Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Практика проведения специальной оценки условий труда (часть 3)
18 февраля 2016 г.
Продолжение. Часть 1. Часть 2.
– Если в нормативных документах установлены требования по оценке КЕО и коэффициента пульсации, то в рамках производственного контроля необходимо производить соответсвующие измерения в полном объеме, ведь такие нормативные документы как СП 5213330-2011, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 или отраслевые документы никто не отменял. Данные показатели исключены из оценки только в рамках процедуры специальной оценки условий труда.
– Нужно ли по результатам специальной оценки условий труда назначать проведение обязательных медицинских осмотров работников в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н), а также работникам в случае, если они заняты на работе с ПЭВМ не менее 50% рабочего времени?
– Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок проведения таких осмотров определены Приказом № 302н. В связи с принятием Закона №426-ФЗ применение Приказа №302н в качестве обоснования необходимости проведения обязательных периодических медицинских осмотров по результатам специальной оценки условий труда не представляется возможным. Это может быть обосновано тем, что в соответствии с пунктом 19 раздела III Приложения №3 к Приказу №302н прохождению обязательных периодических медицинских осмотров подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
Вместе с тем, необходимо исходить из того, что право работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на прохождение обязательных периодических медицинских осмотров закреплено в абзаце 1 статьи 213 ТК РФ – «работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний».
На основании изложенного, до внесения соответствующих изменений в Приказ №302н либо до принятия нового нормативного правового акта, регулирующего порядок и основания прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров, считаем целесообразным в качестве обоснования прохождения работниками обязательных периодических медицинских осмотров в связи с занятостью на работах с вредными и (или) опасными условиями труда указывать в пункте 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда только абзац 1 статьи 213 ТК РФ.
В соответствии с п. 3.2.2.4 Перечня обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры проводятся при наличии на рабочем месте электромагнитного поля широкополосного спектра частот от ПЭВМ в том случае, если работы по считыванию, вводу информации в режиме диалога составляют в сумме не менее 50% рабочего времени, вне зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда.
На основании изложенного, считаем нецелесообразным указание в пункте 7 строки 040 карт специальной оценки условий труда в качестве обоснования необходимости прохождения обязательных периодических медицинских осмотров работников требований документов, регулирующих вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения. При этом, право работников на прохождение таких медицинских осмотров (в соответствии с требованиями подзаконных нормативных правовых актов Закона №52-ФЗ) должно быть закреплено в локальном акте организации (приказе, инструкции и пр.).
В качестве основания для прохождения обязательных периодических медицинских осмотров в случае установления на рабочих местах вредных и (или) опасных условий труда предлагаем в пункте 7 строки 040 Карт специальной оценки условий труда указывать только статью 213 Трудового кодекса РФ. Данные выводы нашли свое подтверждение в официальных разъяснениях, изложенных в Письме Минтруда России № 15-2/ООГ-242 от 21 марта 2014 года.
– Отдельные приложения для веществ с остронаправленным механизмом действия и для веществ опасных для репродуктивного здоровья человека формировать нет необходимости, так как перечень их определен нормативными правовыми актами, указанными в виде сносок <1> и <3> в Приложении № 1 к Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом № 33н.
– Необходимо использовать нормативные документы, указанные в сноске №1 Приложения №1 Методики №33н, в том числе и для пп. а) – вещества с остронаправленным механизмом действия, хлор, аммиак.
Продолжение следует.
Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».
Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность», № 2, 2016.