Новости
10 декабря 2024 г.
Публикации
6 декабря 2024 г.
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Гарантии и компенсации работникам за работу во вредных и опасных условиях труда: буква закона и практика правоприменения (продолжение)
1 августа 2017 г.
Продолжение. Начало читайте здесь.
КОМПЕНСАЦИИ ПРОТИВ НАЛОГОВ
Как мы знаем, работодатель с зарплаты каждого работника платит порядка 30% с лишним отчислений в государственные фонды – в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медстрахования и в Фонд социального страхования. В 90-е годы эти 30% брались только с оклада, но не с премий. В середине 90-х был прецедент: работодатели создавали ситуации, когда, условно говоря, из 100 рублей дохода работника 10 рублей оформлялись как оклад, а 90 – переводились в компенсационную часть. Соответственно, 30% отчислялись только с 10 рублей. На эту тему были судебные разбирательства с довольно крупными холдингами, когда Федеральная налоговая служба выдвигала свои претензии. И чтобы предотвратить подобные ситуации, налоговая служба, начиная с 1998 года, дала ряд разъяснений в отношении всех компенсаций – доплат, отпусков, сокращенной недели, и кроме того, медицинских осмотров (если вдруг их проводят сверх нормы), средств индивидуальной защиты, выданных сверх нормы, молока.
Если все это предоставляется сверх нормы, то должно быть отнесено в состав прибыли и должно составлять налогооблагаемую базу, то есть не может входить в себестоимость. А значит, с этих денег работодатель все равно заплатит причитающиеся проценты как налог на прибыль. Чтобы не было желания придумывать некие окольные схемы. На сегодняшний день эта ситуация решена оптимальным способом: все денежные средства, которые получает работник, включая премии и компенсации, полностью облагаются налогом, и таким образом нет явного прессинга со стороны налоговой службы. И вот вышел федеральный закон о спецоценке, следом вышли несколько разъяснений федеральной налоговой службы в отношении того, что работодатель может устанавливать повышенный размер оплаты труда, если это обосновано коллективным договором, и устанавливать повышенный дополнительный отпуск и сокращенную рабочую неделю, если это оговорено в коллективном договоре и отраслевом/межотраслевом договоре. При этом нужно понимать, что если межотраслевого договора нет, то и механизма увеличивать компенсации нет.
Яркий пример: работники локомотивных бригад всегда получали ежегодный дополнительный отпачиваемый отпуск. Сейчас эквивалентный звуковой уровень за всю рабочую смену не превышает 85 дБ, как правило, это класс 3.1. В плане компенсаций это предусматривает только доплату, но никакого дополнительного отпуска. Однако было принято решение, что работникам будет сохранен дополнительный отпуск. И в структуре РЖД работники, занятые в локомотивных бригадах, вне зависимости от того, 3.1 у них или 3.2, сохраняют за собой дополнительный отпуск.
СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
И до вступления в силу закона о спецоценке наблюдалось много обращений в суды. Сам закон тоже в свое время вызвал бурю обсуждений. Как начальник Департамента дополнительного образования, я наблюдала огромное количество обращений и со стороны работодателей, и со стороны профсоюзов, желающих обучиться правильно устанавливать компенсации, правильно их проводить. Все это вызвало огромный интерес, а в отдельных случаях и споры, и конфликты. Так, в 2014 году количество самых разных судебных обращений исчисляется цифрами в 10-11 тысяч. Но когда прокуратура обращается в связи с тем, что просто не проведена спецоценка, и принимается решение провести спецоценку – это одно.
Другое дело, когда предметом обсуждения является то, что работник не получает компенсацию и хочет ее. И третье, когда работник просит не просто предоставить ему какую-то компенсацию, а просит начислить ему эту компенсацию за все прошлые годы, начиная с 2008-го, или с того момента, как он начал работать. Если мы начинаем пересчитывать, то это огромные деньги. И подобные судебные разбирательства уже будут касаться не одного работника, а группы работников, и это достаточно серьезные трудовые споры. Конечно, нужно избегать таких крайних ситуаций. Для этого нужно учиться. Сейчас достаточно много компаний проводят обучение, много на рынке достойных спикеров, лекторов, которые могут обучить диспиплине. Я всегда рекомендую обучать даже всех членов комиссий. Ведь кто такие члены комиссии по спецоценке и как раньше проводилась аттестация?
Пришла аттестующая организация, провела работу, документы положили на полочку, составили коллективный договор, где прописали какие-то компенсации, слабо связанные с аттестацией, которая лежала на полке и пылилась. Сегодня же все опирается на результаты спецоценки, каждая карта – это рабочий документ. Ни одному работнику не дадут просто так компенсации, доплату, отпуска! С чем мы сталкиваемся, когда начинаем работать с людьми, состоящими в комиссии, но не имеющими представления об этой процедуре или имеющими лишь поверхностное представление? Они, вроде, все делают по закону, по порядку, а после спецоценки оказываются в полной растерянности. Потому что на первоначальном этапе не знают, как объяснять рабтникам, которые получали компенсации, их отмену.
Задача любого работодателя, члена комиссии – уметь правильно проанализировать полученные данные спецоценки. Любой хороший эксперт может прогнозировать, понять, где могут возникнуть определенные ситуации, чтобы обсудить их уже на первых заседаниях комиссии. Не нужно оставлять это на потом, чтобы не сталкиваться с определенными проблемами. В худшем случае, это будут обращения в суды со стороны работников, хотя инициаторами могут быть и госинспекция, и профсоюзы.
ПЕРСПЕКТИВЫ СПЕЦОЦЕНКИ
Уже подготовлен проект изменений в федеральный закон. Речь идет о нескольких десятках законодательных нормативных актов, которые регулируют вопросы особенностей проведения спецоценки, действующей методики, отчетных форм, передачи в госинспекцию и т.д. Это солидная база нормативной документации. С 2014 года была сформирована группа по мониторингу проведения специальной оценки условий труда, в Минтруде вышел соответствующий приказ. Прошло большое количество проверок тех организаций, которые осуществляют подобную услугу, и за два года со времени вступления в силу закона так или иначе сложилась определенная практика, которая позволяет сделать некоторые выводы.
Если же говорить о логике предоставления гарантий и компенсаций, то сильных изменений в ближайшее время вряд ли можно ожидать. В идеале, конечно, надо полностью уйти от списков, но сегодня в связи с нашей сложной историей мы пока не можем полностью от этого отказаться. Два последние года были достаточно сложными с точки зрения эмоциональной и социальной нагрузки. Можно говорить о каких-то поправках для отельных категорий работников. Так, есть Постановление №290, которое говорит об отдельных группах работников. Если же говорить в целом о законе, то здесь с точки зрения компенсаций все более-менее стабильно. Важно, главным образом, то, что с принятием закона о специальной оценке условий труда, такая сфера, как гарантии и компенсации работникам, занятым во вредных условиях, стала более актуальной, востребованной.
Источник: «8 часов», № 4, 2016 (спецвыпуск).