Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Общественная палата РФ: СОУТ и реформирование охраны труда
21 июня 2017 г.
Фундамент экономики:
«О реформировании законодательства по охране труда говорили участники слушаний в Общественной палате РФ»
ПРОФСОЮЗЫ – ГЛАВНЫЕ НКО
Председатель комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Владимир СЛЕПАК открыл мероприятие словами о важности страхования для каждого человека:
– Краеугольным решением для нас стало выполнение поручения Владимира ПУТИНА по закону, который и стал главным регулятором, – это независимая оценка условий труда. По статистике Минтруда, за последние годы снижается травматизм и улучшаются условия труда, но назвать условия благополучными все еще нельзя. Все-таки продолжают происходить несчастные случаи на производстве. Есть поручение от президента РФ о стимулировании бизнеса, есть также международные нормы, которые показывают преимущество тех производств, где охрана труда стоит на первом месте.
Владимир СЛЕПАК отметил, что сегодня остро стоит вопрос вредного и аварийного производства, который необходимо вывести в отдельную тему. Также член ОП РФ обратил внимание на особую роль профсоюзов.
– Мы в палате постоянно говорили о приоритете НКО, но мы забывали, что сегодня самым старым и самым главным НКО России являются профсоюзы. Мне кажется, в этой сфере очень многое не сделано. Охрана труда – тот фундамент, на котором должна стоять наша экономика, – сказал Владимир СЛЕПАК.
СКИДКИ И НАДБАВКИ
С докладом выступил Андрей КОЛИН, генеральный директор общероссийской общественной организации «Всероссийское объединение специалистов по охране труда», член общественного совета при Министерстве труда РФ. Он напомнил, что приоритетом для Минтруда на 2017 год является реформирование системы социального страхования.
– Мы поддерживаем предложение проработать стандарт безопасности труда при оценке квалификации всех профессий. Не во всех стандартах есть упоминания об охране труда. Также считаем нужным стимулировать работодателей к улучшению условий труда за счет предоставления скидок и надбавок в действующей системе, – сказал Андрей КОЛИН.
Он сообщил, что в 2015 году около тысячи работодателей воспользовались скидкой на тарифы соцстраха, однако право на такую скидку имеют 62 тысячи руководителей, проводящих спецоценку и выполняющих требования по охране труда.
– Если скидка и надбавка будут назначаться не заявительным образом, а автоматически, то больше работодателей будут заинтересованы в проведении СОУТ, – отметил член рабочей группы при Минтруда.
Участникам «круглого стола» были представлены предложения по изменению методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Главная цель – введение системы мер по стимулированию работодателей к улучшению условий труда работников.
В существующей системе основным механизмом остаются штрафные санкции, отмечают авторы поправок. По их мнению, необходимо изменить подход, сделав упор на экономическую мотивацию, то есть снизить обязательные платежи в ФСС и Пенсионный фонд для организаций, выполняющих требования охраны труда. В проекте предлагается перейти от заявительного характера установления скидок к автоматическому. По предварительным расчетам ФСС, это более чем в 60 раз увеличит количество мотивированных работодателей.
«По действующему законодательству разница между рабочими местами, на которых СОУТ не проведена, и рабочими местами с вредными классами условий труда не учитывается. При расчете скидки (или надбавки) они одинаково влияют на итоговый результат. Таким образом, работодатель не мотивирован проводить СОУТ на рабочих местах с вредными условиями труда, так как они все равно не увеличивают скидку (или не уменьшают надбавку). Предлагается установить зависимость скидок и надбавок от класса вредных и опасных условий труда на рабочих места. В проекте закреплен принцип: чем безопаснее условия труда (ниже класс условий труда) – тем меньше тариф на обязательное соцстрахование», – отмечается в документе.
«ПРОВЕДЕМ СОУТ ДИСТАНЦИОННО…»
Теоретически все верно: работодателя мотивируют снижать класс условий труда и получать за это скидки. Только на практике класс снижается зачастую не за счет исправления ситуации на рабочих местах, а за счет недобросовестной спецоценки и сокращения списка вредных факторов, учитываемых при проведении СОУТ. На это обратил внимание в своем выступлении член Общественной палаты РФ, председатель Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности Иван МОХНАЧУК.
– Говоря о спецоценке условий труда, мы неправильно определили направление движения. Нужно понять, откуда появился закон о СОУТ. Вернуться назад, когда Дмитрий МЕДВЕДЕВ, будучи президентом, поставил задачу модернизации производства, и государство начало делать определенные шаги к тому, чтобы принудить работодателей улучшать условия труда. Был придуман закон о спецоценке. Ни в одной стране мира подобного закона нет. Мы родили этого ребенка, теперь не знаем, что с ним делать и куда его пристроить, – сказал МОХНАЧУК.
По его мнению, предлагать скидки для работодателей лишь за то, что они провели спецоценку и при этом ничего не сделали для улучшений условий труда, в корне неверно:
– Работодатели должны платить увеличенные платежи взносов в Пенсионный фонд, потому что люди, работающие во вредных условиях труда, уходят раньше на пенсию. Но вместо того, чтобы вкладывать средства в развитие производства, руководители обрезают методику, по которой проводится спецоценка, убирают оттуда некие вредные факторы либо поднимают параметры вредных факторов до максимальных значений. В итоге спецоценку проводят – и вредных факторов нет, платить ничего не надо. Что касается скидок за проведение спецоценки – это утопия. Если у тебя есть вредные факторы – плати повышенный взнос. Это было бы стимулом для работодателей заниматься модернизацией производства, – подчеркнул глава Росуглепрофа.
Он привел пример: у шахтеров при спецоценке исключили из вредных факторов отсутствие естественного освещения, что является, по мнению МОХНАЧУКА, преступлением против людей, работающих под землей.
А реплика одного из участников дискуссии: «Видел в интернете объявление: “Проведем спецоценку условий труда дистанционно”. Работодатель проведет такую спецоценку и после этого еще получит скидку от Фонда соцстраха?» – не нуждалась в комментариях. ФНПР неоднократно и на разных площадках заявляла, что по действующей методике СОУТ часть рабочих мест, действительно вредных для здоровья трудящихся, не признается таковыми, и это позволяет законно сокращать количество получателей досрочной пенсии «по вредности» и число социальных льгот.
ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
Руководитель Департамента страхования профессиональных рисков Фонда социального страхования РФ Игорь БАРАНОВСКИЙ выступил со своими предложениями:
– 9,6 млн людей работают на вредном производстве. Основа социального страхования – это профилактика. При этом надо учитывать, что невозможно поставить отдельного работника следить за каждым действием рабочего процесса. Поэтому предлагаем ввести видеоконтроль. Таким образом, работник почувствует ответственность не только за свою жизнь, но и за жизнь коллег.
Схема приведена по докладу главы департамента страхования профессиональных рисков
ФСС РФ Игоря Барановского
Игорь БАРАНОВСКИЙ считает, что для улучшения ситуации необходимо предпринимать предупредительные меры:
– Фонд социального страхования на предупредительные меры направляет до 20 % тех страховых взносов, которые выплачивает работодатель в фонд. Так, предприятиям металлургической и нефтегазовой промышленности на предупредительные меры за год отчисляется больше 100 млн рублей. Сегодня все зависит от того, куда работодатель направляет эти средства, – подчеркнул представитель ФСС.
По его словам, на обучение по теме охраны труда направляется всего 1% средств, 40 % идет на средства индивидуальной защиты, 24 % – на периодические медицинские осмотры.
– Мы не против этого, но давайте договоримся, что есть общественный контроль, есть профсоюзный контроль, который должен определять, что главнее сегодня для предприятия. Я считаю, что на плане финансирования предупредительных мер должна быть виза председателя профсоюзного комитета, – отметил Игорь БАРАНОВСКИЙ.
Участники дискуссии внесли предложения и по изменению закона «О независимой оценке квалификации». В частности, рекомендуется добавить такие критерии, как оценка навыков безопасных приемов и методов выполнения работ, оценка умений работника по соблюдению требований охраны труда и использованию средств индивидуальной защиты.
– Обучение – один из главных критериев, который влияет на профилактику и состояние травматизма и профзаболеваний, – подчеркнул президент Общероссийской общественной организации «Всероссийское объединение специалистов по охране труда» Валентин МЕДВЕДЕВ. Владимир СЛЕПАК в дополнение отметил, что не хватает образовательных программ и тренажеров, которые можно было бы систематически внедрять для новых рабочих.
Заместитель директора департамента развития социального страхования Министерства труда и социальной защиты РФ Илья БРОДКИН резюмировал, что главная задача реформирования законодательства по охране труда состоит в предупреждении страховых случаев. Все предложения и замечания, в том числе от региональных общественных палат, будут переданы для дальнейшего обсуждения в Министерство труда и социальной защиты.
Автор:
Елена Мелик-Шахназарова