Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
АРХИВНОЕ СОУТ экипажей воздушных судов с особенностями
13 февраля 2015 г.
Минтруд подготовил проект приказа, прописывающий специальную оценку условий труда летчиков и бортпроводников. Основные изменения могут коснуться уровня вредности труда летного состава – его планируют повысить, а социальные гарантии работодателей – значительно расширить. Взносы за вредные условия труда, по оценкам экспертов отрасли, могут вырасти с 4% до 7%.
Действующие соцгарантии для пилотов включают в себя отпуск 70 календарных дней, льготную пенсию, рабочую неделю не более 40 часов и годовой налет до 900 часов. Источники в нескольких авиакомпаниях критикуют их, говоря, что гарантии соответствуют нормам, принятым более 20 лет назад, «с учетом использования авиатехники того времени». Но с тех пор, по их мнению, воздушные суда и условия труда «существенно улучшились», поэтому целесообразность проекта приказа Минтруда «выглядит сомнительно».
В Минтруде пояснили, что для подготовки приказа уже создана рабочая группа, она руководствуется постановлением правительства о специальной оценке труда ряда профессий. Приказ сейчас согласуется с министерствами, профсоюзами и работодателями, он должен вступить в силу в первом полугодии. Минтранс уже рассмотрел проект и направил ряд замечаний разработчикам документа.
Но в опрошенных авиакомпаниях считают, что рабочие места членов летных и кабинных экипажей следует исключить из списка видов деятельности, для которых нужна особая оценка труда. В «Аэрофлоте» уточнили, что существующие условия труда кабинных экипажей авиакомпании – «уникальны, и им могут позавидовать» и иностранцы, а в январе расходы на соцпрограммы для пилотов увеличены почти на 30%.
В целом расходы «Аэрофлота» на эти льготы – более 3 млрд руб. в год. В авиакомпании «Сибирь» (S7) сообщили, что не принимали участия в разработке приказа и в нем есть «ряд существенных противоречий». В «Трансаэро» отметили, что сейчас социальные гарантии экипажей гражданской авиации одни из самых высоких в России. По словам источника в отрасли, за последние шесть лет зарплата командира воздушного судна (КВС) выросла более чем вдвое. В 2014 году средняя (по десяти крупнейшим авиакомпаниям) зарплата КВС составляла около 420 тыс. руб., более 10% расходов авиакомпаний приходится на экипажи. При принятии приказа в текущей редакции допрасходы авиакомпаний источник оценил в 10 млрд руб. на ближайшие три года.
Но в летных профсоюзах опасаются, что после принятия приказа условия работы, наоборот, могут ухудшиться. Президент Шереметьевского профсоюза летного состава Игорь ДЕЛЬДЮЖОВ замечает, что правила «предусматривают новые критерии оценки уровней вредных факторов в связи с появлением новых воздушных судов, например, радиации и шума, но единой методики этого нет, и уровни могут быть существенно занижены». Он подчеркивает, что новая оценка однозначно будет очень дорогостоящей для авиакомпаний, и в профсоюзе опасаются, что провести ее в итоге могут эксперты, близкие к перевозчикам, поэтому настаивают на привлечении профсоюза. Кроме того, по мнению главы профсоюза, правила предусматривают введение дополнительной налоговой нагрузки на авиакомпании в связи с выплатами за вредность. Игорь ДЕЛЬДЮЖОВ подчеркивает, что сейчас авиакомпании отчисляют 14% от фонда зарплаты пилотов по закону о дополнительном пенсионном обеспечении, и «этого вполне достаточно».
Глава аналитической службы «Авиапорт» Олег ПАНТЕЛЕЕВ говорит, что каждое последующее поколение воздушных судов существенно улучшает условия работы, заметно сокращается негативное влияние шумов, вибраций, перепадов температур. На этом фоне за рубежом смягчился список ограничений по здоровью для пилотов, но в РФ требования только ужесточаются.
Анастасия Мануйлова
Источник: kommersant.ru.