Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

СОУТ глазами профсоюзов: cпецоценка условий труда вместо аттестации рабочих мест (часть 6)

23 апреля 2014 г.


В Федеральном законе от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – ФЗ о СОУТ) в частности указываются основные этапы проведения спецоценки условий труда. В этой части публикации будет закончено рассмотрение второго этапа (идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов) и начнется рассмотрение третьего – процедуры исследований и измерений факторов, идентифицированных как вредные и (или) опасные.

Продолжение. Начало см. здесь: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5.

 
ЭТАП 2. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ (ОКОНЧАНИЕ)
 
ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ УСЛОВИЙ ТРУДА ГОСНОРМАТИВАМ
 
ФЗ о СОУТ устанавливает процедуру декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
 
Если в результате идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов эксперт организации, проводящей спецоценку условий труда (далее по тексту – ОПСОУТ) не выявил на рабочих местах таких факторов, а комиссия по СОУТ признала условия труда допустимыми, то работодатель подает в территориальный орган Роструда (Госинспекцию труда в субъекте РФ) по месту своего нахождения декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее по тексту – декларация). Декларация – это документ, подтверждающий на основании заключения эксперта ОПСОУТ, что на рабочем месте не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы и условия труда соответствуют государственным требованиям охраны труда. Работодатель должен подать декларацию в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении СОУТ на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
 
Роструду в соответствии с ФЗ о СОУТ поручено формировать и вести реестр деклараций. Форма и порядок подачи декларации, а также порядок ведения реестра установлены приказом Минтруда РФ от 7.02.2014 г. № 80н (приказ направлен в Минюст РФ, регистрация пока не осуществлена). В принятии декларации может быть отказано, если ее форма не соответствует утвержденной (отказ по иным основаниям не допускается).
 
Декларация может быть подана, в том числе, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью работодателя. Для этого необходимо заполнить соответствующую форму, размещенную на официальном сайте Роструда.
 
В декларации указывается:
  • наименование подавшей декларацию организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), место нахождения и место осуществления деятельности, ИНН, ОГРН;
  • должность, Ф.И.О. руководителя организации, подписавшего декларацию;
  • перечень рабочих мест, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • дата и номер протокола комиссии по проведению СОУТ;
  • наименование организации, проводившей СОУТ (ИНН, ОГРН);
  • сведения об эксперте ОПСОУТ (Ф.И.О., должность, порядковый номер в реестре экспертов);
  • даты принятия и окончания срока действия декларации.
Если декларация подается в отношении рабочего места, которое при проведении СОУТ было признано аналогичным, то в этот документ должны быть включены сведения обо всех рабочих местах, аналогичных декларируемому рабочему месту. (Сведения о проведении СОУТ, в том числе об общем количестве рабочих мест, ОПСОУТ с 2016 года будет передавать в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ.)
 
Срок действия декларации – пять лет, он исчисляется со дня утверждения отчета о проведении СОУТ. Но в случае наступления обстоятельств, установленных ч. 5 ст. 11 ФЗ о СОУТ, Роструд принимает решение о прекращении действия декларации в отношении конкретного рабочего места и проведении внеплановой СОУТ.
 
К таким обстоятельствам относятся:
  • несчастный случай на производстве с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого органом Роструда была принята декларация (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц);
  • выявленное у работника профзаболевание, если причиной несчастного случая или профзаболевания стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Если действие декларации прекращается досрочно, то в течение 10 календарных дней со дня наступления вышеуказанных обстоятельств в реестре деклараций делается соответствующая запись. Если в течение пятилетнего срока действия декларации на рабочих местах не были зафиксированы несчастные случаи или профзаболевания работников, то срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.
 
В реестр деклараций подлежат внесению сведения о поступивших декларациях сведения о продлении и прекращении их действия в отношении рабочих мест, на которых с работниками произошли несчастные случаи на производстве или были выявлены профессиональные заболевания, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
 
В случае выявления факта недостоверности указанных в декларации сведений Роструд или государственная инспекция труда в субъекте РФ прекращает действие декларации и вносит запись об этом в реестр. При подаче работодателем декларации сведения о ней вносятся в реестр в течение 15 рабочих дней со дня поступления декларации на бумажном носителе в госинспекцию труда или заполнения формы декларации на официальном сайте Роструда.
 
Сведения, содержащиеся в реестре, размещаются на официальном сайте Роструда, к ним обеспечивается открытый доступ, за исключением сведений об ИНН и ОГРН.
 
Действия (бездействие) должностных лиц Государственной инспекции труда в субъекте РФ в соответствии с утвержденным порядком могут быть обжалованы в суд.
 
Необходимо еще раз отметить, что предоставляемая ФЗ о СОУТ возможность ограничиться идентификацией рабочих мест и избежать проведения затратных исследований и измерений может вызвать у работодателей соблазн задекларировать по результатам идентификации как можно больше рабочих мест в ущерб качеству СОУТ. Это неизбежно повлечет недовольство работников и профсоюзов и конфликты. Во избежание этого, профсоюзам необходимо отслеживать результаты работы эксперта ОПСОУТ при проведении идентификации и контролировать, чтобы эксперт учел все необходимые факторы, перечисленные в ч. 3 ст. 10 ФЗ о СОУТ, в том числе результаты предыдущих исследований, предложения работников и др. Декларация не должна вызывать сомнений у представителей профсоюзов только при наличии стопроцентной уверенности в отсутствии вредных или опасных факторов на декларируемых рабочих местах.

 
ЭТАП 3. ИССЛЕДОВАНИЯ И ИЗМЕРЕНИЯ ВРЕДНЫХ И (ИЛИ) ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
 
ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАНИЯМ И ИЗМЕРЕНИЯМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ
 
В ФЗ о СОУТ установлено, что исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат все без исключения вредные и (или) опасные производственные факторы, выявленные и зафиксированные при идентификации.
 
Согласно ч. 2 ст. 12 ФЗ о СОУТ, при окончательном формировании перечня производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, комиссия по СОУТ должна основываться на государственных нормативных требованиях охраны труда; характеристиках технологического процесса, оборудования, материалов и сырья; результатах ранее проводившихся исследований и измерений вредных или опасных факторов; предложениях работников. Исходя из этого, даже если эксперт ОПСОУТ необъективно оценил предложения работников, у них есть возможность направить предложения непосредственно в комиссию, где представители профсоюза смогут добиваться учета этих предложений.
 
Исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются следующими субъектами:
  • испытательными лабораториями (центрами);
  • экспертами ОПСОУТ;
  • иными работниками ОПСОУТ.
Кроме того, комиссия по СОУТ по представлению эксперта вправе принять решение  использовать в качестве результатов исследований и измерений для целей СОУТ результаты исследований и измерений, ранее полученные при осуществлении на рабочем месте в установленном порядке производственного контроля за условиями труда. При этом могут применяться лишь те результаты, которые получены аккредитованной в установленном порядке испытательной лабораторией (центром) не ранее, чем за 6 месяцев до проведения СОУТ.
 
Исследования и измерения должны проводиться с использованием утвержденных и аттестованных в порядке, установленном ФЗ от 26.06.2008 г. № 102 «Об обеспечении единства измерений», методов исследований и методики измерений, а также соответствующих им средств измерений, прошедших поверку и внесенных в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений. При этом применяемые средства измерений должны соответствовать обязательным метрологическим требованиям к измерениям, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России (от 9.09.2011 г. № 1034н «Об утверждении перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности»).
 
При проведении исследований и измерений ОПСОУТ самостоятельно определяет методы исследований и методики измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих данные исследования (испытания) и измерения.
 
Все исследования, измерения и т.д. при проведении СОУТ осуществляются только в ходе штатных производственных (технологических) процессов или штатной деятельности работодателя с учетом используемого работником производственного оборудования, материалов и сырья, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов. Ранее при проведении аттестации рабочих мест были весьма распространены случаи, когда измерения осуществлялись, например, при отключенном оборудовании, генерирующем вредные или опасные производственные факторы. Подобное нарушение при проведении СОУТ будет являться основанием для направления профсоюзом мотивированного предложения о проведении внеплановой СОУТ, а также для обжалования действий ОПСОУТ и результатов специальной оценки в установленном порядке.
 
Результаты исследований и измерений оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, подвергнутых исследованиям и измерениям.

Продолжение следует.
 
Денис Журавлев



Источник: solidarnost.org