Новости
23 октября 2024 г.
Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...
Публикации
8 ноября 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...
Тонкости нового подхода к оценке условий труда
12 мая 2016 г.
В своеобразном хит-параде вопросов отечественной практики охраны труда одно из первых мест на сегодняшний день продолжает занимать проведение специальной оценки условий труда. Об отличии спецоценки от ранее применявшейся аттестации рабочих мест, о формировании новой методической базы и, конечно же, о проблемах, возникающих у работодателей в связи с внедрением нового подхода к оценке условий труда, нам рассказал заместитель директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Петр Сергеевич Сергеев.
В своеобразном хит-параде вопросов отечественной практики охраны труда одно из первых мест на сегодняшний день продолжает занимать проведение специальной оценки условий труда. Об отличии спецоценки от ранее применявшейся аттестации рабочих мест, о формировании новой методической базы и, конечно же, о проблемах, возникающих у работодателей в связи с внедрением нового подхода к оценке условий труда, нам рассказал заместитель директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Петр Сергеевич Сергеев.
– В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ) действовавшая ранее аттестация рабочих мест по условиям труда заменена новой процедурой. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, в чем концептуально состоит отличие двух подходов к оценке условий труда работника?
– В связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ) действовавшая ранее аттестация рабочих мест по условиям труда заменена новой процедурой. Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, в чем концептуально состоит отличие двух подходов к оценке условий труда работника?
– Процедура спецоценки отличается от ранее применявшейся аттестации рабочих мест по условиям труда более четко определенным составом мероприятий, в числе которых выделяется идентификация вредных (опасных) производственных факторов с использованием классификатора таких факторов, ранее отсутствовавшая в аттестации рабочих мест. Кроме того, спецоценка рассматривает только такие производственные факторы, которые могут быть исследованы и измерены посредством утвержденных и аттестованных в установленном порядке методик, а также факторы, оказывающие непосредственное влияние на условия труда работников.
При спецоценке не исследуется травмоопасность рабочих мест. Указанный фактор будет оцениваться в рамках процедур, предусмотренных законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)», работу над которым планируется завершить в 2016 году. В остальном процедура проведения спецоценки во многом схожа с ранее применявшейся аттестацией рабочих мест.
При спецоценке не исследуется травмоопасность рабочих мест. Указанный фактор будет оцениваться в рамках процедур, предусмотренных законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)», работу над которым планируется завершить в 2016 году. В остальном процедура проведения спецоценки во многом схожа с ранее применявшейся аттестацией рабочих мест.
– Законодателями обозначен переходный период, в течение которого результаты проведенной ранее аттестации рабочих мест по условиям труда остаются легитимными. Насколько вероятно в новых условиях возникновение ситуаций, при которой работники, имеющие определенный компенсационный пакет, полученный по результатам действовавшей ранее аттестации, могут потерять права на доплаты за «вредность», на дополнительный отпуск и досрочный выход на пенсию?
– Частью 3 статьи 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ установлено, что состав и размер гарантий (компенсаций), ранее предоставляемых работнику по результатам проведения аттестации рабочих мест, не может быть изменен иначе как в результате проведения спецоценки на его рабочем месте.
Основание для пересмотра состава и размера предоставляемых работнику гарантий и компенсаций – улучшение условий труда, подтвержденное результатами проведения спецоценки. В связи с этим вероятность возникновения ситуации, при которой объем ранее предоставлявшихся работнику гарантий и компенсаций может быть изменен, обусловлена исключительно состоянием условий труда на его рабочем месте и предпринимаемых работодателем мероприятий по их улучшению.
Основание для пересмотра состава и размера предоставляемых работнику гарантий и компенсаций – улучшение условий труда, подтвержденное результатами проведения спецоценки. В связи с этим вероятность возникновения ситуации, при которой объем ранее предоставлявшихся работнику гарантий и компенсаций может быть изменен, обусловлена исключительно состоянием условий труда на его рабочем месте и предпринимаемых работодателем мероприятий по их улучшению.
– Насколько полно в настоящее время, по прошествии уже двух лет с момента принятия закона о спецоценке, сформирована качественная и эффективная методическая база подзаконных нормативных правовых актов для проведения СОУТ в отношении отдельных категорий работников, для которых оценка условий труда должна проводиться с рядом особенностей, учитывающих специфику их профессиональной деятельности?
– В настоящее время Минтруда России практически закончил работу по установлению особенностей проведения спецоценки в отношении отдельных категорий работников и видов экономической деятельности, определенных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 года № 290 (далее – Постановление № 290).
В частности, завершается подготовка к утверждению проекта приказа Минтруда, предусматривающего особенности проведения спецоценки на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Кроме того, совместно с МЧС России принято решение о нецелесообразности установления особенностей проведения спецоценки в отношении пожарных, спасателей и участников ликвидации последствий стихийных бедствий. Условия труда этих работников могут быть признаны опасными в соответствии с Законом № 426-ФЗ ввиду наличия прямой опасности для их жизни и здоровья во время трудовой деятельности.
Одновременно по результатам мониторинга спецоценки и предложений Минтранса России, Минздрава России и заинтересованных объединений профсоюзов и работодателей принято решение о дополнении Постановления № 290 рабочими местами водителей городского пассажирского транспорта, а также рабочими местами работников, оказывающих психиатрическую помощь. Принятие данных поправок ожидается до конца 2016 года. Также по результатам мониторинга спецоценки и предложений Росуглепрофа и объединения работодателей угольной промышленности Минтруда готовит изменения в особенности проведения спецоценки на рабочих местах работников, занятых на подземных работах.
В частности, завершается подготовка к утверждению проекта приказа Минтруда, предусматривающего особенности проведения спецоценки на рабочих местах членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Кроме того, совместно с МЧС России принято решение о нецелесообразности установления особенностей проведения спецоценки в отношении пожарных, спасателей и участников ликвидации последствий стихийных бедствий. Условия труда этих работников могут быть признаны опасными в соответствии с Законом № 426-ФЗ ввиду наличия прямой опасности для их жизни и здоровья во время трудовой деятельности.
Одновременно по результатам мониторинга спецоценки и предложений Минтранса России, Минздрава России и заинтересованных объединений профсоюзов и работодателей принято решение о дополнении Постановления № 290 рабочими местами водителей городского пассажирского транспорта, а также рабочими местами работников, оказывающих психиатрическую помощь. Принятие данных поправок ожидается до конца 2016 года. Также по результатам мониторинга спецоценки и предложений Росуглепрофа и объединения работодателей угольной промышленности Минтруда готовит изменения в особенности проведения спецоценки на рабочих местах работников, занятых на подземных работах.
– Большой общественный резонанс вызвала ситуация, связанная с оспариванием работниками авиационной отрасли и их представителями результатов проведенной СОУТ. Премьер-министр поручил Минтруда разобраться в этой ситуации. Расскажите, какие разночтения в законодательстве вызвали всплеск социальной напряженности на авиапредприятиях? Авиационные профсоюзы, в частности, считают, что на рабочих местах летного состава и проводников нельзя проводить спецоценку по общим правилам, установленным методикой, утвержденной Приказом Минтруда от 24 января 2014 года № 33н (далее – Методика № 33н). Какова перспектива согласования на трехстороннем уровне и принятия документа об установлении особенностей проведения спецоценки кабинных экипажей воздушных судов?
– Основная проблема при проведении спецоценки на авиапредприятиях – применение положений Методики № 33н, не учитывающей особенностей проведения спецоценки, обусловленных спецификой работы экипажей воздушных судов гражданской авиации (особый режим работы, высокая ответственность за результат выполняемой работы, особенность воздействия отдельных факторов производственного процесса), что в отдельных случаях некорректно отразилось на составе предоставляемых работникам гарантий и компенсаций.
К настоящему времени нормативный правовой акт, устанавливающий особенности проведения спецоценки на рабочих местах летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, уже направлен на согласование в Минтранс России. Далее он будет утвержден Минтрудом и направлен на государственную регистрацию в Минюст.
К настоящему времени нормативный правовой акт, устанавливающий особенности проведения спецоценки на рабочих местах летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации, уже направлен на согласование в Минтранс России. Далее он будет утвержден Минтрудом и направлен на государственную регистрацию в Минюст.
– Каков порядок пересмотра компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда, по результатам СОУТ?
– Основание для назначения предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций работникам – установление вредного или опасного класса (подкласса) условий труда по результатам спецоценки. В зависимости от класса (подкласса) условий труда определяется состав и размер гарантий и компенсаций: повышенный размер оплаты труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск определенной продолжительности, сокращенная продолжительность рабочей недели.
Основанием для пересмотра состава и размера предоставляемых работнику гарантий и компенсаций является изменение класса (подкласса) условий труда, подтвержденное результатами спецоценки на рабочем месте указанного работника.
Основанием для пересмотра состава и размера предоставляемых работнику гарантий и компенсаций является изменение класса (подкласса) условий труда, подтвержденное результатами спецоценки на рабочем месте указанного работника.
– Каковы действия работодателя в случае несогласия работников с результатами проведенной спецоценки?
– Несогласие работников возникает при ознакомлении с результатами спецоценки, когда отчет уже утвержден работодателем. Работник вправе обратиться в профсоюз или иной представительный орган с целью решения вопроса о проведении на его рабочем месте внеплановой спецоценки в соответствии с Законом № 426-ФЗ или в инспекцию труда по месту расположения работодателя для проведения проверки соблюдения законодательства о спецоценке, а также в орган государственной экспертизы условий труда для проведения платной экспертизы качества спецоценки.
При этом ознакомление работника с результатам спецоценки – его обязанность, уклонение от исполнения которой является нарушением законодательства о спецоценке.
При этом ознакомление работника с результатам спецоценки – его обязанность, уклонение от исполнения которой является нарушением законодательства о спецоценке.
– По окончании срока, на который были аттестованы рабочие места, возник вопрос о необходимости хранения в организации отчетов об аттестации рабочих мест по условиям труда. Должна ли организация хранить указанные отчеты, несмотря на то что была проведена СОУТ и необходимости в прежних данных аттестации рабочих мест уже нет?
– Нормы о сроке хранения результатов аттестации рабочих мест по условиям труда в настоящее время утратили силу, в связи с чем данные сроки целесообразно устанавливать в соответствии с нормативными правовыми актами по вопросам архивного хранения, имея в виду, что указанные результаты являлись основой для реализации работниками их трудовых прав.
– Согласно части 6 статьи 27 Закона № 426-ФЗ в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного закона, спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года. Вправе ли работодатель не проводить спецоценку в отношении офисных работников до 31 декабря 2018 года, если нет профессий с вредными условиями труда (при этом аттестация рабочих мест по условиям труда в организации не проводилась)?
– Несмотря на то, что Законом № 426-ФЗ не определены конкретные сроки начала проведения спецоценки в отношении ранее неаттестованных рабочих мест, считаем целесообразным, в целях обеспечения защиты трудовых прав занятых на таких рабочих местах работников, обеспечить максимально оперативное проведение спецоценки, не дожидаясь наступления установленных Законом № 426-ФЗ сроков переходного периода.
– Вправе ли организация применять результаты СОУТ, если не были проведены испытания эффективности СИЗ?
– Нормы части 6 статьи 14 Закона № 426-ФЗ о возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ, а также изданной в развитие ее положений Методики снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, утвержденной приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 года № 976н, являются диспозитивными, поэтому предусмотренная ими возможность снижения класса (подкласса) условий труда – право работодателя, а не обязанность. В связи с этим решение о возможности снижения класса (подкласса) условий труда при применении эффективных СИЗ принимается комиссией по проведению спецоценки. Если комиссия приняла решение о невозможности такого снижения, результаты проведения спецоценки применяются без учета использования работниками эффективных СИЗ.
– Обязана ли организация проводить СОУТ (по истечении срока действия декларации) на рабочих местах, на которые была оформлена декларация, при выявлении профессионального заболевания на рабочих местах, которые не входили в состав декларируемых?
– Если случай профессионального заболевания выявлен на рабочем месте, на которое не была оформлена декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то на таком рабочем месте согласно Закону № 426-ФЗ в течение полугода с даты выявления случая профессионального заболевания должна быть проведена внеплановая спецоценка. На задекларированные рабочие места это требование также распространяется, при этом декларация признается утратившей силу.
– Как поступать работодателю в ситуации, когда специализированная организация, проводившая в 2014 году спецоценку, в 2015 году была исключена из соответствующего реестра. Будут ли результаты проведенной оценки действительны до конца срока действия?
– Ввиду того, что на период проведения спецоценки проводившая ее организация удовлетворяла требованиям Закона № 426-ФЗ и была включена в соответствующий реестр, результаты проведенной указанной организацией спецоценки легитимные. Если работодатель не согласен с результатами проведенной СОУТ, он вправе обратиться в орган государственной экспертизы условий труда с целью проведения экспертизы качества такой спецоценки.
Материал для публикации любезно предоставлен редакцией журнала «Охрана труда и пожарная безопасность».
Источник: «Охрана труда и пожарная безопасность», № 5, 2016.