Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
СОУТ глазами профсоюзов: cпецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест (часть 5)
10 апреля 2014 г.
В Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ о СОУТ) в частности указываются основные этапы проведения спецоценки условий труда. О первом этапе – подготовке к СОУТ – речь шла в предыдущей части публикации. Рассмотрим второй этап – процедуру идентификации потенциально вредных и опасных для работников производственных факторов.
Продолжение. Начало см. здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4.
Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения специальной оценки условий труда (далее – Методика). И Методика, и Классификатор утверждены приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н.
С вступлением в силу ФЗ о СОУТ возникает возможность оценить условия труда без инструментальных измерений. Это связано с закреплением в законодательстве процедуры идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Процедура эта призвана дать ответ, проводить или не проводить на конкретном рабочем месте исследования (измерения) и испытания вредных и (или) опасных производственных факторов. Данная законодательная новация вызывает определенные опасения относительно объективности результатов подобной оценки. Рассмотрим подробнее процедуру.
Из положений Методики (п. 3) следует, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя следующие этапы:
- выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
- сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с таковыми, указанными в Классификаторе;
- принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
- оформление результатов идентификации.
При проведении идентификации на рабочих местах потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов эксперт ОПСОУТ обязательно должен учитывать следующее (ч. 3 ст. 10 ФЗ о СОУТ):
- производственное оборудование, материалы и сырье, используемые работниками и являющиеся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицируются и при наличии которых в случаях, установленных законодательством РФ, проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медосмотры работников;
- результаты ранее проводившихся на данных рабочих местах исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
- случаи производственного травматизма и (или) установления профзаболевания в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
- предложения работников провести на их рабочих местах идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Особый интерес вызывают предусмотренные Методикой (п. 5) способы выявления на рабочем месте вредных и опасных производственных факторов при проведении идентификации. Для этого эксперт ОПСОУТ, не проводя никаких измерений, изучает следующую документацию, предоставляемую работодателем:
- техническую (эксплуатационную) документацию на производственное оборудование (машины, механизмы, инструменты и приспособления), используемое на рабочем месте;
- технологическую документацию, характеристики техпроцесса;
- должностную инструкцию и иные документы, регламентирующие обязанности работника;
- проекты строительства и (или) реконструкции производственных объектов (зданий, сооружений, производственных помещений);
- характеристики применяемых в производстве материалов и сырья (в том числе установленные при токсикологической, санитарно-гигиенической и медико-биологической оценках);
- декларации о соответствии и (или) сертификаты соответствия производственного оборудования, машин, механизмов, инструментов и приспособлений, технологических процессов, веществ, материалов, сырья установленным требованиям;
- результаты ранее проводившихся на данном рабочем месте исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов.
При этом указанные документы предоставляются работодателем при их наличии. Что делать при их отсутствии – вопрос.
Кроме того, выявление на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов, их источников может проводиться путем обследования рабочего места: осмотра и ознакомления с работами, фактически выполняемыми в режиме штатной работы, а также опроса работника и (или) его непосредственных руководителей.
Если же эксперт ОПСОУТ не выявил на рабочем месте вредных или опасных факторов либо наименования выявленных факторов не совпадают с наименованиями, предусмотренными Классификатором, то эксперт фиксирует отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов. В этом случае никакие исследования, измерения и испытания на рабочем месте не проводятся, и комиссия по проведению СОУТ признает условия труда на данном рабочем месте допустимыми. Таким образом, процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов позволяет работодателю избежать затрат, связанных с проведением полноценных исследований и измерений на тех рабочих местах, где условия труда с очевидностью не оказывают негативного воздействия на работников (например, рабочие места офисного персонала и т.п.). Это высвободит средства, которые могут быть направлены работодателем на развитие производства, повышение оплаты труда и т.п.
В то же время процедура идентификации с большой вероятностью выведет из вредных условий труда многие категории работников, которые соответственно утратят право на ранее предоставлявшиеся им гарантии и компенсации. И даже если есть объективные и законные основания для отмены данных гарантий и компенсаций, будет очень трудно объяснить работникам такое ухудшение их положения, что повлечет рост числа социально-трудовых конфликтов. Такая ситуация потребует от профсоюзов не только квалифицированного участия в процедуре СОУТ и контроля на всех ее этапах, но и более интенсивной работы по обеспечению роста оплаты труда за работу в нормальных, здоровых условиях.
К тому же нельзя исключать, что процедура идентификации может стать пространством для злоупотреблений со стороны отдельных недобросовестных ОПСОУТ, предлагающих работодателям «нарисовать» результаты идентификации и тем самым существенно сэкономить как на процедуре СОУТ, так и на гарантиях и компенсациях работникам, страховых взносах в ПФР.
ФЗ о СОУТ (ч. 6 ст. 10) предусматривает перечень рабочих мест, где идентификация вредных или опасных производственных факторов не осуществляется. К таким рабочим местам относятся:
- рабочие места работников, чьи профессии, должности, специальности включены в те списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочие места, в связи с которыми работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за труд во вредных и (или) опасных условиях;
- рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или СОУТ были установлены вредные и (или) опасные условия.
Продолжение следует.
Источник: solidarnost.org