Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда

31 марта 2017 г.

Работодатель обязан так организовать трудовой процесс, чтобы исключить производственные факторы, способные оказать неблагоприятное воздействие на здоровье работников, или обеспечить снижение уровней их воздействия до значений социально допустимого риска. На основании ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.


 
Работодатель обязан так организовать трудовой процесс, чтобы исключить производственные факторы, способные оказать неблагоприятное воздействие на здоровье работников, или обеспечить снижение уровней их воздействия до значений социально допустимого риска. На основании ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
 

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 
Определение специальной оценки условий труда и правила ее проведения приведены в Федеральном законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» <СЗ РФ. 2013. № 52 (ч. I). ст. 6991> (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ). Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Порядок проведения специальной оценки условий труда определен положениями главы 2 Федерального закона № 426-ФЗ.

 


 
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.

 
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ (ч. 3 ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ) <см.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2014 г. № 599 «О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда, а также формирования и ведения реестра организаций, проводящих специальную оценку условий труда» // СЗ РФ. 2014. № 27. ст. 3780>.
 
Организации, аккредитованные в соответствии с Правилами аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия имеющихся на день вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 г. включительно (ч. 1 ст. 27).




 

Требования к организациям, проводящим специальную оценку условий труда, определены в ст. 19 указанного Федерального закона. В частности, в уставных документах такой организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указано проведение специальной оценки условий труда. В составе организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
 



 
Эксперт организации, проводящий специальную оценку, должен идентифицировать потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах (ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ). По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда (ч. 8 ст. 12 Федерального закона № 426-ФЗ).

 
Для выполнения этих обязанностей эксперт должен обладать определенными знаниями и навыками. Осуществление экспертом деятельности по проведению в ходе специальной оценки условий труда оценки уровня воздействия идентифицированных вредных и (или) опасных факторов на организм работника с учетом отклонения их фактических значений от соответствующих нормативов (гигиенических нормативов) обусловило необходимость установления особых требований к лицам, желающим осуществлять такую деятельность.
 
Положениями ст. 351.3 ТК РФ и законодательства о специальной оценке условий труда установлены особенности регулирования трудовых отношений с экспертами в сфере проведения специальной оценки условий труда. Под экспертами понимаются работники, прошедшие аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющие сертификат эксперта на право выполнения таких работ.

 
УСЛОВИЯ ДОПУСКА ЛИЦ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АЧЕСТВЕ ЭКСПЕРТА ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВОДЯЩЕЙ СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА
 

Условиями допуска лиц к трудовой деятельности в качестве эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, являются:
 
– прохождение аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда;
– наличие у таких лиц сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (ч. 1 ст. 351.3 ТК РФ и ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 426-ФЗ).

 


 
Аттестация на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдача в результате ее проведения сертификата эксперта и его аннулирование осуществляются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, то есть Министерством труда и социальной защиты РФ.
 

Порядок аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи и аннулирования сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, а также срок его действия определены Правилами аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 3 июля 2014 г. № 614 <СЗ РФ. 2014. № 28. ст. 4057>.
 
Перечень требований, которым должны соответствовать лица, претендующие на получение сертификата эксперта, закреплен в ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 426-ФЗ и воспроизведен в п. 2 Правил аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования (далее – Правила). В частности, они должны иметь высшее образование, дополнительное профессиональное образование, программа которого предусматривает изучение вопросов оценки условий труда в объеме не менее чем 72 часа, а также опыт практической работы в области оценки условий труда, в том числе в области аттестации рабочих мест по условиям труда, не менее трех лет.
 
Наличие высшего образования должно быть подтверждено соответствующими документами об образовании и квалификации. Так, наличие высшего образования – бакалавриата подтверждается дипломом бакалавра; высшего образования – специалитета – дипломом специалиста; высшего образования – магистратуры – дипломом магистра; высшего образования – подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки, – дипломом об окончании соответственно аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки (ч. 7 ст. 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» <СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1) ст. 7598.>).
 
Помимо экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна иметь в своем составе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям (п. 2 ч. 1 ст. 19 Федерального закона № 426-ФЗ). В связи с этим следует отметить, что врач по общей гигиене, врач по гигиене труда или врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, желающие получить статус эксперта, должны соответствовать требованиям, предъявляемым ко всем лицам, претендующим на получение сертификата эксперта, и содержащимся в ч. 3 ст. 20 Федерального закона № 426-ФЗ. Для получения сертификата эксперта они наравне с другими претендентами должны пройти аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.
 

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСПЕРТОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПРОВОДЯЩИХ
СПЕЦИАЛЬНУЮ ОЦЕНКУ УСЛОВИЙ ТРУДА

 

Для осуществления деятельности эксперта лицам, успешно прошедшим аттестацию и получившим сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, необходимо заключить трудовой договор с организацией, проводящей специальную оценку условий труда. Заключение трудового договора осуществляется по правилам главы 11 ТК РФ с учетом положений Федерального закона № 426-ФЗ.

 


 
При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу в качестве эксперта, наряду с документами, перечисленными в ст. 65 ТК РФ, в подтверждение наличия специальных знаний (специальной подготовки) и опыта работы должно представить работодателю сертификат эксперта, выданный по установленной форме.

 
Работодателю необходимо проверить подлинность сертификата и убедиться, что срок его действия не истек и он не был аннулирован по решению Минтруда России. Для этого необходимо обратиться к реестру экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда, в котором указываются: фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта; номер, дата выдачи сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта) и дата окончания срока действия сертификата эксперта (дубликата сертификата эксперта); область или области деятельности, в рамках которых эксперт может выполнять работы по проведению специальной оценки условий труда; дата аннулирования сертификата эксперта (ч. 5 ст. 21 Федерального закона № 426-ФЗ). Сведения в реестр экспертов вносятся Минтрудом России не позднее 10 рабочих дней со дня выдачи сертификата (его дубликата) или его аннулирования (п. п. 3, 4 приложения № 4 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. № 32н).
 



 
Так как условия труда эксперта определяются в организации не только трудовым договором, но и локальными нормативными актами, работодатель обязан при приеме на работу (до подписания трудового договора) ознакомить эксперта под расписку с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными актами, имеющими отношение к его трудовой функции (в частности, с должностной инструкцией). Если в организации заключен коллективный договор, работодатель должен ознакомить эксперта с его условиями (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

 
В соответствии с положениями Федерального закона № 426-ФЗ эксперт организации, проводящий специальную оценку, осуществляет следующие виды деятельности:
 
– дает работнику разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (п. 2 ч. 1 ст. 5);
– идентифицирует потенциально вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочих местах (ч. 2 ст. 10);
– определяет перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в ч. 6 ст. 10 Федерального закона № 426-ФЗ рабочих местах, в отношении которых идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется (ч. 7 ст. 10);
– осуществляет исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 3 ст. 12);
– вносит в комиссию по проведению специальной оценки условий труда представление о возможности использования при проведении специальной оценки условий труда результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации испытательной лабораторией (центром) (ч. 7 ст. 12);
– по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляет отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда (ч. 8 ст. 12);
– представляет в комиссию по проведению специальной оценки условий труда заключение о возможности снижения класса (подкласса) условий труда на одну степень в соответствии с Методикой снижения класса (подкласса) условий труда при применении работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда, эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в порядке, установленном соответствующим техническим регламентом, утвержденной Приказом Минтруда России от 5 декабря 2014 г. № 976н (ч. 6 ст. 14);
– определяет время выполнения каждой технологической операции при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами (ч. 4 ст. 16), а также совершает другие действия.






 
В ходе выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда экспертом организации, проводящей такую оценку, осуществляется идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах, то есть сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению». При несовпадении наименований имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных Классификатором, экспертом фиксируется в его заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.
 



 
Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией по проведению специальной оценки условий труда.

 
В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся. В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов. Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочем месте может создать угрозу для жизни работника, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
 
Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда, руководствуются в своей деятельности исключительно требованиями ТК РФ, Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих специальную оценку условий труда.

 

 
Одним из основных принципов деятельности экспертов является принцип независимости. В целях обеспечения независимости экспертов при осуществлении своей деятельности Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» устанавливает для них ряд ограничений.

 
В частности, эксперты не могут проводить специальную оценку условий труда, если они:
 
– являются учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда;
– состоят в близком родстве или свойстве (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с учредителями (участниками) юридических лиц (работодателей), на рабочих местах которых проводится специальная оценка условий труда, руководителями таких организаций, должностными лицами таких организаций, несущими ответственность за организацию и проведение специальной оценки условий труда (п. п. 5 и 6 ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 426-ФЗ).
 
Помимо этого, эксперты не вправе осуществлять действия, влекущие за собой возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта, то есть ситуации, при которых заинтересованность эксперта влияет либо может повлиять на результаты проведения специальной оценки условий труда (ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 426-ФЗ).
 
За нарушение установленного порядка проведения специальной оценки условий труда эксперты несут административную ответственность в соответствии со ст. 14.54 КоАП РФ как должностные лица организации, проводящей специальную оценку условий труда. В частности, на эксперта может быть наложен штраф за нарушение им порядка проведения специальной оценки условий труда в размере от 20 тысяч рублей до 30 тысяч рублей. Совершение правонарушения экспертом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет наложение административного штрафа в размере от 40 тысяч рублей до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 14.54 КоАП РФ).
 
 
Л.В. Серегина
 

Данный материал является главой 18 издания:





«Особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников: научно-практическое пособие» (авторы: Е.Г. Азарова, М.А. Бочарникова, Л.А. Егошина и др.; отв. ред. Т.Ю. Коршунова; М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2015. 400 с).

 
Материал включен в информационный банк СПС КонсультантПлюс.



 
Источник публикации: CПС КонсультантПлюс; электронный ресурс: www.consultant.ru.