Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
КОНТЕНТ-ПЛАН_Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
15 января 2021 г.
Вопрос о необход
В первую очередь необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларация соответствия) подается работодателем в отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены. При этом под идентификацией в соответствии с разделом 2 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, понимается процедура, которая включает в себя следующие этапы:
Таким образом, несмотря на то, что практически на всех рабочих местах присутствует такой фактор, как световая среда, на отдельных рабочих местах может быть:
При соблюдении вышеуказанных условий комиссией и экспертом по проведению специальной оценки условий труда признается тот факт, что производственные факторы на рабочем месте могут присутствовать, но они не носят потенциально вредный и (или) опасный характер, а значит, не нуждаются в идентификации и проведении соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, и работодателем подается декларация соответствия. Кроме того при формировании перечня рабочих мест, подлежащих декларированию соответствия, необходимо учитывать следующие аспекты:
Ответственность за осуществление процедуры идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов несет эксперт, проводящий специальную оценку условий труда. При этом следует понимать, что выполнение всех перечисленных требований в случае декларирования соответствия условий труда не является исчерпывающим с точки зрения практики. При принятии решения об отсутствии необходимости проведения измерений, руководствуясь только тем, что условия труда по ранее проведенной аттестации рабочих мест были признаны допустимыми, эксперт может столкнуться с проблемой нахождения фактического значения фактора на границе с гигиеническим нормативом. Например, при нормативном значении шума в 80 дБА измеренное значение составило 80 дБА. Тогда, заявляя условия труда на таком рабочем месте как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, работодатель несет определенный риск, связанный, к примеру, с возможностью наступления у работника профессионального заболевания. Ответственность за декларирование соответствия условий труда на рабочем месте несет работодатель. Отдельного внимания также заслуживает вопрос прекращения действия Декларации соответствия условий труда при наступлении обстоятельств, перечисленных в части 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, а именно:
В соответствии с законодательством при наступлении указанных обстоятельств действие Декларации соответствия прекращается. При этом приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н предусмотрена возможность оформления документа сразу на несколько рабочих мест, условия труда на которых соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
У работодателей в этой связи возникает вопрос, каким образом происходит аннулирование декларации соответствия в части одного рабочего места? Не вызовет ли это обстоятельство автоматическое прекращение действия всего документа, в том числе и в отношении остальных рабочих мест, указанных в ней?
Работодатели стремятся перестраховаться и оформляют декларации соответствия отдельно для каждого рабочего места. Данный подход не противоречит действующему законодательству. Однако, если речь идет о десятках, сотнях и даже тысячах задекларированных рабочих мест, такие действия только усложняют работу сотрудников государственных инспекций труда, ведущих реестр деклараций. Говоря о форме Декларации соответствия, утвержденной приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н, необходимо обратить внимание на тот факт, что ее образец предусматривает возможность указания в качестве идентифицирующих признаков рабочих мест только их наименований, индивидуальных номеров и количества занятых на них работников. Для организаций с небольшой численностью персонала таких сведений будет явно достаточно. В холдингах с развитой филиальной сетью или на крупных промышленных предприятиях, где специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно, часто встречается несквозная нумерация рабочих мест в отдельных структурных подразделениях. Нарушение в отношении уникальности номера рабочего места приведет к невозможности учета декларируемых рабочих мест в реестре деклараций соответствия. |