Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Актуальная консультация: как оценить компетентность эксперта по специальной оценке?

8 февраля 2021 г.

Наше предприятие готовится к проведению работ по специальной оценке условий труда. Выбирая организации для проведения СОУТ, столкнулись с тем, что некоторые из них не внесены в новый реестр организаций, проводящих СОУТ, а работают по уведомлению, позволяющему проводить аттестацию рабочих мест. На что следует обращать внимание в этом случае? Какие ключевые требования к организациям, проводящим СОУТ? Особое место в проведении специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) отводится подготовительному этапу, в ходе которого производится отбор организации, которая будет проводить процедуру. Пристальное внимание нужно уделить выбору исполнителя. Ключевыми требованиями к таким организациям, безусловно, являются наличие лаборатории, аккредитованной в Росаккредитации, и квалификация экспертов, проводящих СОУТ.


 
Актуальная консультация: как оценить компетентность эксперта по специальной оценке?  




ВОПРОС:


 
Наше предприятие готовится к проведению работ по специальной оценке условий труда. Выбирая организации для проведения СОУТ, столкнулись с тем, что некоторые из них не внесены в новый реестр организаций, проводящих СОУТ. На что следует обращать внимание в этом случае? Какие ключевые требования к организациям, проводящим СОУТ?



ОТВЕТ:



Особое место в проведении специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) отводится подготовительному этапу, в ходе которого производится отбор организации, которая будет проводить процедуру. Пристальное внимание нужно уделить выбору исполнителя. Ключевыми требованиями к таким организациям, безусловно, являются наличие лаборатории, аккредитованной в Росаккредитации, и квалификация экспертов, проводящих СОУТ.
 
Статьей 20 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее 
 Закон № 426-ФЗ) определено, что к выполнению работ по спецоценке допускаются эксперты, прошедшие аттестацию на право выполнения данных работ и имеющие соответствующий сертификат (далее  сертификат эксперта).

Аттестация экспертов де-факто представляет собой тестовый экзамен в дистанционном режиме в Государственной инспекции по труду на региональном уровне. Порядок проведения аттестации установлен Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 года № 614. По результатам аттестации кандидат получает сертификат.
 
Сведения об экспертах, имеющих данный сертификат, размещены на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. По состоянию на конец февраля в этом реестре насчитывается свыше 3 000 экспертов. Кроме того, обязанности экспертов организаций, работающих по переходным положениям Закона № 426-ФЗ (то есть тех, которые не внесены в новый реестр организаций, проводящих СОУТ, а работают по уведомлению, позволяющему проводить аттестацию рабочих мест), вправе выполнять сотрудники, работающие в этих организациях по трудовому договору и допущенные законодательством о техническом регулировании к работе в испытательных лабораториях, по состоянию на 1 января 2014 года, но не позднее окончания переходного периода. И здесь заказчикам, производящим отбор организаций, работающих по переходным положениям, приходится быть особо внимательными. Получается, что эксперт, который был принят в организацию после 1 января 2014 года и не имеет сертификата эксперта, не вправе выполнять эти функции. Это можно проверить запросив заверенную копию трудовой книжки.












 












ВОПРОС:


Какие же основные функции выполняет эксперт в рамках проведения СОУТ?



ОТВЕТ:


В ходе проведения процедуры специальной оценки условий труда эксперт осуществляет выполнение следующих функций:


 отвечает на обращение работника по вопросам проведения СОУТ на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ);
 проводит идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах (при этом он должен учитывать производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками, результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований, случаи производственного травматизма и профзаболеваний, предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных производственных факторов (ст. 10 Закона № 426-ФЗ); перечень подлежащих исследованиям вредных производственных факторов формируется экспертом в соответствии с Классификатором потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 года № 33н);  
 осуществляет исследования значений вредных производственных факторов (эту задачу также вправе реализовывать испытательная лаборатория и иные работники организации, проводящей СОУТ (ст. 12 Закона № 426-ФЗ));
 представляет комиссии свое мнение о возможности использования иных результатов исследования вредных производственных факторов при проведении СОУТ (ст. 12 Закона № 426-ФЗ);
 определяет классы условий труда на рабочих местах по результатам проведения исследований (ст. 12 Закона № 426-ФЗ);
 представляет комиссии заключение о возможности снижения класса вредности на одну степень в случае применения эффективных средств индивидуальной защиты (ст. 14 Закона № 426-ФЗ).
Подводя итог, можно выделить основные характеристики, определяющие компетенцию эксперта:

 наличие сертификата эксперта по специальной оценке условий труда, фактическое наличие которого следует проверить на сайте Минтруда РФ;
 опыт работы с крупными и средними предприятиями по проведению специальной оценки рабочих мест по определенной сфере деятельности (не лишним будет получить отзыв о квалификации эксперта у представителей тех предприятий, на которых эксперт проводил СОУТ);
 наличие дополнительного образования в сфере охраны труда;
 умение аргументировано отвечать на вопросы, возникающие в ходе проведения СОУТ.

Процедура проведения СОУТ помимо влияния на определение льгот и компенсаций, также затрагивает их пенсионные права, что делает уровень компетентности эксперта значительно существеннным.

 
Ольга Николаевна Якушева,
директор филиала «Саратовский»
направления «Охрана труда и

экология» группы компаний SRG
 
 




ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:



Материал для публикации был любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность»; электронный ресурс
: otpb.com.ru.


 

 





 


 
БЕСПЛАТНАЯ ПОДПИСКА НА ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ОБЗОР
КЛИНСКОГО ИНСТИТУТА ОХРАНЫ И УСЛОВИЙ ТРУДА 



 
Отборная и актуальная информация на электронную почту