Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

КОНТЕНТ-ПЛАН_Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

15 января 2021 г.

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в российскую законодательную практику введена новая процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларирование соответствия). 

Статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) в российскую законодательную практику введена новая процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларирование соответствия). Как и реализация любого нововведения осуществление на практике декларирования соответствия несомненно может вызвать определенные трудности. Причины возможных проблем рассматриваются в данной статье.  

 

Вопрос о необход
 
                            
Алена ЛЫСАК
Директор Департамента
дополнительного профессионального образования
Клинского института охраны и условий труда

 
Юлия КУРОПТЕВА
Заместитель Директора Департамента
дополнительного профессионального образования
Клинского института охраны и условий труда

 
 















В первую очередь необходимо отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларация соответствия) подается работодателем в отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены. При этом под идентификацией в соответствии с разделом 2 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н,  понимается процедура, которая включает в себя следующие этапы:
 
  • выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
  • сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов (далее – классификатор);
  • принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оформление результатов идентификации.
 
Таким образом, несмотря на то, что практически на всех рабочих местах присутствует такой фактор, как световая среда, на отдельных рабочих местах может быть:

 
  • выявлен источник фактора и сам фактор;
  • наименование фактора сопоставлено с классификатором и имеет место совпадение наименования, но на основании результатов предыдущей оценки в рамках аттестации рабочих мест или производственного контроля принято решение не проводить измерение данного фактора в связи с отсутствием превышений.
 
При соблюдении вышеуказанных условий комиссией и экспертом по проведению специальной оценки условий труда признается тот факт, что производственные факторы на рабочем месте могут присутствовать, но они не носят потенциально вредный и (или) опасный характер, а значит, не нуждаются в идентификации и проведении соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
 
Следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, и работодателем подается декларация соответствия.
 
Кроме того при формировании перечня рабочих мест, подлежащих декларированию соответствия, необходимо учитывать следующие аспекты:
 
  • отсутствие случаев профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
  • отсутствие жалоб или предложений работников по осуществлению идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на их рабочих местах,
  • условия труда на рабочем месте по результатам предыдущей оценки отнесены к допустимым;
  • отсутствие наименования профессии работника или видов выполняемых работ в списках, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости или предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
 
Ответственность за осуществление процедуры идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов несет эксперт, проводящий специальную оценку условий труда. При этом следует понимать, что выполнение всех перечисленных требований в случае декларирования соответствия условий труда не является исчерпывающим с точки зрения практики.  При принятии решения об отсутствии необходимости проведения измерений, руководствуясь только тем, что условия труда по ранее проведенной аттестации рабочих мест были признаны допустимыми, эксперт может столкнуться с проблемой нахождения фактического значения фактора на границе с гигиеническим нормативом.
 
Например, при нормативном значении шума в 80 дБА измеренное значение составило 80 дБА. Тогда, заявляя условия труда на таком  рабочем месте как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, работодатель несет определенный риск, связанный, к примеру, с возможностью наступления у работника профессионального заболевания. Ответственность за декларирование соответствия условий труда на рабочем месте несет работодатель.
 
Отдельного внимания также заслуживает вопрос прекращения действия Декларации соответствия условий труда при наступлении обстоятельств, перечисленных в части 5 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ, а именно:
 
  • на рабочем месте произошел несчастный случай на производстве;
  • у работника выявлено профессиональное заболевание, связанное с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочем месте.
 
В соответствии с законодательством при наступлении указанных обстоятельств действие Декларации соответствия прекращается. При этом приказом  Минтруда России от 07.02.2014 № 80н предусмотрена возможность оформления документа сразу на несколько рабочих мест, условия труда на которых соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.

 
У работодателей в этой связи возникает вопрос, каким образом происходит аннулирование декларации соответствия в части одного рабочего места? Не вызовет ли это обстоятельство автоматическое прекращение действия всего документа, в том числе и в отношении остальных рабочих мест, указанных в ней?
 

Работодатели стремятся перестраховаться и оформляют декларации соответствия отдельно для каждого рабочего места. Данный подход не противоречит действующему законодательству. Однако, если речь идет о десятках, сотнях и даже тысячах задекларированных рабочих мест, такие действия только усложняют работу сотрудников государственных инспекций труда, ведущих реестр деклараций.
 
Говоря о форме Декларации соответствия, утвержденной приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н, необходимо обратить внимание на тот факт, что ее образец предусматривает возможность указания в качестве идентифицирующих признаков рабочих мест только их наименований, индивидуальных номеров и количества занятых на них работников. Для организаций с небольшой численностью персонала таких сведений будет явно достаточно. В холдингах с развитой филиальной сетью или на крупных промышленных предприятиях, где специальная оценка условий труда может проводиться поэтапно, часто встречается несквозная нумерация рабочих мест в отдельных структурных подразделениях. Нарушение в отношении уникальности номера рабочего места приведет к невозможности учета декларируемых рабочих мест в реестре деклараций соответствия.

 










тражения в тексте Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».