Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Установление компенсаций работникам за вредные условия труда

10 января 2017 г.

Переход к специальной оценке условий труда, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также принципиальные новации, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», означают окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и внедрение
рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.




 
Переход к специальной оценке условий труда, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также принципиальные новации, внесенные в Трудовой кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда», означают окончательный отказ от старой «списочной» модели установления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и внедрение рыночного механизма защиты здоровья работника на основе оценки реальных профессиональных рисков на конкретных рабочих местах и определения класса условий труда.

 
Коснемся наиболее распространенных видов компенсационных мер, предоставляемых работникам, работающим во вредных и опасных условиях труда: дополнительные выплаты, дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. Каким образом устанавливаются эти компенсации?
 
Согласно статье 147 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. В этой же статье определен и минимальный размер повышения оплаты — 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
 
Верхнюю границу размера повышенной оплаты Трудовой кодекс не определяет, говоря о том, что конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 Трудового кодекса для принятия локальных нормативных актов, либо коллективным договором, трудовым договором.
 
Таким образом, основанием для назначения повышенного размера оплаты труда является работа во вредных условиях.
 
Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее семи календарных дней (статья 117 Трудового кодекса РФ) предоставляется работникам, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда установлены вредные условия труда 2-й, 3-й или 4-й степени либо опасные условия труда (класс 3.2 и выше). Указанный отпуск может быть и больше — его продолжительность для конкретного работника определяется трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.




 
Еще одной компенсационной мерой является установление сокращенной продолжительности рабочего времени. В статье 92 Трудового кодекса говорится о том, что для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, продолжительность рабочего времени составляет не более 36 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
 
И в этой статье мы тоже видим уточнение: сокращенная продолжительность рабочего времени предоставляется только работникам, занятым на рабочих местах с классом 3,3; 3,4 и 4.
 
В новую редакцию Трудового кодекса добавлены принципиальные новации — возможность монетизации части дополнительного отпуска (превышающей семидневный минимум), предоставления денежной компенсации за увеличение сокращенной рабочей недели, а также регулирования продолжительности смен при сокращенной рабочей неделе. Прежде такой практики не существовало.
 
Следует подчеркнуть, что Трудовой кодекс РФ допускает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, при соблюдении следующих трех условий:


 имеется письменное согласие работника, оформленное путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору;
 порядок и условия корректировки, размеры денежной компенсации определены в отраслевом (межотраслевом) соглашении, участником которого является организация;
 в коллективном договоре (на уровне организации) закреплены согласованные работодателем и представительным органом работников условия и порядок корректировки.
 
Если какое-то из вышеперечисленных условий не соблюдается (например, в организации нет коллективного договора или она не участвует в отраслевом соглашении), то корректировка компенсаций не допускается.
 
В заключение хотелось бы отметить возросшую роль представительных органов работников. Заключение отраслевых (межотраслевых) соглашений и коллективных договоров важно не только для работников, это важно также и для работодателей, так как допускает возможность корректировок льгот и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, и является основанием для отнесения затрат на компенсационные меры на себестоимость продукции.


 
Надежда Бурова



Источник публикации: t-i.ru.