Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

28 июня 2024 г.

Порядок бесплатной выдачи работникам смывающих средств

Нормы выдачи смывающих средств работодатель разрабатывает на основе Единых типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденных Приказом Минтруда России от...

Публикации

15 июля 2024 г.

Средства индивидуальной защиты: Роструд разъясняет

В Федеральную службу по труду и занятости поступил запрос с просьбой разъяснить, насколько правомерно продление срока ношения средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), возвращенных работниками...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

4 июля 2024 г.

Проект Методики оценки вклада вредных и опасных условий труда на предыдущих местах работы в развитие хронических профзаболеваний

Минздравом России разработан проект ведомственного Приказа «Об утверждении Методики оценки вклада периодов работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы» (далее –...

Решение Центрального районного суда г. Омска о признании предписания ГИТ законным и обоснованным

11 декабря 2012 г.

 
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 сентября 2010 года                                                     город Омск


Центральный районный суд города Омска в составе судьи Башкатовой Е.Ю. при секретаре Тимофеевой М.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ООО «Инмарко» о признании незаконным в части Предписания Государственной инспекции труда в Омской области от 17 августа 2010 года №,

УСТАНОВИЛ:
 
ООО «Инмарко» обратилось в суд с названным заявлением, в обоснование требований указав, что в связи с обращением аккумуляторщиков ООО «Инмарко» в Государственную инспекцию труда по вопросу не предоставления им дополнительных дней отпуска, государственным инспектором труда ФИО2 была проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом трудового законодательства. По результатам проверки составлен Акт № от 17.08.2010 года и Предписание № от 17.08.2010. Государственный инспектор труда предлагает ООО «Инмарко» в срок до 26 августа 2010 года пункт 6 трудовых договоров с аккумуляторщиками привести в соответствие с материалами аттестации рабочих мест. Аналогичные изменения пунктом 3 Предписания предлагается внести и в «Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск», утвержденный техническим директором ООО «Инмарко» 01.04.2010 года. По мнению Государственного инспектора труда дополнительные отпуска должны предоставляться работникам в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 года № 298/П-22 «Об утверждении списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», независимо от того, установлен по результатам аттестации факт вредности на рабочих местах или нет. В соответствии с п. 4, 5 предписания ООО «Инмарко» в срок до 26.08.2010 года предлагается утвердить комиссией карты аттестаций рабочих мест и ознакомить работников с материалами аттестации рабочих мест.

ООО «Инмарко» не согласно с пунктами 2,3,4,5 Предписания, считает их не соответствующими закону. У заявителя отсутствуют законные основания для предоставления аккумуляторщикам дополнительных отпусков. Основанием предоставления установленных законодательством дополнительных отпусков является работа во вредных условиях труда; наличие либо отсутствие вредных условий труда определяется в результате аттестации рабочих мест; работодатель обязан при предоставлении компенсации работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, руководствоваться только итогами аттестации. По результатам аттестации рабочих мест, проведенной в сентябре 2009 года в ООО «Инмарко», условиям труда аккумуляторщиков по факторам производственной среды и трудового процесса присвоен класс 2, по травмобезопасности присвоен класс 1, то есть факт вредности на данных рабочих местах не установлен.
Карта аттестации рабочего места по условиям труда № 194 «Аккумуляторщики» заполнена независимой аттестующей организацией неверно: факт вредности установлен не был. Тем не менее, в пунктах 1 и 2 Карты аттестации вместо прочерков, указаны размер повышения оплаты труда в процентах и количество дополнительных дней отпуска. Аттестующая организация отказывается вносить необходимые изменения в карту аттестации. По этой причине утвердить Карту аттестации членами комиссии и ознакомить работников с результатами аттестации не представляется возможным.

Просит признать пункты 2, 3, 4, 5 Предписания Государственного инспектора труда ФИО2 Гострудинспекции в Омской области № от 17.08.2010 года признать не соответствующими закону, отменить. Приостановить действие пунктов 2,3,4,5 Предписания ГИТ до разрешения настоящего спора по существу.

Представитель ООО «Инмарко» Лыткина О.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявление по основаниям, изложенным в заявлении, просила требования удовлетворить.

Представитель ГИТ в Омской области Бондаренко Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала. Суду пояснила, что предписание вынесено законно, аттестация рабочего места проведена независимой лицензированной организацией, в случае несогласия с результатами работодателю необходимо проводить экспертизу рабочего места. Просит в удовлетворении заявления отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. 353 ТК РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют органы федеральной инспекции труда.

В соответствии с Положением (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. N 78), Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 г. №156 федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через свои территориальные органы. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется входящей в состав Федеральной службы по труду и занятости федеральной инспекцией труда.

В соответствии со ст. 357 ТК РФ государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) осуществляет надзорно - контрольную деятельность, в том числе вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Государственные инспекторы труда при осуществлении надзорно-контрольной деятельности обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации, трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц органов федеральной инспекции труда.

Статья 359 ТК РФ устанавливает независимость государственных инспекторов труда при осуществлении ими своих прав и исполнении обязанностей, которые являются полномочными представителями государства и находятся под его защитой, независимы от государственных органов, должностных лиц и руководствуются только Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Как следует из материалов дела 17.08.2010 года государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Омской области ФИО2, в отношении ООО «Инмарко» вынесено предписание №, обязывающее предоставить аккумуляторщикам ФИО8, ФИО9, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО11 дополнительные дни отпуска за фактически отработанное время в должности аккумуляторщика с момента трудоустройства до 02.06.2003 года в соответствии с «Инструкцией…» № 273/П-20 от 21.11.1975 года. Основание ст. 117 ТК РФ. В трудовых договорах с аккумуляторщиками п. 6 «Компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда» привести в соответствие в соответствии с материалами аттестации рабочих мест. Основание ст. 57, 219 ТК РФ. П. 10 «Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда работа в которых дает право на дополнительный отпуск», утвержденный техническим директором ООО «Инмарко» 01.04.2010 года привести соответствие с материалами аттестации рабочих мест утвержденных 01.04.2010 года и «Списком…» от 25.10.1974 года № 2998/П-22. Основание ст. 117, 219 ТК РФ. Карты аттестации рабочих мест утвердить комиссией. Основание п. 45 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. № 569. Ознакомить работников с материалами аттестации рабочих мест. Основание ст. 212 ТК РФ, п. 45 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 года № 569 (л.д. 11-13).

17.08.2010 года государственным инспектором ГИТ ФИО2 составлен акт о результатах проверки соблюдения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. По обращению аккумуляторщиков (11 человек) проведена проверка соблюдения трудового законодательства по вопросу не предоставления им дополнительных дней отпуска. В ходе проверки установлено, что ФИО8 работает по профессии аккумуляторщик в ООО «Инмарко» с 01.01.2001 года; ФИО9, ФИО5 работают по профессии аккумуляторщик с 01.02.2002 года; ФИО6 работает по профессии аккумуляторщик с 03.01.2002 года, ФИО10 работает по профессии аккумуляторщик с 01.02.2002 года, ФИО11 работает по профессии аккумуляторщик с 01.03.2002 года, ФИО12 работает по профессии аккумуляторщик с 01.02.2006 года, ФИО13 работает по профессии аккумуляторщик с 24.04.2006 года, ФИО14 работает по профессии аккумуляторщик с 13.03.2006 года; ФИО15 работает по профессии аккумуляторщик с 01.03.2006 года, ФИО16 - с 15.04.2004 года (л.д. 5-10).

Согласно ст. 224 ТК отдельным категориям работников работодатель обязан предоставить дополнительные гарантии охраны труда в целях снижения неблагоприятных производственных факторов, которые в настоящее время не могут быть устранены, а также соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения.

Согласно ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах; в зонах радиоактивного заражения; на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

Минимальная продолжительность такого отпуска и условия его предоставления определены Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда". В частности, в п. 1 данного постановления указано, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск не менее семи календарных дней. Пунктом 2 Минздравсоцразвития было поручено установить минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска в зависимости от класса условий труда. Однако в Письме Минздравсоцразвития РФ от 09.04.2009 N 22-2-15/4 указаны лишь минимальные размеры повышения заработной платы работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В связи с этим в части, не противоречащей действующему законодательству, продолжают действовать постановления Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС:

- от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (далее - Постановление N 298/ П-22);
- от 21.11.1975 N 273/П-20 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день" (далее - Постановление N 273/П-20).

Постановлением Госкомтруда и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 года № 298/п-22 утвержден «Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день». На основании этого списка аккумуляторщикам, занятым на ремонте и зарядке кислотных (свинцовых) аккумуляторов предоставляется 12 рабочих дней дополнительного отпуска, а при ремонте и зарядке щелочных аккумуляторов предоставляется 6 рабочих дней дополнительного отпуска, в зависимости от времени воздействия вредного производственного фактора.

В счет времени, проработанного в производствах, цехах, профессиях с вредными условиями труда, предусмотренных в указанном Списке, засчитываются лишь те дни, в которые работник фактически был занят в этих условиях не менее половины рабочего дня, установленного для работников данного производства, цеха, профессии или должности (п. 12 «Инструкции…» от 21.11.1975 года № 273/п-20. В случае ухода в ежегодный отпуск, который предоставляется авансом, дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных и опасных условиях предоставляется не полностью, а пропорционально отработанному времени соответствующих условиях.

В нарушение ст. 117 ТК РФ до 2010 года в организации не был разработан список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск.

Ст. 212 Трудового кодекса РФ предусматривает обязательное проведение работодателем аттестации рабочих мест по условиям труда. Проведение аттестации дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, а главное - создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Согласно ст. 147 Трудового кодекса РФ доплаты работникам за тяжелые работы, работы с вредными и (или) опасными условиями труда устанавливаются на основе результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.

Порядок (правила) проведения аттестации регламентируется порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2008 г. N 569.

Сроки проведения аттестации рабочих мест устанавливаются организацией исходя из изменения условий и характера труда, но не реже одного раза в 5 лет с момента проведения последних измерений.

Результаты переаттестации оформляются в виде приложения по соответствующим позициям к карте аттестации рабочего места по условиям труда.

В связи с тем, что в 2003 году по результатам проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда, согласно карте аттестации аккумуляторщика № 131 не были предусмотрены дополнительные дни отпуска за работу во вредных условиях труда, то вопрос о предоставлении дополнительных дней отпуска с 02.06.2003 года (дата утверждения материалов аттестации рабочих мест) носит спорный характер. Для его решения работникам рекомендовано обратиться в суд.
Согласно «Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» от 25.10.1974 года № 298/П-22 профессия аккумуляторщик указана в стр. 56 настоящего списка, в связи с чем аккумуляторщики имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу во вредных условиях труда в соответствии со ст. 117 ТК РФ.

В силу ст. 126 ТК РФ не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам и работникам в возрасте до восемнадцати лет, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, за работу в соответствующих условиях (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении).

Согласно карте аттестации рабочего места аккумуляторщика по условиям труда № 194 главного энергетика электромеханического участка, рабочих мест 8 (664-651), общая оценка условий труда - 2 класса. Класс условий труда по травмобезопасности - первый.

Приказом № И/01-04-10/1 от 01.04.2010 года техническим директором ООО «Инмарко» ФИО17 отменены действия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в 2003 году и утверждены результаты аттестации проведенной в 2009 году. В карте аттестации рабочего места по условиям труда «Аккумуляторщика» № 194, на основании Списка от 25.10.1974 года, отражена необходимость предоставления дополнительного отпуска продолжительностью 12 рабочих дней.

Доводы представителя заявителя о том, что у технического директора отсутствовало право подписи приказа об отмене действия результатов аттестации рабочих мест 2003 г. и утверждении и введение в действие результатов аттестации 2009 г. суд находит несостоятельными, таких доказательств суду в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не представлено, кроме того при проведении проверки ГИТ указанные документы были предоставлены инспектору предприятием, сведений об отсутствии права подписи у ФИО17 предоставлено не было, как и не было предоставлено соответствующих документов, подтверждающий данный факт. Каких либо сведений об отмене указанного приказа № И/01-04-10/1 от 01.04.2010 года инспектору ГИТ, либо в судебное зседание заявителем не представлено.

В нарушение ст. 57, 117, 219 ТК РФ, материалов аттестации рабочих мест, утвержденных 01.04.2010 года в трудовые отношения с аккумуляторщиками ООО «Инмарко» дополнительными соглашениями внесены изменения, устанавливающие дополнительный отпуск в размере 7 календарных дней.

П. 10 «Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск», утвержденный техническим директором ООО «Инмарко» 01.04.2010 года не соответствует материалам аттестации рабочих мест утвержденных 01.04.2010 года и «Списку…» от 25.10.1974 года.

В нарушение п. 45 «Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда» утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 года № 569 карты аттестации рабочих мест не утверждены комиссией, в карте отсутствуют подписи и дата. Кроме того, работники не ознакомлены с материалами аттестации рабочих мест, отсутствуют подписи в ознакомлении с картами аттестации рабочих.

Доводы представителя ООО «Инмарко» о том, что карта аттестации рабочих мест не подписана всеми членами комиссии по причине несогласия с результатами, в связи с чем она является недействующей также подлежат отклонению как необоснованные, так как данная карта аттестации является результатом проведения аттестации условий труда аккумуляторщиков независимой лицензированной организацией (что не оспаривалось сторонами в судебном заседании), которая до настоящего времени ООО «Инмарко» не оспорена в установленном законом порядке. На основании изложенного доводы заявителя о том, что в указанной карте имеются противоречия, а именно класс условий труда 2 - допустимый, в связи с чем не применим «Список….. от 25.10.1974 года № 298/П» также подлежат отклонению.

Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

На основании изложенного, суд полагает, что заявление ООО «Инмарко» удовлетворению не подлежит, предписание инспектора ГИТ является законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

 
РЕШИЛ:
 
В удовлетворении заявления о признании незаконным Предписания Государственной инспекции труда в Омской области от 17 августа 2010 года № ООО «Инмарко» отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд города Омска в течение 10 дней со дня принятия в окончательной форме.
Судья:                                                                           Е.Ю.Башкатова

Источник: www.gcourts.ru