Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Практика правоприменения: cроки проведения специальной оценки условий труда

21 марта 2017 г.

Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2014 г. «О специальной оценке условий труда» №462-ФЗ (далее – Закон №426-ФЗ) предусмотрены переходные положения о сроках.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЛАНОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА:
ВПЕРВЫЕ (В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД) И ПОВТОРНО
 

Для проведения специальной оценки условий труда впервые в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2014 г. «О специальной оценке условий труда» №462-ФЗ (далее – Закон №426-ФЗ) предусмотрены переходные положения о сроках.
 
Оценка условий труда должна быть проведена: 


– на ранее аттестовывавшихся рабочих местах – не позднее пяти лет с даты последней аттестации (ч. 4 ст. 27, п. 3 ч. 6 ст. 10 Закона №426-ФЗ); 
– на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, не включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ, – по 31.12.2018 г. (ч. 6 ст. 27 Закона № 426-ФЗ); 
– на ранее не аттестовывавшихся рабочих местах, включенных в п. п. 1, 2 ч. 6 ст. 10 Закона №426-ФЗ, – в кратчайшие сроки со дня вступления в силу этого Закона.

К таким рабочим местам относятся: 

– рабочие места работников, профессии (должности, специальности) которых входят в Список №1 и Список №2 и другие списки, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости; 
– рабочие места, в связи с работой на которых работникам предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда (например, на основании Списка).

Отметим, что напрямую Законом №426-ФЗ срок проведения специальной оценки условий труда на таких рабочих местах не установлен. Вместе с тем рекомендуем провести спецоценку в кратчайшие сроки. Это обусловлено следующим. Условия труда на указанных рабочих местах относятся к заведомо вредным и (или) опасным. Представляется, что вероятность проверки контролирующими органами условий труда на таких рабочих местах значительно выше по сравнению с проверкой условно безопасных рабочих мест (то есть не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона № 426-ФЗ).
 
В ходе проверки контролирующие органы могут выявить, что работодатель не проводил специальную оценку условий труда (аттестацию рабочих мест – до 01.01.2014 г.) «списочных» рабочих мест, то есть не исполнил обязанность по обеспечению безопасных условий труда, закрепленную в ч. 2 ст. 212 ТК РФ. В этом случае до 01.01.2015 г. работодателя могли привлечь к административной ответственности за нарушение законодательства об охране труда по ст. 5.27 КоАП РФ.
 
С 01.01.2015 г. начала действовать специальная норма (ст. 5.27.1 КоАП РФ), предусматривающая ответственность за непроведение спецоценки условий труда. С этой даты привлечение к ответственности указанных работодателей-нарушителей будет осуществляться по ст. 5.27.1 КоАП РФ.

 

Повторная плановая оценка условий труда проводится только в отношении рабочих мест, на которых по итогам предыдущей оценки выявлены вредные и (или) опасные условия труда. Срок проведения повторной плановой оценки – не позднее пяти лет с даты утверждения отчета о проведении последней оценки (ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).
 
 

 
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 

Внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение шести месяцев (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):


– на введенных в эксплуатацию новых рабочих местах (как в уже существующей организации, так и при регистрации новой) (отметим, что срок, в течение которого необходимо проводить оценку при создании организации (регистрации индивидуального предпринимателя), законом специально не регламентирован; однако все случаи возникновения новых рабочих мест отнесены к случаям проведения внеплановой оценки); 
– на тех рабочих местах, в отношении которых имеется предписание ГИТ о проведении спецоценки; 
– на тех рабочих местах, на которых изменяется технологический процесс, производится замена производственного оборудования, меняются состав применяемых материалов и (или) сырья, средства индивидуальной и коллективной защиты, что может повлиять на уровень воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов;  на рабочем месте, на котором в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов с работником произошел несчастный случай (не по вине третьих лиц); 
– на рабочем месте работника, у которого выявлено профессиональное заболевание, возникшее в связи с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов; 
– на рабочих местах, в отношении которых имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профсоюзной организаций (другого представительного органа работников) о проведении спецоценки.

Поскольку исключений из правил проведения внеплановых проверок на переходный период в законодательстве не предусмотрено, полагаем, что они применяются непосредственно со дня вступления в силу Закона № 426-ФЗ.


Материал включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.



 
Источник: «Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда» // СПС КонсультантПлюс; электронный ресурс: www.consultant.ru.