Новости
23 октября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда
19 ноября 2024 г.
Опыт Финляндии: в центре внимания безопасность и здоровье водителей автотранспорта
26 мая 2021 г.
Опыт Финляндии: в центре внимания безопасность и здоровье водителей автотранспорта
Несчастные случаи на дорогах представляют собой серьезную проблему для общественного здравоохранения во всем мире. С позиций охраны груда практическая значимость этой проблемы обусловлена тем, что большая часть дорожно-транспортных происшествий (ДТП) может классифицироваться как «несчастные случаи, связанные с работой».
Общая годовая численность пострадавших в ДТП по разным оценкам, колеблется от 20 до 50 миллионов человек, при этом до 1,3 миллиона случаев заканчиваются фатальным исходом. Согласно данным, приведенным в аналитическом обзоре Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) о состоянии безопасности на дорогах за 2009 год, примерно в 40% случаев в ДТП оказываются вовлеченными люди, выполнявшие в этот момент свои трудовые функции. Если эта оценка верпа, то можно ориентировочно рассчитать и пределы вариаций общего числа связанных с работой несчастных случаев в дорожно-транспортном секторе мировой экономики: от 6 до 15 миллионов в год, при этом большая часть из них заканчиваются гибелью пострадавших.
Анализ тенденций развития ситуации в глобальном масштабе дает основания для предсказания дальнейшего углубления кризиса. По оценкам ВОЗ, в течение следующих 20-30 лет ожидается удвоение числа смертельных случаев в результате ДТП. Эта безрадостная перспектива может быть изменена в лучшую сторону, если предпринять целенаправленные действия по укреплению безопасности дорожного движения, особенно в тех странах, где моторизация развивается ускоренными темпами.
В странах с высоким уровнем доходов большинство жертв дорожных происшествий составляют водители и пассажиры моторизованных транспортных средств. Статистические данные по дорожным происшествиям в странах с умеренными и низкими доходами весьма ограничены, тем не менее, по ним можно заключить, что в этой группе стран среди пострадавших преобладают пешеходы и водители легких транспортных средств. Перед ВОЗ встает проблема выбора приоритетов в перечне факторов, угрожающих здоровью и формирующих «глобальное бремя болезней», поскольку при сохранении тенденции к росту доли фатальных исходов ДТП они могут превзойти малярию и туберкулез в рейтинге ведущих причин смертности населения.
Фото: Shuttersttock.com.
Европейский Союз (ЕС) учредил ряд программ улучшения безопасности на дорогах, призванных снизить почти вдвое число жертв в результате ДТП на территории ЕС. Например, более чем в 100 странах была успешно реализована программа ООН «Десятилетие действий по обеспечению безопасности дорожного движения в 2011-2020 г.г.», целью которой было предотвращение в этот период гибели в дорожных происшествиях не менее пяти миллионов человек.
За последние несколько десятилетий сектор дорожного транспорта во всем мире значительно увеличился, а технологический прогресс привел к существенным изменениям условий труда в этом секторе экономики. Европейский фонд улучшения условий жизни и труда провел обследование современных условий труда, состояния здоровья и благосостояния трудящегося населения во всех странах-членах ЕС. Выяснилось, что дорожно-транспортный сектор почти по всем факторам риска имеет показатели хуже средних. Для сектора характерны риски, обусловленные особенностями окружающей рабочей среды (шум, испарения, опасная производственная обстановка, вибрация, повышенная или пониженная температура), эргономическими условиями и нерегламентированностью рабочего времени.
Присущи транспортному сектору и такие многие организационные проблемы, как требования выполнять операции с большими физическими нагрузками, недостаточность контроля, отсутствие перспектив у работников для повышения квалификации. Несмотря на положительные сдвиги по некоторым из упомянутых факторов (эргономика, планирование рабочего времени), в целом проблема обеспечения охраны и гигиены труда остается одной из наиболее злободневных проблем дорожно-транспортного сектора.
Обеспечение безопасности участников дорожного движения, вовлеченных в него в силу выполнения своих трудовых обязанностей, теперь становится специальной задачей подразделений дорожной полиции и автоинспекции, и этот подход заслуживает дальнейшего развития и всеобщего содействия.
Одним из позитивных откликов на эту новоявленную потребность стал проект PRAISE «Профилактика дорожных происшествий и травматизма для повышения безопасности работников транспорта», начатый Европейским Советом по транспортной безопасности (ЕСТБ) на условиях софинансирования со стороны Европейской Комиссии. Целью проекта является внедрение передовых методов управления безопасностью дорожного движения и обеспечение консультативной поддержки работодателям, сталкивающимися с этой проблемой. Следует заметить, что осуществление профилактических мероприятий сулит определенные выгоды предпринимателям, поскольку приводит к снижению расходов на выплату компенсаций пострадавшим в дорожных инцидентах, уменьшает потери товарной продукции и расходы па страхование.
Фото: Shuttersttock.com.
Неясной и неразрешимой остается проблема умышленных суицидных столкновений легковых автомобилей с грузовиками. По последним данным, полученным при анализе материалов экспертных групп, расследовавших ДТП, наиболее типичным инцидентом с участием БГА является столкновение со встречным легковым автомобилем. В этих столкновениях почти четверть случаев представляет собой конечный результат суицидной попытки со стороны водителя легкового автомобиля.
Согласно неопубликованным результатам недавних исследований Койсаари и Терво, около 71% ДТП было связано с крупнотоннажными грузовиками и автопоездами с трейлерами. У попавших в аварии профессиональных водителей БГА могут проявляться симптомы тяжелых психических расстройств, в результате чего им может потребоваться длительное пребывание па больничном, а иногда они и вовсе лишаются возможности продолжать свою водительскую карьеру. Другой нераскрытой до конца проблемой является внезапная смерть водителя вследствие нарушения здоровья. Наиболее распространенной причиной этого явления служат сердечно-сосудистые заболевания. Судя по последним неопубликованным результатам финских исследований, припадки и сердечные приступы случаются у водителей гораздо чаще, чем предполагалось ранее (устное сообщение Т. Терво).
Финским институтом профессионального здоровья было доработано, усовершенствовано и внедрено в практику деятельности всех учреждений, обеспечивающих охрану здоровья и медицинское обслуживание профессиональных водителей Типовое руководство по поддержанию профессионального здоровья водителей. В этой обновленной модели обслуживания первостепенное внимание уделяется выявлению ранних признаков таких риск-факторов как сердечно-сосудистые заболевания, нарушения внимания и сна, поскольку именно они требуют своевременного медицинского вмешательства.
По инициативе Финской ассоциации автомобильных грузоперевозок (SKAE) были созданы группы поддержки для оказания психологической помощи профессиональным водителям, попавшим в серьезные ДТП. В роли консультантов в них выступают добровольцы из автотранспортных компаний, прошедшие в большинстве своем специальную подготовку в организациях Финского Красного Креста. Услуги групп поддержки предоставляются на всей территории страны, и для их получения водителю, пострадавшему в ДТП и нуждающемуся в помощи для восстановления душевного равновесия, достаточно в любое время позвонить по телефону 02008080 (круглосуточное обслуживание на дорогах обеспечивает Клуб автомобилистов и путешественников Финляндии).
Проводится первоначальное обучение и последующая регулярная переподготовка профессиональных водителей в соответствии с требованиями директивы ЕС 2003/59, регулирующей подготовку профессиональных водигелей па европейском уровне. В Финляндии эта система стала применяться с 2008 года для подготовки водителей автобусов, а с 2009 года была распространена и на водителей грузовиков. Программа переподготовки предусматривает прохождение каждые пять лег 35 часовых тренингов, нацеленных на развитие готовности профессиональных водителей к решению потенциальных проблем, возникших за прошедший отрезок времени.
Технологии, обеспечивающие безопасность автомобилей: па смену пассивным средствам типа ремней и подушек безопасности пришли такие активные технологии как АБС (антипробуксовочные тормозные системы) и ЭКС (электронные системы курсовой стабилизации). Если раньше автомобильные средства пассивной безопасности должны были защитить пассажиров и водителя от повреждений в случае аварии, то новые активные средства призваны предотвратить саму аварию.
В практику транспортных компаний была внедрена программа «Алколок». Установка систем антиалкогольной блокировки автомобиля типа «Алколок» стала обязательной в Финляндии для школьных автобусов и автомобилей, используемых для ежедневных пассажирских перевозок. Несмотря на то, что управление автомобилем в нетрезвом состоянии в среде профессиональных водителей допускается исключительно редко (менее 1% водителей БГА, вовлеченных в ДТП с фатальным исходом), для финской культуры дорожного движения значительной проблемой все еще остаются ДТП, обусловленные воздействием на водителей различных интоксикантов. Статистика показывает, что каждая четвертая жертва ДТП расстается с жизнью по вине пьяных водителей, а среди участников Дорожного движения в Финляндии один из 700 водителей управляет транспортным средством в состоянии алкогольного опьянения.
Возрастающее количество «рокочущих полос» служит примером малозатратных решений, способных повысить безопасность дорог за счет своевременного привлечения внимания подуставшего водителя к потенциальной опасности при помощи ощутимой вибрации или хорошо слышимого рокота, передающегося с дорожного покрытия через колеса внутрь автомобиля.
Увеличение количества автоматических регистраторов скорости уже зарекомендовало себя как скорейший путь к достижению поставленной цели — снижению смертности па дорогах, особенно па перегруженных участках с высокой интенсивностью дорожного движения, характеризующихся высокой плотностью и частотой фатальных ДТП.
Жесткие предписания и требования, предъявляемые к водителям, могут порождать излишне напряженные графики перевозок и спешку, что увеличивает риски в дорожном движении. Уровень системных рисков документируется редко. Контроль общей длительности рабочих смен и времени непосредственного вождения автомобиля был в последние годы значительно улучшен с помощью регламентирующих руководств и законодательных актов ЕС. Покупатели транспортных услуг могут со своей стороны оказывать влияние на условия труда водителей грузовиков путем включения в контрактные соглашения особых требований по обеспечению безопасности грузоперевозок.
Фото: Shuttersttock.com.
Служба расследования ДТП может внести свою лепту в повышение безопасности дорожного движения путем разработки рекомендаций по учету и профилактике риск-факторов, выявленных в процессе анализа обстоятельств конкретных происшествий. Согласно законам Финляндии, расследованию подлежат все ДТП с фатальным исходом. Задача расследования — получить практическую информацию, чтобы помочь в организации общенациональных и местных мероприятий по повышению безопасности па дорогах. В состав Службы входит 20 комплексных экспертных групп, состоящих из специалистов дорожной полиции, медицины и психологии, инженеров-механиков и дорожников. Работа групп регламентирована и базируется на проверенных опытом методах детальных исследований.
Во-первых, необходимо сформулировать общие требования к автотранспортным перевозкам в условиях глобализации экономики, подразумевающие обеспечение равномерности и регулярности транспортных потоков и эффективное функционирование всех транспортных служб.
Второе направление связано со снижением воздействия транспорта на окружающую среду путем введения в действие национальных и международных политических программ и соглашений. Одним из практических шагов и для транспортных компаний, и для правительственных органов должно стать уменьшение энергопотребления в транспортном секторе.
Третье направление — обеспечение безопасности на дорогах. Не следует успокаиваться при виде статистических данных, свидетельствующих об улучшении безопасности дорожного движения. Риск гибели или тяжелого травмирования участников дорожного движения должен быть сведен если не к нулю, то хотя бы к очень низкому уровню. Любые горы проблем можно перевернуть ради достижения этой цели. И на первом плане должна стоять профилактическая работа с человеческим фактором риска — одной из главных причин дорожных происшествий.
Фото: Shuttersttock.com.
Путем внедрения в автомобилестроение активных систем безопасности и создания более безопасной среды на дорогах мы можем повысить безопасность дорожного движения. Большую роль в этом процессе может сыграть также мониторинг здоровья профессиональных водителей, и в частности более глубокое понимание их профпатологических проблем.
Не менее важно раннее выявление рисков для здоровья, эффективное лечение заболеваний и адекватная реабилитация пострадавших в авариях. Хорошая организация обучения и переподготовки водителей-профессионалов поможет им сочетать готовность к выполнению запросов транспортной индустрии с соблюдением повышающихся требований к безопасности труда грузоперевозчиков, представляющих в настоящее время ту часть трудового населения, что сильно обделена заботой и услугами в части охраны здоровья на рабочих местах. И такое положение должно бы послужить призывом ко всем, кто работает в транспортном секторе, и в первую очередь к специалистам по охране и гигиене труда, а также к политикам и законодателям: пора создать более здоровые и безопасные условия труда для водителей грузового автотранспорта.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
Данная публикация подготовлена на основе материалов Бюллетеня по охране и гигиене труда «Баренц».