Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Ключевые изменения в закон о СОУТ: права и ответственность работодателя

1 января 2017 г.

Проведенная на предприятии специальная оценка условий труда должна ответить на все вопросы по видам компенсаций. Результаты спецоценки, которые подтвердят вредные факторы и право работника на компенсацию, автоматически повлекут и обязательность применения профессиональных стандартов. Предлагаем вашему вниманию публикацию, подготовленную по материалам выступления Владимира САВИНОВА, вице-президента Межрегиональной ассоциации содействия обеспечению безопасных условий труда «Эталон» на ежегодной практической конференция, посвященной вопросам безопасности рабочих мест, по теме: «Нововведения и изменения в сфере охраны труда — 2016. Внедрение профессиональных стандартов и система независимой оценки квалификации»... 
По материалам выступления Владимира Савинова, вице-президента Межрегиональной ассоциации содействия обеспечению безопасных условий труда «Эталон» на ежегодной практической конференция, посвященной вопросам безопасности рабочих мест, по теме: «Нововведения и изменения в сфере охраны труда — 2016. Внедрение профессиональных стандартов и система независимой оценки квалификации». 
 
Проведенная на предприятии специальная оценка условий труда должна ответить на все вопросы по видам компенсаций. Результаты спецоценки, которые подтвердят вредные факторы и право работника на компенсацию, автоматически повлекут и обязательность применения профессиональных стандартов.
 
Окончательно это должно быть закреплено в статьях новой редакции Трудового кодекса, которые должны быть приняты в 2017 г. При этом многие конкретные положения, связанные с безопасным трудом на рабочих местах, уточнены уже в новой редакции статей Закона о специальной оценке условий труда — данные изменения вступили в силу с 1 мая нынешнего года.
 
Сегодня руководителям всех предприятий очень важно заострить внимание на том, как изменились и конкретизировались законодательные положения, увязывающие гарантии безопасности труда на рабочих местах с проведением спецоценки. Главная идея новаций вскоре, в 2017 г., будет прописана в ст. 183.1 «Гарантии работникам в связи с работой во вредных условиях труда» новой редакции Трудового кодекса. Важное уточнение касается многих отечественных предприятий, где ввиду неподходящих условий и старого оборудования невозможно следовать современным стандартам безопасности. Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, предоставляются гарантии.
 
Работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, могут устанавливаться следующие гарантии:


– сокращенная продолжительность рабочего времени;
– дополнительный оплачиваемый ежегодный отпуск;
– предварительные, периодические и внеочередные медицинские осмотры за счет средств работодателя;
– предоставление за счет средств работодателя СИЗ;
– предоставление за счет средств работодателя молока и ЛПП;
– досрочное назначение страховой пенсии по старости;
– другие гарантии, установленные федеральными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 
В случае обеспечения на рабочих местах оптимальных либо допустимых условий труда, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда или заключением государственной экспертизы условий труда, предусмотренные Трудовым кодексом гарантии работникам за работу во вредных условиях труда не устанавливаются.
 
Изменение планируется внести и в ст. 57 ТК РФ «Содержание трудового договора», которую предполагается утвердить в следующей редакции:
 
«В трудовом договоре указываются: установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением или иным локальным нормативным актом гарантии за работу с вредными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте, подтвержденных результатами специальной оценки условий труда».
 
До настоящего момента статья изложена так: «…предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, если работник принимается на работу в соответствующих условиях, с указанием характеристик условий труда на рабочем месте».
 
Изменения должны коснуться и обеспечения работников молоком и лечебно-профилактическим питанием (ЛПП). Так называемый списочный подход здесь будет исключен.
 
При 1-й и 2-й степени вредности будет выдаваться молоко, при 3-й и 4-й — ЛПП.








 



С 1 мая 2016 г. существенным изменениям подверглись статьи Федерального закона «О специальной оценке условий труда». Так, согласно новой редакции ст. 4 «работодатель обязан: …предоставить организации, проводящей СОУТ, необходимые сведения… и предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии таких предложений)».
 
Дополнена и ст. 5: «Работник вправе: обращаться… с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации… и за получением разъяснений по вопросам проведения СОУТ на его РМ». Любой из работников теперь вправе сообщить эксперту, что необходимо измерять на рабочем месте, изложить все свои жалобы — будь то на плохое освещение, повышенный уровень шума, запыленность и т.д. А работодатель должен собрать все эти предложения и предоставить их эксперту, проводящему спецоценку. Это не значит, что эксперт с ним согласится и будет все эти жалобы анализировать. Но данная информация должна быть донесена.
 
В случае споров суды «в одно касание» встанут на сторону работника, если он докажет, что его предложение вообще игнорировали и тем самым были грубо нарушены требования федерального закона.
 
Можно привести пример с недавно принятыми (с 04.05.2016) изменениями в Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов. Пункт 6 гласит: «При эксплуатации объектов на работников возможно воздействие вредных и (или) опасных производственных факторов…» Далее изложен перечень из 16 факторов. Все их работник вправе предъявить эксперту.
 
В случае, если последний их не учтет, мы получим легкий путь для отмены результатов спецоценки. Получается, что во время проведения СОУТ главным критиком является не инспекция труда и не работодатель, а рабочий коллектив. Сами работники должны четко понимать, в чем состоит процедура СОУТ, и знать о своем вышеобозначенном праве. Это очень сильная мера воздействия, которая повышает защищенность работника. Соответственно, возрастают и возможности профсоюза.
 
Пункт 8 ст. 6 с мая 2016 г. утвержден так: «Эксперт организации, проводящей СОУТ, в целях определения перечня факторов, подлежащих измерениям, может осуществлять:

– изучение документации;
– обследование рабочего места;
– ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
– иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации…».
 
Статья 11 дополнена и теперь выглядит следующим образом:

 
«В отношении рабочих мест, на которых вредные… факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, а также условия труда на которых по результатам измерений… признаны оптимальными или допустимыми, за исключением рабочих мест, указанных в части 6 статьи 10 настоящего ФЗ, работодателем подается декларация…»

Это серьезно облегчает работу, ведь рабочие места могут быть единожды задекларированы, и впоследствии статус этих мест будет продлеваться автоматически. В целом делать упор на декларацию не очень правильно. Образно это можно сравнить с визитом к врачу, который видит перед собой внешне цветущего человека и сразу пишет заключение, что он полностью здоров. А в другом случае тот же врач может сказать, что на всякий случай нужно провести обследование и сдать анализы.
 

В этой же ст. 11 уточнены обстоятельства прекращения декларации: «… если… с работником… произошел несчастный случай или у него выявлено профзаболевание, и (или) на его рабочем месте выявлены в ходе проведения федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства нарушения государственных нормативных требований охраны труда в отношении такого рабочего места, действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая СОУТ».
 
А согласно измененной ст. 14 снижение класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень при использовании эффективных СИЗ теперь допускается по согласованию не с территориальным, а с федеральным органом Роспотребнадзора.
 
С принятыми изменениями у работодателя появилась важная обязанность. Закон о спецоценке был нелогичным в части того, что отчет о проведении СОУТ в Минтруд России (в единую информационную систему) отправлял не работодатель, а так называемая тестирующая организация — проводившая СОУТ лаборатория. Это могло произойти в 10-дневный срок после утверждения отчета об этой процедуре работодателем. Это приводило к тому, что последний долго тянул с этой визой или же не сообщал об утверждении отчета. В результате лаборатории регулярно наказывались за несвоевременное предоставление отчета в Минтруд.
 
Статья 15 закона в нынешней редакции уточняет: «В отчет… включаются… протоколы оценки эффективности применяемых СИЗ, прошедших обязательную сертификацию, проводимой в целях снижения класса (подкласса) условий труда (в случае проведения такой оценки)». Здесь же добавлен следующий пункт (5.1):

 
«Работодатель в течение трех рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ обязан уведомить об этом организацию, проводившую СОУТ, любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтверждения факта такого уведомления, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета о  проведении СОУТ заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью».
 
Следующее изменение коснулось внеплановых проверок. Новая трактовка ст. 17 звучит так:

 
«Внеплановая СОУТ проводится… в случае получения работодателем предписания госинспектора труда о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными в ходе проведения федерального госнадзора нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ… Внеплановая СОУТ проводится на соответствующих рабочих местах в течение 12 месяцев со дня наступления случаев (ввод в эксплуатацию новых рабочих мест и изменение технологического процесса, замена производственного оборудования) и в течение шести месяцев в случаях предписания госинспектора, изменения сырья и материалов, изменения СИЗ, несчастных случаев, мотивированного предложения профсоюзов».
 
В этой же статье утверждено очень хорошее положение, облегчающее жизнь многим небольшим предприятиям (п. 3): «В случае изменения Ф. И. О. индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования РМ, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ, внеплановая СОУТ может не проводиться.

Решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией».
 
Включен в данную статью и п. 4:

 
«В случае проведения внеплановой СОУТ по предписанию госинспектора на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая СОУТ, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения СОУТ, результаты которой получены с нарушениями требований настоящего Федерального закона».
 
Не секрет, что не все появляющиеся на ниве СОУТ лаборатории вели честную и прозрачную деятельность. Открывались они в одном центре, а следом создавался ряд филиалов. В реестр Минтруда организация, к примеру, входила как московская, а действовала по всей России. В новой редакции закона это запрещено. Статья 21 Закона о спецоценке изложена теперь в следующей редакции:

 
«В реестр организаций, проводящих СОУТ, вносятся следующие сведения: полное наименование организации, место ее нахождения, наименования и места нахождения филиалов и представительств организации (при наличии)».

То есть каждый филиал должен быть утвержден разрешающим документом.
 
Конкретизирована и ст. 24:

 
«Экспертиза качества СОУТ осуществляется: по представлениям Госинспекций труда, в том числе на основании заявлений работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, а также работодателей, их объединений, страховщиков, организаций, проводящих СОУТ».
 
В сентябре 2016 г. глава Правительства РФ Дмитрий МЕДВЕДЕВ заявил, что за два года через процедуру спецоценки прошли 9 млн рабочих мест. Между тем таких мест у нас в стране 49 млн, а данную работу необходимо завершить в 2018 г. Легко предположить, что сейчас начинается нехороший период раздолья для несознательных организаций. К выбору таких центров и лабораторий, перед тем как пригласить их на предприятие для проведения СОУТ, нужно подходить очень тщательно.
 
В «старом» реестре у нас формально остались 290 таких организаций, но большинство из них приняли решение свернуть данную деятельность. И пока действуют их лицензии, они будут готовы за небольшие деньги «нарисовать» любые результаты. И здесь всем нам нужно быть очень внимательными и ответственными.
 
 
Мы благодарим наших коллег в редакции журнала «Охрана труда и техника безопасности в строительстве» за предоставленный материал для публикации на нашем информационном портале.