Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Петр Сергеев: «Работодатели будут наделены новыми обязанностями в сфере охраны труда»
22 ноября 2016 г.
СЕРГЕЕВ Петр Сергеевич,
заместитель директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и
социальной защиты РФ
Начиная с 2006 года замещал различные должности государственной гражданской службы
в федеральных органах исполнительной власти систем Минздрава России и Минтруда России. С 2012 по 2013 год – заместитель директора Департамента образования и кадровых ресурсов Министерства здравоохранения Российской Федерации. В Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации работает с 2013 года, замещая должность заместителя директора Департамента условий и охраны труда. Координирует вопросы выработки предложений по определению государственной политики в сфере условий и охраны труда, обеспечивает разработку и внедрение механизмов экономического стимулирования к улучшению условий труда, реализацию федеральных целевых и ведомственных программ в части мероприятий по охране труда. Профессиональные достижения: – участие в разработке Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»; – участие в разработке Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» (в части изменений трудового законодательства); – формирование нормативной правовой базы в области специальной оценки условий труда; – описание системы медицинского и фармацевтического образования в федеральных законах от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». |
– Петр Сергеевич, ваш департамент занимается условиями труда и связанным с ними набором гарантий и компенсаций для работников, на которых оказывается достаточно серьезное влияние различных вредных факторов. Расскажите, пожалуйста, какие нововведения готовит Минтруд России в этой области в настоящее время? На что работодателям следует обратить особое внимание?
– На скольких рабочих местах уже была проведена спецоценка? Уже можно сделать какие-то выводы?
Безусловно, численность проведенной спецоценки не столь репрезентативна, ведь помимо 5,48 млн рабочих мест остается еще порядка 40 млн, на которых спецоценка пока не проведена, однако уже сейчас можно отметить тенденцию снижения количества рабочих мест с вредными условиями труда.
– На ваш взгляд, за счет чего наблюдается такое снижение?
– Прогнозируете продолжение снижения количества рабочих мест с вредными и опасными условиями труда?
– Давайте поговорим о рынке услуг по оценке условий труда и организациях, которые ею занимаются.
В 2014 г. организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, на рынке было 951, сейчас их осталось всего 339. А тех, кто полностью соответствует новым нормам и вошел в новый реестр организаций, проводящих спецоценку <по состоянию на 26.07.2016 (http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations) – примеч. ред.> – 332. То есть рынок услуг сократился где-то на треть. Если говорить об аттестованных экспертах - специально подготовленных специалистах, то на сегодняшний день их порядка 4 тыс. Минимальное количество, которое было необходимо для рынка услуг, - 5 тыс. человек. Мы рассчитываем, что в ближайшие год-два это количество будет превышено.
– С 1 мая 2016 г. начала действовать новая редакция Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» <далее – Федеральный закон № 426-ФЗ. – примеч. ред.>.
– Какие изменения необходимо работодателям учитывать в своей работе?
На основании этого были определены основные проблемные вопросы законодательства о спецоценке условий труда. Это, во-первых, порядок определения вредных производственных факторов на «списочных» рабочих местах, не подлежащих идентификации. Во-вторых, декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми по результатам проведенных исследований.
– Вы имеете в виду расширение области декларирования?
Всего, по экспертным оценкам, количество рабочих мест, условия труда на которых по результатам спецоценки будут отнесены к оптимальным и допустимым (1 и 2 класс), может составить порядка 60 % от общего числа рабочих мест или до 30 млн рабочих мест в абсолютных цифрах.
Оценка экономии средств работодателей – до 12 млрд руб. ежегодно, исходя из средней стоимости специальной оценки условий труда, в том числе без измерений, и периодичности проведения спецоценки (5 лет).
Еще хочу добавить, что мы не забыли и о работниках. Если спецоценка проведена с нарушением порядка и была обжалована, то на период до получения результатов внеплановой спецоценки за работником сохранятся все ранее предоставляемые ему гарантии и компенсации, которые действовали до момента проведения спецоценки, результаты которой обжалуются. Если повторная спецоценка подтвердит неверность выводов, работнику продолжат предоставлять все гарантии и компенсации и дальше. Если же внеплановая спецоценка подтвердит оспариваемые выводы, то работник по ее итогам будет лишен всех дополнительных льгот.
– Петр Сергеевич, по спецоценке уже нарабатывается судебная практика. Можете отметить какие-то интересные выводы в отношении гарантий и компенсаций? Все-таки спорных вопросов для работодателей тут немало.
К сожалению, говорить об однородности выводов не приходится. Мнения судов разделились в отношении необходимости предоставления гарантий и компенсаций тем работникам, условия труда которых по результатам спецоценки улучшились (снизился вредный класс условий труда). Напомню, в Федеральном законе № 426-ФЗ существуют переходные положения, согласно которым установлен дифференцированный подход в предоставлении гарантий и компенсаций.
В зависимости от класса условий труда увеличивается и объем предоставляемых гарантий. Так, если работнику до момента вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ предоставлялись определенные гарантии и если его условия труда на рабочем месте улучшаются (по результатам спецоценки класс вредности условий труда уменьшается), то он переходит на тот объем гарантий, который соответствует его классу. Если же условия труда сохраняются, класс условий труда не изменяется или даже увеличивается, то тот объем гарантий и компенсаций, который ему был положен, сохраняется (либо при необходимости еще и расширяется в соответствии с его классом условий труда).
Примерно половина судов решили дело в пользу работников, отметив, что подтверждением улучшения условий труда является не просто проведение спецоценки, но и фактические меры по снижению класса условий труда. Вторая половина судов посчитала, что нет необходимости предоставлять доказательства иные, нежели результаты спецоценки.
– Какую позицию поддерживает Минтруд России?
– Какие изменения планируются в ближайшее время в области спецоценки?
– Насколько мне известно, Минтруд России готовит изменения в Трудовой кодекс РФ, которые меняют раздел, посвященный охране труда. Расскажите подробнее про планируемые нововведения.
Частично будет усовершенствована система учета и расследования несчастных случаев. Работодателей обяжут вести учет микротравм. Как показывает практика, на сегодняшний день, к сожалению, имеется достаточно существенное сокрытие компаниями микротравм. Работодатель их не показывает, договариваясь с сотрудниками, выплачивая им какие-то единоразовые компенсации, а чаще вообще никак не оплачивая. Мы считаем, что компенсироваться должны любые травмы. Для микротравм предполагается проведение расследования в упрощенном порядке - только работодателем. Но все подобные случаи должны быть систематизированы, проанализированы и по результатам такого анализа должны быть приняты какие-то меры, которые не позволят им происходить в будущем.
В контрольно-надзорной деятельности также планируются достаточно весомые изменения. В первую очередь предусматривается расширение возможностей работодателя на проведение внутреннего самоконтроля для того, чтобы не попасть в плановые проверки Роструда. Если по результатам исследования документов, сданных работодателем в Роструд, последний придет к выводу, что работодатель соблюдает все нормативные требования охраны труда, то в план такая организация включена не будет. Однако это не касается внеплановых проверок, там все остается по-прежнему.
– Какие дополнительные обязанности появятся у работников и работодателей?
К новым обязанностям работодателя можно отнести обязанность выявлять, оценивать и устранять опасности; Минтруд России утвердит типовой перечень опасностей и методические рекомендации, как это делать. Обнаружив соответствующую опасность, работодатель должен принять меры, чтобы ее устранить, снизить уровень воздействия или даже остановить работы. Другими словами - это оценка вероятности реализации опасностей в виде травмирования и профзаболевания работников при осуществлении работодателем мероприятий по их предупреждению. Что сюда входит? Например, информирование работников, документирование реализуемых мер, разработка плана и регламентов постоянных действий.
– А если говорить о работниках?
Более того, работник должен будет солидарно следить за рабочим местом своего напарника, если оно расположено рядом с его рабочим местом. И если что-то произойдет с его коллегой или его рабочим местом, он должен своевременно проинформировать своего непосредственного руководителя.
Я бы хотел отметить еще одно важное планируемое изменение, связанное с работой и занятостью во вредных условиях труда. Вы знаете, что существует некая коллизия норм права между трудовым законодательством и законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии в отношении возможности осуществления работы во вредных условиях труда.
Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» такую деятельность запрещает, поскольку вредное воздействие на работника разного рода производственных факторов запрещено <Статьи 26 и 27 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» – примеч. ред.)>.
Трудовой кодекс РФ, напротив, допускает такую работу и устанавливает работникам определенный объем гарантий и компенсаций в связи с этим. Мы предлагаем полностью запретить работу во вредных условиях труда, за исключением отдельного перечня видов работ, который будет утверждаться Правительством России.
Одновременно мы предлагаем внести изменения в Федеральный закон № 52-ФЗ, выведя оттуда вопросы, посвященные оценке безопасности условий труда. Сейчас параллельно существуют две процедуры, у которых один результат – оценка условий труда. Это производственный контроль и спецоценка. Чтобы производственный контроль не пересекался со спецоценкой, не накладывал дополнительные обязанности на работодателя, предлагаем производственный контроль осуществлять только за вредными условиями труда.
– Как в целом оцениваете планируемые изменения? Какие цели у нововведений?
– Петр Сергеевич, в заключение резюмируйте и отметьте наиболее значимые планируемые изменения в законодательстве.