Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Минтруд разъясняет…

15 марта 2017 г.

Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда (СОУТ) при реорганизации работодателя? Как устанавливаются нормы выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), отличные от типовых норм? Каков порядок определения срока носки выдаваемых работникам СИЗ? Кто определяет порядок проведения внеочередной проверки знания требований охраны труда? На что следует обратить внимание при выдаче работникам смывающих и обезвреживающих средств? О том, какого мнения по данным вопросам придерживается Минтруд, вы узнаете из представленной статьи.
Надо ли проводить внеплановую специальную оценку условий труда (СОУТ) при реорганизации работодателя? Как устанавливаются нормы выдачи средств индивидуальной защиты (СИЗ), отличные от типовых норм? Каков порядок определения срока носки выдаваемых работникам СИЗ? Кто определяет порядок проведения внеочередной проверки знания требований охраны труда? На что следует обратить внимание при выдаче работникам смывающих и обезвреживающих средств? О том, какого мнения по данным вопросам придерживается Минтруд, вы узнаете из представленной статьи.
 


Напомним, что в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 № 610, Минтруд дает разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции министерства, в случаях, предусмотренных законодательством РФ. При этом мнение Минтруда по вопросам, содержащимся в письмах, не является разъяснением и нормативным правовым актам.
 


ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕПЛАНОВОЙ СПЕЦОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ РАБОТОДАТЕЛЯ

 
Зачастую на практике реорганизация связана с созданием новых рабочих мест. Правилами п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ) предусмотрено, что ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой СОУТ на указанных рабочих местах.
 
В Письме от 02.11.2016 № 15-1/ООГ-3847 Минтруд уточнил, что под вводом в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест следует понимать дату начала на этих рабочих местах штатного производственного процесса, который ранее работодателем не осуществлялся.
 
Вместе с тем при реорганизации проводить внеплановую СОУТ надо не всегда.
 
В Письме от 03.11.2016 № 15-1/ООГ-3913 Минтруд обратил внимание на норму ч. 3 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ, согласно которой внеплановую СОУТ можно не проводить при реорганизации работодателя или его структурных подразделений, сопровождающейся в том числе изменением штатного расписания, состава и наименований структурных подразделений, а также наименований рабочих мест и профессий (должностей) работников, занятых на данных рабочих местах, когда новые рабочие места не вводились, а условия труда на существующих рабочих местах не менялись.

 
 

 
Часть 3 ст. 17 Федерального закона № 426-ФЗ была введена Федеральным законом от 01.05.2016 № 136-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда"» и начала действовать с 01.05.2016.
 

Следует помнить, что организационные изменения у работодателя, связанные с реорганизацией, а также решение о непроведении внеплановой СОУТ должны быть приняты комиссией по проведению СОУТ и оформлены протоколом.

 
 

 
Работники, вновь принимаемые на работу, должны быть ознакомлены под подпись в карте специальной оценки условий труда с результатами ранее проведенной на их рабочих местах СОУТ и установленными компенсациями за работу во вредных (опасных) условиях труда.
 

СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ ВЫДАЧИ И УСТАНОВЛЕНИЕ СРОКА НОСКИ
ВЫДАВАЕМЫХ РАБОТНИКАМ СИЗ

 
Правилами ст. 221 ТК РФ закреплена обязанность работодателя на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, выдавать бесплатно работникам СИЗ, прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия. Выдача СИЗ производится согласно типовым нормам, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.
 
Требования к приобретению, выдаче, применению, хранению специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ и уходу за ними установлены Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н (далее – Правила).
 
Согласно п. 5 названных Правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи СИЗ и на основании результатов проведения СОУТ.
 
С учетом своего финансово-экономического положения работодатель имеет право устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (п. 6 и п. 7 Правил). При установлении таких норм следует учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
 
Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения СОУТ и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или другого уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договоры с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников СИЗ.
 
Кроме того, работодатель вправе заменять один вид СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.

 
 

 
Типовые нормы устанавливают минимальные требования к перечню СИЗ, выдаваемых работнику для защиты от вредных и опасных производственных факторов. Следует помнить, что не допускается выдача работникам СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, не в полном объеме.
 

Вопрос об установлении сроков использования СИЗ был рассмотрен в Письме Минтруда РФ от 02.11.2016 № 15-2/ООГ-3886. Минтруд указал на п. 14 Правил, согласно которому при выдаче работникам СИЗ работодатель руководствуется типовыми нормами (включающими в себя сроки выдачи СИЗ), соответствующими его виду деятельности. При этом специалисты ведомства отметили, что требования, связанные с продлением сроков носки СИЗ в зависимости от времени выполнения сотрудником работ, законодательством не предусмотрены.
 
Минтруд обратил внимание на п. 22 Правил, в силу которого СИЗ, возвращенные работниками по истечении сроков носки, но пригодные для дальнейшей эксплуатации, используются по назначению после проведения мероприятий по уходу за ними (стирки, чистки, дезинфекции, дегазации, дезактивации, обеспыливания, обезвреживания и ремонта).

 
 

 
Пригодность указанных СИЗ к дальнейшему использованию, необходимость проведения и состав мероприятий по уходу за ними, а также процент износа СИЗ устанавливаются уполномоченным работодателем должностным лицом или комиссией по охране труда организации (при наличии) и фиксируются в личной карточке учета выдачи СИЗ.
 

При этом срок носки указанных СИЗ не должен превышать срок хранения (для СИЗ, теряющих защитные свойства в процессе хранения) или годности, гарантийный срок, предусмотренные маркировкой, наносимой на упаковку изделия, а также эксплуатационной документацией к СИЗ.
 


ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕОЧЕРЕДНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА

 
Нормативным правовым актом, регулирующим вопросы порядка обучения по охране труда, является Постановление Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее – Порядок).
 
Внеочередная проверка знания требований охраны труда работников организаций независимо от срока проведения предыдущей проверки проводится, в частности, при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда (п. 3.3 Порядка). При этом проверяется знание только этих законодательных и нормативных правовых актов.

 
 

 
Объем и порядок проведения процедуры внеочередной проверки знания требований охраны труда определяются стороной, инициирующей ее проведение.
 

В Письме от 21.10.2016 № 15-2/ООГ-3728 Минтруд разъяснил, что порядок проведения внеочередной проверки знания требований охраны труда при введении новых или внесении изменений и дополнений в действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, содержащие требования охраны труда, а также перечень лиц, которые должны пройти данную проверку, могут быть определены локальным нормативным актом организации.
 
При этом Минтруд считает возможным прохождение работниками данной проверки в комиссии по проверке знания требований охраны труда самой организации.

 
 

 
В соответствии с п. 3.6 Порядка результаты проверки знания требований охраны труда работников организации оформляются протоколом по форме согласно приложению 1 к Порядку. Указанная норма распространяется в том числе на порядок оформления результатов внеочередной проверки знания требований охраны труда.
 

О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ РАБОТНИКАМ СМЫВАЮЩИХ И
ОБЕЗВРЕЖИВАЮЩИХ СРЕДСТВ

 
Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (далее – Типовые нормы) и Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (далее – Стандарт) утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н.

 
 

 
Выдаваемые работникам смывающие и (или) обезвреживающие средства должны пройти сертификацию или декларирование соответствия (п. 8 Стандарта).
 

Согласно п. 5 Стандарта смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с Типовыми нормами. Подбор и выдача указанных средств по общему правилу осуществляются с учетом результатов проведения СОУТ (п. 12 Стандарта).







 
В Письме от 29.04.2016 № 15-2/ООГ-1698 Минтруд разъяснил: если работник выполняет работы, включенные в Типовые нормы, ему должны быть выданы соответствующие смывающие и (или) обезвреживающие средства независимо от результатов проведения СОУТ. Кроме того, чиновники указали на недопустимость уменьшения работодателем норм выдачи работникам названных средств, установленных Типовыми нормами.

 

 
В Письме от 06.05.2016 № 15-2/ООГ-1752 Минтруд высказал мнение, согласно которому офисным работникам (бухгалтерам, экономистам и др.) выдавать смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010 № 1122н не требуется. Это обусловлено тем, что их работа не связана даже с легкосмываемыми загрязнениями.


 
В Письме от 30.08.2016 № 15-2/ООГ-3095 «О выдаче работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств» Минтруд напомнил, что согласно п. 20 Стандарта на работах, связанных с легкосмываемыми загрязнениями, работодатель имеет право не выдавать непосредственно работнику смывающие средства. Он обеспечивает постоянное наличие в санитарно-бытовых помещениях мыла или дозаторов с жидким смывающим веществом.
 
 

 
Исходя из требований п. 6 Стандарта отчетным периодом, в течение которого работники используют выданные им смывающие и (или) обезвреживающие средства, является один месяц. В этой связи указанные средства выдаются работникам в соответствии с Типовыми нормами на один месяц.
 

Так, в силу п. 23 Стандарта выдача работникам жидких смывающих и (или) обезвреживающих средств, расфасованных в упаковки емкостью более 250 мл, может осуществляться посредством применения дозирующих систем, которые размещаются в санитарно-бытовых помещениях. Пополнение или замена емкостей, содержащих смывающие и (или) обезвреживающие средства, осуществляется по мере расходования указанных средств.

 
 

 
Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств должна фиксироваться под подпись в личной карточке учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств, образец которой предусмотрен приложением к Стандарту (п. 24 Стандарта).
 

Итак, работодатель обязан (п. 13 Стандарта):

– составить перечень рабочих мест и поименный список работников, которым необходимо выдавать смывающие и (или) обезвреживающие средства;
– завести личную карточку учета выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств на каждого работника, указанного в поименном списке.
 
Также в этом Письме Минтруд в очередной раз высказал свое мнение по вопросу выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств офисным работникам. Позиция ведомства не изменилась: в данной ситуации выдача таких средств не требуется. Вместе с тем чиновники признали, что наличие мыла для данных работников обеспечивается в целях соблюдения правил личной гигиены в соответствии с требованиями санитарного законодательства.

 
 

 
В трудовом договоре с работником обязательно указываются нормы выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств (п. 9 Стандарта).
 

В Письме от 29.09.2016 № 15-2/ООГ-3452 Минтруд заметил, что в случае совмещения работником должностей, по которым предусмотрена бесплатная выдача смывающих и (или) обезвреживающих средств, определяющими факторами для выдачи данных средств являются наименование выполняемых работ и перечень производственных факторов на рабочем месте. При совмещении работником должностей и выполнении работ, для которых Типовыми нормами предусмотрен один и тот же вид смывающих средств, достаточно выдавать ему наибольшую норму указанных средств.
 
Нормы выдачи средств согласно Типовым нормам рассчитаны исходя из полной занятости работника. В этой связи, по мнению Минтруда, если работник принят на 0,5 ставки, ему положено выдать смывающие и (или) обезвреживающие средства в объеме 50 % средств, указанных в Типовых нормах (иными словами, выдача работнику таких средств, обозначенных в Типовых нормах, будет осуществляться один раз в два месяца).
 

 


Ответственность за своевременную и в полном объеме выдачу работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств в соответствии с Типовыми нормами, организацию контроля правильности их применения работниками, а также за хранение смывающих и (или) обезвреживающих средств возлагается на работодателя (его представителя).
 

В заключение перечислим выводы, к которым пришел Минтруд в своих Письмах:

– проведение внеплановой СОУТ при реорганизации работодателя необходимо только в том случае, если предусмотрен ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
– срок носки СИЗ не должен превышать срок хранения (для СИЗ, теряющих защитные свойства в процессе хранения) или годности, гарантийный срок, предусмотренные маркировкой, наносимой на упаковку изделия, а также эксплуатационной документацией к СИЗ;
– порядок проведения внеочередной проверки знания требований охраны труда при изменении законодательства, а также перечень лиц, которые должны пройти данную проверку, могут быть определены локальным нормативным актом организации;
– при совмещении работником должностей и выполнении работ, для которых предусмотрен один и тот же вид смывающих средств, достаточно производить выдачу средств по наибольшей норме;
– офисным работникам (бухгалтерам, экономистам и др.) выдавать смывающие и (или) обезвреживающие средства не требуется, так как их работа не связана даже с легкосмываемыми загрязнениями. При этом наличие мыла для данных работников обеспечивается в целях соблюдения правил личной гигиены в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
 
Д.М. Корсаков
 



Статья была включена в информационный банк СПС КонсультантПлюс.





 
Источник публикации: Корсаков Д.М. Минтруд разъясняет // Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 12. С. 55 – 62; электронные ресурсы: www.consultant.ru, www.audar-press.ru.