Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда в аптечном учреждении

15 июля 2014 г.



Общеизвестно, что деятельность производственных аптек сопряжена с воздействием на отдельных сотрудников вредных факторов (так как в аптеке отсутствуют опасные факторы, далее будем говорить только о производственной вредности). Раньше с целью определения степени такого воздействия и установления компенсаций проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда. С 01.01.2014 эта процедура заменена на специальную оценку условий труда (далее – СОУТ) (Федеральный закон от 28.12.2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о СОУТ).
 
Нужна ли СОУТ, если срок действия аттестации не истек? Какими документами регламентирована СОУТ? Как действовать работодателю при подготовке и проведении СОУТ? Как оформляются результаты СОУТ, если вредные факторы не обнаружены и если они выявлены и измерены? Какова ответственность за нарушение установленного порядка проведения СОУТ или ее непроведение? Отметим, что предмет настоящей статьи в равной степени касается производственных аптек и аптек готовых форм, поскольку СОУТ подлежат все рабочие места организации, включая те, на которых сотрудники заняты на персональных компьютерах и эксплуатируют офисную технику.
 
 
СОУТ ОБЯЗАТЕЛЬНА ДЛЯ ВСЕХ
 
Работодатель не реже одного раза в пять лет (этот срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ) обязан за свой счет проводить СОУТ (ч. 1, 4 ст. 8 Закона о СОУТ). Исключение составляют лишь рабочие места надомников и дистанционных работников (ч. 3 ст. 3). Положение ч. 6 ст. 27 Закона о СОУТ предоставляет работодателю право поэтапного проведения СОУТ, при этом она должна быть завершена не позднее чем 31.12.2018 г.
 
Приказ Минтруда России от 20.02.2014 г. №103н разрешает работодателям возмещать из ФСС расходы на проведение СОУТ. Для этого до 1 августа в территориальный орган ФСС работодатель должен представить заявление о финансовом обеспечении предупредительных мер, план финансирования, копию коллективного договора или списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, разработанного по результатам проведения СОУТ.
 
Обратите внимание, что результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31.12.2018 г., в связи с чем могут быть использованы работодателями в целях, установленных Законом о СОУТ, за исключением освобождения от уплаты страховых взносов в ПФР по дополнительному тарифу (ч. 4 ст. 27 Закона о СОУТ, Разъяснение Минтруда России от 07.03.2014 г.). При этом у работодателя все-таки может возникнуть обязанность провести СОУТ в течение срока действия результатов аттестации рабочих мест, если наступят обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 17 Закона о СОУТ (они влекут проведение внеплановой СОУТ; далее мы рассмотрим их подробнее).
 
По своему усмотрению работодатель вправе не дожидаться истечения срока действия аттестации и провести СОУТ (например, для освобождения от уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении сотрудников, рабочие места которых не подвержены воздействию вредных факторов).
 
 
АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ СОУТ
 
Подготовка к проведению СОУТ подробно описана в ст. 9 Закона о СОУТ. На основании приказа (распоряжения) работодателя формируется комиссия по проведению СОУТ, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения СОУТ. В комиссию включаются представители работодателя (в том числе специалист по охране труда) и выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). В качестве председателя выступает работодатель или его представитель. Комиссия утверждает перечень подлежащих оценке рабочих мест.
 
Для идентификации (обнаружения) и измерения потенциально вредных производственных факторов привлекается специализированная организация, которая должна:
 
  • соответствовать требованиям ст. 19 Закона о СОУТ;
  • входить в реестр организаций, проводящих СОУТ (а ее эксперты - в реестр экспертов, проводящих СОУТ), размещенный на официальном сайте Минтруда;
  • отвечать поименованным в ст. 22 Закона о СОУТ условиям независимости от работодателя. 
СОУТ проводится согласно Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н. Этим документом утверждены:
 
  • Методика проведения СОУТ;
  • Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • Форма отчета о проведении СОУТ;
  • Инструкция по заполнению формы отчета о проведении СОУТ. 
Согласно этому Приказу оценка проводится в несколько этапов:
 
  • ·         идентификация потенциально вредных факторов;
  • ·         их исследование (испытание) и измерение;
  • ·         отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) по степени вредности;
  • ·         оформление результатов проведения СОУТ.
 
Рассмотрим каждый из этапов подробнее.
 
 
ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ
 
Эксперты специализированной организации, проводящей СОУТ, сопоставляют и устанавливают совпадение имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов.
 
При этом согласно ч. 6 ст. 10 Закона о СОУТ идентификация (обнаружение вредных факторов) не проводится в отношении рабочих мест:
 
  • работников, профессии, должности, специальности которых включены в Списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости (работники аптеки поименованы в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. №298/П-22 (далее – Постановление № 298/П-22));
  • в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными условиями труда (в отношении работников аптеки Постановление Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 03.10.1986 г. №387/22-78 предполагает повышение оплаты труда, Постановление № 298/П-22 – предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска и сокращение продолжительности рабочего времени (см. также ст. 350 ТК РФ), Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 г. №45н – выдачу молока или других равноценных продуктов);
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест или СОУТ были установлены вредные условия труда.
В отношении этих рабочих мест эксперты сразу приступают ко второму этапу СОУТ - измерению вредных факторов.
 
Существуют особенности проведения СОУТ по аналогичным рабочим местам: оцениваются только 20% рабочих мест от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух). Полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.  Аналогичные рабочие места – это рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
 
В случае выявления в ходе СОУТ хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, СОУТ проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ч. 5 ст. 16 Закона о СОУТ).
 
Отметим, что работники вправе присутствовать при проведении СОУТ на своих рабочих местах и обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей СОУТ, эксперту за получением разъяснений (ч. 1 ст. 5 Закона о СОУТ).
 
Если по результатам идентификации вредные факторы не выявлены, дальнейшие этапы СОУТ в отношении этих рабочих мест не проводятся, а оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Этот документ работодатель направляет в территориальный орган Роструда (ч. 1 ст. 11 Закона о СОУТ).
 
Обратите внимание! Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.
 
 
ИССЛЕДОВАНИЕ И ИЗМЕРЕНИЕ ВРЕДНЫХ ФАКТОРОВ
 
В ходе этого этапа СОУТ исследуются и измеряются вредные факторы производственной среды (физические, химические и биологические) и трудового процесса (тяжесть, то есть физическая нагрузка на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника, и напряженность, то есть сенсорная нагрузка на центральную нервную систему и органы чувств работника).
 
Полный перечень исследований, проводимых испытательной лабораторией специализированной организации, перечислен в ч. 3 ст. 13 Закона о СОУТ.
 
 
ОТНЕСЕНИЕ УСЛОВИЙ ТРУДА К КЛАССАМ ПО СТЕПЕНИ ВРЕДНОСТИ
 
В силу ст. 14 Закона о СОУТ условия труда по степени вредности подразделяются на четыре класса:
 
1) оптимальные – воздействие вредных факторов отсутствует или уровни воздействия не превышают уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда и принятых в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника;
2) допустимые – воздействие вредных факторов не превышает уровней, установленных нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены);
3) вредные – воздействие вредных факторов превышает уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда:
3.1) первой степени – после воздействия вредных факторов измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья;
3.2) второй степени – воздействие вредных факторов способно вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
3.3) третьей степени – воздействие вредных факторов способно вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
3.4) четвертой степени – воздействие вредных факторов способно привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности;
4) опасные – вредные факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части, способные создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
 
Обратите внимание! При применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных сертифицированных средств индивидуальной защиты класс (подкласс) условий труда может быть снижен комиссией на основании заключения специализированной организации на одну степень в соответствии с утвержденной Минтрудом методикой проведения СОУТ. Снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень допускается также по согласованию с территориальным органом Роструда (ч. 6 и 7 ст. 14  Закона о СОУТ).
 
 
ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ СОУТ
 
Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, который наряду с прочими документами включает (ч. 1 ст. 15 Закона о СОУТ):
 
  • карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • сводную ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ;
  • заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.
 
Согласно ч. 4 ст. 15 Закона о СОУТ в отношении рабочих мест, на которых вредные факторы не идентифицированы, в отчет включаются только сведения об организации, проводящей СОУТ, копии документов, подтверждающих ее соответствие требованиям ст. 19 Закона о СОУТ, перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, и заключение эксперта специализированной организации.
 
К сведению. Отметим, что на аналогичные рабочие места заполняется одна карта СОУТ и в отношении их разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда (ч. 2 и 3 ст. 16 Закона о СОУТ).
 
Отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Каждый из работников должен быть ознакомлен с результатами проведения СОУТ под подпись в срок не позднее чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (в указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке) (ч. 5 ст. 15 Закона о СОУТ).
 
Кроме этого, сводные данные о результатах проведения СОУТ в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников должны быть размещены на официальном сайте работодателя в Интернете (при наличии такого сайта) в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ (ч. 6 ст. 15 Закона о СОУТ).
 
Результаты проведения СОУТ, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны допустимыми и декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, привлекаемая для проведения СОУТ организация обязана передать в федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ в десятидневный срок (ст. 18 Закона о СОУТ). Для работодателя такой обязанности не предусмотрено, и вместе с тем, если специализированная компания не направила указанные сведения в Роструд, работодатель вправе сделать это самостоятельно.
 
 
РАЗНОГЛАСИЯ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СОУТ
 

Если кто-то из членов комиссии не согласен с результатами проведения СОУТ, свою позицию он излагает в письменной форме, и такое мотивированное особое мнение прилагается к отчету о проведении СОУТ (ч. 2 ст. 15 Закона о СОУТ).
 
Разногласия по вопросам проведения СОУТ, несогласие работника с результатами ее проведения, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей СОУТ, рассматривает Роструд и его территориальные органы. Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения СОУТ в судебном порядке (ст. 26 Закона о СОУТ).
 
 
ВНЕПЛАНОВАЯ СОУТ
 
Работодатель обязан провести внеплановую СОУТ в течение шести месяцев со дня наступления указанных в ч. 1 ст. 17 Закона о СОУТ случаев:
 
  • ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
  • получения соответствующего предписания госинспектора труда в связи с выявленными в ходе проверки нарушениями Закона о СОУТ;
  • изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных факторов на работников;
  • изменения состава применяемых материалов или сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных факторов на работников;
  • изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных факторов на работников;
  • произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессионального заболевания, причинами которых явилось воздействие вредных факторов;
  • наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой СОУТ.
 
 
ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ РАБОТОДАТЕЛЯ
 
Направления применения СОУТ перечислены в ст. 7 Закона о СОУТ, и они достаточно широки:
 
  • разработка и реализация мероприятий, направленных на улучшение условий труда;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • организация обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров;
  • установление дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учетом класса (подкласса) условий труда;
  • расчет скидок (надбавок) к страховому тарифу на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснование финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление страхования от несчастных случаев;
  • установление работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций и др.
При этом в ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» отмечено: при реализации согласно ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска либо денежной компенсации за них, а также повышенной оплаты труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с компенсациями, действующими на день вступления в силу Федерального закона №421-ФЗ (при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения компенсаций).
 
 
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕПРОВЕДЕНИЕ СОУТ
 
В настоящее время при нарушении порядка проведения СОУТ контролеры применяют ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда" КоАП РФ, которая предусматривает наложение штрафа:
 
  • на должностных лиц – от 1000 до 5000 руб. (при повторном привлечении к ответственности за аналогичное правонарушение – дисквалификация на срок от года до трех лет);
  • на предпринимателей – от 1000 до 5000 руб. или приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
С 01.01.2015 г. нарушение работодателем установленного порядка проведения СОУТ или ее непроведение будет квалифицироваться по ч. 2 и 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ (Федеральный закон №421-ФЗ). Должностному лицу и индивидуальному предпринимателю грозит предупреждение либо наложение штрафа от 5000 до 10 000 руб. (при повторном нарушении – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от года до трех лет), юридическому лицу – от 60 000 до 80 000 руб. При повторном нарушении:
 
  • должностным лицам – штраф в размере от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от года до трех лет;
  • предпринимателям – такие же суммы штрафа или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток;
  • юридическим лицам – штраф от 100 000 до 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Что касается проводящих СОУТ специализированных организаций, то ответственность для них с 01.01.2015 будет предусмотрена ст. 14.54 КоАП РФ.
 
Серьезных перемен в оценке рабочих мест на предмет соответствия условий труда установленным нормативам не произошло. Большинство специализированных организаций, проводивших аттестацию, с 01.01.2014 г. начали проводить СОУТ. СОУТ проводится в соответствии с Законом о СОУТ и Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н. Результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест действительны в течение пяти лет с момента ее завершения, но не более чем до 31.12.2018 г.
 
Организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении и передает его для утверждения комиссии по проведению СОУТ, сформированной работодателем, а также направляет в Роструд. По рабочим местам, в отношении которых вредные факторы не идентифицированы, оформляется декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Этот документ работодатель направляет в территориальный орган Роструда.
 
За нарушение установленного порядка проведения СОУТ или ее непроведение работодателю грозит ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (с 01.01.2015 г. – по ст. 5.27.1 КоАП РФ).
 
А.М. Лопатина
 


Источник: Лопатина А.М. Спецоценка условий труда в аптеке // Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение. 2014. №4. С. 37-47.