Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Участники специальной оценки условий труда

30 января 2017 г.

Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники. Работодатели – физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, специальную оценку не проводят (ч. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

РАБОТОДАТЕЛЬ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
 

Работодатель исполняет обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки (абз. 11 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ч. 1, 2 ст. 8 Федерального заона от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ)). Специальную оценку должны проводить все организации, а также индивидуальные предприниматели, у которых трудятся работники. Работодатели – физические лица, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, специальную оценку не проводят (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
 
При проведении спецоценки условий труда работодатель вправе (ч. 1 ст. 4, ст. ст. 19, 26 Закона № 426-ФЗ):
 


— требовать от организации, проводящей специальную оценку, представить документы о соответствии ее установленным в ст. 19 Закона № 426-ФЗ критериям, а также обосновать результаты проведения спецоценки (п. п. 1, 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 426-ФЗ);
— проводить внеплановую спецоценку в установленном Законом №426-ФЗ порядке (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 426-ФЗ); 
— обжаловать в установленном ст. 26 Закона №426-ФЗ порядке действия (бездействие) организации, проводящей спецоценку (п. 4 ч. 1 ст. 4 Закона № 426-ФЗ).

В рамках своих обязанностей по обеспечению проведения специальной оценки работодатель (ч. 2 ст. 4, ч. 1, 2 ст. 8, ч. 1 ст. 9 Закона № 426):
 

— образует комиссию по проведению специальной оценки, а также утверждает график проведения оценки (ч. 1 ст. 9 Закона № 426-ФЗ);
— заключает гражданско-правовой договор с организацией, проводящей специальную оценку (далее – специализированная организация) (ч. 1, 2 ст. 8 Закона № 426-ФЗ); 
— обеспечивает проведение спецоценки условий труда, в том числе внеплановой, в случаях, установленных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ); 
— редоставляет специализированной организации необходимые сведения, документы и информацию, а также разъяснения по порядку проведения спецоценки (п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ); 
— не совершает преднамеренных действий по сужению круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении спецоценки условий труда и влияющих на ее результат (п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ); 
— в письменной форме знакомит работника с результатами специальной оценки условий труда (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ); 
— предоставляет работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 5 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ); 
— проводит мероприятия по улучшению условий труда (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ).

Данный перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен иными обязанностями, предусмотренными в других федеральных законах и нормативно-правовых актах.
 
 

 
ОРГАНИЗАЦИЯ, ПРОВОДЯЩАЯ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ (ЭКСПЕРТЫ ОРГАНИЗАЦИИ).
ТРЕБОВАНИЯ И ОГРАНИЧЕНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К НИМ
 

Непосредственно оценку условий труда на рабочих местах осуществляет специализированная организация, привлекаемая работодателем на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона №426-ФЗ). Эта организация проводит идентификацию вредных и (или) опасных факторов, последующие исследования и замеры таких факторов, а также составляет отчет о результатах оценки (ст. ст. 10, 12, 15 Закона № 426-ФЗ).
 
Специализированная организация должна соответствовать следующим требованиям:


— основной вид деятельности (один из видов деятельности) по уставным документам – проведение специальной оценки условий труда (п. 1 ч. 1 ст. 19 Закона № 426-ФЗ);
— наличие в штате не менее пяти экспертов с сертификатами на выполнение работ по специальной оценке. По крайней мере один эксперт из их числа должен иметь высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям (п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона № 426-ФЗ); 
— наличие в структуре испытательной лаборатории (центра), аккредитованной в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (п. 3 ч. 1 ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Организация, которая отвечает указанным требованиям, подает заявление о регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда (далее – реестр) (п. 5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. № 599).
 
В течение пяти рабочих дней с даты принятия решения о регистрации Минтруд России направляет специализированной организации соответствующее уведомление (п. 11 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. №599). Допущенной к деятельности по проведению спецоценки организация считается с даты принятия указанного решения (абз. 1 п. 2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. № 599). В реестр сведения об организации вносятся в течение трех рабочих дней с указанной даты (п. 12 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. №599).
 
Работодатель может удостовериться в том, что выбранной организации разрешено проводить спецоценку, ознакомившись со сведениями из реестра или с представленным организацией уведомлением Минтруда России (п.п. 11, 27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. №599).
 
Реестр является открытым для всех заинтересованных лиц источником информации. Плата за внесение в него сведений не взимается (п. п. 26, 27 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. № 599).
 
В реестре указываются наименование, сведения о местонахождении специализированной организации, ИНН, ОГРН и другая информация, в том числе данные о приостановлении (возобновлении, прекращении) деятельности в качестве организации, проводящей специальную оценку условий труда (ч. 4 ст. 21 Закона № 426-ФЗ, п. 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2014 г. №599). С реестром организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, можно ознакомиться в разделе «Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» на официальном сайте Минтруда России – www.rosmintrud.ru.
 
Специализированная организация должна обеспечивать исполнение своих обязательств в случае причинения ущерба работодателю-заказчику при проведении специальной оценки условий труда. В частности, можно заключить договор добровольного страхования своей ответственности (ст. 23 Закона № 426-ФЗ).
 
К экспертам организаций, проводящих специальную оценку, наряду с требованием о наличии упомянутого сертификата на выполнение работ по спецоценке предъявляются следующие требования (ч. 3 ст. 20 Закона № 426-ФЗ, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 г. № 614):
 

— наличие высшего образования;
— наличие дополнительного профессионального образования (в объеме не меньше 72 часов) по спецоценке;
— наличие стажа работы в сфере оценки условий труда, в том числе по аттестации рабочих мест, не меньше трех лет.
Сертификат эксперта выдается Минтрудом России по итогам прохождения аттестации на право выполнения работ по спецоценке сроком на пять лет (п. п. 1, 3, 27, 28, 36 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 г. №614). Форма сертификата утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 32н.
 
При смене фамилии, имени, отчества эксперту выдается новый сертификат, в случае утраты, порчи (повреждения) сертификата выдается его дубликат, на котором проставляется штамп «дубликат» (чернилами синего цвета). Такой вывод следует из анализа п. 2 Приложения № 3 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. № 32н, п. п. 37-39 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 г. № 614.
 
По решению Минтруда России сертификат эксперта может быть аннулирован. Перечень случаев, в которых это происходит, установлен в п. 40 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.07.2014 г. № 614.
 
Не позднее 10 рабочих дней со дня выдачи сертификата (его дубликата) или его аннулирования соответствующие сведения вносятся в реестр экспертов организаций (ч. 5 ст. 21 Закона № 426-ФЗ, п. п. 3, 4 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. № 32н). Этот реестр формирует и ведет Минтруд России (ч. 1 ст. 21 Закона № 426-ФЗ, п. 1 Приложения N 4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. № 32н).
 
Реестр экспертов организаций будет размещен на сайте Минтруда России в открытом доступе. Плата за ознакомление со сведениями реестра взиматься не будет (ч. 6 ст. 21 Закона № 426-ФЗ, п. 6 Приложения №4 к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 г. №32н).
 
Специализированная организация и ее эксперты должны быть независимы. Они обязаны руководствоваться законодательством, регулирующим специальную оценку условий труда (ч. 1 ст. 22 Закона № 426-ФЗ). В связи с этим спецоценка не может проводиться (ч. 2 ст. 22 Закона № 426-ФЗ):
 

— должностными лицами органов исполнительной власти, осуществляющих надзор (контроль) в установленной сфере деятельности и проведение государственной экспертизы условий труда;
— организациями, руководители (должностные лица) которых являются учредителями (участниками) компаний-работодателей и условия труда на рабочих местах которых подлежат специальной оценке, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки;
— организациями, руководители (должностные лица) которых состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками) компаний-работодателей и условия труда на рабочих местах которых подлежат специальной оценке, а также должностными лицами названных организаций, отвечающими за организацию и проведение спецоценки;

— организациями в отношении:
 юридических лиц (компаний-работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка и для которых такие организации являются учредителями (участниками);
 дочерних обществ, филиалов и представительств юридических лиц (компаний-работодателей), указанных в п. «а»;
 юридических лиц (компаний-работодателей), имеющих общих с такой организацией учредителей (участников);

экспертами, являющимися учредителями (участниками) организаций-работодателей, рабочие места которых подлежат специальной оценке, а также руководителями (должностными лицами) этих организаций-работодателей, отвечающими за организацию и проведение специальной оценки;

— экспертами, которые состоят в близком родстве или свойстве с учредителями (участниками) организаций-работодателей, на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, а также руководителями (должностными лицами) этих организаций, ответственными за организацию и проведение специальной оценки.
 
Специализированная организация вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (ч. 1, 2 ст. 19 Закона №426-ФЗ):
 

— самостоятельно (в соответствии с областью аккредитации);
— с привлечением по гражданско-правовому договору других аккредитованных испытательных лабораторий (центров).
 
 

КОНСУЛЬТАЦИЯ

 
ВОПРОС:

 
Вправе ли проводить спецоценку специализированная организация, которая аккредитована на оказание услуг по аттестации рабочих мест по условиям труда?

 
ОТВЕТ:

Да, вправе.
 

ОБОСНОВАНИЕ:

Организация, которая была аккредитована на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда и аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) которой действителен по состоянию на 01.01.2014 г., имеет право проводить специальную оценку. Оценка осуществляется до истечения срока действия аттестата аккредитации, но не позднее чем до 31.12.2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
 
Если аттестат аккредитации испытательной лаборатории (центра) истекает в 2014 г., то организация вправе проводить специальную оценку до 31.12.2014 г. включительно. При этом требования о количестве и квалификации экспертов, предусмотренные в п. 2 ч. 1 ст. 19 Закона №426-ФЗ, не учитываются (ч. 2 ст. 27 Закона № 426-ФЗ).
 
 

 
РАБОТНИКИ. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
 

Работники вправе участвовать в проведении специальной оценки в составе комиссии по проведению спецоценки, а также присутствовать при ее проведении на своих рабочих местах. В силу ч. 2, 3 ст. 9 Закона №426-ФЗ в состав названной комиссии включаются специалист по охране труда и иные представителя работодателя, например руководители структурных подразделений, кадровые работники, юристы.
 
Работник вправе обращаться к работодателю (его представителю), специализированной организации (ее эксперту) за разъяснениями по вопросам проведения спецоценки на своем рабочем месте (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ). По окончании спецоценки работник обязан ознакомиться с ее результатами (ч. 2 ст. 5 Закона №426-ФЗ). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем в качестве нарушения работником требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).
 

 
ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ (ИНОЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН РАБОТНИКОВ). 
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
 

Если у работодателя имеется профсоюз или иной представительный орган работников, то его представители включаются в состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда. Они обладают всеми правами и обязанностями наравне с другими членами комиссии (ч. 2, 3 ст. 9 Закона №426-ФЗ). Например, этот орган вправе требовать от специализированной организации обоснования результатов проведения спецоценки. Такой вывод следует из п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 426-ФЗ.
 
Помимо участия в работе комиссии профсоюз или иной представительный орган работников может выполнить и иные действия, связанные с проведением спецоценки, в частности направить работодателю мотивированное предложение о проведении внеплановой специальной оценки условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ).
 




 
Источник: «Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда»
(СПС КонсультантПлюс); 
электронный ресурс: www.consultant.ru.