Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
СОУТ и применение дополнительных тарифов страховых взносов
30 декабря 2016 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ И СПЕЦОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА
28 декабря 2013 года был принят закон о пенсиях № 400-ФЗ, а также закон № 426-ФЗ о специальной оценке условий труда, обязавший абсолютно всех страхователей-работодателей обеспечить своим работникам возможность безопасной работы, а рабочие места привести соответствие с требованиями российских нормативов охраны труда. До вступления в силу закона № 426-ФЗ работодателями проводилась аттестация трудовых условий, а с 1 января 2014 года она заменена спецоценкой.
Проводить специальную оценку работодатель должен вместе со специализированной организацией, отвечающей требованиям ст. 19 закона № 426-ФЗ. Периодичность оценки - как минимум раз в пять лет, если нет оснований для внепланового ее проведения. Результаты, полученные при аттестации рабочих мест до 1 января 2014 года, действуют пять лет, а значит, 31 декабря 2018 года их срок действия истекает и потребуется проведение очередной спецоценки (п.4, 6 ст. 27 закона № 426-ФЗ).
Оценка трудовых условий не требуется в отношении работников-надомников и дистанционных сотрудников, а также лиц, работающих у граждан, не являющихся ИП (ст. 3 закона № 426-ФЗ). К определенным видам рабочих мест применяется особый порядок спецоценки, например, для подземных работ (постановление Правительства РФ от 14.04.2014 г. № 290).
ТАРИФЫ ПЕНСИОННЫХ СТРАХОВЫХ ДОПВЗНОСОВ
На размер дополнительных страховых взносов влияет вид работ, выполняемых работником, и результат спецоценки. Чем более высокий уровень опасности и вредности условий труда установлен оценкой, тем выше будет тариф для начисления дополнительного пенсионного взноса.
По уровню «вредности и опасности» все условия труда распределены на классы:
– 1 – оптимальные;
– 2 – допустимые;
– 3 – вредные;
– 4 – опасные.
Какой подкласс будет присвоен условиям труда в результате спецоценки, такие дополнительные тарифы страховых взносов и будут применяться работодателем:
– 0 % – оптимальный (1 класс) и допустимый (2 класс),
– 2 % – вредный (подкласс 3.1),
– 4 % – вредный (подкласс 3.2),
– 6 % – вредный (подкласс 3.3),
– 7 % – вредный (подкласс 3.4),
– 8 % – опасный (4 класс).
Если спецоценка работодателем не проводилась, то начислять дополнительные взносы ему все равно придется, но уже по следующим тарифам:
– 9 % – для работников на подземных работах, в горячих цехах, на работах с вредными условиями труда – так называемый Список № 1 (п. 1 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ),
– 6 % – для работников с тяжелыми условиями труда по Списку № 2 и «малым спискам» (п.п. 2-18 ч. 1 ст. 30 закона № 400-ФЗ).
В отличие от страховых взносов по общим тарифам, для доптарифа не применяется ограничение облагаемой базы. Напомним: в 2016 году начислять взносы в ПФР по общему тарифу 22% можно, пока доход работника с начала года не превысит 796 000 рублей, а в 2017 году этот лимит вырастет до 876 000 рублей. Когда доход превышает данную планку, пенсионные взносы начисляются по пониженному тарифу 10%. На дополнительный тариф данное ограничение базы не действует.
ПРИМЕР
Работник трудится на работах с подклассом трудовых условий 3.3. За январь-ноябрь 2016 года сумма облагаемых выплат работника составила 796 000 рублей, в декабре – 75 000 рублей. Страховые взносы в ПФР за 2016 год будут начислены следующим образом.
Взносы за январь-ноябрь не превышают лимит облагаемой базы, поэтому применим тариф 22 %:
В декабре лимит базы с начала года превышен, применяем тариф 10 %:
Дополнительные страховые взносы начисляются, независимо от лимита облагаемой базы; для подкласса 3.3 тариф равен 6 %:
Всего в 2016 году будет начислено страховых пенсионных взносов: