Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Актуальная консультация: Практика проведения специальной оценки условий труда

13 марта 2020 г.

На вопросы, связанные с практикой правоприменения положений Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», методики проведения специальной оценки условий труда, порядком предоставления гарантий и компенсаций  и проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также по широкому кругу вопросов, связанных с обеспечением безопасности и сохранения жизни работников предприятий и организаций отвечает эксперт с многолетним опытом практической работы в сфере проведения оценки условий труда, начальник испытательной лаборатории АО «Клинский институт охраны и условий труда» Татьяна Николаевна Лагуткина.



На вопросы, связанные с практикой правоприменения положений Федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», методики проведения специальной оценки условий труда, порядком предоставления гарантий и компенсаций  и проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также по широкому кругу вопросов, связанных с обеспечением безопасности и сохранения жизни работников предприятий и организаций отвечает эксперт с многолетним опытом практической работы в сфере проведения оценки условий труда, начальник испытательной лаборатории АО «Клинский институт охраны и условий труда» Татьяна Николаевна Лагуткина.



 
 Прошу Вас дать разъяснения по поводу толкования пп.3, п.3, статьи 20 Федерального закона №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Можно ли лицам, претендующим на получение сертификата эксперта по СОУТ, включать в опыт практической работы в области оценки условий труда: опыт трехлетней работы по гражданско-правовому договору в области проведения аттестации рабочих мест по условиям труда; опыт работы специалиста при проведении оценки условий труда, являющегося представителем работодателя  в комиссии по проведению специальной оценки условий труда (специалист по охране труда), с привлечением сторонней оценочной организации?
 
 
 Опыт работы по гражданско-правовому договору в области проведения аттестации рабочих мест по условиям труда может быть засчитан специалисту, претендующему на получение сертификата по специальной оценке условий труда. Причем опыт работы по оценке условий труда должен быть не менее трех лет. Если специалист, выполняющий работы по проведению оценки условий туда, был оформлен в аттестующей организации не по трудовому договору, а по договору гражданско-правового характера, то для прохождения тестирования будет необходимо предъявить копию данного договора. Кроме того, в соответствии со ст. 20 Закона № 426-ФЗ,   должны быть соблюдены и иные требования к  эксперту, в частности, данные лица должны иметь высшее   образование, а также документ о наличии дополнительного профессионального образования по вопросам оценки условий труда в объеме не менее чем семьдесят два часа.
 
В отношении специалистов по охране труда, являющихся представителями работодателя в комиссии по проведении спецоценки, однозначного ответа нет. С  одной стороны такие эксперты могу  удовлетворять требованям статьи 20 Закона № 426-ФЗ и могут получить соответствующий сертификат. С другой стороны, данная категория экспертов, в соответствии с нормами ст. 22 Закона № 426-ФЗ о независимости организации и ее сотрудников, не будет иметь права участвовать в работе по специальной оценке на рабочих местах работодателя, с которым они состоят в трудовых отношениях.
 


 
― Прошу разъяснить вопрос по сохранению компенсаций у слесаря-испытателя, на рабочем месте которого по результатам проводившейся в 2009 году аттестации был установлен «вредный» класс условий труда ― 3.1. В частности, по результатам оценки проведенных измерений производственных факторов были установлены следующие классы условий труда:  по химическому фактору ― 2 класс, по шуму ― 2 класс, по общей вибрации ― класс 2, по локальной вибрации – класс 2, по неионизирующему излучению ― класс 2, по микроклимату ― класс 2, по световой среде ― «вредный» класс 3.1, по тяжести трудового процесса ― класс 2, по напряженности трудового процесса ― класс 2. В карте аттестации рабочего места слесаря-испытателя в графе «гарантии и компенсации» по результатам оценки условий труда, был указан только дополнительный отпуск в размере 12 дней, основание ― раздел XYI, пункт 124 Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного Центрального Совета Профессиональных Союзов от 25 октября 1974 года № 298/П-22.






 



В 2009 году еще мало кто принимал во внимание положения Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 года № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда», в связи с тем, что Постановление не было реализовано во второй своей части, и предоставлял однозначного механизма установления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда.
 
В свою очередь,  Минздравсоцразвития  России, в то время, рекомендовал  руководствоваться ст. 423. Трудового кодекса РФ, которая гласит, что «впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-I "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу».
 
По итогам недавно проведенной специальной оценки условий труда, условия труда работника не изменились, все идентифицированные вредные производственные факторы остались в том же классе и степени вредности, что и по результатам проведенной ранее аттестации – «вредный» класс 3.1.  Вправе ли мы сохранить работнику  12 дней дополнительного отпуска (14 календарных)? Если вправе, то как мы должны начислить дополнительные 7 дней отпуска – «из себестоимости» или из «прибыли»? Можем ли мы при проведении СОУТ заказывать  оценки только по тем факторам, которые считаем нужным (без вибрации, напряженности)? Не помешает ли это сохранить компенсации согласно пункту 3 статьи 15  Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 421-ФЗ)? Нужно ли этому работнику кроме дополнительного отпуска добавить еще и 4% доплат согласно статье 147 Трудового кодекса РФ?
 

 Отвечая на ваш вопрос, хочу обратить внимание на следующие моменты. Требование статьи 15 Федерального закона № 421-ФЗ сформировано не в отношении рабочих мест, а в отношении работников. Таким образом на одном рабочем месте работникам, принятым на работу в разный период (до проведения специальной оценки условий труда и после), компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда (далее  компенсации) могут предоставляться в разном объеме и составе (повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочей недели).
 
Другой момент состоит в том, что компенсации в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ предоставляются только в случае сохранения соответствующих условий труда. При этом критериями сохранения условий труда являются:
 
1) итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте (в соответствии с требованием п. 19, раздела IV «Методики проведения специальной оценки условий труда», утвержденной  Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н «по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов экспертом осуществляется отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда»);
2) совокупность факторов производственной среды и трудового процесса с установленными классами условий труда (в соответствии с требованием ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации под условиями труда понимается «совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника».
 
Таким образом, если на рабочем месте по итогам проведения специальной оценки условий труда, итоговый класс не изменился, и при этом не изменилась оценка по отдельным факторам производственной среды и трудового процесса, работнику следует установить 12 дней дополнительного отпуска (14 календарных), и  на основании требований ст. 147 Трудового кодекса Российской Федерации денежную компенсацию в размере не менее 4% тарифной ставки (оклада).
 
Необходимость предоставления компенсаций в порядке и на условиях, определенных ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, может быть зафиксирована в локальных актах Работодателя и должна быть отражена в трудовых договорах соответствующих работников на основании требований ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации.
 
В ответ на запрос одной из организаций об учете в целях налогообложения прибыли расходов на оплату работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, дополнительных отпусков по трудовым отношениям, возникшим до 1 января 2014 года в письме от 12 мая 2015 года № 03-03-06/27132 чиновники Минфина России дали соответствующие разъяснения.
 
Согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли  налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса РФ. Статьей 255 Налогового кодекса РФ определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
 
В соответствии с пунктом 24 статьи 270 Налогового кодекса при исчислении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам. К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 255 Налогового кодекса РФ).
 
С учетом изложенного при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций работодатель вправе учесть расходы на дополнительный отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, по трудовым отношениям, возникшим до 1 января 2014 года, при условии сохранения условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения компенсационных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.
 
Важно обратить внимание на то, что перечень идентифицируемых и оцениваемых факторов на рабочих местах работодателя  определяет эксперт по специальной оценке  условий труда. Однако решением комиссии перечень оцениваемых факторов может быть скорректирован. Данное решение должно быть взвешенным, обоснованным и закреплено в письменном виде решением комиссии работодателя по проведению специальной оценки условий труда. В последствие ответственность за такое решение берет на себя комиссия работодателя по проведению специальной оценки условий труда, а не эксперт организации, проводящей СОУТ.  



 












  





 

 
 Просим разъяснить, проводится ли процедура специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников врачей, досрочно выходящих на пенсию, которые работают в медицинских учреждениях, расположенных на территории, приравненной к  районам Крайнего Севера.





 


 Согласно пункту 1 части 2 статьи 4 Закона № 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда на всех имеющихся рабочих местах, за исключением рабочих мест, обозначенных в части 3 статьи 3 Закона № 426-ФЗ. Назначение досрочной пенсии в отношении медицинских работников осуществляется в соответствии с подпунктом 20 пункта 1  ст. 27  Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 года №781  не зависимо от результатов проведенной СОУТ. Для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, назначение досрочной пенсии производится в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и также не зависит от результатов проведенной СОУТ.
 
Таким образом, на рабочих местах медицинских работников процедура специальной оценки условий труда проводится в обязательном порядке.
 


 
― Необходимо ли в рамках производственного контроля при оценке освещения на рабочих местах проводить измерения для определения коэффициента естественной освещенности (КЕО) и коэффициента пульсации ведь при проведении СОУТ данные измерения не производят?


 
 Если в нормативных документах установлены требования по оценке КЕО и коэффициента пульсации, то в рамках производственного контроля необходимо производить соответсвующие измерения в полном объеме, ведь такие нормативные документы как СП 5213330-2011, СанПиН  2.2.2/2.4.1340-03 или отраслевые документы  никто не отменял. Данные показатели исключены из  оценки только в рамках процедуры специальной оценки условий труда.


 
― Нужно ли по результатам специальной оценки условий труда назначать проведение обязательных медицинских осмотров работников в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н)?

 
 






 Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок проведения таких осмотров определены  Приказом № 302н. В связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» применение Приказа №302н в качестве обоснования необходимости проведения обязательных периодических медицинских осмотров по результатам специальной оценки условий труда не представляется возможным. Это может быть обосновано тем, что в соответствии с пунктом 19 раздела III Приложения №3 к Приказу №302н прохождению  обязательных  периодических медицинских осмотров подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
 
Вместе с тем, необходимо исходить из того, что право работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на прохождение обязательных периодических медицинских осмотров закреплено в абзаце 1 статьи 213 Трудового кодекса РФ 
 «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года  ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний».
 
На основании изложенного, до внесения соответствующих изменений в Приказ №302н либо до принятия нового нормативного правового акта, регулирующего порядок и основания прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров, считаем целесообразным в качестве обоснования прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда указывать в пункте 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда только абзац 1 статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации.  



 




 
Кроме того, следует отметить, что согласно абзацу 2 статьи 213 Трудового кодекса РФ, обязательным периодическим медицинским осмотрам подлежат также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей. Однако целью проведения таких медицинских осмотров является не охрана здоровья самих работников и предупреждение профессиональной заболеваемости, а охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, что является предметом регулирования санитарно-эпидемиологического законодательства, а не законодательства, регулирующего вопросы обеспечения права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Указанный вид медицинских осмотров проводится на основании требований Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее  Закон №52-ФЗ) и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов.
 
Такие медицинские осмотры должны проводиться на рабочих местах работников,  в рамках санитарно-эпидемиологических требований, и вне зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда. 
 
На основании изложенного, считаем нецелесообразным указание в пункте 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда в качестве обоснования необходимости прохождения обязательных периодических медицинских осмотров работников требований документов, регулирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом, право работников на прохождение таких медицинских осмотров (в соответствии с требованиями подзаконных нормативных правовых актов Закона №52-ФЗ) должно быть закреплено в локальном акте организации (приказе, инструкции и пр.).
 
В качестве основания для прохождения обязательных периодических медицинских осмотров в случае установления на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда предлагаем в пункте 7 строки 040 Карт специальной оценки условий труда указывать только статью 213 Трудового кодекса РФ.











  






 


 
 

 
― Почему в Приложениях к Методике  проведения специальной оценки условий труда отсутствуют Перечни для веществ с остронаправленным механизмом действия и для веществ опасных для репродуктивного здоровья человека?
 

 Отдельные приложения для веществ с остронаправленным механизмом действия и для веществ опасных для репродуктивного здоровья человека формировать нет необходимости, так как перечень их определен нормативными правовыми актами, указанными в виде сносок <1> и <3> в Приложении № 1 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению» (далее – Методика 33н).
 


 
― Какими нормативными документами пользоваться для веществ, указанных в Приложении № 1 к Методике 33 – п. 2, пп. а) – вещества с остронаправленным механизмом действия?


 Необходимо использовать нормативные документы, указанные в сноске №1 Приложения №1 Методики №33н, в том числе и для пп. а)  вещества с остронаправленным механизмом действия, хлор, аммиак.
 

 
 Технологический процесс в цехе переработки мяса и птицы подразумевает поддержание температуры в рабочем помещении до 12°С, а работники полностью обеспечены сертифицированными средствами индивидуальной защиты (СИЗ). Можно ли при проведении СОУТ в цехе переработки мяса и птицы по фактору «Микроклимат» использовать температуру технологического процесса? Как в данной ситуации проводить специальную оценку условий труда, если пункты 47-54 Методики №33н не предусматривают оценку по данному фактору в данных условиях?


 Согласно пункту 47 Методики №33н, отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата осуществляется с учетом используемого на рабочем месте технологического оборудования, являющегося искусственным источником тепла и (или) холода. В данной ситуации, технологическим процессом предусмотрено поддержание температуры до 12 °С, а значит имеются искусственные источники холода. Соответственно, отнесение условий труда при воздействии охлаждающего микроклимата должно проводиться в соответствии с пунктом 52 и Приложением №14 Методики №33н.
 
Соответствующее разъяснение было дано заместителем департамента условий и охраны труда Минтруда России Сергеевым П.С. в письме № 15-1/В-2883 от 20.07.2015 г.: «пунктом 47 Методики № 33н установлено, что отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата осуществляется с учетом используемого на рабочем месте технологического оборудования, являющегося искусственным источником тепла и (или) холода. В связи с изложенным полагаем, что следует проводить оценку микроклимата на рабочих местах в закрытых производственных помещениях морских судов, в которых расположено технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода (например, рабочие места мотористов,  механиков рефрижераторных установок)».
 


 
― В Методике №33н (в разделе «Отнесение условий труда к классу (подклассу) условий труда при воздействии параметров микроклимата» в ссылке 3) указан расчет экспозиционной дозы теплового облучения, но нет Формулы расчета интенсивности теплового облучения. Этой формулы нет и в СанПиН 2.2.4.548-96. Хотелось бы увидеть эту формулу или получить ссылку на документ, где она есть.
 
 
 Интенсивность теплового излучения не является расчетным параметром, оценке подлежит лишь фактически измеренное значение. В случае, если измеренное значение интенсивности теплового излучения превышает норматив – 140 Вт/м2 , то определяется величина экспозиционной дозы теплового облучения путем расчета по формуле (сноска 3 пункта 48 Методики №33н):
 


 

При определении облучаемой поверхности тела необходимо производить ее расчет с учетом доли (%) каждого участка тела: голова и шея 
 9, грудь и живот  16, спина  18, руки  18, ноги  39. Общая площадь тела в среднем человека составляет 1,8 кв. м.















 
 

 
― В случае, если в течение рабочего дня (смены) работник находится в различных рабочих зонах, характеризующихся различным уровнем термического воздействия, класс (подкласс) условий труда определяется как средневзвешенная величина (УТ срв) с учетом продолжительности пребывания на каждом рабочем месте (пункт 54 Методики №33н). Округление УТ срв делать в соответствии с математическими правилами или по принципу: если получились десятые, округляем до следующего целого числа? Например, получилось количество баллов 2,2 – пишем класс 3.1?

 
 Математическое правило округления числа до целого означает:

― чтобы округлить число до целого (или округлить число до единиц), надо отбросить запятую и все числа, стоящие после запятой;
― если первая из отброшенных цифр 0, 1, 2, 3 или 4, то число не изменится;
― если первая из отброшенных цифр 5, 6, 7, 8 или 9, предыдущую цифру нужно увеличить на единицу.
Соответственно, если величина УТсрв равна 2.2 балла, то округлив данное число до целого, получим 2 балла, что соответствует классу 2.

 

 
― Не понятно, на какой документ ссылаться при проведении измерений в случае, когда работник находится часть смены на открытом воздухе, а другую часть рабочего времени ― в закрытом помещении. Как в данном случае оценивать условия труда работника? Например, лаборанты-пробоотборщики сточных вод 4 часа смены летом и зимой отбирают пробы воды из колодцев, расположенных на открытой территории. Может быть, в отношении работ на улице зимой автоматически устанавливать по условиям труда класс 3.2 , а летом ― класс 2?
 

 Согласно Приложению № 2 «Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов» Методики № 33н производственный фактор «микроклимат» идентифицируется как вредный и (или) опасный только на рабочих местах, расположенныхв закрытых производственных помещения, на которых имеются искусственные источники тепла или холода. Таким образом, микроклимат на открытой территории в рамках специальной оценки условий труда не идентифицируется, а условия труда  в данной рабочей зоне признаются допустимыми (п. 8 Методики № 33н). Однако, при расчете УТсрв, необходим учет времени пребывания на открытой территории или в неотапливаемом помещении.