Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Непроведение спецоценки – что грозит работодателю?

6 января 2017 г.

На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, причем КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение этой обязанности. ВС РФ в Постановлении от 09.08.2016 г. № 57-АД16-5 разъяснил, в каком случае работодатели могут быть привлечены к такой ответственности...
На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, причем КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение этой обязанности. ВС РФ в Постановлении от 09.08.2016 г. № 57-АД16-5 разъяснил, в каком случае работодатели могут быть привлечены к такой ответственности.
 
Проведение спецоценки урегулировано Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Методика проведения спецоценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению утверждены Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н.
 
На основании ч. 3 ст. 3 Закона о спецоценке оценке подлежат условия труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и трудящихся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.
 
Периодичность спецоценки – раз в пять лет (ч. 4 ст. 8 Закона о спецоценке). При этом ч. 4 ст. 27 Закона установлено, что если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.
 
Отметим, что не все работодатели торопятся сделать спецоценку, включая и тех, кто не проводил аттестацию рабочих мест. Они руководствуются ч. 6 ст. 27 Закона о спецоценке, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 данного Закона <это места, работающим на которых полагаются гарантии и компенсации согласно спискам вредных и опасных работ, а также на которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия>,  специальная оценка может осуществляться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018.
 
Но на практика инспекторы ГИТ уже не раз накладывали штрафы на таких работодателей, причем немалые. Санкции Стаей 5.27.1 КоАП РФ установлены следующие санкции за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение:




 
– для должностных лиц и предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб.           
– для юридических лиц – штраф от 60 000 до 80 000 руб.
 
Причем контролеры не рассматривают даже, имеются ли у работодателя рабочие места с вредными или опасными условиями труда, названные в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке. Основание для применения санкций – непроведение аттестации.

Между тем ВС РФ в Постановлении № 57-АД16-5 указал, что при применении мер административной ответственности к работодателям, не проводившим спецоценку, ГИТ необходимо исследовать вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием организации рабочие места, относящиеся к названным в ч. 6 ст. 10 Закона о спецоценке, и есть ли основания для внеплановой спецоценки (например, организация нового рабочего места). Только при наличии первого или второго фактора наказание за непроведение спецоценки законно.

Таким образом, по мнению ВС РФ, спецоценка может осуществляться поэтапно до 31.12.2018. Причем в этот срок ее вправе провести даже те компании, которые ранее не проводили аттестацию рабочих мест.
В заключение скажем, что не стоит все-таки затягивать с проведением спецоценки, поскольку нужно установить фактические условия труда, внести их в трудовой договор (этого требует ст. 57 ТК РФ) и предоставлять гарантии и компенсации в случае необходимости. Но если к вам пришел инспектор и штрафует за непроведение спецоценки, а рабочие места в компании в основном предназначены для офисных работников, рекомендуем обжаловать решение контролера. Скорее всего, суд встанет на вашу сторону.

 
В.Д. Тарасов
 


Источник публикации: Тарасов В.Д. Непроведение спецоценки – что грозит работодателю? // Отдел кадров коммерческой организации. 2016. № 10. с. 40 – 41 (статья также была размещена в СПС КонсультантПлюс); электронный ресурс: www.consultant.ru.