Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Специальная оценка условий труда: проблемы соблюдения прав работников
26 сентября 2018 г.
Международно-правовые стандарты закрепляют права трудящихся на достойные (в т.ч. и безопасные) условия труда. Проходившая в октябре 2015 г. в Санкт-Петербурге Конференция Бюро МОТ еще раз отметила важность соблюдения работодателями условий безопасного труда работников и необходимость улучшения условий труда и условий охраны труда. Вопросам охраны труда посвящен ряд международно-правовых актов. Так, например, Конвенция МОТ №47 (1935) устанавливает 40-часовую рабочую неделю, Конвенция МОТ № 171 (1990) закрепляет требования по защите интересов работников при работе в ночное время, Конвенция МОТ № 14 (1921) о еженедельном отдыхе требует от работодателя обеспечивать работникам промышленных предприятий в течение каждых семи дней отдых, включающий не менее 24 последовательных часов. Конвенция МОТ № 132 (ратифицирована Российской Федерацией 1 июля 2010 года) гарантирует работникам ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее трех рабочих недель.
Международные акты, посвященные именно безопасности и гигиене труда, можно разделить на две группы: 1) акты, содержащие общие принципы правового регулирования охраны труда; 2) акты о защите от отдельных производственных рисков. Так, в Конвенции №155 о безопасности и гигиене в производственной среде отмечается, что цель национальной политики в данной сфере состоит в следующем - предупредить несчастные случаи и повреждение здоровья, возникающие в результате работы, в ходе ее или связанные с ней, сводя к минимуму, насколько это обоснованно и практически осуществимо, причины опасностей, свойственных производственной среде (ст. 4).
Конституция РФ (ст. 37) закрепляет право граждан на свободный выбор труда, на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда; право на отдых. В соответствии со ст. 212 ТК РФ на работодателя возлагается обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в т.ч. проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ вступил в силу с 1 января 2014 года и отменил действовавшие ранее правила о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда.
Новый Закон и ряд подзаконных актов, принятых в его развитие и обеспечение, содержат много новелл, которые невозможно осветить в рамках одной статьи. Остановимся лишь на некоторых положениях, которые могут существенно повлиять на соблюдение гарантий прав работников, предусмотренных трудовым законодательством.
Первый аспект связан с декларированием. В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона №426-ФЗ декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда подается работодателем в отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены. При этом под идентификацией в соответствии с разделом II Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 №33н, понимается процедура, которая включает в себя следующие этапы:
– выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
– сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов;
– принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов; оформление результатов идентификации.
Таким образом, например, несмотря на то что практически на всех рабочих местах может присутствовать такой фактор, как световая среда, на отдельных рабочих местах может быть: выявлен источник фактора и сам фактор; наименование фактора сопоставлено с Классификатором и имеет место совпадение наименования, но на основании результатов предыдущей оценки в рамках аттестации рабочих мест или производственного контроля принято решение не проводить измерение данного фактора в связи с отсутствием превышений.
При соблюдении вышеуказанных условий комиссией и экспертом по проведению специальной оценки условий труда признается тот факт, что производственные факторы на рабочем месте могут присутствовать, но они не носят потенциально вредного и (или) опасного характера, а значит, не нуждаются в идентификации и проведении соответствующих исследований (испытаний) и измерений. Следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 10 и частью 1 статьи 11 Федерального закона № 426-ФЗ условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, и работодателем подается декларация соответствия.
Кроме того, при формировании перечня рабочих мест, подлежащих декларированию соответствия, необходимо учитывать следующие аспекты:
– отсутствие случаев профессиональной заболеваемости и производственного травматизма;
– отсутствие жалоб или предложений работников по осуществлению идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на их рабочих местах;
– условия труда на рабочем месте по результатам предыдущей оценки отнесены к допустимым;
– отсутствие наименования профессии работника или видов выполняемых работ в списках, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости или предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
Ответственность за осуществление процедуры идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов несет эксперт, проводящий специальную оценку условий труда. Однако выполнение всех перечисленных требований в случае декларирования соответствия условий труда не является исчерпывающим с точки зрения практики. При принятии решения об отсутствии необходимости проведения измерений, руководствуясь только тем, что условия труда по ранее проведенной аттестации рабочих мест были признаны допустимыми, эксперт может столкнуться с проблемой нахождения фактического значения фактора на границе с гигиеническим нормативом.
Например, при нормативном значении шума в 80 дБА измеренное значение составило 80 дБА. В данном случае выполнение работником своих трудовых обязанностей в условиях максимально допустимого «шумового» значения может спровоцировать наступление у работника профессионального заболевания. Естественно, любой работодатель заинтересован в декларировании как можно большего количества рабочих мест как соответствующих нормативным требованиям. В связи с этим возможны и злоупотребления с его стороны. В данном случае ответственность за декларирование соответствия условий труда на рабочем месте несет работодатель.
Этот же случай послужит одним из оснований прекращения действия декларации соответствия условий труда согласно части 5 статьи 11 Федерального закона №426-ФЗ. При этом Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н предусмотрена возможность оформления документа сразу на несколько рабочих мест, условия труда на которых соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда. Работодатели стремятся перестраховаться и оформляют декларации соответствия отдельно для каждого рабочего места. Данный подход не противоречит действующему законодательству.
В тех случаях, когда рабочее место не отвечает требованиям соответствия и, следовательно, не может быть включено в декларацию, оно включается в перечень мест, подлежащих специальной оценке по условиям труда.
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также – вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ст. 3 Закона № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. Согласно ст. 147 ТК РФ доплата за вредные или опасные условия труда начинается с 3-го класса (подкласса 3.1). Если класс вредности по результатам СОУТ не предусматривает доплату (например, при классе 2), работник не может претендовать на доплату.
Минимальный размер доплаты – 4 % тарифной ставки или оклада, который может быть повышен отраслевым соглашением или коллективным договором. Предусмотренные законом компенсационные выплаты за вредность выплачиваются работникам в случае и с момента установления вредных факторов, воздействующих на работника. В настоящее время законодателем пересмотрены как сами факторы вредности и опасности, так и случаи предоставления тех или иных льгот и гарантий (дополнительный отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, доплата к тарифной ставке или окладу).
Например, работнику установили 2-й класс условий труда. Согласно статье 14 Закона № 426-ФЗ 2-й класс – допустимые условия труда. Это такие условия, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Если на рабочем месте работника проведена специальная оценка условий труда и по ее результатам класс вредности не предусматривает обязанности работодателя производить работнику доплату, то с точки зрения как трудового, так и налогового законодательства установление и выплата работнику компенсационных выплат за вредность не являются правомерными.
Но хочется напомнить, что систему стимулирующих выплат работодатель определяет сам в своих локальных документах, следовательно, он может предусмотреть надбавки, доплаты, коэффициенты за интенсивность, напряженность, тоннажность и т.д.
Например, в соответствии с Классификатором вредных факторов грузоподъемность автомобиля не влияет на установление класса вредности. Отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2014 – 2016 гг., заключенным 24 октября 2013 года, установлена возможность установления надбавок водителям за особые условия труда и интенсивность труда в размере до 24%; за классность водителям 1-го класса – 25 %, 2-го класса – 10 %; за многосменность – 20 % за работу в вечернюю смену и 40% - за работу в ночную смену. С учетом положений Отраслевого соглашения работодатели, на которых оно распространяется, разрабатывают локальные нормативные акты.
В судебной практике возникает немало спорных моментов относительно права на доплату за условия труда. Например, решение Верховного Суда РФ от 4 июня 2013 г. № АКПИ13-411 «О признании недействующим абзаца первого пункта 2 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 3 октября 1986 г. № 387/22-78 "Об утверждении Типового положения об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда"».
Гр-н Крапчинский А.А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать пункт 2 Постановления недействующим в части, не допускающей повышение оплаты труда на 4 процента тарифной ставки (оклада) работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не указанных в отраслевых перечнях работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда. Как указал заявитель, он работает фельдшером в учреждении здравоохранения и его рабочее место аттестовано с общей оценкой условий труда с классом 3.3, что свидетельствует о вредных условиях труда, характеризующихся такими уровнями факторов рабочей среды, воздействие которых приводит к развитию, как правило, профессиональных болезней легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в периоде трудовой деятельности, росту хронической (профессионально обусловленной) патологии.
Пункт 2 Постановления в оспариваемой части противоречит ст. 147, 219 Трудового кодекса РФ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. № 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее – Постановление от 20 ноября 2008 г. № 870) и нарушает право заявителя, занятого на работе с вредными условиями труда, на получение компенсации в виде повышения оплаты труда на 4 процента тарифной ставки (оклада). Крапчинскому А.А. было отказано в установлении доплаты в размере 4 процента тарифной ставки за работу во вредных условиях труда (решение Златоустовского городского суда Челябинской области). Согласно статье 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (части первая, вторая).
Каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 219 ТК РФ). Размеры компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Реализуя предоставленные ему федеральным законодателем полномочия, Правительство РФ приняло Постановление от 20 ноября 2008 г. № 870 (отменено 31 июля 2014 г.), которым установило работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест следующие компенсации: сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю в соответствии со ст. 92 ТК РФ; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск – не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда – не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда (пункт 1).
Правительство РФ поручило Министерству здравоохранения и социального развития РФ в 6-месячный срок после вступления в силу Постановления от 20 ноября 2008 г. № 870 установить в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (пункт 2).
Из вышесказанного следует, что действующее законодательство Российской Федерации признает основанием для предоставления компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, конкретные условия труда, определяемые по результатам аттестации рабочих мест, а не включение профессии, должности в какой-либо список или перечень производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на соответствующие компенсации. Указанный вывод подтвержден вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2013 г. по делу № АКПИ12-1570.
Учитывая, что согласно новому Классификатору вредных факторов многие факторы, ранее являвшиеся таковыми, перестали таковыми признаваться, некоторые работодатели принимают решение о проведении внеплановой спецоценки условий труда, хотя результаты прежней аттестации могли бы еще действовать. Результаты проведенной спецоценки могут оказаться двоякими: класс условий труда может остаться прежним, а может измениться (например, был 3.1, а стал 2). Могут и в соответствии с изменениями, внесенными в Трудовой кодекс РФ Законом № 421-ФЗ, быть уменьшены гарантии и компенсации работникам.
Например, в 2012 г. была проведена аттестация и установлен «вредный» класс условий труда – 3.1 (профессия слесарь-испытатель). В частности, по результатам оценки проведенных измерений производственных факторов были установлены следующие классы условий труда: по химическому фактору – 2-й класс, по шуму – 2-й класс, по общей вибрации – класс 2, по локальной вибрации – класс 2, по неионизирующему излучению – класс 2, по микроклимату – класс 2, по световой среде – «вредный» класс 3.1, по тяжести трудового процесса – класс 2, по напряженности трудового процесса – класс 2. В карте аттестации рабочего места в графе «Гарантии и компенсации» по результатам оценки условий труда был указан только дополнительный отпуск в размере 12 дней, основание – раздел XVI, пункт 124, Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденного Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума Всесоюзного центрального совета профессиональных союзов от 25 октября 1974 года № 298/П-22.
По итогам проведенной внеплановой специальной оценки условий труда условия труда работника не изменились, все идентифицированные вредные производственные факторы остались в том же классе и степени вредности, что и по результатам проведенной ранее аттестации, – «вредный» класс 3.1. Однако по новой редакции статьи 117 ТК РФ дополнительный отпуск предоставляется только с класса 3.2. Полагаем, что, поскольку условия труда не изменились, работнику положен дополнительный отпуск продолжительностью 12 рабочих дней (14 календарных).
Еще пример. Согласно указанному выше Постановлению врачам рентгеновских кабинетов должно предоставляться 18 рабочих дней дополнительного отпуска. За последние годы во многих случаях медицинскими организациями было приобретено новое оборудование, улучшены условия труда, и при проведении спецоценки на основании Методики проведения и согласно новому Классификатору на рабочих местах устанавливается 2-й класс условий труда или 3.1 класс. Как уже отмечалось, согласно ст. 117 ТК РФ право на дополнительный отпуск имеют лишь те работники, у которых на рабочем месте установлен класс вредности 3.2. Возникает вопрос: обязан работодатель в таком случае предоставлять дополнительный отпуск? Полагаем, что идеальный ответ дать достаточно трудно, поскольку законодатель по каким-то причинам не отменяет данные Списки. И правоприменители находятся в очень сложной ситуации. Возможен вариант, когда по результатам спецоценки вредных условий нет или они есть, но нет компенсаций за такой класс условий, а согласно Спискам право на дополнительный отпуск есть.
Некоторые специалисты придерживаются точки зрения, которая основана на учете даты поступления работника на работу: если работник поступил на работу после 1 января 2014 года, т.е. когда изменения в ТК РФ вступили в действие, то положения Списков на данных работников не распространяются. Полагаем, что трудно признать такую позицию «юридически чистой», поскольку ухудшаются права работников. Как показывают примеры судебной практики, здесь тоже не выработаны еще единые подходы.
Не менее важным является вопрос о том, что компенсации в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ предоставляются только в случае сохранения соответствующих условий труда. При этом критериями сохранения условий труда являются:
– итоговый класс (подкласс) условий труда на рабочем месте (в соответствии с требованием п. 19 раздела IV Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, «по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов экспертом осуществляется отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда»);
– совокупность факторов производственной среды и трудового процесса с установленными классами условий труда (в соответствии с требованием ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации под условиями труда понимается «совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника»).
Таким образом, если на рабочем месте по итогам проведения специальной оценки условий труда итоговый класс не изменился и при этом не изменилась оценка по отдельным факторам производственной среды и трудового процесса, работнику следует установить дополнительный отпуск и на основании требований ст. 147 Трудового кодекса РФ денежную компенсацию в размере не менее 4% тарифной ставки (оклада).
Необходимость предоставления компенсаций в порядке и на условиях, определенных ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ, может быть зафиксирована в локальных актах работодателя и должна быть отражена в трудовых договорах соответствующих работников на основании требований ст. 57 Трудового кодекса РФ.
На практике возникает также вопрос об учете в целях налогообложения прибыли расходов на оплату работникам, занятым на работах с опасными и (или) вредными условиями труда, по трудовым соглашениям, возникшим до 1 января 2014 г. В письме Минфина России от 12 мая 2015 года № 03-03-06/27132 даны следующие разъяснения.
Согласно п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса РФ). Статьей 255 Налогового кодекса РФ определено, что в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
Что касается дополнительного отпуска за условия труда, то согласно ст. 117 ТК РФ за работу во вредных или опасных условиях труда предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней, большая продолжительность может быть предусмотрена отраслевым соглашением или коллективным договором. Постановлением Госкомтруда от 25 октября 1974 года предусматривается предоставление дополнительного отпуска не только за условия труда, но и за занятие определенной должности или выполнение работы по определенной профессии (выше приведен пример по медицинским работникам рентгеновских кабинетов). Однако работодатели отказывают в предоставлении дополнительных отпусков работникам, чьи профессии хоть и предусмотрены в Списках, но по результатам спецоценки установлены классы вредности до 3.2.
Возможно ли предоставление дополнительного отпуска при 2-м классе условий труда, если согласен работодатель? Согласно части второй статьи 116 Трудового кодекса Российской Федерации «работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации».
Возникает вопрос об источниках оплаты таких отпусков. В соответствии с пунктом 24 статьи 270 Налогового кодекса при исчислении базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам. К расходам на оплату труда в целях налогообложения прибыли организаций относятся, в частности, начисления стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, в том числе за работу в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 255 Налогового кодекса РФ).
Требует особого внимания и вопрос о необходимости прохождения медосмотров по результатам проведенной спецоценки условий труда в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – Приказ № 302н).
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, а также порядок проведения таких осмотров определены этим Приказом. В соответствии с п. 19 раздела III приложения № 3 к Приказу № 302н прохождению обязательных периодических медицинских осмотров подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в Перечне факторов, а также вредных производственных факторов, которые по уровню своего воздействия отнесены к вредным и (или) опасным классам по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в установленном порядке.
Вместе с тем необходимо исходить из того, что право работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, на прохождение обязательных периодических медицинских осмотров закреплено в абз. 1 ст. 213 Трудового кодекса РФ: «Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний».
Кроме того, следует отметить, что согласно абз. 2 ст. 213 Трудового кодекса РФ обязательным периодическим медицинским осмотрам подлежат также работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей. Однако целью проведения таких медицинских осмотров является не охрана здоровья самих работников и предупреждение профессиональной заболеваемости, а охрана здоровья населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний, что является предметом регулирования санитарно-эпидемиологического законодательства, а не законодательства, регулирующего вопросы обеспечения права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Указанный вид медицинских осмотров проводится на основании требований Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и принятых в соответствии с ним подзаконных нормативных правовых актов.
Такие медицинские осмотры должны проводиться на рабочих местах работников в рамках санитарно-эпидемиологических требований и вне зависимости от класса условий труда, установленного по результатам специальной оценки условий труда. Таким образом, можно прийти к выводу о том, что проведение работодателем специальной оценки условий труда в целях соблюдения требований законодательства должно быть направлено на защиту здоровья работника и обеспечение реализации гарантий его прав и законных интересов.
д.ю.н., профессор кафедры трудового права УрГЮУ.
Данная публикация включена в информационный банк СПС КонсультантПлюс.
Источник публикации: Саликова Н.М. Специальная оценка условий труда: проблемы соблюдения прав работников // Бизнес, Менеджмент и Право. 2015. № 2. С. 121 – 127; электронный ресурс: www.consultant.ru.