Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Официальные разъяснения: практика проведения специальной оценки условий труда
29 декабря 2016 г.
Подходит к концу второй год действия федерального закона № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест работодатель в целях реализации своих обязанностей по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие требованиям охраны труда, обязан проводить специальную оценку условий труда. Естественно за этот период обозначилось много спорных вопросов, в частности касающихся предоставления или отмены гарантий и компенсаций, результатов специальной оценки условий труда, порядка проведения данной процедуры. Поэтому хотелось бы с Вами обсудить эти и другие вопросы, предметом регулирования которых являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда.
– Владимир Иванович, спасибо за обращение! Вопрос декларирования рабочих мест в настоящее время актуален. В соответствии с Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» декларированию предшествует процедура идентификации вредных и опасных факторов производственной среды на каждом рабочем месте. Идентификация осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, ее результаты утверждаются комиссией, формируемой в установленном законом порядке.
В случае, если вредные и опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, их отсутствие фиксируется экспертом аккредитованной организации в заключении, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования и измерения производственных факторов не проводятся. В этом случае работодателем подается в Государственную инспекцию труда декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с законом «О специальной оценке условий труда», идентификация потенциально вредных и опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:
– рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
– рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
– рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
Таким образом, в отношении перечисленных выше рабочих мест декларирование осуществляться не может. Следует отметить, что в настоящее время, в целях дальнейшего снижения административной и финансовой нагрузок на работодателей, обеспечивающих не только соблюдение государственных нормативных требований охраны труда, но и безопасные условия труда на рабочих местах, Минтрудом России подготовлен законопроект о внесении изменений в закон «О специальной оценке условий труда», которым устанавливается возможность декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда на рабочих местах, условия труда на которых по результатам исследований (испытаний) и измерений признаны оптимальными или допустимыми (за исключением списочных рабочих мест). Полагаю, что указанные изменения вступят в действие в будущем году.
– В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка не проводится в отношении условий труда работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Рабочее место индивидуального предпринимателя, который работает сам на себя, не входит в это исключение, следовательно, специальная оценка условий труда на таком рабочем месте должна быть проведена.
– Требования по участию представителей профсоюзных организаций в проведении специальной оценки условий труда не изменились. Согласно ст. 9 Федерального закона «О проведении специальной оценки условий труда» для осуществления специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия, число членов которой должно быть нечетным. В состав комиссии включаются представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, при наличии.
Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом работодателя в соответствии с требованиями Федерального закона. Относительно участия работников в специальной оценке условий труда могу сказать, что законом предусмотрены как права, так и обязанности работника в связи с ее проведением.
Работник вправе:
– присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
– обращаться к работодателю, его представителю, эксперту организации, проводящей специальную оценку условий труда, за получением разъяснений по вопросам специальной оценки условий труда на его рабочем месте;
– обжаловать результаты специальной оценки условий труда на его рабочем месте в случае несогласия с ее результатами.
В тоже время работник обязан ознакомиться с результатами проведенной на его рабочем месте специальной оценки условий труда.
– Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно с независимой организацией, которая привлекается по гражданско-правовому договору (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Общие требования к организациям, которые вправе проводить специальную оценку условий труда, регламентированы статьей 19 Федерального закона № 426-ФЗ:
– указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности проведение специальной оценки условий труда;
– наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей – врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
– наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1-11 и 15-23 части 3 статьи 13 Федерального закона № 426-ФЗ.
При выборе организации для проведения спецоценки важно проверить внесена ли организация в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Начиная с 2015 г. при аккредитации организации вносятся в Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
У каждой организации, претендующей провести в вашей организации спецоценку, необходимо запросить и проверить следующие документы:
– уведомление о внесении данной организации в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда или Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда;
– аттестат аккредитации лаборатории с областью аккредитации; - документы, подтверждающие квалификацию экспертов и включение их в Реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
– Действительно, отношение к закону «О специальной оценке условий труда» не однозначно. Я согласен с Вами полностью, закон есть закон и его нужно будет выполнять. Вместе с тем, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации создана рабочая группа по проведению мониторинга практики правоприменения законодательства о специальной оценки условий труда, которая рассматривает предложения по совершенствованию законодательства о специальной оценке условий труда, поступающие в адрес Министерства от всех заинтересованных сторон.
– Необходимость внесения изменений в систему предоставления гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда назревала достаточно давно. С течением времени изменялись технологические процессы, вводилось в действие новое оборудование, изменялись, таким образом, условия труда. Введение в действие федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусматривает постепенный переход от списочного принципа предоставления компенсаций за работу во вредных и опасных условиях труда к принципу определения фактического воздействия вредных и опасных производственных факторов на конкретном рабочем месте, в том числе и для того, чтобы определить гарантии и компенсации на каждом конкретном рабочем месте.
– После вступления в действие Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ, право работника на назначение досрочной пенсии за работу во вредных и (или) опасных условиях труда сохраняется при выполнении следующих условий: наименование профессии включено в Списки № 1 и № 2, вредные условий труда подтверждены результатами специальной оценки условий труда и работодатель выплачивает в Пенсионный фонд РФ дополнительный страховой тариф за данное рабочее место.
Министр напомнил, что в текущем году Роструд начал применять новую систему штрафов, установленную КоАП РФ. «В связи с тем, что спецоценка позволяет выявить вредные и опасные условия труда, а ее отсутствие создает угрозу жизни и здоровью работников, размер штрафа за данное нарушение исчисляется исходя из количества рабочих мест. Таким образом, для крупного предприятия сумма штрафов может достигнуть нескольких миллионов рублей», – пояснил Максим Топилин.
– Спасибо, что затронули важную тему ответственности за несоблюдение требований законодательства о проведении специальной оценки условий труда. Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"» с 1 января 2015 года вступили в действие изменения, внесенные в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Если раньше в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях была одна статья 5.27, предусматривающая наказание за нарушения трудового законодательства и законодательства об охране труда, то теперь введена статья 5.27.1, содержащая целый перечень нарушений нормативных требований в сфере охраны труда и санкции за эти нарушения. Так за нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение, предусмотрен штраф для должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 60 до 80 тысяч. За повторное нарушение штрафы возрастают до 200 тысяч рублей.
– Статья 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предусматривает, что все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в установленном порядке подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.
При этом пунктом 7 статьи 12 установлено, что в качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочих местах производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда.
– Согласно ст. 212 Трудового кодекса РФ и ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работодатель обязан проводить специальную оценку условий труда на всех рабочих местах, не являются исключением и офисные работники. Не подпадают под проведение специальной оценки надомники, дистанционные работники, а также физические лица, вступившие в трудовые отношения, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ). Также необходимо обратить внимание на то, что статьей 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» в российскую законодательную практику введена новая процедура декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
В отношении рабочих мест, на которых вредные, опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в Государственную инспекцию труда соответствующая декларация. Нередко именно рабочие места офисных работников соответствуют указанным требованиям. Хочу подчеркнуть, что декларирование выгодно для работодателя, так как позволяет исключить проведение исследований и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, что значительно снижает затраты на проведение специальной оценки условий труда.
– Согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» работник вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте. Порядок рассмотрения разногласий по вопросам проведения специальной оценки условий труда установлен статьей 26 указанного закона и предусматривает, что в случае несогласия с результатами спецоценки работник вправе обратиться с мотивированным заявлением в территориальное отделение Государственной инспекции труда или в суд.
на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области