Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
СОУТ: О компенсационных выплатах водителям
28 декабря 2015 г.
Работнику (водитель грузового автомобиля) до проведения специальной оценки условий труда выплачивались надбавки за тоннаж автомобиля и предоставлялся дополнительный отпуск. После проведения специальной оценки условий труда класс условий труда определили как второй. Получается, что все надбавки с водителя снимаются? Каким образом можно их оставить?
Наталья Вадимовна АГУРЕЕВА
Государственной инспекции труда в городе Москве
ОТВЕТ:
Если класс вредности по результатам СОУТ не предусматривает доплату, ее выплата неправомерна. Но систему стимулирующих выплат работодатель определяет сам в своих локальных документах, следовательно, он может предусмотреть надбавки, доплаты, коэффициенты за интенсивность, напряженность, тоннажность и т.д.
Предусмотренные законом компенсационные выплаты за вредность выплачиваются работникам в случае и с момента установления вредных факторов, воздействующих на работника. настоящее время законодателем пересмотрены как сами факторы вредности и опасности, так и случаи предоставления тех или иных льгот и гарантий (дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, надбавка к окладу).
Как известно, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее — Закон № 426-ФЗ).
По общему правилу все организации с этого времени должны провести специальную оценку условий труда всех сотрудников (кроме надомников и дистанционных работников).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 426-ФЗ: «Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также — вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников».
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Как видно из вопроса, водителю установили 2-й класс условий труда. Согласно статье 14 Закона № 426-ФЗ 2-й класс — допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
В случае если на рабочем месте работника проведена специальная оценка условий труда, а по ее результатам класс вредности и опасности не предусматривает обязанности работодателя производить работнику доплату, то с точки зрения как трудового, так и налогового законодательства, установление и выплата работнику компенсационных выплат за вредность не являются правомерными.
Но хочется напомнить, что систему стимулирующих выплат работодатель определяет сам в своих локальных документах, следовательно, он может предусмотреть надбавки, доплаты, коэффициенты за интенсивность, напряженность, тоннажность и т.д.
Что касается дополнительного отпуска, то согласно части второй статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации: «Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации».
Итак, локальным нормативным актом работодатель может предусмотреть дополнительный оплачиваемый отпуск для работника, а учитывая, что теперь это не является отпуском за работу во вредных или опасных условиях труда, то работник сможет как использовать его в натуре, так и получать в виде материальной компенсации.
Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность», №10, 2015.