Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

28 июня 2024 г.

Порядок бесплатной выдачи работникам смывающих средств

Нормы выдачи смывающих средств работодатель разрабатывает на основе Единых типовые нормы выдачи дерматологических средств индивидуальной защиты и смывающих средств, утвержденных Приказом Минтруда России от...

Публикации

15 июля 2024 г.

Средства индивидуальной защиты: Роструд разъясняет

В Федеральную службу по труду и занятости поступил запрос с просьбой разъяснить, насколько правомерно продление срока ношения средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), возвращенных работниками...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Специальная оценка условий труда

4 июля 2024 г.

Проект Методики оценки вклада вредных и опасных условий труда на предыдущих местах работы в развитие хронических профзаболеваний

Минздравом России разработан проект ведомственного Приказа «Об утверждении Методики оценки вклада периодов работы во вредных и опасных условиях труда на предыдущих местах работы» (далее –...

Заключение об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минтруда России «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года № 342н»

31 января 2013 г.


 
 
Минтруд России
 
О проекте приказа Минтруда России  
«О внесении изменений в Порядок
проведения аттестации рабочих мест
по условиям труда, утвержденный
приказом Минздравсоцразвития России
от 26 апреля 2011 года  № 342н»
от 27 декабря 2012 года №15-1-1272
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
об оценке регулирующего воздействия
на проект приказа Минтруда России   «О внесении изменений в
Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда,
утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года № 342н»

 
 
Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, рассмотрело поступивший на оценку регулирующего воздействия проект приказа Минтруда России   «О внесении изменений в Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 года № 342н» (далее – проект акта, Порядок аттестации, приказ № 342н соответственно) и сообщает следующее.

1. Проблема, на решение которой направлено регулирование. Цель принятия проекта акта
 
1.1. Охраной труда можно назвать систему сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающую в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Согласно трудовому законодательству работодатель несет ответственность за правильное и полное соблюдение требований по осуществлению мероприятий системы охраны труда.

Следует заметить, что аттестация рабочих мест является одним из множества других инструментов в системе охраны труда для обеспечения безопасных условий труда для работников.

Как ранее отмечалось в заключении Минэкономразвития России об экспертизе приказа № 342н (письмо Минэкономразвития России  от 12 мая 2012 года № 9085-ОФ/Д26и) (далее – экспертиза приказа № 342н), аттестация рабочих мест в системе охраны труда может повлечь как положительный, так и отрицательный эффекты, для работодателя и для государства (общества в целом).

1.2. Проект акта направлен на снижение административной и финансовой нагрузки на субъектов предпринимательской и иной деятельности путем установления дифференцированного подхода к установлению периода повторной аттестации рабочих мест по условиям труда. 

Разработчиком  проекта акта в сопроводительном письме отмечается, что предлагаемые проектом акта изменения разработаны Минтрудом России (далее – разработчик) на основании представления Минюста России от 23 июля 2012 года № 01/58103-АК об отмене  или изменении нормативного правового акта или его отдельных положений, необоснованно затрудняющих ведение предпринимательской и инвестиционной деятельности, составленного на основании заключения Минэкономразвития России об экспертизе приказа № 342н. 

Стоит отметить, что в рамках исполнения предписания Минюста России по результатам экспертизы приказа 342н, с целью изучения позиций заинтересованных сторон в Минэкономразвития России 26 декабря 2012 г. проведено совещание, на которое были приглашены представители разработчика, члены экспертной группы по экспертизе приказа № 342н, иные заинтересованные лица. На совещании была рассмотрена предложенная разработчиком редакция проекта акта. По результатам обсуждения на совещании была подготовлена доработанная редакция проекта акта, которая рассматривается в рамках подготовки настоящего заключения об оценке регулирующего воздействия. 

Проектом акта вносятся изменения, в соответствии с которыми из Порядка аттестации исключается положение об обязательном проведении аттестации раз в пять лет на каждом рабочем месте. Более того, проект акта вводит более гибкий порядок аттестации вновь организованных рабочих мест, позволяющий снизить затраты работодателя на этапе ввода новых производств, технологических процессов, переоборудования рабочих мест. Так, аттестация вновь организованных рабочих мест будет проводиться только после достижения плановых показателей и характеристик, но не позднее одного года с момента создания новых рабочих мест.

1.3. Согласно пояснительной записке к проекту акта, представленной разработчиком, цель принятия проекта акта заключается в установлении положений, способствующих улучшению порядка аттестации рабочих мест по условиям труда. Принятие проекта акта, по мнению разработчика,  не окажет негативных последствий на субъектов предпринимательской и иной деятельности. 

1.4. Разработчиком не предусматривается установление переходного периода для вступления в силу проекта акта или его отдельных положений. По информации разработчика, в течение 2013 года будет разработан проект федерального закона «О специальной оценке условий труда», с принятием которого аттестация рабочих мест по условиям труда будет заменена специальной оценкой условий труда.

2. Основные группы участников общественных отношений, интересы которых могут быть затронуты

Согласно пункту 1 Порядка аттестации, требования Порядка аттестации распространяются на работодателей – юридических и физических лиц (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями), (далее – работодатели), а также на организации, оказывающие услуги по проведению аттестации рабочих мест (далее – аттестующие организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. К числу заинтересованных лиц относится ряд федеральных органов исполнительной власти (Минтруд России, ФСС и другие), а также работники (численность по данным Росстата - 67 млн. человек, примерное количество рабочих мест – 45 млн. мест) и профсоюзные организации.

По сведениям, полученным от разработчика проекта акта, по состоянию на 17 января 2013 г. аккредитовано 792 аттестующие организации. При этом, согласно статистике Росстата, общее количество предприятий и организаций по состоянию на конец 2010 г. составляет 4 823,3 тыс. единиц.

3. Оценка социально-экономических последствий принятия проекта акта

В заключении об экспертизе приказа 342н были приведены экономические расчеты, характеризующие рынок услуг в сфере аттестации рабочих мест (таблица 1). Анализ статистики Росстата и данных, полученных от разработчика нормативного акта позволил оценить усредненный размер расходов, которые несут субъекты предпринимательской и иной деятельности на выполнение требований при проведении процедуры аттестации всех рабочих мест. 
 
Таблица  1
Расчет количества рабочих мест, расходов на аттестацию 
и нагрузки на аттестующие организации
 
Число предприятий и организаций, тыс. ед.* 4 736,9
Количество работников, (тыс. чел.)* 67 741,4
Коэффициент соотношения работающих и рабочих мест 1,5
Количество рабочих мест, (тыс. ед.)* 44 893,2
Ежегодно подлежит аттестации рабочих мест, (20%, 1 раз в 5 лет) (тыс. ед.) * 8 978,6
Стоимость аттестации 1 рабочего места, руб. 2 500
Ежегодные издержки на аттестацию, всего (тыс. руб.)* 22 446 623
Количество аттестующих организаций, ед.** 792
Количество рабочих мест на 1 аттестующую организацию (в год)        11 336,7   
Выручка на 1 аттестующую организацию в год, (тыс. руб.)  28 342  
* средние показатели за 5 лет, на 2011 год.
** данные от Минтруда на 17.01.2013 г.
 
Таким образом, средние совокупные расходы для аттестующихся организаций могут составлять порядка 22,4 млрд.рублей в год.

Следует отметить, что приведенный анализ базируется на стоимости аттестации одного рабочего места, приведенной разработчиком нормативного акта (2500 рублей), но эта стоимость отражает только стоимость услуг аттестующей организации и не учитывает затраты самой организации. 

По данным выборочной оценки Росстата (приложение 2, таблица 2.1) доля работающих во вредных условиях труда в течение последних 7 – 8 лет постоянно возрастает и в настоящее время составляет 30,5 %. Рост доли работающих во вредных условиях труда обусловлен, в том числе, активным проведением аттестации рабочих мест по условиям труда в этот период и, соответственно, более реальной оценке условий труда.

Обращаем внимание на низкую долю работающих на оборудовании, не отвечающем требованиям охраны труда. Очевидно, это связано не столько с «высоким» уровнем безопасности оборудования в России, сколько все еще со сравнительно небольшой долей рабочих мест в реальном секторе экономики, на которых проведена аттестация. 
Так, по данным Роструда о результатах аттестации рабочих мест за период с 4 квартала 2008 г. по 1 января 2012 г. (приложение 2, таблица 2.2) аттестация проведена на 3 048 289 рабочих местах (около 6% всех рабочих мест), при этом на 61,1 % рабочих мест условия труда квалифицированы как вредные и опасные.

Данные Роструда о высокой доле рабочих мест с вредными или опасными условиями труда подтверждают данные Росстата (приложение 2, таблица 2.3.): так, в организациях российской собственности доля работников, получающих компенсации (значит, работающих во вредных условиях труда) составляет 41,5 %, а доля работников, получающих спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты (которые защищают от вредных условий труда), составляет 76,3 %.

Выводы по итогам оценки социально-экономических последствий принятия проекта акта: 

1. Доля рабочих мест, на которых проведена аттестация, еще невелика. Так, по данным Росстата, в экономике страны занято около 67 млн. работников, при коэффициенте сменности 1,5 (среднее значение) получаем около 45 млн. рабочих мест. 

2. Экстраполируя вышеприведенные данные Роструда и Росстата, можно с большой вероятностью предположить, что доля рабочих мест с вредными условиями труда в экономике страны оценочно составляет 50 – 60 % .

3. В случае отказа от необходимости аттестации офисных рабочих мест аттестующие организации могут потерять (а работодатели сэкономить) ориентировочно  до 40% ежегодного объема затрат на аттестацию рабочих мест (до 9 млрд. рублей в год).

4. При этом аттестующие организации за последние 4 года провели аттестацию только около 6% всех потенциально подлежащих аттестации рабочих мест, что свидетельствует о минимальных рисках для аттестующих организации в части возможности потери доходов.

4. Риски недостижения целей правового регулирования, возможные негативные последствия от введения нового правового регулирования

4.1. По результатам проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом результатов публичных консультаций представителями профсоюзов и аттестующих организаций отмечаются риски, касающиеся нарушения Конституции Российской Федерации и Трудового кодекса Российской Федерации в случае принятия предлагаемых проектом акта изменений Порядка аттестации.

Отмечаемые риски являются недостаточно обоснованными, ввиду того, что в соответствии со статьей 212 Трудового Кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя, в связи с чем он обязан обеспечить надлежащие условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям охраны труда, а также обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья и полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты.   Работник в свою очередь имеет право требовать (вплоть до обращения в судебные инстанции) обеспечить рабочее место, удовлетворяющее всем законодательно установленным нормам.

На сегодняшний день уже установлен ряд требований, обязательных для обеспечения безопасности условий труда и соблюдения прав работников, в том числе широкий перечень обязательных для исполнения работодателем санитарных норм и правил.

4.2. Пункт  4 проекта акта устанавливает обязательность аттестации рабочих мест, за исключением мест, на которых работники исключительно заняты на персональных электронно-вычислительных машинах (персональных компьютерах) и (или) эксплуатируют аппараты копировально-множительной техники настольного типа, единичные стационарные копировально-множительные аппараты, используемые периодически, для нужд самой организации, иную офисную организационную технику, а также бытовую технику, не используемую в техническом процессе производства. Указанные исключения, по информации разработчика, обусловлены следующим:

1) используемая на перечисленных рабочих местах офисная и бытовая техника проходит оценку соответствия требованиям безопасности и при правильном обращении не должна наносить вреда жизни и здоровью работника;

2) в странах Евросоюза оценка профессиональных рисков (по данным проекта Евросоюза по сближению законодательства об охране труда Евросоюза и Российской Федерации, проведенного в период с 2006 по 2007 год, это аналог аттестации рабочих мест по условиям труда) проводится только на работах с действительно вредными и (или) опасными условиями труда;

3) в Российской Федерации начата работа по гармонизации санитарного законодательства с требованиями Евросоюза, что позволит исключить из числа нормируемых показатели по естественной освещенности и пульсации искусственного освещения, которые в Евросоюзе не нормируются. 

Также Минтрудом России отмечается, что на офисных рабочих местах, где используются сертифицированные компьютеры, принтеры, факсы, малопроизводительные настольные копиры, сканеры, в результате аттестации рабочих мест по условиям труда, как правило, выявляются оптимальные или допустимые условия труда. Данные утверждения разработчик обосновывает  на основании многолетнего анализа результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, в том числе на основании сведений: 
- направляемых работодателями в Роструд (в соответствии с пунктом 45 Порядка аттестации); 
- направляемых аттестующими организациями в Минтруд России в федеральную систему сбора, обработки и хранения данных (в соответствии с пунктом 46 Порядка аттестации); 
- полученных в ходе реализации пилотного проекта по аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенного в 2012 году в учреждениях здравоохранения, образования и культуры 6 регионов России более чем на 330 тысячах рабочих мест;
- предоставленных объединениями работодателей данных с более чем 34 тысяч рабочих мест.

4.3. Пункт 2 проекта акта вносит изменения в пункт 8 Порядка аттестации и устанавливает исчерпывающие основания для проведения повторной аттестации рабочих мест с учетом результатов первичной аттестации. При этом для рабочих мест с вредными условиями труда сохранена действующая периодичность проведения аттестации – 1 раз в 5 лет.

Для остальных рабочих мест, где условия труда признаны допустимыми, проводится внеплановая аттестация рабочих мест, основания для проведения которой определены в действующей редакции приказа Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н и расширены в проекте акта.

4.4. Пунктами  3 и 4 проекта акта в Порядок аттестации добавляются новые основания проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда:
- прямое обращение к работодателю от работника или представительного органа работников;
- на основании предписания государственной инспекции труда.

При этом в отношении данных обращений/ предписаний не введены какие-либо критерии, основания предъявления, не установлены ограничения по времени от предыдущей аттестации. Основания для мотивированного отклонения такого обращения/ предписания отсутствуют. Таким образом, выявляется высокий риск того, что процесс аттестации может перейти в разряд постоянных, негативно сказываясь на производственных процессах субъектов предпринимательской деятельности, с отвлечением трудовых и финансовых ресурсов.

Считаем необходимым разработчику проекта акта рассмотреть вопрос об установлении критериев и требований к повторной аттестации с учетом правоприменительной практики.  

4.5. Поскольку пункт 5 проекта акта несколько увеличивает требования действующего Порядка аттестации в части представления информации по оборудованию на рабочем месте, обращаем внимание на необходимость рассмотрения вопроса об установлении переходного периода для вступления в действие пункта 5 проекта акта.

Такой подход позволит содействовать тем организациям, которые в момент вступления проекта акта в силу проводят у себя аттестацию рабочих мест, как в части возможной корректировки программного обеспечения, используемого для оформления карт аттестации, так и в части сбора дополнительных сведений, не требовавшихся ранее.

4.6. В пункте 2 проекта акта предлагается заменить термин «повторная аттестация», вводимый впервые, на уже используемый в тексте приказа № 342н  и Порядка аттестации термин «очередная аттестация» (пункт 3 приказа № 342н, пункт 8 Порядка аттестации).

4.7. В заключении об экспертизе приказа 342н отмечалось, что «разработчику нормативного акта необходимо учесть предложения субъектов предпринимательской деятельности, представленные в Справке по дополнительным замечаниям к нормативному акту (приложение 2 к настоящему заключению) в случае внесения изменений (отмене) нормативного акта. Дополнительно отмечаем, что разработчику нормативного акта следует проанализировать отзывы субъектов предпринимательского сообщества, способствующие улучшению отдельных положений нормативного акта, представленные в Справке о результатах публичных консультаций (приложение 3 к настоящему заключению)». 

В пояснительной записке к проекту акта, представленной разработчиком, информации о рассмотрении вышеназванных замечаний не содержится.

5.  Сведения о публичных консультациях по проекту акта

В период с 29 декабря 2012 г. по 21 января 2013 г. были проведены публичные консультации с субъектами предпринимательской и иной деятельности, а также органами государственной власти ряда субъектов Российской Федерации. 

По результатам публичных консультаций были получены  замечания и предложения от 48 субъектов предпринимательской и иной деятельности. При этом замечания поступали от представителей различных групп респондентов: 21 представителей работодателей, 11 – аттестующих организаций, 6 – профсоюзных организации, 3- госорганов, 7 – прочих организаций.

Мнения групп респондентов по предлагаемым положениям проекта акта по объективным причинам разделились. Так, представители работодателей предлагаемые изменения в целом поддерживают и дают предложения по улучшению других норм Порядка аттестации. Представители аттестующих организаций и профсоюзов высказывают озабоченность в части вероятности ущемления прав работников. 

Справка о результатах публичных консультаций прилагается.

6. Выводы по итогам оценки регулирующего воздействия проекта акта

По результатам проведенной углубленной оценки регулирующего воздействия и с учетом вышеизложенного, а также замечаний и предложений, изложенных в разделе 4 настоящего заключения, может быть сделан вывод о том, что в проекте акта не содержится положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующих возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Также разработчику проекта акта необходимо учесть предложения субъектов предпринимательской  и иной деятельности, представленные в Справке по дополнительным замечаниям к нормативному акту (приложение 2 к заключению об экспертизе приказа 342н), в случае дальнейшего внесения изменений в нормативный правовой акт.
Дополнительно отмечаем, что разработчику проекта акта следует проанализировать отзывы субъектов предпринимательской и иной деятельности, способствующие улучшению отдельных положений нормативного акта, представленные в Справке о результатах публичных консультаций (приложение 1 к настоящему заключению) с учетом анализа результатов правоприменения Порядка аттестации.
 
Приложение: на 28 л. в 1 экз.
 
О.В. Фомичев



Источник: www.economy.gov.ru