Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда: самые частые ошибки

12 мая 2020 г.

Специальная оценка условий труда на рабочих местах проводится компаниями с 2014 года. Это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации наличия вредных и опасных факторов на каждом рабочем месте, порядок и последовательность которых строго регламентированы.

 
Специальная оценка условий труда на рабочих местах проводится компаниями с 2014 года. Это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации наличия вредных и опасных факторов на каждом рабочем месте, порядок и последовательность которых строго регламентированы.
 


Проверки, проведенные инспекторами Роструда со дня вступления в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», уже позволили выявить наиболее часто встречающиеся нарушения.

Из этой статьи вы узнаете:


— какие нарушения при проведении специальной оценки условий труда можно назвать типичными;
— какие рабочие места подлежат оценке;
— как нарушения при проведении спецоценки влияют на предоставление гарантий и компенсаций работникам; 
— какая ответственность предусмотрена за нарушения при проведении специальной оценки условий труда.
 


 
НАРУШЕНИЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ



Несмотря на то,  что в законе прямо запрещается проведение специальной оценки условий труда оценивающей организацией, чьи учредители, участники, руководство или эксперты одновременно являются учредителями оцениваемого юридического лица, такие прецеденты уже были выявлены. Запрет касается и случаев, когда учредители организации-оценщика являются близкими родственниками руководства компании, в которой проводится проверка. Инспекторы, проанализировав уставные документы, выявили несколько случаев подобных нарушений, в результате чего, согласно статье 5.27.1 КоАП РФ, обе стороны понесли наказание.






 
Нарушением также является несоблюдение предусмотренной законом процедуры и последовательности действий при проведении оценки условий труда, например отсутствие в составе комиссии по ее проведению представителей работников. Руководители некоторых предприятий были предупреждены о том, что недопустимо планировать мероприятия по улучшению условий труда без учета тех результатов, которые были получены в ходе проведения специальной оценки.



 
КАКИЕ РАБОЧИЕ МЕСТА ПОДЛЕЖАТ ИДЕНТИФИКАЦИИ НА НАЛИЧИЕ
ВРЕДНЫХ И ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ



К числу нарушений, выявленных в ходе проведенных проверок, относится и то, что списки рабочих мест, подлежащих специальной оценке, были составлены неправильно. Работодателями не было учтено, что перечень рабочих мест в этом случае отличается от перечня рабочих мест, подлежащих ранее проводимой аттестации. Она проводилась только для тех рабочих мест, где имелись источники опасности и на которых использовался ручной инструмент, любое другое оборудование, механизмы, машины, установки, устройства, аппараты, в том числе и транспортные средства.
 
Сейчас закон № 426-ФЗ однозначно устанавливает обязательную проверку рабочих мест офисного персонала, что не требовалось ранее при проведении аттестации. Специальная оценка проводится для всех категорий работников, за исключением тех, кто трудится на дому, удаленно, или тех, работодателем которых является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. При этом работодателям следует учесть, что работающие дистанционно сотрудники могут заниматься теми видами деятельности, в отношении которых установлены требования об обязательном прохождении как предварительных, так и периодических медицинских осмотров.
 
Спецоценка ограничивается одним этапом, в случае когда вредные факторы выявлены не были, по ее результатам достаточно составить декларацию и направить ее в Роструд. Когда вредные факторы были выявлены, начинается следующий этап спецоценки, производятся измерения с целью определения этих факторов.

 


 
КАКИЕ РАБОЧИЕ МЕСТА МОГУТ СЧИТАТЬСЯ АНАЛОГИЧНЫМИ


 
В законе № 426-ФЗ установлено, что специальная проверка рабочих мест, признанных аналогичными, может производиться выборочно. Проверке должны быть подвергнуты не менее 20% таких рабочих мест, но не менее двух. Поддавшись искушению сэкономить на проведении спецоценки, работодатели относят к аналогичным рабочим местам те, которые не соответствуют установленным для этой категории критериям, четко прописанным в законе.
 
Чтобы избежать штрафных санкций, важно правильно классифицировать аналогичные рабочие места с учетом того, что на них должно использоваться не только одинаковое оборудование, быть одинаковыми условия труда, но и функции работающих на них должны быть одинаковыми. Так, если речь идет об офисе, на аналогичных рабочих местах должны быть установлены одинаковые компьютеры, использоваться одинаковые системы освещения, кондиционирования, вентиляции и теплоснабжения. Также следует учесть, что, если вновь создается рабочее место, полностью аналогичное тем, для которых уже была проведена специальная оценка, автоматически признать его аналогичным нельзя. Спецоценка условий труда на таком рабочем месте должна быть проведена в любом случае, срок ее проведения — в течение 6 месяцев.
 



 
НАРУШЕНИЯ В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГАРАНТИЙ И КОМПЕНСАЦИЙ РАБОТНИКАМ



Этот вид нарушений один из самых частых, поскольку является косвенным следствием ошибок при проведении специальной оценки и несоблюдения требования ее обязательности. Результатом являются ошибки в предоставлении полагающихся объемов гарантий и компенсаций тем работникам, которые заняты на опасных и вредных производствах. Роструд отмечает, что количество подобных нарушений растет, поэтому работникам не устанавливаются: 

— дополнительные оплачиваемые отпуска;
— сокращенный рабочий день;
— денежные компенсации к заработной плате.

Непроведение специальной оценки на тех рабочих местах, где фактически имеются вредные и опасные производственные факторы, приводит к тому, что работодатель не стремится улучшить существующие условия труда и здоровью работников наносится вред, а в Пенсионный фонд не выплачиваются дополнительные средства. Во многих случаях, даже когда проверка была проведена с соблюдением всех процессуальных норм, инспекторами выявлено неознакомление работников с ее результатами или ознакомление их не в полном объеме, что также является нарушением. Отмечены случаи, когда гарантии и компенсации пересматривались без учета результатов спецоценки.
 



 
ИГНОРИРОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
УСЛОВИЙ ТРУДА



Поскольку проведение спецоценки  мероприятие достаточно дорогостоящее, которое проводится в строго установленном законом порядке сертифицированными для проведения подобных работ организациями, некоторые работодатели пытаются проводить страусиную политику и игнорировать его. Непроведение спецоценки при имеющихся основаниях (пересмотр объема гарантий и компенсаций сотрудникам, ввод в эксплуатацию дополнительных рабочих мест) является наиболее частым нарушением.
 
Ни к чему хорошему это не приводит 
 с января 2015 года величина штрафов значительно увеличилась. В соответствии со статьей 5.27.1 КоАП РФ должностные лица и индивидуальные предприниматели могут быть оштрафованы за это на суммы от 5 до 10 тыс. рублей, а юридические лица  на суммы от 60 до 80 тыс. рублей. Если случай первый, работодатель может отделаться и предупреждением, но повторное нарушение грозит должностным лицам и индивидуальным предпринимателям штрафом от 30 до 40 тыс. рублей, а предприятиям  от 100 до 200 тыс. рублей. Инспекторы вместо штрафных санкций могут применить и дисквалификацию на срок от одного года до трех лет, деятельность индивидуального предпринимателя или предприятия также может быть приостановлена на срок до трех месяцев.



 
Источник: otruda.ru