Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Актуальная консультация: cпециальная оценка условий труда и трудовой договор работника
10 июля 2019 г.
В организации сложилась следующая ситуация:
– в трудовых договорах работников предприятия были указаны условия труда на рабочем месте по степени вредности и опасности на основании действующей аттестации рабочих мест по условиям труда;
– по большинству отделов действие результатов аттестации рабочих мест закончилось 25.07.2015;
– отчет об утверждении специальной оценки условий труда был утвержден 01.10.2015.
Таким образом, в период с 26.07.2015 по 30.09.2015 результаты условий труда на рабочих местах указанных выше отделов отсутствовали.
ВОПРОСЫ:
ОТВЕТ:
В соответствии с абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ условия труда на рабочем месте являются обязательным условием трудового договора.
На основании ч. 3 ст. 57 ТК РФ если при заключении трудового договора в него не были включены какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных ч. 1 и 2 настоящей статьи, то это не является основанием для признания трудового договора незаключенным или его расторжения. Трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и (или) условиями. При этом недостающие сведения вносятся непосредственно в текст трудового договора, а недостающие условия определяются приложением к трудовому договору либо отдельным соглашением сторон, заключаемым в письменной форме, которые являются неотъемлемой частью трудового договора.
В силу ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
При этом согласно ст. 27 Закона № 426-ФЗ если до дня вступления в силу данного Закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.
Из вышеизложенного следует, что начиная с 01.01.2014 условия труда на рабочем месте определяются посредством проведения специальной оценки. Поэтому в трудовой договор включается информация об условиях труда на рабочем месте (оптимальные, допустимые, вредные, опасные) в соответствии с данными специальной оценки условий труда. При этом до проведения спецоценки возможно использовать в этих же целях действительные результаты аттестации. Однако если результаты аттестации уже не являются действительными, организация не вправе использовать их как основание для указаний условий труда в трудовом договоре.
В Письме Минтруда России от 13.03.2014 № 17-3/В-113 сказано:
«По результатам проведенной специальной оценки условий труда организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, который подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Таким образом, датой завершения специальной оценки условий труда следует считать дату утверждения отчета. Учитывая изложенное, результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета».
Следует полагать, что отчет о спецоценке должен быть подписан не позднее дня, когда исполнится 5 лет с даты окончания аттестации. В связи с этим ситуация, изложенная в запросе (истек срок действия аттестации рабочих мест, а их спецоценка еще не завершена), является нарушением трудового законодательства и может повлечь административную ответственность (ст. 5.27.1 КоАП РФ).
В Постановлении ВС РФ от 15.08.2014 № 60-АД14-16 сказано, что:
«каждый из выявленных в результате проведенной проверки фактов нарушения законодательства о труде образует самостоятельный состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях».
Верховный Суд РФ признал основанными на неверном толковании закона выводы нижестоящего суда о том, что содержание ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях не связывает состав правонарушения с фактом единичного нарушения, иное толкование этой нормы может привести к многократному привлечению к административной ответственности за правонарушение, выявленное по результатам одной проверки, то есть за каждое нарушение законодательства о труде и об охране труда, что не отвечает целям и задачам административного наказания, нарушает правила назначения административного наказания в части недопустимости привлечения к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение.
Следует полагать, что указанные выводы Верховного Суда РФ в полной мере применимы и к ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Из описания ситуации следует, что в трудовых договорах с работниками были указаны условия труда на рабочих местах в соответствии с результатами аттестации.
Cледует полагать, что после утверждения отчета о спецоценке в трудовые договоры необходимо было внести изменения, отразив условия труда на рабочих местах согласно результатам спецоценки. При этом в период, когда результаты аттестации истекли, а отчет о спецоценке утвержден еще не был (несколько месяцев), какие-либо изменения в трудовые договоры вносить не следовало (в т.ч. указывать, что спецоценка условий труда не проведена). Фактически в этот период трудовые договоры содержали условие об условиях труда на рабочих местах (согласно результатам аттестации). То есть формально требование абз. 9 ч. 2 ст. 57 ТК РФ выполнялось, оснований для ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ не было.
О привлечении к ответственности за ненадлежащее оформление трудового договора можно было бы вести речь в ситуации, когда в трудовых договорах вообще не были бы указаны условия труда на рабочем месте, срок действия аттестации уже истек, а спецоценка еще не проведена. В этом случае включать условие об условиях труда на рабочем месте согласно уже недействительной аттестации нельзя.
Источник публикации: Аникеева О.Е., Федорова О.С., Королева М.В., Брызгалин А.В., Камерилова Л.Ю., Аверина Л.В., Каратаев С.В., Трошин Н.Н., Митрофанова И.А., Извеков С.С. Трудовые отношения: вопросы и ответы // Налоги и финансовое право. 2016. № 5. С. 7 – 141 (материал размещен в CПС КонсультантПлюс);
электронный ресурс: www.consultant.ru.