понятный всем механизм выработки взаимно согласованных решений. У двух субъектов охраны труда на производстве – работодателя и работника – свои интересы к охране труда и естественное стремление соблюсти их с наименьшими для себя потерями.
Работник заинтересован, как минимум, в обеспечении со стороны работодателя здоровых и безопасных условий своего труда, высокой оплаты труда.
Работодатель в свою очередь, ставит на первое место экономические аспекты деятельности и стремится свести свои расходы к минимуму, в том числе и расходы на охрану труда.
Государство же призвано установить гарантии прав и обязанности каждого из субъектов охраны труда и создать механизм выполнения установленных норм охраны труда, для чего издаются законы и иные нормативные правовые акты и образовываются органы управления, надзора и контроля над соблюдением законодательства о труде и охране труда.
Социальное партнерство в охране труда – это система поиска взаимно приемлемых путей решения общих проблем охраны труда в организациях, система взаимных договоренностей между всеми субъектами охраны труда в организациях.
Данные договоренности закрепляются:
- в протоколах взаимных консультаций и переговоров;
- в принятых коллективных договорах, составной частью которых являются соглашения об охране труда;
- в создании совместных структур в организациях, призванных решать проблемы охраны труда;
- в формировании такой системы управления охраной труда в организациях, которая бы способствовала заинтересованности и работодателя и каждого работника в эффективной работе по охране труда, в том числе и через экономические рычаги.
Хорошим примером могут служить совместные комитеты и комиссии по охране труда, в состав которых на паритетных началах входят представители работодателя и представители работников (как правило, это представители профсоюзной организации).
Избранный работниками уполномоченный по охране труда и специалист по охране труда (представитель работодателя) работают вместе на постоянной основе и совместно осуществляют план действий по охране труда на предприятии.
Комитет по охране труда на своих регулярных заседаниях содействует формированию политики, основанной на принципах социального диалога. Комитет разрабатывает план действий в области охраны труда, решает наиболее важные вопросы, связанные с охраной труда, организует совместные действия работников и работодателя в этой сфере.
В состав комитета входят избранные представители работников и представители, назначенные работодателем (например, исполнительный директор, специалист по производству, врач).
Участие работодателя в системе управления охраной труда в организации это в первую очередь служба охраны труда (или специалист по охране груда), распределение обязанностей и назначение ответственных за охрану труда среди должностных лиц организации. Участие работников в системе управления охраной труда в организации это создание совместных с работодателем комитетов (комиссий) по охране труда, выборы уполномоченных по охране пруда, совместный контроль над соблюдением требований охраны труда, выполнением условий коллективных договоров и соглашений. Участие государства в системе управления охраной труда – это принятие законодательства по охране груда и контроль за его соблюдением всеми субъектами охраны труда на всех уровнях, принятие федеральных и территориальных программ по охране труда.
В практической работе на производстве система управления охраной труда начинается с организации работодателем службы охраны труда или назначения специалиста по охране труда (например, в России при численности персонала более 50 человек). Возможно также заключение договора со специализированной организацией (при численности персонала организации до 50 человек). Работники вправе выступить с инициативой создания совместной с представителями работодателя комиссии по охране труда и выбрать своих представителей, а также выбрать уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда от трудового коллектива. В функции этих лиц и должны входить защита интересов работников в области охраны труда, поиск взаимно приемлемых для работников и работодателя решений. Функции представителей трудового коллектива не контроль, а наблюдение за состоянием охраны труда в организации, а решение вопросов охраны труда осуществляется совместно с работодателем.
Роль государства на уровне производства проявляется в виде нормативных документов (законов, правил, рекомендаций и т.п.), а также в работе государственного инспектора труда, призванного осуществлять контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в каждой организации независимо от формы собственности. Весь международный опыт показывает, что поскольку в единую систему охраны труда вовлечено множество организаций и структур, имеющих свои задачи и интересы, то, как бы ни была сильна законодательная составляющая этой системы, все же самым действенным останется путь социального диалога, совместного поиска путей решения проблем охраны труда в организации, – все то, что мы вкладываем в понятие «социальное партнерство».
Социальное партнерство в охране труда выгодно для обеих сторон: совместный вклад в улучшение условий труда ведет к росту его производительности и повышению качества продукции, что важно для работодателей, и одновременно помогает сохранить здоровье работников. И наоборот: плохие условия труда даже при действующей системе компенсаций наносят вред здоровью работников и в долгосрочном плане невыгодны для работодателя.