Новости
10 декабря 2024 г.
Работодатель обратился в Федеральную службу по труду и занятости за разъяснениями. У работника на рабочем месте установлены вредные условия труда, и поэтому предусмотрен дополнительный...
Публикации
6 декабря 2024 г.
В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...
В соответствии...
Законодательство
22 ноября 2024 г.
Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»...
Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...
Статистика
16 декабря 2024 г.
Снижение производственного травматизма – задача каждого работодателя
Предупреждение производственного травматизма является одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда. В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от...
Специальная оценка условий труда: официальные разъяснения
11 декабря 2020 г.
Сегодня мы познакомимся с официальными разъяснениями экспертов органов исполнительной власти по вопросам проведения электронных аукционов для государственных и муниципальных закупок услуг по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ), декларирования условий труда, проведения СОУТ на аналогичных рабочих местах, оценки условий труда офисных работников, об особенностях обязательное пенсионное страхование работников по результатам СОУТ, а также по другим вопросам, связанным с влиянием результатов оценки условий труда на правоотношения работников и работодателей.
Специальная оценка условий труда: официальные разъяснения
Сегодня мы познакомимся с официальными разъяснениями экспертов органов исполнительной власти по вопросам проведения электронных аукционов для государственных и муниципальных закупок услуг по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ), декларирования условий труда, проведения СОУТ на аналогичных рабочих местах, оценки условий труда офисных работников, об особенностях обязательного пенсионного страхования работников по результатам СОУТ, а также по другим вопросам, связанным с влиянием результатов оценки условий труда на правоотношения работников и работодателей.
Специальная оценка условий труда — это обязательная процедура, которая проводится, прежде всего, для улучшения условий труда работников, установления или отмены им гарантий и компенсаций, предусмотренных действующим трудовым законодательством.
ЭЛЕКТРОННЫЕ АУКЦИОНЫ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК УСЛУГ ПО ПРОВЕДЕНИЮ СОУТ
Работодатель не должен устанавливать дополнительных требований к потенциальным исполнителям сверх установленных законодательством, которые могут привести к ограничению участников аукциона.
— Какие требования может предъявить работодатель, являющийся государственным или муниципальным бюджетным учреждением, к участникам электронного аукциона для осуществления закупок услуг по проведению СОУТ?
— Отношения между заказчиками и исполнителями в связи с проведением СОУТ регулируются Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Закон № 426-ФЗ). В соответствии с номами статьи 212 Трудового кодекса РФ и пункта 1 статьи 8 Закона № 426-ФЗ соответствующие обязанности по организации и финансированию проведения СОУТ возлагаются на работодателя.
Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2014 года №599 были утверждены Правила допуска организаций к деятельности по проведению СОУТ, их регистрации в официальном реестре организаций, проводящих СОУТ, приостановления и прекращения деятельности по проведению СОУТ, а также формирования и ведениявышеуказанного реестра организаций, проводящих СОУТ. Реестр организаций (экспертов), имеющих право проводить СОУТ, приведен на сайте: http://akot.rosmintrud.ru/sout/organizations.
Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н утверждена методика проведения СОУТ.
Эксперты Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России в Письме от 21 апреля 2017 года № ОГ-Д28-4679 разъяснили порядок применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ) для целей, связанных с осуществлением закупок услуг по проведению СОУТ.
Частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлен порядок, в соответствии с которым заказчик должен установить единые требования к участникам закупки. Статья 64 Закона № 44-ФЗ содержит нормы, устанавливающие требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, а также инструкцию по заполнению данной заявки. Работодателю запрещается установление требований, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с положениями части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы:
— документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов;
— декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе может быть признана не соответствующей установленным требованиямдокументации о проведении такого аукциона, в случаях, если:
— участником аукциона не были представлены документы и информация, предусмотренная пунктами 1,3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ (в том числе, если вышеуказанные документы и информация не соответствуют требованиям, установленным документацией к аукциону; и (или) содержат недостоверную информацию об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок);
— участник аукциона не соответствует требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Организатор аукциона должен иметь в виду, что не допускается принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ СОУТ проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, должна соответствовать следующим требованиям:
— иметь в уставных документах указание на то, что основным видом деятельности (одним из видов деятельности) является проведение СОУТ;
— иметь в штате не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и обладающих сертификатами экспертов на право выполнения работ по СОУТ, в том числе, не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
— иметь в качестве структурного подразделения официально аккредитованнуюиспытательную лабораторию (центр), областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Проведение закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд на оказание услуг по проведению СОУТ необходимо осуществлять в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, в том числе с формированием, утверждением и ведением планов закупок и плана-графика закупок.
Частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ установлен порядок, в соответствии с которым заказчик должен установить единые требования к участникам закупки. Статья 64 Закона № 44-ФЗ содержит нормы, устанавливающие требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона № 44-ФЗ, а также инструкцию по заполнению данной заявки. Работодателю запрещается установление требований, которые могут повлечь за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с положениями части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, следующие документы:
— документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона № 44-ФЗ, или копии этих документов;
— декларацию о соответствии участника аукциона требованиям, установленным пунктами 3-9 части 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе может быть признана не соответствующей установленным требованиямдокументации о проведении такого аукциона, в случаях, если:
— участником аукциона не были представлены документы и информация, предусмотренная пунктами 1,3-5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ (в том числе, если вышеуказанные документы и информация не соответствуют требованиям, установленным документацией к аукциону; и (или) содержат недостоверную информацию об участнике аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок);
— участник аукциона не соответствует требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона № 44-ФЗ.
Организатор аукциона должен иметь в виду, что не допускается принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона № 44-ФЗ.
В соответствии с частями 2, 4 статьи 8 Закона № 426-ФЗ СОУТ проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 Закона № 426-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона № 426-ФЗ организация, проводящая СОУТ, должна соответствовать следующим требованиям:
— иметь в уставных документах указание на то, что основным видом деятельности (одним из видов деятельности) является проведение СОУТ;
— иметь в штате не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и обладающих сертификатами экспертов на право выполнения работ по СОУТ, в том числе, не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей — общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования;
— иметь в качестве структурного подразделения официально аккредитованнуюиспытательную лабораторию (центр), областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Проведение закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд на оказание услуг по проведению СОУТ необходимо осуществлять в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, в том числе с формированием, утверждением и ведением планов закупок и плана-графика закупок.
ПРОЦЕДУРА ДЕКЛАРИРОВАНИЯ УСЛОВИЙ ТРУДА
Декларирование осуществляется работодателем самостоятельно после проведения специальной оценки условий труда и утверждения отчета о результатах ее проведения.
— Каков порядок декларирования соответствия условий на рабочих местах требованиям охраны труда?
— Эксперты Департамента условий и охраны труда Минтруда России в ответ на запрос работодателя в Письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 9 декабря 2016 года № 15-1/ООГ-4349 отметили, что подача деклараций соответствия условий труда на рабочих местах государственным нормативным требованиям охраны труда является обязанностью работодателя. Данная процедура осуществляется организациями и предпринимателями, являющимися работодателями, самостоятельно после проведения СОУТ и утверждения отчета о ее результатах.
Сведения о поданных декларациях содержатся в соответствующем реестре, размещенном в открытом доступе на официальном сайте Роструда: https://declaration.rostrud.ru.
В соответствии с требованиями пункта 7 Порядка подачи декларации, утвержденного Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 года № 80н, основанием для отказа в приеме декларации является ее несоответствие установленной форме. Также важно помнить, что в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ заключения эксперта аттестующей организации обязательно включаются в отчет о результатах проведения СОУТ.
Сведения о поданных декларациях содержатся в соответствующем реестре, размещенном в открытом доступе на официальном сайте Роструда: https://declaration.rostrud.ru.
В соответствии с требованиями пункта 7 Порядка подачи декларации, утвержденного Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 года № 80н, основанием для отказа в приеме декларации является ее несоответствие установленной форме. Также важно помнить, что в соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 15 Закона № 426-ФЗ заключения эксперта аттестующей организации обязательно включаются в отчет о результатах проведения СОУТ.
— Каковы особенности заполнения строки 040 карты специальной оценки условий труда?
— к Приказу Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелыхработах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»при совпадении наименования профессии (должности) работника или выполняемой им работы, указанной в приложении № 2 к данному приказу, с аналогичными сведениями в карте СОУТ.
Аналогично отражается ссылка в соответствующей графе карты СОУТ при наличии основания для указания в строке 040 сведений о праве работника на досрочное назначение страховой пенсии, когда на рабочем месте работника имеются вредные (опасных) условий труда, исовпадает наименование профессии (должности) работника профессии, которая прямо указана в Списке № 1 или № 2.
Аналогично отражается ссылка в соответствующей графе карты СОУТ при наличии основания для указания в строке 040 сведений о праве работника на досрочное назначение страховой пенсии, когда на рабочем месте работника имеются вредные (опасных) условий труда, исовпадает наименование профессии (должности) работника профессии, которая прямо указана в Списке № 1 или № 2.
ПРОВЕДЕНИЕ СОУТ НА АНАЛОГИЧНЫХ РАБОЧИХ МЕСТАХ
Состав и характеристики рабочих мест, относящихся к аналогичным, определяется комиссией по проведению СОУТ.
— Оказывает ли влияние на результаты проведения СОУТ количество работников, занятых на аналогичных рабочих местах?
— Эксперты Департамента условий и охраны труда Минтруда России в Письме от 8 августа 2017 года № 15-1/ООГ-2214 разъяснили, что объектом проведения СОУТ является непосредственно рабочее место. Поэтому количество работников, занятых на рабочем месте, не является определяющим припроведении оценки условий труда.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона № 426-ФЗ комиссия по проведению СОУТ у работодателя до начала проведения оценки утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ.
В перечне указываются аналогичные рабочие места. Они подлежат включению в разделы II и IV формы отчета о результатах проведения СОУТ. При этом должны учитываться такие характеристики, как, в частности, возможность включения данных рабочих мест в состав рабочих мест с территориально меняющимися рабочими зонами в соответствии с частью 4 статьи 16 Закона № 426-ФЗ. Состав рабочих мест и их характеристик, в том числе в целях отнесения к аналогичным, осуществляется комиссией по проведению СОУТ.
В соответствии с частью 5 статьи 9 Закона № 426-ФЗ комиссия по проведению СОУТ у работодателя до начала проведения оценки утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ.
В перечне указываются аналогичные рабочие места. Они подлежат включению в разделы II и IV формы отчета о результатах проведения СОУТ. При этом должны учитываться такие характеристики, как, в частности, возможность включения данных рабочих мест в состав рабочих мест с территориально меняющимися рабочими зонами в соответствии с частью 4 статьи 16 Закона № 426-ФЗ. Состав рабочих мест и их характеристик, в том числе в целях отнесения к аналогичным, осуществляется комиссией по проведению СОУТ.
— Разрешается ли для целей проведения СОУТ на рабочих местах использовать результаты проведенного ранее производственного контроля?
— В соответствии с положениями части 7 статьи 12 Закона № 426-ФЗ работодатель при проведении СОУТ может предоставить экспертам, осуществляющим оценку, результаты проведенных ранее исследований (испытаний) и измерений, проведенных в рамках производственного контроля не ранее чем за 6 месяцевдо проведения СОУТ. Данный срок следует отсчитывать с даты утверждения результатов производственного контроля условий труда до даты принятия соответствующего решения комиссией по проведению СОУТ.Решение о возможности использования результатов производственного контроля условий труда при проведении СОУТ принимается большинством голосов членов комиссии по проведению СОУТ с оформлением соответствующего протокола.
Особое мнение членов комиссии,не согласных с таковым решением, обязательно вносится в протокол. Мнения экспертов, проводящих СОУТ и не входящих в состав комиссии по проведению СОУТ на рабочих местах работодателя, в соответствии сположениями части 2 статьи 9 Закона № 426-ФЗ могут не учитываться.
Особое мнение членов комиссии,не согласных с таковым решением, обязательно вносится в протокол. Мнения экспертов, проводящих СОУТ и не входящих в состав комиссии по проведению СОУТ на рабочих местах работодателя, в соответствии сположениями части 2 статьи 9 Закона № 426-ФЗ могут не учитываться.
УСЛОВИЯ ТРУДА ОФИСНОГО РАБОЧЕГО МЕСТА
Соблюдение норм освещения рабочей поверхности рабочего места пользователя компьютера снижает риск возникновения профессиональных заболеваний работника.
— Какие существуют особенности учета показателей световой среды и электромагнитных излучений от персональных компьютеров при проведении СОУТ?
— При проведении оценки условий труда на компьютерных рабочих местах особое внимание уделяется юридическому статусу применяемых экспертами методик измерений факторов рабочей среды и трудового процесса. Эксперты Департамента охраны и условий труда Минтруда России в Письме от 17 декабря 2015 года № 15-1/ООГ-4372 отметили, что в процессе разработки и принятии Закона № 426-ФЗ и изданной в развитие его положений Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н (далее — Методика № 33н), активно привлекались стороны социального партнерства — объединения профсоюзов, работодателей, а также заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, в том числе Роспотребнадзор.
При разработке и государственной регистрации в Минюсте России нормативных правовых актов Минтруда России, издаваемых в развитие положений Закона № 426-ФЗ и Методики № 33н, учитывались требования Минюста России о недопустимости ссылок и отсылочных норм на нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, к числу которых относится «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05», утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 года. Поэтому в Методике № 33н в качестве отсылочных норм использованы ссылки только на нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, в том числе утвержденные Роспотребнадзором санитарные правила и нормы, а также отдельные гигиенические нормативы.
Предусмотренный Методикой № 33н порядок установления класса (подкласса) условий труда по показателям световой среды максимально гармонизирован с международными нормами, согласно которым нормируется освещенность в зоне выполнения задач и в зоне непосредственного окружения (освещенность рабочей поверхности), которая не зависит ни от систем освещения, ни от источников света, а определяется типом рабочих мест. Поэтому эксперты Минтруда России обратили внимание на то, вместо количественных показателей пульсации освещенности и естественного освещения в помещениях с длительным пребыванием людей не допускается наличие пульсации освещенности и возникновения стробоскопического эффекта, а дневное освещение может заменять полное или частичное освещение на рабочем месте и не должно создавать блескость.
Отечественная практика применения международных норм, а также результаты исследований специалистов центров профпатологии показывает, что соблюдение принятых за рубежом норм освещения, основанных на нормировании показателей освещенности рабочей поверхности, не приводит к возникновению профессиональных заболеваний, обусловленных влиянием фактора воздействия световой среды. Поэтому международный опыт и предлагаемые международными нормами подходы к нормированию условий труда по показателям световой среды были реализованы в Методике № 33н в части обязательного учета блескости и пульсации освещенности при формировании перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда по результатам проведения СОУТ.
Также в разъяснении Минтруда России рассмотрен вопрос онеобходимости применения для целей СОУТ положений действующегов настоящее время СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».В частностиСанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 при проведении СОУТ не применяется, поскольку в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года№ 768, наличие сертификата соответствия требованиям указанного технического регламента у персональных компьютеров и подключаемого к ним низковольтного оборудования является достаточным условием подтверждения их безопасности для пользователя в условиях эксплуатации.
При разработке и государственной регистрации в Минюсте России нормативных правовых актов Минтруда России, издаваемых в развитие положений Закона № 426-ФЗ и Методики № 33н, учитывались требования Минюста России о недопустимости ссылок и отсылочных норм на нормативные акты, не прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, к числу которых относится «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Руководство Р 2.2.2006-05», утвержденное Главным государственным санитарным врачом РФ 29 июля 2005 года. Поэтому в Методике № 33н в качестве отсылочных норм использованы ссылки только на нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте России, в том числе утвержденные Роспотребнадзором санитарные правила и нормы, а также отдельные гигиенические нормативы.
Предусмотренный Методикой № 33н порядок установления класса (подкласса) условий труда по показателям световой среды максимально гармонизирован с международными нормами, согласно которым нормируется освещенность в зоне выполнения задач и в зоне непосредственного окружения (освещенность рабочей поверхности), которая не зависит ни от систем освещения, ни от источников света, а определяется типом рабочих мест. Поэтому эксперты Минтруда России обратили внимание на то, вместо количественных показателей пульсации освещенности и естественного освещения в помещениях с длительным пребыванием людей не допускается наличие пульсации освещенности и возникновения стробоскопического эффекта, а дневное освещение может заменять полное или частичное освещение на рабочем месте и не должно создавать блескость.
Отечественная практика применения международных норм, а также результаты исследований специалистов центров профпатологии показывает, что соблюдение принятых за рубежом норм освещения, основанных на нормировании показателей освещенности рабочей поверхности, не приводит к возникновению профессиональных заболеваний, обусловленных влиянием фактора воздействия световой среды. Поэтому международный опыт и предлагаемые международными нормами подходы к нормированию условий труда по показателям световой среды были реализованы в Методике № 33н в части обязательного учета блескости и пульсации освещенности при формировании перечня рекомендуемых мероприятий по улучшению условий труда по результатам проведения СОУТ.
Также в разъяснении Минтруда России рассмотрен вопрос онеобходимости применения для целей СОУТ положений действующегов настоящее время СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы».В частностиСанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 при проведении СОУТ не применяется, поскольку в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования», утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 года№ 768, наличие сертификата соответствия требованиям указанного технического регламента у персональных компьютеров и подключаемого к ним низковольтного оборудования является достаточным условием подтверждения их безопасности для пользователя в условиях эксплуатации.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ РАБОТНИКОВ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОУТ
Проведение СОУТ и соответствующее установление итогового класса условий труда оказывает влияние на размер начисляемых страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и иные выплаты, производимые в пользу данного работника.
— Какие имеются особенности применения дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из результатов СОУТ на рабочем месте работника?
— Эксперты Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России в Письме от 24 марта 2017 года № 03-15-06/17278 разъяснили особенности применения дополнительных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленных статьей 428 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ), исходя из результатов специальной оценки условий труда, сообщает следующее.
В соответствии с нормами пункта 3 статьи 428 НК РФ предусмотренные дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и иные выплаты, в отношении работников, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ), применяются в зависимости от установленного по результатам СОУТ класса условий труда.
Если по результатам СОУТ в отношении рабочего места физического лица, занятого на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, установлен итоговый класс условий труда допустимый (подкласс 2), то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются (тариф — 0,0 %). Если для таких работников по результатам СОУТ был установлен итоговый класс условий труда вредный (подкласс 3.1), то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются по дополнительному тарифу в размере 2,0 % процента.
Если работник не занят на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам СОУТ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются. При отсутствии результатов СОУТ на выплаты данных категорий работников страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно пунктами 1 или 2 статьи 428 НК РФ — 9% или 6%.
В соответствии с нормами пункта 3 статьи 428 НК РФ предусмотренные дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и иные выплаты, в отношении работников, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ), применяются в зависимости от установленного по результатам СОУТ класса условий труда.
Если по результатам СОУТ в отношении рабочего места физического лица, занятого на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, установлен итоговый класс условий труда допустимый (подкласс 2), то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются (тариф — 0,0 %). Если для таких работников по результатам СОУТ был установлен итоговый класс условий труда вредный (подкласс 3.1), то страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, начисляются по дополнительному тарифу в размере 2,0 % процента.
Если работник не занят на видах работ с особыми условиями труда, поименованных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ, то независимо от класса условий труда, установленного в отношении его рабочего места по результатам СОУТ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, не начисляются. При отсутствии результатов СОУТ на выплаты данных категорий работников страховые взносы начисляются по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно пунктами 1 или 2 статьи 428 НК РФ — 9% или 6%.
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И УСЛОВИЯ ТРУДА
Гарантии и компенсации работникам за работу во вредных и (или) опасных условиях труда устанавливаются в день вступления в силу результатов специальной оценки условий труда.
— Каков порядок внесения изменений в трудовой договор работника по результатам проведения СОУТ?
— Эксперты Департамента условий и охраны труда Минтруда России в Письме от 14 июля 2016 года №15-1/ООГ-2516 разъяснили порядок применения отдельных положений трудового законодательства, связанных с особенностями оформления трудовых отношений между работодателями и работниками в зависимости от условий труда.
В соответствии с нормами статьи 57 Трудового кодекса РФ в трудовой договор обязательно должны включаться характеристики условий труда, признаваемые вредными и (или) опасными, необходимые для определения соответствующих гарантий и компенсаций.
Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором СОУТ не проводилась, то до проведения СОУТ в трудовом договоре с работником, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).После окончания СОУТ трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями о классе (подклассе) условий труда, а также полагающихся гарантиях и компенсациях.
В соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Изменения условий трудового договора, оформляемые дополнительным соглашением к трудовому договору, возможны не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
Уведомление работника об изменении условий трудового договора не является письменным ознакомлением работника с результатами СОУТ. Поэтому работник должен быть ознакомлен под роспись с картой СОУТ на его рабочем месте. Установление работникам гарантий (компенсаций) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам проведения СОУТ производится начиная со дня вступления в силу соответствующих результатов проведения СОУТ (с момента утверждения отчета о проведении СОУТ).
Работодатель имеет право до проведения СОУТ в рамках трехстороннего взаимодействия с социальными партнерами и работником определить возможность установления компенсаций вредных (опасных) факторов при их последующем выявлении по результатам СОУТ.
В соответствии с нормами статьи 57 Трудового кодекса РФ в трудовой договор обязательно должны включаться характеристики условий труда, признаваемые вредными и (или) опасными, необходимые для определения соответствующих гарантий и компенсаций.
Если работник принимается на вновь организованное рабочее место, на котором СОУТ не проводилась, то до проведения СОУТ в трудовом договоре с работником, принимаемым на такое рабочее место, могут быть указаны общие характеристики рабочего места (описание рабочего места, используемое оборудование и особенности работы с ним).После окончания СОУТ трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями о классе (подклассе) условий труда, а также полагающихся гарантиях и компенсациях.
В соответствии со статьей 74 ТК РФ в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее чем за два месяца. Изменения условий трудового договора, оформляемые дополнительным соглашением к трудовому договору, возможны не ранее двух месяцев со дня утверждения отчета о проведении СОУТ.
Уведомление работника об изменении условий трудового договора не является письменным ознакомлением работника с результатами СОУТ. Поэтому работник должен быть ознакомлен под роспись с картой СОУТ на его рабочем месте. Установление работникам гарантий (компенсаций) за работу во вредных и (или) опасных условиях труда по результатам проведения СОУТ производится начиная со дня вступления в силу соответствующих результатов проведения СОУТ (с момента утверждения отчета о проведении СОУТ).
Работодатель имеет право до проведения СОУТ в рамках трехстороннего взаимодействия с социальными партнерами и работником определить возможность установления компенсаций вредных (опасных) факторов при их последующем выявлении по результатам СОУТ.