Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Результаты специальной оценки условий труда и их обжалование
8 мая 2020 г.
Данная статья будет интересна тем работодателям, которые провели специальную оценку условий труда, получили результат, но он их не устраивает. Куда передаются результаты и как их обжаловать? Для изучения порядка передачи сведений о результатах специальной оценки условий труда обратимся к Приказу Минтруда России от 3 июля 2014 года № 436н. Эти сведения передаются организацией, непосредственно проводящей такую оценку. Ее результаты предоставляются в течение 10 рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении.
Данная статья будет интересна тем работодателям, которые провели специальную оценку условий труда, получили результат, но он их не устраивает. Куда передаются результаты и как их обжаловать – рассмотрим ниже.
Сведения направляются в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении которых проводилась спецоценка условий труда, а в случае оценки условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов РФ, – в Федеральную службу по труду и занятости. Также сведения отправляются в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.
В состав передаваемых сведений о результатах специальной оценки условий труда в отношении работодателя входят:
— полное наименование организации;
— место нахождения и место осуществления деятельности;
— ИНН, основной регистрационный номер;
— код основного вида экономической деятельности по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;
— общее количество рабочих мест и количество рабочих мест, на которых проведена спецоценка условий труда;
— распределение рабочих мест по классам (подклассам) условий труда.
В отношении рабочего места:
— его индивидуальный номер;
— код профессии работника или работников, занятых на данном рабочем месте, в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
— страховой номер индивидуального лицевого счета работника или работников, занятых на данном рабочем месте;
— численность работников, занятых на данном рабочем месте;
— основание для формирования у работника прав на досрочную трудовую пенсию по старости (при наличии).
В отношении организации, проводившей спецоценку:
— регистрационный номер записи в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
— ИНН и основной государственный регистрационный номер;
— сведения об экспертах организации, проводившей специальную оценку условий труда, участвующих в ее проведении, в том числе фамилия, имя, отчество, должность и регистрационный номер записи в реестре экспертов организаций, проводящих такую оценку;
— сведения о применявшихся испытательной лабораторией (центром) средствах измерений, включающие в себя наименование средства измерения и его номер в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, заводской номер средства измерений, дату окончания срока действия его проверки, дату проведения измерений, наименования измерявшихся вредного и (или) опасного производственных факторов.
Допустим, что работодатель, получив результаты специальной оценки условий труда, считает, что они неправильные, неточные или необоснованные. Он может подать заявление в Министерство труда и социальной защиты. Порядок подачи и рассмотрения таких разногласий содержится в Приложении к Приказу Минтруда России от 22 сентября 2014 года № 652н.
Далее поговорим о правилах рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества спецоценки условий труда, несогласия работника, профсоюзов, иных уполномоченных работниками представительных органов, работодателей, их объединений, страховщиков, территориального органа, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, и др.
Заявитель, не согласившийся с результатами оценки, как уже отмечалось выше, подает заявление в Минтруд, указав:
— наименование заявителя (для юридических лиц), фамилию, имя, отчество (при наличии) (для физических лиц);
— свой почтовый адрес, адрес электронной почты (при наличии);
— доводы, на основании которых он не согласен с заключением.
К заявлению прилагается копия заключения государственной экспертизы условий труда.
Если возникнет необходимость рассмотрения документов, на основании которых проведена государственная экспертиза условий труда, копии таких документов могут быть запрошены Минтрудом, в том числе в рамках использования системы межведомственного электронного взаимодействия.
Заявление и прилагаемые к нему документы могут быть представлены в Минтруд на бумажном носителе лично заявителем или направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в виде электронного документооборота посредством Интернета, в том числе с использованием Единого портала госуслуг www.gosuslugi.ru. При формировании заявления в электронном виде оно должно быть подписано электронной подписью.
Основанием для отказа в рассмотрении заявления могут послужить:
— представление заявителем подложных документов или документов, содержащих заведомо ложные сведения;
— отсутствие информации, необходимой в заявлении изначально;
— отсутствие копии заключения государственной экспертизы условий труда.
По другим основаниям отказать министерство не вправе, только по перечисленным.
Если все-таки есть основания для отказа в рассмотрении заявления, в течение семи рабочих дней со дня регистрации оно возвращается заявителю. После устранения обстоятельств, ставших основанием для отказа (отсутствия каких-либо документов либо сведений), заявитель вправе направить его повторно.
В случае необходимости проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах работодателя, в отношении которых состоялась государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества специальной оценки условий труда, такие исследования (испытания) и измерения организуются самим Минтрудом за счет средств федерального бюджета.
Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 рабочих дней со дня его регистрации. При необходимости получения дополнительных документов такой срок может быть продлен, но не более чем на 30 рабочих дней. По результатам рассмотрения заявления подготавливается заключение о рассмотрении разногласия (несогласия).
В случае удовлетворения заявления в заключении о рассмотрении разногласия (несогласия) указывается на необходимость проведения на бесплатной основе повторной экспертизы качества специальной оценки условий труда. В случае отсутствия по результатам рассмотрения заявления правовых оснований для повторной экспертизы качества спецоценки данное обстоятельство отражается в выводах заключения.
Заключение о рассмотрении разногласия (несогласия) оформляется в трех экземплярах, подписывается должностным лицом и утверждается директором Департамента условий и охраны труда Минтруда. Не позднее пяти рабочих дней с даты подписания заключения о рассмотрении разногласия (несогласия) один экземпляр выдается на руки заявителю или направляется заказным письмом по почте по указанному адресу заявителем. Второй экземпляр такого заключения хранится в министерстве, а третий направляется в исполнительный орган власти субъекта РФ в области охраны труда, заключение государственной экспертизы условий труда которого оспаривалось.
Заинтересованные лица могут обжаловать действия (бездействие) должностных лиц Минтруда, связанные с выполнением вышеуказанного Порядка, в суде. Итак, если заключение специальной оценки условий труда не устраивает работодателя, он уверен в своей правоте и основывается на доказательствах, то заключение можно обжаловать и провести спецоценку повторно.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
Чучкина И.В. Результаты специальной оценки условий труда и их обжалование // Отдел кадров коммерческой организации. 2015. № 7. С. 42-45 (статья опубликована в СПС КонсультантПлюс).