Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Ключевые изменения в закон о СОУТ: права и ответственность работодателя
1 января 2017 г.
Окончательно это должно быть закреплено в статьях новой редакции Трудового кодекса, которые должны быть приняты в 2017 г. При этом многие конкретные положения, связанные с безопасным трудом на рабочих местах, уточнены уже в новой редакции статей Закона о специальной оценке условий труда — данные изменения вступили в силу с 1 мая нынешнего года.
Сегодня руководителям всех предприятий очень важно заострить внимание на том, как изменились и конкретизировались законодательные положения, увязывающие гарантии безопасности труда на рабочих местах с проведением спецоценки. Главная идея новаций вскоре, в 2017 г., будет прописана в ст. 183.1 «Гарантии работникам в связи с работой во вредных условиях труда» новой редакции Трудового кодекса. Важное уточнение касается многих отечественных предприятий, где ввиду неподходящих условий и старого оборудования невозможно следовать современным стандартам безопасности. Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, предоставляются гарантии.
Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, могут устанавливаться следующие гарантии:
– сокращенная продолжительность рабочего времени;
– дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск;
– предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры за счет средств работодателя;
– предоставление за счет средств работодателя СИЗ;
– предоставление за счет средств работодателя молока и ЛПП;
– досрочное назначение страховой пенсии по старости;
– другие гарантии, установленные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае обеспечения на рабочих местах оптимальных либо допустимых условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, предусмотренные Трудовым кодексом гарантии работникам за работу во вредных условиях труда не устанавливаются.
Изменение планируется внести и в ст. 57 ТК РФ «Содержание трудового договора», которую предполагается утвердить в следующей редакции:
До настоящего момента статья изложена так: «…предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте».
Изменения должны коснуться и обеспечения работников молоком и лечебно-профилактическим питанием (ЛПП). Так называемый списочный подход здесь будет исключен.
При 1-й и 2-й степени вредности будет выдаваться молоко, при 3-й и 4-й — ЛПП.
С 1 мая 2016 г. существенным изменениям подверглись статьи Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Так, согласно новой редакции ст. 4 «работодатель обязан: …предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения… и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений)».
Дополнена и ст. 5: «Работник вправе: обращаться… с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации… и за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на его РМ». Любой из работников теперь вправе сообщить эксперту, что необходимо измерять на рабочем месте, изложить все свои жалобы — будь то на плохое освещение, повышенный уровень шума, запыленность и т.д. А работодатель должен собрать все эти предложения и предоставить их эксперту, проводящему спецоценку. Это не значит, что эксперт с ним согласится и будет все эти жалобы анализировать. Но данная информация должна быть донесена.
В случае споров суды «в одно касание» встанут на сторону работника, если он докажет, что его предложение вообще игнорировали и тем самым были грубо нарушены требования федерального закона.
Можно привести пример с недавно принятыми (с 04.05.2016) изменениями в Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов. Пункт 6 гласит: «При эксплуатации объектов на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов…» Далее изложен перечень из 16 факторов. Все их работник вправе предъявить эксперту.
В случае, если последний их не учтет, мы получим легкий путь для отмены результатов спецоценки. Получается, что во время проведения СОУТ главным критиком является не инспекция труда и не работодатель, а рабочий коллектив. Сами работники должны четко понимать, в чем состоит процедура СОУТ, и знать о своем вышеобозначенном праве. Это очень сильная мера воздействия, которая повышает защищенность работника. Соответственно, возрастают и возможности профсоюза.
Пункт 8 ст. 6 с мая 2016 г. утвержден так: «Эксперт организации, проводящей СОУТ, в целях определения перечня факторов, подлежащих измерениям, может осуществлять:
– изучение документации;
– обследование рабочего места;
– ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
– иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации…».
Статья 11 дополнена и теперь выглядит следующим образом:
Это серьезно облегчает работу, ведь рабочие места могут быть единожды задекларированы, и впоследствии статус этих мест будет продлеваться автоматически. В целом делать упор на декларацию не очень правильно. Образно это можно сравнить с визитом к врачу, который видит перед собой внешне цветущего человека и сразу пишет заключение, что он полностью здоров. А в другом случае тот же врач может сказать, что на всякий случай нужно провести обследование и сдать анализы.
В этой же ст. 11 уточнены обстоятельства прекращения декларации: «… если… с работником… произошел несчастный случай или у него выявлено профзаболевание, и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства нарушения государственных нормативных требований охраны труда в отношении такого рабочего места, действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ».
А согласно измененной ст. 14 снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень при использовании эффективных СИЗ теперь допускается по согласованию не с территориальным, а с федеральным органом Роспотребнадзора.
С принятыми изменениями у работодателя появилась важная обязанность. Закон о спецоценке был нелогичным в части того, что отчет о проведении СОУТ в Минтруд России (в единую информационную систему) отправлял не работодатель, а так называемая тестирующая организация — проводившая СОУТ лаборатория. Это могло произойти в 10-дневный срок после утверждения отчета об этой процедуре работодателем. Это приводило к тому, что последний долго тянул с этой визой или же не сообщал об утверждении отчета. В результате лаборатории регулярно наказывались за несвоевременное предоставление отчета в Минтруд.
Статья 15 закона в нынешней редакции уточняет: «В отчет… включаются… протоколы оценки эффективности применяемых СИЗ, прошедших обязательную сертификацию, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки)». Здесь же добавлен следующий пункт (5.1):
Следующее изменение коснулось внеплановых проверок. Новая трактовка ст. 17 звучит так:
В этой же статье утверждено очень хорошее положение, облегчающее жизнь многим небольшим предприятиям (п. 3): «В случае изменения Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования РМ, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ, внеплановая СОУТ может не проводиться.
Решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией».
Включен в данную статью и п. 4:
Не секрет, что не все появляющиеся на ниве СОУТ лаборатории вели честную и прозрачную деятельность. Открывались они в одном центре, а следом создавался ряд филиалов. В реестр Минтруда организация, к примеру, входила как московская, а действовала по всей России. В новой редакции закона это запрещено. Статья 21 Закона о спецоценке изложена теперь в следующей редакции:
То есть каждый филиал должен быть утвержден разрешающим документом.
Конкретизирована и ст. 24:
В сентябре 2016 г. глава Правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ заявил, что за два года через процедуру спецоценки прошли 9 млн рабочих мест. Между тем таких мест у нас в стране 49 млн, а данную работу необходимо завершить в 2018 г. Легко предположить, что сейчас начинается нехороший период раздолья для несознательных организаций. К выбору таких центров и лабораторий, перед тем как пригласить их на предприятие для проведения СОУТ, нужно подходить очень тщательно.
В «старом» реестре у нас формально остались 290 таких организаций, но большинство из них приняли решение свернуть данную деятельность. И пока действуют их лицензии, они будут готовы за небольшие деньги «нарисовать» любые результаты. И здесь всем нам нужно быть очень внимательными и ответственными.