Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Международный опыт: типы строительных объектов и связанные с ними профессиональные риски
1 февраля 2021 г.
Возведение, ремонт, реконструкция или снос любого здания или объекта гражданского строительства сопровождается определенными рисками, которые или характерны для всех видов строительных работ (например, риски разрушения), или носят исключительный характер только для определенных строительных объектов (риски разрушений при выемке грунта для закладки под фундамент в ходе строительства зданий или сооружения объектов гражданского строительства). Все новостройки и объекты гражданского строительства проходят через один и тот же цикл: проектирование, нулевой цикл работ, строительство или постройка сооружений (включая и кровлю зданий) и отделка помещений, проводка инженерных сетей, а также окончательные пуско-наладочные работы перед вводом здания в эксплуатацию. По истечении ряда лет когда-то новые здания и сооружения подлежат ремонту.
Все новостройки и объекты гражданского строительства проходят через один и тот же цикл: проектирование, нулевой цикл работ, строительство или постройка сооружений (включая и кровлю зданий) и отделка помещений, проводка инженерных сетей, а также окончательные пуско-наладочные работы перед вводом здания в эксплуатацию. По истечении ряда лет когда-то новые здания и сооружения подлежат ремонту. Их могут начать реконструировать путем обновления, изменения их конструкции или проведения ремонтных работ, устраняющих случайные дефекты или последствия их длительной эксплуатации в определенных климатических условиях. И, наконец, они подлежат окончательному сносу потому, что потребуется освободить место для более современных зданий и сооружений, или потому, что необходимость в их использовании отпала. Так обстоит дело с домами.
Но то же самое можно сказать и о таких больших и сложных сооружениях, как электростанции и мосты.
Возведение, ремонт, реконструкция или снос любого здания или объекта гражданского строительства сопровождается определенными рисками, которые или характерны для всех видов строительных работ (например, риски разрушения), или носят исключительный характер только для определенных строительных объектов (риски разрушений при выемке грунта для закладки под фундамент в ходе строительства зданий или сооружения объектов гражданского строительства).
Для каждого типа строительных работ (и даже для каждого этапа работ внутри строительного объекта) можно спрогнозировать то, что составляет главную опасность для строительных рабочих. Риски, связанные с падениями, широко распространены на всех строительных объектах, даже на тех из них, которые расположены на нулевой отметке. Это хорошо видно на примере статистических данных производственного травматизма, из которых следует, что до 50% травм, заканчивающихся летальным исходом, происходит по причине падений.
Концепция (замысел). Риски неблагоприятных физических воздействий со стороны окружающей среды, которым подвергают себя штатные сотрудники конструкторских бюро при проектировании новых технических сооружений, обычно связаны с их служебными командировками на строительные объекты. Самостоятельные выезды на незнакомые и удаленные строительные площадки могут быть связаны для них с рисками доступа к опасным неогороженным местам с расщелинами и ямами, образующимися при выемке грунта, а при заходе внутрь зданий — с опасными прикосновениями к электропроводке и оборудованию, находящимся в аварийном состоянии.
Если в интересах проверки необходимо зайти в помещение или попасть в закрытый карьер, которые некоторое время не проветривались, то возникает риск отравления углекислым газом или кислородного голодания. Все риски ещё более возрастают, если они при этом заходят в неосвещенные места после наступления темноты или если у одиночного посетителя нет средств связи с другими лицами и он не может вызвать помощь. Как правило, сотрудникам не рекомендуется выезжать на строительные площадки без сопровождения. Им не следует осматривать строительные участки после наступления темноты, если они недостаточно хорошо освещены. Они не должны заходить во внутрь огороженных помещений, если те предварительно не были проверены на прочность и не получили удовлетворительной оценки по безопасности. И, наконец, они постоянно должны быть на связи с кем-нибудь из дирекции стройки или иметь надежный способ вызова помощи.
Концепция или сам конструкторский замысел должны играть важную роль в обеспечении техники безопасности, когда подрядчики ведут работы непосредственно на строительном объекте. Независимо от того, являются ли проектировщики архитекторами или инженерами-строителями, они должны относиться к себе не просто как к производителям чертежей. Создавая свой проект, они должны в силу своей профессиональной подготовки и опыта представлять, каким образом подрядчикам следует работать, чтобы претворить проектные изыскания в жизнь. Уровень их компетенции должен быть достаточно высоким, чтобы подсказать подрядчикам те опасности, с которыми могут быть сопряжены методы их строительства. Проектировщики должны «исключать из своих проектов» саму возможность возникновения опасных ситуаций, добиваясь от возводимых сооружений «большего соответствия строительным нормам и правилам», отвечающим требованиям охраны труда и техники безопасности и, насколько это возможно, заменяя указанное в технических условиях оборудование на более безопасные механизмы и материалы. Они должны улучшить доступ к регламентным работам на этапе проектной разработки объекта строительных работ и уменьшить степень риска для обслуживающего персонала путем придания проекту таких особенностей, которые сократят работы по техническому обслуживанию здания на протяжении всего срока его эксплуатации.
Вообще говоря, проектировщики могут только лишь отчасти исключить из своих проектов саму возможность возникновения опасных ситуаций. Обычно остаются еще и те риски, которые должны быть приняты во внимание подрядчиками при создании ими собственных систем охраны труда. Проектировщики должны предоставить подрядчикам информацию об этих рисках, чтобы они могли принять во внимание как сами опасные ситуации, так и необходимые меры по охране труда на строительных объектах: во-первых, при оформлении ими проектно-технической документации для участия в торгах и, во-вторых, на этапе разработки их собственных систем охраны труда.
При рассмотрении вопросов техники безопасности, закладываемых в технический проект, недооценивается важность отбора материалов по принципу тех свойств, которые в наилучшей степени учитывают требования охраны труда и техники безопасности. Проектировщики и технические специалисты должны рассмотреть вопрос о том, в какой мере доступны материалы и механизмы с лучшим набором свойств по токсичности и механической прочности, эксплуатационным и ремонтным свойствам. Это заставляет проектировщиков задуматься над применяемыми в строительстве оборудованием, механизмами и материалами и ответить на вопрос, смогут ли они после всей предыдущей практики их применения надежно защитить строительных рабочих от производственного травматизма.
Часто решающим фактором при выборе механизмов и материалов является стоимость их приобретения. Тем не менее, заказчики и проектировщики должны знать, что хотя материалы и механизмы с лучшим набором свойств по токсичности и механической прочности вначале приобретаются по более высоким ценам, в итоге они часто дают большую экономию средств за весь период эксплуатации здания, потому что строительные и ремонтные рабочие, а также профилактическое оборудование стоят еще дороже.
Обычно первое задание, которое необходимо выполнить на строительной площадке после ее обследования и картирования, когда договор-подряд уже заключен (при условии, что не стоит задача по сносу зданий или очистке площадки от строительного мусора), состоит в том, чтобы произвести земляные работы под закладку фундаментов. В случае жилищного строительства закладка основания здания вряд ли потребует производить выемку грунта на глубину, превышающую 0,5 метра, поэтому траншеи могут быть выкопаны вручную. Для многоэтажных жилых домов, торговых центров и промышленных зданий, а также объектов гражданского строительства фундаменты закладывают на глубину нескольких метров ниже нулевой отметки.
Это потребует рытья траншей, в ходе которого должны быть выполнены работы по закладке или возведению фундаментов. Траншеи глубиной более 1 метра копают с помощью таких землеройных машин, как экскаватор-погрузчик. Роют траншеи и под закладку кабелей и трубопроводов. Подрядчики часто пользуются и специальными экскаваторами, которые могут выкапывать более глубокие, но узкие траншеи. Если рабочим необходимо проникнуть в эти траншеи, то они подвергают себя, по существу, тем же опасностям, с которыми они сталкиваются при выемке грунта под закладку фундаментов. Однако при выполнении землеройных работ для прокладки кабелей и трубопроводов существует больше приемов и навыков, позволяющих рабочим производить работы таким образом, чтобы не попадать на дно траншей.
Работа в траншеях на глубине более 1 метра требует особенно тщательного планирования и технического надзора. Опасность состоит в том, что при обвале грунта в ходе выкапывания траншеи рабочий может быть травмирован разлетающимися кусками грунта и обломками вскрышной породы. Поведение земли непредсказуемо. То, что выглядит твердью, может после дождя, мороза или вибраций, передающихся от других работ по соседству, просто обрушиться. Крепкая глина, похожая сначала на твердое тело, при выветривании высушивается до трещин, а после дождя смягчается и обрушивается. Один кубометр земли весит более 1 тонны. Рабочий, на которого обрушивается только небольшой слой грунта, рискует сломать конечности, повредить внутренние органы и может просто задохнуться под обвалом. Перед началом работ из-за чрезвычайной важности укрепления бортов траншеи, образовавшейся после выемки грунта, его должен осмотреть специалист по технике безопасности вскрышных работ, чтобы установить его тип и состояние и особенно наличие в нем воды.
Двусторонний крепеж траншей. Недостаточно полагаться только на правильный угол среза или «задний уклон откоса» котлована, который должен соответствовать определенному углу. Если грунт состоит из увлажненного песка или ила, то задний угол откоса не будет больше 5-10. На строительной площадке обычно нет мест, где можно было бы вести выемку грунта под столь широким углом. Наиболее широко распространенный способ обеспечения безопасности работ при выемке грунта состоит в том, чтобы установить подпорки под обе стенки траншеи.
С системой подпорок на обе стенки траншеи нагрузка, которую создает грунт, с одной стороны уравновешивается такой же нагрузкой, которая передается через стойки распорок, установленных между обеими стенками траншеи. Для вертикальных элементов крепления, известных под названием горбыли, должен использоваться крепежный лес высокого качества. Деревянная крепь устанавливается в грунт сразу после начала его выемки. Щиты крепятся торцом друг к другу, и таким образом образуется деревянная крепь. Ее устанавливают на обе стенки траншеи. Горбыли забиваются в грунт по мере его выемки. Когда глубина выемки достигает 1 метра, ряд горизонтально расположенных щитов (называемых горизонтальной схваткой или пажилиной) прислоняют к горбылям и далее с помощью деревянных или металлических подпорок равномерно располагают между находящимися друг против друга деревянными распорками.
По мере заглубления горбыли вместе с их деревянными распорками и подпорками все больше и больше забиваются в землю. Если глубина раскопа превышает 1,2 метра, то необходимо создать вторую линию деревянных распорок и подпорок. Раскоп глубиной в 6 метров потребует установки до четырех ярусов деревянных распорок.
Если глубина раскопа превышает 6 метров или в грунте обнаружена вода, то стандартные методы крепежа стенок траншеи не годятся. В этих случаях требуются другие способы крепления стенок траншеи, такие как установка вертикальных стальных щитов с зазорами для горизонтальных деревянных распорок и металлических регулируемых подпорок или для полноразмерных стальных шпунтовых креплений. У обоих методов то преимущество, что как траншейные щиты, так и шпунтовые стенки могут доставляться к месту работ на грузовиках до начала выемки грунта. Кроме того, траншейные щиты и шпунтовые стенки по окончании работ могут увозиться со стройки и использоваться повторно. Крепежные системы, применяемые при раскопах на глубину более 6 метров или в водоносных грунтах, должны конструироваться по индивидуальному заказу. Стандартные решения проблемы в данном случае противопоказаны.
Другие системы крепления траншей. Возможно применение стальных коробов промышленного изготовления с регулируемой шириной базы, которые могут опускаться на дно раскопов и внутри которых производство работ не представляет никакой опасности. Возможно также использование деревянных распорок собственного изготовления, с помощью которых горизонтальная крепь опускается вниз и устанавливается между горбылями или траншейными щитами; структура деревянных распорок работает под давлением на растяжку, чтобы с помощью гидравлических стоек, которые регулируют гидравлическое давление из безопасного места на поверхности, сохранить вертикальное положение горбылей.
Профессиональное обучение и технический надзор. Какой бы ни была работа по закреплению раскопов и траншей, её должны выполнять обученные рабочие под руководством опытных мастеров. Выемки грунта и их крепления должны проверяться ежедневно и после каждого обвала или смещения (например, после дождя). Единственное из допущений, которое можно сделать в отношении техники безопасности земляных работ, состоит в том, что грунт при выемке разрушается. Поэтому запрещается производство каких-либо работ в раскопах глубже 1 метра, если при этом не предусмотрено крепление их стенок.
Возведение главной части здания или сооружения, или объекта гражданского строительства (надстройка) происходит после того, как завершается укладка фундамента. На этом этапе строительства объекта работы производятся на высоте выше нулевой отметки. Единственным и самым большим источником серьезного производственного травматизма и случаев с летальным исходом являются падения с высоты или при передвижении на одном и том же уровне.
Работа с использованием приставной лестницы. Даже если работа состоит только в том, чтобы построить дом, то число занятых рабочих, количество используемых строительных материалов и позднее — высота, на которой будет производиться работа, – все это требует применения не просто безопасных приставных лестниц, а надежных средств, обеспечивающих доступ к рабочим местам и гарантирующим безопасную работу.
Имеются ограничения на те виды работ, которые могут быть выполнены с приставных лестниц без риска падения с них. Работа на высоте свыше 10 метров обычно находится уже за пределами досягаемости таких лестниц. Высокие стремянки уже сами по себе представляют опасность. Существуют также ограничения в отношении тех крайних точек, которые находятся в пределах досягаемости рабочих, работающих со стремянки, а также того количества оборудования и материалов, которые могут быть взяты ими для работы наверху без риска причинения себе какой-либо опасности. Физическое напряжение, которое они испытывают, стоя на ступеньках стремянки, ограничивает реальное время их работы.
Приставные лестницы полезны при выполнении кратковременных и легких работ, находящихся в пределах досягаемости тех, кто работает со стремянки. Ими пользуются также при проверке и ремонте небольших настенных участков зданий, а также при производстве с их помощью малярных работ. Приставные лестницы также обеспечивают доступ к подмостям, раскопам и сооружениям там, где постоянный доступ ещё не определился.
Возникает необходимость в применении временных рабочих платформ, самой распространенной формой которых являются строительные леса. Если речь идет о работе на многоэтажном жилом доме, административном здании или на таком объекте, как мост, то в зависимости от размаха работ потребуется использовать подмости различной степени сложности.
Строительные леса. Строительные леса или подмости состоят из сборных стальных или деревянных каркасов, на которых смонтированы рабочие платформы. Они могут быть стационарными или передвижными. Стационарные строительные леса, возводимые по периметру зданий или сооружений, бывают автономными или с крепежными пальцами. Автономные подмости могут занимать строго вертикальное или стандартное положение и могут оставаться в таком положении без какого-либо крепления к зданию.
Подмости с крепежными пальцами имеют стандартные габариты по внешней кромке рабочих платформ, но их внутренняя часть крепится к самому зданию таким образом, чтобы часть арматурных штырей и крепежные пальцы с закругленными наконечниками были заделаны между рядами кирпичной кладки здания. Если рабочие платформы сооружаются на высоте свыше 6 метров или если на подмостях устанавливаются ветровые щиты, увеличивая таким образом ветровую нагрузку на подвесной каркас, то даже автономные строительные леса должны быть надежно «привязаны» к сооружению или закреплены на нем в нескольких местах.
Рабочие платформы на подмостях собираются из досок качественной древесины, уложенных таким образом, чтобы они были надежно закреплены как снизу, так и с обоих торцов. Промежуточное крепление устанавливается в тех случаях, если при посадке людей или подъеме материалов на дощатом подмосте может возникнуть прогиб. Ширина платформ никогда не должна быть менее 600 мм, если они используются для подъема людей или производства работ на высоте, и 800 мм, если они используются также и для подъема грузов.
В тех случаях, когда возникает угроза падения с высоты, превышающей 2 метра, по всему периметру и с торцов рабочей платформы устанавливается жесткое ограждение, прикрепляемое к крепежной стойке на высоте 0,91-1,15 метра от пола платформы. Для предотвращения падения с платформы грузов устанавливается упорная стойка, которая монтируется по периметру всей платформы и прикрепляется к крепежной стойке подмостей, по меньшей мере, на высоте 150 мм от уровня платформы. Если для загрузки материалов потребуется снять ограждение и упорную стойку, то их следует демонтировать как можно раньше.
Подмости должны быть закреплены в вертикальном положении и своим основанием надежно опираться на опорные плиты, а в случае необходимости и на деревянную крепь. Если возведены стационарные строительные леса, то переход с одной рабочей платформы на другую осуществляется с помощью приставных лестниц. Они должны быть в хорошем состоянии, иметь надежную опору как вверху, так и внизу и выступать, по меньшей мере, на 1,05 метра над уровнем платформы.
Главная опасность при пользовании подмостями — падения с них или людей, или материалов, — обычно является следствием или неправильной их установки (например, без ограждения), или неправильного их использования (например, из-за перегрузки), или применения их для неподходящих целей (например, для защиты от плохой погоды без соответствующего их прикрепления к зданию). Дощатые настилы, применяемые на подмостях, могут быть плохо закреплены или ломаться; приставные лестницы — не иметь надежной опоры вверху или внизу. Этот перечень недостатков можно продолжать сколь угодно, если строительные леса устанавливают неопытные мастера и без надлежащего руководства. Те, кто устанавливает подмости, сами могут упасть во время их установки или разборки, потому что они часто должны работать на высоте, в опасных местах и без подходящих рабочих платформ.
Опорные подмости. Опорные подмости бывают или передвижными, или стационарного типа в комплекте с рабочей платформой, которая монтируется наверху, и служебной лестницей внутри каркаса опорных подмостей. Передвижные подмости монтируются на колесах. Такие подмости легко теряют равновесие, а их применение должно ограничиваться по высоте: для опорных подмостей стационарного типа их высота не должна превышать опорную базу более, чем в 3,5 раза; для передвижных подмостей это соотношение сокращается до 3-х раз. Устойчивость опорных подмостей возрастает в том случае, если применяются опоры консольного типа. Когда опорные подмости передвигаются на другое место или когда их колеса не поставлены на тормоза, рабочим запрещено работать с этих подмостей.
При работе на опорных строительных лесах главная опасность заключается в том, что они переворачиваются, сбрасывая людей с рабочих платформ. Это может быть следствием нескольких причин: либо они установлены слишком высоко по сравнению со своей допустимой опорной базой, либо их используют без применения выносных опор, не ставя колеса на тормоза, либо они используются ненадлежащим образом, например, в случае их перегрузки.
Свешивающиеся и подвесные строительные леса. Еще одна главная категория строительных лесов — это свешивающиеся или подвесные подмости. Свешивающиеся подмости являются по сути рабочей платформой, подвешенной на стальных тросах или смонтированной на арматурных трубах, свисающих сверху. Подвесные подмости также являются рабочей платформой или люлькой, свисающей на стальных тросах, которые могут их поднимать или опускать. Они часто поставляются в комплекте с ремонтным оборудованием и лакокрасочными материалами, а иногда и как часть отделочных строительных материалов и изделий.
В любом случае здание или сооружение должны быть в состоянии выдержать те нагрузки, которым подвергаются свисающие или подвесные подмости, а подвеска и подмостки должны быть достаточно надежными и прочными, чтобы выдержать проектную загрузку по подъему людей, механизмов и материалов без выпадения их за борт через установленные ограждения. В случае применения подвесных подмостей на барабанах лебедки должно оставаться, по крайней мере, три кольца подъемного троса, когда платформа находится на самой низкой отметке. В тех случаях, когда по причине неисправности троса невозможно предотвратить подвесные подмости от опрокидывания, рабочие, использующие платформу, должны носить привязные ремни безопасности и страховочный канат, привязанный к надежной опоре на здании. Те, кто использует в работе такие платформы, должны быть соответствующим образом обучены и приобрести опыт по их практическому применению.
При использовании свисающих или подвесных подмостей главная опасность состоит в том, что может не выдержать либо сама опора строительных лесов, либо разрушится подвесная система из стальных тросов и труб, на которых свисает платформа. Неисправности с подвесными строительными лесами приводили к несчастным случаям с многочисленными жертвами, представляющими опасность и для окружающих.
Все типы строительных лесов и приставных лестниц должны проверяться компетентными работниками, по меньшей мере, один раз в неделю и каждый раз после плохой погоды, которая могла вызвать их повреждение. Запрещается использовать в работе стремянки с трещинами или сломанными ступеньками. Те, кто возводит или разбирает строительные леса, должны проходить специализированные курсы обучения и приобретать опыт их использования на производстве, чтобы гарантировать как собственную безопасность, так и меры предосторожности для тех, кто, возможно, будет их использовать самостоятельно без какой-либо помощи со стороны.
Поставка строительных лесов на стройку осуществляется одним, может быть, главным подрядчиком для их последующего использования всеми другими субподрядчиками. При таком положении вещей профессиональные работники могут изменить конструкцию строительных лесов или удалить из неё какие-нибудь части подмостей, чтобы облегчить себе работу, при этом по завершении работ они их не восстанавливают, не понимая, какую опасность они тем самым создают для других пользователей. Важно, чтобы координация усилий по охране труда и технике безопасности на стройке полностью учитывала в этом смысле любое взаимодействие всех видов строительных работ.
При производстве некоторых видов работ, как в ходе строительства, так и ремонта зданий и оборудования, возможно, лучше использовать передвижное ремонтное оборудование, чем строительные леса. Свободный доступ под козырек фабричной крыши, где ведутся ремонтные работы на обшивке кровли, или доступ к внешней стороне нескольких окон в здании может быть более надежным и дешевым предприятием, чем возведение подмостей вокруг всего сооружения. Передвижное ремонтное оборудование поступает на строительную площадку от его производителей в различных формах, например, в виде платформ с гидравлическим приводом, которые могут подниматься и опускаться по вертикали, или работать как раздвижные и складывающиеся домкраты или гидравлические шарнирные консоли с рабочей платформой или клетью на конце внешней опоры, которые напоминают платформы для сборки вишен.
Такое оборудование обычно передвижное. Оно может передвигаться до требуемого места на своем собственном ходу и при этом весьма быстро запускаться в рабочее состояние. Безопасное пользование передвижным ремонтным оборудованием требует соблюдения технических условий его эксплуатации, публикуемых производителем (т.е. оборудование не должно превышать собственных эксплуатационных характеристик или работать с перегрузками).
Передвижное ремонтное оборудование требует устойчивой опоры на уровне нулевой отметки. Возможна установка внешних креплений консольного типа, чтобы сооружение не перевернулось. Рабочие-высотники на таких платформах должны иметь доступ к панелям управления. Рабочие должны проходить курсы обучения по технике безопасности такого оборудования. Если передвижное ремонтное оборудование правильно функционирует и своевременно ремонтируется, то оно может обеспечить надежный доступ к тем местам, где установка подмостей просто немыслима, а именно: в самом начале подъема стальной конструкции или для доставки монтажников стальных конструкций в места стыковок колонн и балок.
Монтаж стальных конструкций. Для сооружения пролетных частей зданий и объектов гражданского строительства часто требуется поднимать стальные рамы, весящие иногда многие тонны. Хотя ответственность за технику безопасности монтажников стальных конструкций возложена, в основном, на руководство подрядчиков спецстальмонтажа, их трудную работу могут облегчить инженеры-проектировщики стальных конструкций. Инженеры-проектировщики должны гарантировать, что образцы болтовых отверстий просты и болты вкручиваются туда без каких-либо особых затруднений.
Образцы соединений и болтовых отверстий должны быть унифицированы настолько, насколько это возможно в отношении конструкции всей рамы. Пока монтажники стальных конструкций вставляют в них крепежные болты, в местах сочленения колонн с балками должны быть установлены опоры или подставки с тем, чтобы на конце балок не возникало опрокидывающего момента. По мере возможности проект должен гарантировать, что возведение каркаса здания начнется с монтажа внутренних лестниц между этажами, чтобы монтажники стальных конструкций меньше рассчитывали на приставные лестницы и выносные крепления консольного типа.
Кроме того, проект должен исходить из того, что отверстия в колоннах должны просверливаться в тех местах, где это требуется, уже на этапе изготовления и до их завоза на строительную площадку. Это позволит своевременно завезти стальные тросы, к которым позднее будут прикреплены ремни безопасности, опоясывающие монтажников стальных конструкций. Цель должна состоять в том, чтобы как можно раньше устанавливать на стальной конструкции опорные напольные плиты, что позволяет сократить время прямой зависимости монтажников стальных конструкций от страховочных канатов и ремней безопасности, а также приставных лестниц. Если стальной каркас остается открытым, и этажи в нем не достраиваются, тогда под разными производственными уровнями следует натянуть страховочные сетки безопасности. Конструкция стальных рам и трудовой режим монтажников стальных конструкций должны как можно больше ограничивать практику «хождения рабочих по стальным каркасам».
Хотя возведение стен важный и вместе с тем опасный этап в работе по сооружению здания, ничуть не менее важна и постановка на нем кровли, что представляет особую опасность. Крыши бывают плоскими или скатными. Если крыша плоская, то главная опасность состоит в том, что люди или материалы могут падать с крыши через край или проваливаться внутрь кровельного покрытия через имеющиеся в нем отверстия. Плоские крыши должны герметизироваться от воды, для чего пригодны различные материалы, в том числе битумы и гидроизоляционный строительный картон. Все требуемые для кровельного покрытия материалы должны быть подняты на соответствующий этаж, для чего могут потребоваться грузовые подъемники и краны, если здание высокое или требуется поднять на крышу значительные количества кровельных материалов и герметиков. Битум, возможно, придется подогреть до полужидкого состояния, чтобы облегчить процесс его нанесения на поверхность и улучшить ее герметизацию. Это, возможно, приведет к тому, что на крышу надо будет поднять газобаллон и емкость для разогрева. Кровельщики и те, кто находится внизу, могут получить ожоги от расплавленного битума; может также загореться от огня кровля крыши.
Опасность падения с плоских крыш может быть предотвращена, если по их краям установить временное ограждение в форме поручней примерно такого же размера, что и поручни на строительных лесах. Если строительные леса вокруг здания ещё не разобраны, то их можно нарастить до уровня крыши с тем, чтобы кровельщики работали с соблюдением техники безопасности и не могли упасть с крыши через её край. Падение вниз сквозь проемы в кровле на плоской крыше можно предотвратить, если перекрыть проемы новым материалом, а в том случае, если проемы должны оставаться открытыми, их следует огородить поручнями.
На домах и небольших зданиях наиболее широко распространены скатные крыши. Скат на крыше образуется при возведении деревянной фермы, к которой крепится кровельное покрытие, состоящее обычно из глиняной черепицы или бетонной плитки. Угол наклона крыши может превышать 45 от уровня горизонта, но крыши даже с меньшим наклоном представляют повышенную опасность в сырую погоду.
Чтобы предотвратить падение кровельщиков с крыши, когда они устанавливают щитовые листы, черепицу или плитку, необходимо использовать приставные лестницы для работы на крыше. Если приставная лестница не может быть поставлена на прочную и надежную опору внизу, то на её верхнем конце следует смонтировать правильно сконструированные металлические крюки, которыми лестница крепится к верхнему брусу обрешетки, к которому крепится коньковая черепица. Во всех тех случаях, когда возникают сомнения в отношении прочности коньковой черепицы, приставную лестницу следует подстраховать так, чтобы можно было привязать её за верхнюю ступеньку к кровельному брусу под коньковой черепицей и далее пропустить крепежный канат или трос к прочной нижней точке опоры.
Хрупкие кровельные материалы используют для покрытия как скатных крыш, так и арочных или цилиндрических сводов. Из хрупкого материала изготавливают также и некоторые фонари верхнего света. Типичными материалами являются листы из асбоцемента, пластмассы, обработанные древесно-стружечные плиты и мелкая стружка. Поскольку кровельщики часто переступают через листы или щиты, которые они только что уложили, следует проверить надежность безопасного доступа к тем местам, где предстоит новая укладка кровельных материалов, что обычно достигается с помощью нескольких приставных лестниц, которые используются кровельщиком на крыше. Ещё большую опасность хрупкие кровельные материалы представляют для подсобных рабочих, которые могут не догадываться о том, что они хрупкие. Инженеры-проектировщики и архитекторы могут повысить уровень техники безопасности кровельщиков, если не будут спешить с разрешением на применение таких хрупких материалов.
Крыть крыши, даже плоские, опасно при сильном ветре или под проливным дождем. Работа с листовыми материалами, которые обычно легко поддаются ручной обработке, в такую погоду становится опасной. Небезопасная работа кровельщиков не только представляет угрозу для них, но и для тех, кто находится внизу. Возведение новых стропил опасно, но ещё более опасна работа по ремонту кровельных покрытий.
Обновление и ремонт включают как техническое обслуживание и текущий ремонт, так и обновление зданий и сооружений на протяжении всего срока их эксплуатационной службы. Техническое обслуживание и текущий ремонт (включая очистку и перекрашивание деревянных или других наружных панелей, повторную расшивку цементных швов, ремонт стенок и кровли) чреваты падениями рабочих ничуть не меньше, чем монтажные работы по сборке стальных конструкций, которые ведутся для того, чтобы получить доступ к более высоким частям стального каркаса. Более того, возникающие при этом опасности могут быть еще больше, потому что при выполнении мелких ремонтных работ возникает соблазн сэкономить на расходах по приобретению передвижного ремонтного оборудования и выполнить соответствующие работы, например, не со строительных лесов, а пользуясь только приставной лестницей, что особенно характерно для кровельных работ, где на замену одной кровельной черепицы потребуется всего несколько минут, но при этом никогда нельзя исключить падения рабочего с крыши, что чревато летальным исходом.
Техническое обслуживание и чистка зданий и сооружений. Инженеры-проектировщики и особенно архитекторы могут улучшить условия охраны труда технического персонала и подсобных рабочих, если при разработке своих проектов и составлении технических условий начнут принимать во внимание необходимость безопасного выхода на крыши зданий и сооружений, а также свободного доступа в машинные отделения, к окнам и другим наружным объектам зданий и сооружений. Конечно, было бы лучше, если бы необходимость в этом вообще не возникала.
Однако оптимальным решением данной проблемы представляется постоянный свободный доступ, обеспечиваемый проектным решением: например, выделением для этой цели части сооружения, такой как лестничный марш или крытый переход с поручнями, или передвижная ремонтная платформа, постоянно свисающая с крыши. Наименее приемлемым представляется вариант, при котором у технического персонала имеется только одна возможность: использовать в качестве средства свободного доступа те строительные леса, которые применялись при возведении здания. Это будет не так проблематично при проведении ремонтных работ более крупного масштаба, но в отношении мелких технических работ стоимость возведения строительных лесов по полной схеме настолько высока, что возникает соблазн действовать в обход правил и применять передвижное ремонтное оборудование или опорные подмости там, где они как раз не подходят или неадекватны поставленным целям и задачам.
Если работы по обновлению здания предусматривают тотальную перелицовку всех стеновых покрытий или их фронтальную очистку с помощью водных пульверизаторов или химикатов, то в этом случае единственным решением вопроса может быть только обнесение здания сплошными строительными лесами, которые защитят не только рабочих, но и прохожих внизу с помощью свисающих козырьков. При очистке панелей с помощью водных пульверизаторов индивидуальные средства защиты рабочих включают водонепроницаемую одежду, сапоги и перчатки, а также лицевую маску или защитные очки, чтобы предохранить глаза от механических повреждений.
При очистке панелей с помощью химикатов потребуется та же защитная одежда, но только с кислотоупорными свойствами. Если для очистки сооружения будут использоваться абразивные материалы, то запрещается применение веществ, содержащих кремнезем. Поскольку работа абразивов приводит к появлению опасной для здоровья силикатной пыли, обязательно ношение рабочими респираторно-дыхательного оборудования установленного образца. Перекрашивание окон в высоком административном здании или жилом многоквартирном доме не может быть выполнено только с помощью приставных лестниц, хотя это обычно возможно на объектах коммунально-бытового жилищного строительства. Для этого потребуется или возвести строительные леса, или свесить с крыши рабочие люльки, предварительно убедившись в прочности их подвесок.
Техническое обслуживание, текущий ремонт и очистка таких объектов гражданского строительства, как мосты, высокие вытяжные трубы или шахты, могут потребовать выполнения соответствующих работ на таких высотах или в таких положениях (например, над водой), которые исключают возведение обычных строительных лесов. Насколько это возможно, работы в этом случае необходимо производить со стационарных подмостей, закрепленных наверху или свисающих с выносных креплений консольного типа. В тех случаях, когда это невозможно, работы следует производить с правильно подвешенных люлек. Очень часто современные мосты оборудуют собственными рабочими платформами и люльками. Перед тем как использовать их в ремонтных работах, они должны быть проверены на исправность. Объекты гражданского строительства часто подвержены влиянию погодных условий. Работа на них при сильном ветре или под проливным дождем запрещается.
Мойка окон. Мойка окон сопряжена со своими собственными опасностями, особенно если она производится со ступенек приставных лестниц или самодельных подмостей для доступа к более высоким зданиям. Мойка окон обычно не рассматривается как часть строительного процесса, и в то же время она настолько широко распространена, что может представлять опасность как для мойщиков окон наверху, так и для случайных прохожих внизу. Тем не менее, техника безопасности при мойке окон должна предусматриваться и в строительном процессе и в проектных разработках.
Если архитекторы не будут учитывать необходимость обеспечения свободного доступа к этим местам или, с другой стороны, не будут включать в технические условия те окна, мойка которых может производиться изнутри, то работа подрядчика по мойке окон значительно осложнится и станет опасной. Хотя стоимость первоначального проекта здания может значительно возрасти, если предусмотреть необходимость мойки окон снаружи или установки соответствующего переносного ремонтного оборудования, однако за весь эксплуатационный срок его службы должна получиться значительная экономия средств на техническом обслуживании и текущем ремонте, что не может не сказаться и на снижении уровня производственного травматизма.
Реконструкция старых зданий — это важный и опасный вид их восстановления и ремонта. Оно происходит, например, тогда, когда значительная часть конструкций здания или моста оставляется в прежнем виде, а другая часть — ремонтируется или обновляется. В коммунально-бытовом секторе обновление старых зданий обычно состоит в том, чтобы старые окна и, возможно, напольные покрытия заменить на новые и обычно более совершенные образцы и модели, при этом сменив ещё и электропроводку и водопроводную систему. В торгово-промышленном здании административного назначения программа обновления, скорее всего, будет включать не только замену окон и, возможно, напольных покрытий, но и кирпичной или каменной кладки на сборные конструкции, а также монтаж новых отопительных и вентиляционных систем, грузовых лифтов и электропроводки.
На таких объектах гражданского строительства, как мосты, обновление старых сооружений может означать демонтаж металлических структур до обнажения каркасной структуры сооружения, его армирование, замену старых блоков на новые, строительство новых подъездных путей и облицовку стен.
Обновление старых зданий и сооружений чревато обычным риском для строительных рабочих: падением людей и материалов. Риск возрастает во много раз, если на период ремонта люди не освобождают помещения, как часто происходит в многоквартирных жилых домах, где жильцов не отселяют на время ремонта. В этом случае им и особенно детям угрожает та же опасность, что и строительным рабочим. Опасность может исходить от силовых линий энергопитания, к которым подключаются переносные пилы и дрели в этот период.
Важно, чтобы производство работ тщательно планировалось, дабы уменьшить риск для рабочих и тех, кто находится рядом с ними. Последние должны быть информированы о том, что и когда будет происходить. Свободный доступ в помещения, на лестничные площадки и балконы исключается. Входы в многоквартирные жилые дома должны быть отгорожены защитными козырьками строительных лесов для того, чтобы защитить прохожих от падающих сверху предметов и материалов. В конце рабочих смен приставные лестницы и подмости должны быть разобраны, чтобы дети не могли на них взбираться и подвергать себя опасности. Таким же образом должны быть убраны или спрятаны в безопасное место для хранения краски, газобаллоны и электроинструменты.
В занятых торгово-промышленных зданиях, где происходит реорганизация коммунальных служб, двери лифтов должны оставаться закрытыми. Если программа обновления затрагивает пожарное и аварийное оборудование, то на случай возникновения пожара сотрудники расположенных в этих зданиях учреждений и рабочие должны быть соответствующим образом предупреждены и специально проинструктированы. Обновление жилых помещений и торговых залов, возможно, потребует удаления содержащих асбест материалов, что представляет наибольшую угрозу для здоровья рабочих и сотрудников учреждений на рабочем месте. Такое удаление асбеста должны производить только подрядчики, специально подготовленные и имеющие соответствующую экипировку. То место, куда будет переноситься асбест, необходимо герметизировать и отделять от других частей здания. Перед возвращением сотрудников учреждений в помещения, откуда предварительно был удален асбест, следует проконтролировать эти помещения на предмет обнаружения в них асбестового волокна. Уровень запыленности воздуха этим волокном не должен быть выше допустимого предела.
Обычно самым безопасным путем реализации программы обновления старых зданий и сооружений является полное отселение из них пользователей помещений и закрытие доступа для посетителей. Однако иногда это практически невыполнимо.
Подсоединение зданий к таким системам коммунальных услуг, как электроснабжение, газопровод, водопровод и телекоммуникации обычно осуществляют профессиональные субподрядчики. Среди главных рисков — падение из-за плохого доступа к рабочим местам, запыленность и загазованность от бурения и резки бетона и листового стекла, удары электрическим током или пожары из-за повреждения электроизоляции или утечки газа. Для домов характерны те же опасности, только масштаб их меньше. Производство работ подрядчиком облегчается, если архитектор предусмотрел специальные места и помещения для прокладки инженерных систем коммунального обслуживания. Они должны быть достаточно просторны для закладки каналов и желобов в стенках или напольных покрытиях, а также для удобного и безопасного размещения хозяйства монтажников.
Те же требования относятся и к системам технического ухода за инженерными коммуникациями после принятия здания в эксплуатацию. Надлежащее внимание в первоначальном эскизном проекте должно быть уделено прокладке трубопроводов и закладке всевозможных проемов, зазоров и просветов. Это означает, что они должны быть либо предусмотрены в первоначальном проекте, либо встроены в каркас конструкций. Тогда строительным рабочим не придется выискивать проходы и каналы или делать дыры и отверстия с использованием силового оборудования, которое при бурении и перфорировании поверхности материалов выбрасывает большое количество вредной пыли.
Если будет предусмотрено еще место и для прокладки отопительных и вентиляционных систем с установкой соответствующего оборудования, то в этом случае работа монтажников станет более легкой и безопасной, потому что им придется работать в условиях стационарных монтажных площадок, а не стоя на шатких подмостях, уложенных поперек вертикальных проходов. Если системы освещения и электропроводки необходимо прокладывать под потолком в помещениях с высокими потолками, то в дополнение к приставным лестницам подрядчики должны оборудовать рабочие места еще и строительными лесами или опорными подмостями.
Монтаж инженерных систем коммунального пользования должен отвечать требованиям местных стандартов. Например, они должны распространяться на все установки электрического и газового снабжения, чтобы у подрядчиков была полная определенность в отношении установленных норм и правил, касающихся электропроводки, термоизоляции, заземления, выключателей с плавкими предохранителями, отключения силовых систем. В отношении систем газоснабжения у них не должно возникать никаких сомнений по поводу возможных способов защиты газовых трубопроводов, их перекрытия, отключения подачи газа, адекватной вентиляции трубопроводов и монтажа предохранителей на случай утраты пламени или потери давления в газопроводе. Если при монтаже или техническом обслуживании инженерных систем коммунального пользования подрядчик не выполняет эти требования в полном объеме, то он тем самым создает опасные ситуации как для своих собственных рабочих, так и для тех, кто работает в этом здании.
Если сооружение является каменной или железобетонной постройкой, то отделка его внутренних помещений потребует оштукатуривания стен перед тем, как они будут покрашены. Штукатурные работы относятся к числу традиционных профессий строителя. Главная опасность состоит в том, что при переносе тяжелых мешков со строительными материалами и гипсокартонных листов, а также в ходе оштукатуривания панелей, особенно когда штукатур работает над головой, организм испытывает большие перегрузки на позвоночник и руки. После нанесения на поверхность слоя штукатурки, её можно красить. Опасность здесь исходит от паров разбавителей или растворителей, а иногда от самой краски. По возможности, следует применять только водные краски. Если используются краски вкупе с растворителями, то помещения должны хорошо проветриваться и при необходимости должны включаться вентиляторы. Если используемые материалы токсичны и адекватная вентиляция помещений невозможна, то в этом случае работники должны работать в респираторах и применять другие средства индивидуальной защиты.
Иногда отделка внутренних помещений требует проведения работ по укреплению кладки или облицовки стен. Если это влечет за собой использование строительно-монтажных пистолетов, чтобы вбивать в деревянные панели шпильки и дюбели, то уровень опасности будет определяться, главным образом, тем, как работать с этим орудием труда. Забиваемые с помощью строительно-монтажного пистолета гвозди легко прошивают стенки и перегородки насквозь, но от столкновения с каким-нибудь твердым предметом могут срикошетить. Подрядчики должны тщательно планировать эту работу, при необходимости удаляя лишний персонал с рабочих участков.
Отделочные работы могут касаться облицовки стен и напольных покрытий плиткой или другими облицовочными материалами. Нарезка большого количества керамических плиток или плитняка с помощью фрезерных установок приводит к тому, что образуется огромное количество пыли. Поэтому эта работа должна выполняться или в увлажненной среде, или в закрытом помещении. Главная опасность при работе с плиткой, в том числе с той, которая используется для настила ковровых покрытий, заключается в том, что её все время приходится закреплять на месте. Используемые клеи изготавливаются вместе с растворителями, которые испаряются и тем самым причиняют вред, а в закрытых помещениях они могут самовозгораться. К сожалению, те, кто укладывает плитку, делают это в положении на коленях, низко наклоняясь над источником вредных испарений. Рекомендуется использовать водяные клеи. В тех случаях, когда неизбежно применение клеев вкупе с растворителями, помещения должны хорошо проветриваться (с помощью вентиляторов), а их общее количество должно быть максимально ограничено. При этом большие цилиндрические ёмкости должны быть разлиты по небольшим банкам, которые могут быть легко использованы плиточниками вне рабочего помещения.
Отделочные работы требуют также применения звуко- или теплоизоляционных материалов, что можно часто наблюдать при строительстве жилых или торгово-промышленных зданий, которые могут быть листовыми или плиточными. Они нарезаются, укладываются и монтируются с помощью цемента или жидкого раствора. Опасность заключается в том, что работник дышит при этом пылью, которая может не только раздражать слизистую оболочку, но и быть опасной для здоровья. Запрещается применение асбестсодержащих материалов. Если используются материалы на основе искусственных минеральных волокон, то рекомендуется работать в респираторах и надевать защитную одежду для предотвращения раздражения кожи.
При многих видах работ по отделке внутренних помещений зданий используются материалы, которые значительно увеличивают опасность возникновения пожаров. Каркасная структура здания сооружается из относительно трудно воспламеняемых стали, бетона и кирпича. Однако на стадии отделочных работ применяются древесина, иногда бумага, краски и растворители.
В то же время наряду с производством отделочных работ рядом могут выполняться работы с применением силовых установок и механизмов или прокладываться инженерные линии по электроснабжению. Почти во всех без исключения случаях найдется источник воспламенения для огнеопасных паров и материалов, применяемых в ходе производства отделочных работ. Многие весьма дорогостоящие пожары начинались на стадии отделочных работ, угрожая жизни рабочих и обычно нанося ущерб не только отделочным работам, но и всему сооружению. Здание на этапе отделочных работ представляет собой ограждающие конструкции (система стен, перегородок и перекрытий), внутри которых сотни рабочих, возможно, используют легко воспламеняющиеся материалы. Главный подрядчик отвечает за подготовку и охрану средств эвакуации, расчистку подъездных путей, сокращение общего количества легковоспламеняющихся материалов, используемых внутри здания, извещении подрядчиков о пожаре и, в случае необходимости, эвакуацию людей из здания.
Некоторые из материалов, используемых для отделки внутренних помещений, могут также применяться и для производства наружных отделочных работ. Наружная отделка зданий обычно связана с кирпичной или каменной кладкой, заделкой швов и малярными работами. Рядовую каменную или плиточную кладку обычно «отмечают» и считают законченной после того, как кирпичи или плиты уложены в стену. После этого никакого дополнительного внимания к себе они не требуют. Наружные поверхности стенок могут быть цементными; их надо красить или покрывать слоем гальки, как в наружной штукатурке или штукатурке с добавкой каменной крошки. Как и обычное строительство, наружные отделочные работы производятся снаружи зданий и зависят от воздействия погодных условий.
Перемещения строительных конструкций и материалов представляют далеко не единственную серьезную опасность угрозы падения. Применение в этой работе красок, герметиков и клеев вкупе с растворителями менее опасно, чем при отделке внутренних помещений, потому что естественная вентиляция предотвращает накопление вредных и легковоспламеняющихся паров.
Кроме того, проектировщики могут влиять на технику безопасности наружных отделочных работ путем включения в технические условия облицовочных панелей, которые можно безопасно перемещать в пространстве (то есть их вес и габариты не слишком велики), и создания условий, необходимых для удобной работы по облицовке наружных стен. Каркас здания или его полы должны быть спроектированы таким образом, чтобы учитывать все особенности строительной конструкции, вплоть до отдельных выступов или углублений, которые разрешают простое совмещение облицовочных панелей, особенно при их монтаже прямо с колес подъемного крана или подъемника. Включение в технические условия таких материалов, как пластики для изготовления оконных рам и монтажной арматуры, позволяет отказаться от покраски и восстановления покрытий и в последующем сокращает объем работ по техническому уходу за зданием, что соответствует условиям техники безопасности как строительных рабочих, так и жильцов домов или квартир.
Благоустройство в больших масштабах строительных площадок может означать производство земляных работ по выемке грунта наподобие того, как это обычно делается при сооружении автомагистралей и прокладке каналов. Возможно, потребуется выемка грунта на большую глубину для прокладки труб наружной канализации; возможно, для этого потребуется удалять скальную породу грунта. И, наконец, заказчик может пожелать произвести впечатление зрелого и преуспевающего предпринимателя и с этой целью попросить высадить в грунт вполне взрослые деревья. Все это влечет за собой выемку грунта, копание земли и ее погрузку. Это очень часто требует также больших мощностей по подъему грузов.
Подрядчики на работы по благоустройству строительных площадок являются обычно специалистами, которые не тратят много времени на работу по договорам-подрядам на строительные работы. Главный подрядчик должен принять во внимание, что подрядчики по благоустройству строительных участков появляются на стройках только в строго определенное время (и совсем не обязательно ко времени истечения срока действия контракта). Основные землеройные работы и укладка трубопровода обычно совмещаются с укладкой фундаментов здания на начальных этапах реализации проекта. Благоустройство территории площадки не должно подрывать ни основ, ни устоев здания, подвергая его различным рискам, вызванным перегрузками от выемки больших объемов грунта и опасной их отсыпкой либо напротив самого здания, либо у строящихся рядом служебных помещений. Если верхний горизонт грунта предстоит использовать для засыпки котлована, то рекомендуется для этого отвести достаточно просторную площадку, где можно было бы в безопасных условиях осуществлять его отсыпку.
По соображениям техники безопасности и в силу экологических причин осуществлять благоустройство строительных участков, возможно, потребуется и на территории промышленных объектов, и в зоне коммунальных предприятий или сооружений. Вокруг нефтехимического предприятия может потребоваться выровнять землю или сделать определенное направление наклона площадки. Для этого закрывают землю каменной крошкой или бетоном, чтобы уменьшить площадь растительного покрова. С другой стороны, если благоустройством территорий вокруг промышленных площадок заниматься ради того, чтобы улучшить внешний вид предприятий или по причине сохранения окружающей среды (например, для снижения уровня шумов или ради того, чтобы спрятать подальше от глаз неприятные для зрелища сооружения), то, возможно, потребуется создавать ограждения, обнесенные насыпью.
Можно устанавливать также экранные устройства (например, из зеленых насаждений перед нежелательным для обозрения объектом) или на самом деле производить насаждения деревьев. Управление автострадами и железными дорогами сегодня должно планировать мероприятия по снижению уровня шумов вокруг них, если они проложены в непосредственной близости от города, и приложить максимум усилий для его снижения в том случае, если они проходят по районам с неблагоприятной окружающей средой.
Благоустройство территории — это не только дань запоздалому раздумью, потому что наряду с улучшением внешнего вида здания или промышленного объекта оно может, в зависимости от характера этого объекта, в целом содействовать сохранению окружающей среды и улучшению охраны труда. Поэтому оно должно стать предметом проектирования и планирования, как и другие составляющие данного проекта.
Разрушение зданий и сооружений является наиболее опасной формой деятельности в строительной профессии. Здесь слились воедино все риски от работ на большой высоте и падения на головы работающих внизу людей строительных материалов. Все это возможно внутри сооружений, которые были частично разрушены в результате попыток их сноса или вследствие ураганов, наводнений, пожаров, взрывов или просто по причине их естественного износа. При разрушении или сносе зданий и сооружений опасность представляет падение как людей, так и предметов на людей. Можно оказаться заживо погребенным среди обвалившихся материалов или по причине непреднамеренного разрушения строительных конструкций, при невероятно большом шуме и под клубами пыли. При разрушении сооружений одна из практических трудностей с охраной труда и техникой безопасности состоит в том, что это явление весьма быстротечно: располагая современным оборудованием, можно разрушить очень многое буквально за несколько дней.
Существует три главных способа разрушения строительной конструкции, а именно: снос ее по частям; разрушение или снос; подрыв с помощью взрывчатых веществ и последующий снос. Выбор способа диктуется теми условиями, в которых находится каждое конкретное сооружение, окружающее его место, причинами разрушения и сноса и стоимостью соответствующих работ. Если рядом находятся другие здания, то применение взрывчатых веществ обычно запрещается. Разрушение необходимо планировать так же тщательно, как и любой другой строительный процесс. Подлежащее сносу сооружение должно быть предварительно тщательно осмотрено. Должны быть приобретены и любые его чертежи с тем, чтобы собрать в руках соответствующего подрядчика максимальную информацию о характере этого сооружения, применявшихся при его строительстве методах и характеристиках использованных при этом материалов. В подлежащих сносу зданиях и сооружениях часто встречается асбест, поэтому подряды на их снос должны передаваться подрядчикам, которые имеют специалистов по работе с этим материалом.
Планирование работ по разрушению зданий и сооружений должно предусматривать такую последовательность действий, чтобы строительные конструкции не перегружались или хаотично не засыпались обломками, причем должны быть сооружены подходящие желоба для безопасного сброса строительного мусора наружу. Если строительную (в особенности железобетонную или любую другую предварительно напряженную) конструкцию предстоит разрушить путем разрезания её на части или выносом наружу таких её частей, как межэтажные перекрытия или внутренние стены, то такие действия не должны приводить к её внезапному разрушению. Осколки и строительный мусор должны сбрасываться таким образом, чтобы их можно было безопасно собрать и увезти со строительной площадки. Иногда стоимость подряда на разрушение ставится в зависимость от найденных среди выброшенного хлама ценных запчастей.
Если сооружение должно быть разрушено по частям (то есть поэтапно демонтировано) без применения промышленных резаков и механических молотов, то для выполнения этого задания рабочие обязательно будут вынуждены применить ручные инструменты или переносные инструменты с механическим приводом. Из этого следует, что им, возможно, придется работать на высоте поверх наружных люков и желобов, установленных для сбрасывания вниз строительного мусора и обломков. Могут понадобиться временные рабочие платформы. На устойчивость этих подмостей не должны влиять удаляемые части строительных конструкций или сбрасываемый строительный мусор. Если из-за того, что в лестничные шахты сбрасывается весь строительный мусор, маршевые лестницы использовать уже невозможно, то потребуется установить наружные лестницы или строительные леса.
Наиболее безопасный способ удаления с высотных зданий стрел, шпилей и других монтажных узлов — это работа в люльках, свисающих со стрел грузоподъемных кранов.
При поэтапном разрушении самый безопасный способ сноса здания состоит в том, чтобы проделать запланированную последовательность операций по его сносу не с начала и до конца, а как раз наоборот. Нужно постоянно сбрасывать вниз и выносить обломки и строительный мусор наружу, с тем чтобы рабочие места и пути подхода к ним не захламлялись.
Если хотят снести или разрушить сооружение, то его конструкцию предварительно ослабляют вопреки всем сопутствующим при этом рискам. Разрушение иногда сводится к тому, чтобы удалить межэтажные перекрытия и внутренние стены. Для этого используются стальные стропы, которые намертво крепятся к верхним частям здания, после чего экскаватор или другой тяжелый механизм начинает тянуть или дергать их за концы. Реальная опасность может возникнуть из-за разрыва стального троса или разрушения точки его крепления к зданию. Этот способ непригоден для очень высоких зданий. Раскачивание строительной конструкции после предварительного ее ослабления требует применения таких тяжелых механизмов, как смонтированные на гусеничном ходу захваты или буксиры-толкачи. Кабины таких установок и механизмов должны быть армированы, чтобы защитить их водителей от падающих сверху обломков и строительного мусора. Строительная площадка при этом не должна так сильно захламляться падающим сверху мусором, чтобы машинам негде было развернуться при раскачке или разрушении здания.
Наиболее широко распространенный способ разрушения (а при правильном исполнении и самый безопасный) — это использование «груши» для сноса зданий или сооружений. При этом методе стальную или железобетонную грушу подвешивают на крюк стрелы грузоподъемного крана, которая должна быть достаточно прочной, чтобы выдержать сильные механические нагрузки, возникающие при ударах груши о преграду. При боковых перемещениях стрелы крана груша раскачивается напротив стены, которую предстоит разрушить.
Главная трудность состоит в том, чтобы груша не застряла внутри строительной конструкции или не была засыпана строительным мусором, после чего ее придется вытаскивать наружу, поднимая вверх крюк стрелы крана. Это перегружает кран настолько сильно, что может произойти либо разрыв грузового троса, либо сломаться стрела крана. В этом случае крановщику потребуется добраться туда, где заклинило грушу, и освободить ее. Однако этого не следует делать, если есть риск обрушения на него этой части здания.
Другая опасность состоит в том, что при слишком сильном раскачивании груши могут обрушиться те части здания, которые не предназначались к сносу. Это может произойти только с неопытными крановщиками грузоподъемных кранов.
Разрушения с использованием взрывчатых веществ могут быть произведены безопасно, но они должны быть при этом тщательно спланированы и выполнены только опытными рабочими при компетентном управлении со стороны специалистов этого дела. В отличие от взрывчатых веществ военного назначения, целью взрыва при разрушении здания не является превращение его в груду щебня и битого камня. После предварительного ослабления строительных конструкций этого можно достичь только правильной закладкой взрывчатки и в таком количестве, которое действительно нужно для безопасного сноса здания, с тем, чтобы все обломки и строительный мусор можно было спокойно убрать, а металлолом вывезти со строительной площадки.
Подрядчики взрывных работ должны предварительно обследовать сооружение, приобрести в свое распоряжение чертежи и как можно больше информации о способах его строительства и использованных для этого строительных материалов. Только имея эту информацию, можно определить, является ли взрыв, во-первых, подходящим средством, в каких местах следует установить заряды, сколько взрывчатых веществ следует для этого использовать, какие меры предпринять, чтобы предотвратить большой разброс обломков и осколков, и какую зону ограждения следует установить вокруг строительной площадки, чтобы защитить рабочих и случайных прохожих. Если устанавливается сразу несколько зарядов взрывчатого вещества, то взрывные работы с использованием электродетонаторов обычно являются более целесообразными. Но у электрических систем в работе случаются сбои, поэтому при более простых заданиях использование бикфордова шнура может быть более целесообразным и безопасным.
Те аспекты взрыва, которые требуют более тщательной предварительной подготовки, и являются ответом на вопрос о том, что надо делать, если произойдет осечка при взрыве или если сооружение не осядет и не разрушится, как планировалось ранее, а останется стоять в подвешенном и опасном неуравновешенном состоянии. Если работы производятся в непосредственной близости от жилых домов, шоссе или промышленных объектов, то жители района должны быть оповещены о возможной опасности. Местная полиция обычно принимает меры по очистке района от людей и остановке прохожих и транспортных средств перед въездом на его территорию.
С помощью взрывчатых веществ могут быть также разрушены и такие высокие сооружения, как телевизионные вышки или градирни при условии, однако, что их строительные конструкции предварительно были ослаблены, чтобы их обрушение произошло безопасно.
Рабочие-подрывники подвержены воздействию повышенных уровней шумов из-за работающих рядом тяжелых установок и механизмов, обваливающихся кусков строительных материалов или взрывов от детонации взрывчатых веществ. Обычно в этой ситуации требуется ношение средств индивидуальной защиты слуха. При разрушении и сносе зданий возникают огромные клубы пыли. Предварительное обследование должно выявить наличие и места распределения в строительных материалах свинца и асбеста. Они должны быть удалены со строительной площадки по возможности до начала работ по разрушению зданий. Если даже такая опасность не будет установлена, то следует предусмотреть надевание противопылевых масок промышленного изготовления, если район работ не представляется возможным увлажнить, чтобы пыль осела. Кроме того, следует иметь в виду, что пыль, образующаяся при разрушении зданий, действует на человека весьма раздражающе и фактически травмирует его.
Разрушение объектов является одновременно и грязным, и трудным делом. Для его осуществления требуется высокий уровень обслуживания рабочих санитарно-техническими средствами и средствами гигиены, включая туалеты, комнаты для умывания, раздевалки для обычной одежды и спецодежды, а также специально оборудованные места для укрытия и приема пищи.
Демонтаж или разборка сооружений отличается от разрушения зданий или сооружений тем, что часть объекта, а точнее большая часть механизмов или оборудования, демонтируется и увозится со строительной площадки. Например, смена части оборудования на парогенераторе электрической станции или замена только одного пролета на стальном балочном мосту со сплошными стенками — это скорее демонтаж оборудования, чем его разрушение. Рабочие, производящие демонтаж сооружений, выполняют большие объемы работ на основе применения газовой резки стальных конструкций либо для того, чтобы удалить с них определенные части, либо для того, чтобы предварительно ослабить их. Они используют взрывчатые вещества, чтобы опрокинуть или хотя бы сдвинуть с места часть тяжелого оборудования. Они применяют в работе тяжелые подъемно-транспортные механизмы, чтобы сменить тяжелые балочные фермы или отдельные конструктивные элементы тяжелого оборудования.
Вообще говоря, занятые такими видами деятельности рабочие испытывают те же риски, что и при разрушении зданий и сооружений, а именно: падение людей и тяжелых предметов на людей, повышенные уровни шумов и запыленности строительных участков, а также воздействие вредных веществ. Подрядчики на работы по демонтажу должны иметь полное представление о тех строительных конструкциях, с которыми они работают, для того чтобы разбирать их на части в той последовательности, которая не вызовет внезапного и неожиданного разрушения главной несущей конструкции.
Такие надводные или водные работы, как сооружение мостов или технический уход за ними, постановка судов в доки, а также разработка средств морского и речного базирования, представляются наиболее опасными. Если в местах производства этих видов работ воды не стоячие, а проточные или приливные, то опасность еще возрастает. Быстрое движение воды затрудняет спасение тех, кто попадает в неё. Падение в воду влечет за собой опасность того, что можно утонуть (даже в условиях мелководья, если человек получает травму при падении; гипотермии, если вода холодная, и инфекции, если вода загрязнена).
Первая мера предосторожности состоит в том, чтобы предотвращать падения рабочих. Для этого с помощью ограждений и поручней оборудуются соответствующие проходы и производственные участки. Они не должны намокать и быть скользкими. Если проходы сделать невозможно, как это имело место на начальном этапе монтажа стальных конструкций, то рабочие должны носить ремни безопасности, прикрепленные к надежным точкам крепления на анкерной подвеске. Под их рабочими местами должны быть подвешены аварийные сетки.
Должны быть также наготове приставные и спасательные лестницы, которые сбрасываются упавшим в воду рабочим для того, чтобы они могли выбраться из воды, например, у стены дока или какого-нибудь военно-морского сооружения. Рабочие должны носить индивидуальные средства поддержания плавучести до тех пор, пока они не станут работать на правильно сбитых платформах с поручнями или не прекратят постоянно ходить со своей рабочей площадки на берег и обратно. Спасательные буи и страховочные сектора должны быть расположены равномерно вдоль всего побережья.
Работа в доках, содержание и техническое обслуживание сооружений в устьях рек и на объектах береговой защиты часто требуют использования барж, чтобы перевозить приспособления для забивки свай, и экскаваторов, чтобы удалять вычерпанный со дна грунт. Такие баржи выполняют ту же работу, что и рабочие платформы. Они должны быть оборудованы соответствующими поручнями, спасательными буями, секторами спасения и страховочными сетями. Безопасный доступ к ним с береговой линии, со стороны доков или речных набережных должен обеспечиваться наличием соответствующих проходов или сходен, оборудованных поручнями. Все это должно работать с учетом требований безопасной стыковки в условиях отливов и приливов морской воды.
В целях безопасности на воде должны также применяться спасательные шлюпы, оборудованные спасательными кругами, буями и ремнями безопасности. Если вода холодная, а течение быстрое, то шлюпы должны постоянно находиться в состоянии полной боевой готовности с точки зрения укомплектованности плавсоставом. Они должны иметь необходимый запас топлива и быть готовыми к немедленному выходу в море для выполнения спасательной операции. Если вода загрязнена промышленными отходами или сточными водами, то в этом случае должны быть предприняты меры по доставке в медицинский центр или больницу тех, кто упал в воду. В районах городской застройки вода может быть отравлена мочой крыс, которая может инфицировать человека через потертости на кожном покрове и спровоцировать болезнь Вайля.
Надводные и водные работы часто производятся в таких местах, где нередки сильные ветры, обложные дожди и ледовые условия. Они увеличивают риски падений и переохлаждения. Суровые погодные условия могут вынудить приостановить работы даже в середине рабочей смены. Для того, чтобы приостановить чрезмерные теплопотери организмом, возможно, потребуется сменить обычную мокрую или холодную защитную одежду на костюм с термическим подогревом.
Погружение под воду — это особая форма работы под водой. Риски, с которыми сталкиваются водолазы, включают в себя: возможность утонуть, кессонную болезнь (или «ломку»), гипотермию от холода и попадание в западню под водой. Погружение под воду может потребоваться при производстве строительных или регламентных работ в доках, на промышленных объектах прибрежной морской и речной полосы, у морских причалов и контрфорсов мостов.
Его часто необходимо осуществлять в акваториях с плохой видимостью или в районах, где водолаз может попасть в затруднительное положение, а его подводное оборудование запутаться. Погружение под воду осуществляется с суши или с борта шлюпа или корабля. Если для работы требуется один водолаз, то в этом случае его должны страховать, как минимум, ещё три водолаза. Водолазная команда состоит из спустившегося под воду водолаза, полностью экипированного водолаза, который может спуститься под воду в случае возникновения непредвиденных обстоятельств немедленно, и руководителя подводных работ. Водолаз-руководитель должен базироваться на суше или шлюпе, откуда начинается спуск под воду.
Погружение на глубины менее 50 метров обычно выполняется водолазами в гидрокостюмах (т.е. костюмах, которые не пропускают воду) и с автономными подводными дыхательными аппаратами (то есть аквалангами СКУБА) в комплекте с лицевой маской. На глубинах, превышающих 50 метров, или в очень холодных водах водолазам приходится надевать на себя костюмы с подогревом от закачиваемой в систему теплой воды и подводной маской закрытого типа, а также дыхательным аппаратом, который обеспечивает вдыхание не сжатого воздуха, а газо-воздушной смеси (то есть пребывание под водой на газовой смеси).
Водолазы должны опускаться под воду, имея при себе подходящий аварийный линь и располагая необходимыми возможностями по связи с теми, кто остался на поверхности воды, особенно с руководителем подводных работ. Подрядчик должен извещать местные службы спасения на водах о предстоящих работах по погружению под воду.
В тщательной проверке и тестировании нуждаются как водолазы, так и их оборудование. Водолазы должны учиться на курсах профессиональной подготовки и проходить профессиональную аттестацию на уровне общепризнанных национальных или международных стандартов. Во-первых, по программе погружения под воду с дыхательным аппаратом, подающим для дыхания воздух, и, во-вторых, по программе подводного дыхания газо-воздушной смесью, если это потребуется. От них требуется представление в письменной форме документов об успешном окончании курсов профессиональной подготовки водолазов.
Водолазы должны проходить ежегодное медицинское освидетельствование с участием в нем врача, специализирующегося в области гипербарической медицины. У каждого водолаза должен быть личный журнал, в который записываются все физические данные его погружений под воду. В журнале должны отмечаться также случаи отказа водолазу в погружении под воду на основании данных медицинского осмотра. Водолазу, которому было отказано в погружении под воду, запрещается уходить под воду или действовать в качестве запасного водолаза. Руководитель подводных работ должен интересоваться состоянием здоровья водолазов, особенно в тех случаях, когда они заболевают респираторными заболеваниями накануне получения ими разрешения на погружение под воду. Водолазное оборудование, костюмы, ремни, тросы, маски, газобаллоны и клапаны должны проверяться на исправность ежедневно перед каждым употреблением.
Удовлетворительная работа воздушного цилиндра и распределительных клапанов должна быть продемонстрирована водолазами руководителю подводных работ.
При возникновении аварии или в случае неожиданного подъема водолаза на поверхность он могут предощутить наступление «ломки» или предчувствовать такую опасность и в этой связи потребовать повторной закачки воздуха. По этой причине желательно, чтобы местоположение медицинской или другой удобной для водолазов декомпрессионной камеры было определено до их погружения под воду. Должны быть созданы все условия для быстрой доставки туда водолазов, нуждающихся в декомпрессии.
В связи с высокой стоимостью профессиональной подготовки и оборудования, а также мероприятий по технике безопасности работ под водой использование водолазов считается весьма дорогим предприятием. Однако, несмотря на это, то время, которое они проводят на дне русла реки, может быть весьма ограничено. По этим причинам у подрядчиков на проведение подводных работ может возникнуть соблазн использовать в работе неподготовленных водолазов или водолазов-любителей, или команду водолазов, не полностью укомплектованную водолазами и оборудованием. Для производства строительных работ под водой должны приглашаться только подрядчики с высокой репутацией профессионалов-подводников. При этом особое внимание при отборе следует уделять водолазам, прошедшим курсы профессиональной подготовки в других странах, где предъявляемые к ним требования могут быть ниже.
Кессонные камеры очень похожи на большие перевернутые кастрюли, которые своими краями глубоко вошли в русло гавани или реки. Иногда в работе применяются открытые кессонные камеры, у которых, как подсказывает их название, открыта верхняя часть. Их используют на суше для выкапывания шахт в мягких грунтах. Нижняя кромка кессона заострена, рабочие производят выемку грунта внутри кессона, и по мере выемки грунта он погружается в землю, тем самым образуя шахту.
Аналогичные открытые кессонные камеры используются на мелководье, но глубина их проникновения под воду может наращиваться по мере добавления сверху все новых и новых секций в то время как кессон погружается в русло реки или гавани. В случае с открытыми кессонами полагаются на подачу воздуха насосом, который регулирует поступление воды и грунта внутрь основания кессонной камеры. Для производства работ на больших глубинах должны использоваться кессонные камеры закрытого типа. Внутрь такой камеры закачивается сжатый воздух, который выдавливает из неё воду, и рабочие могут войти в нее через воздушный шлюз, расположенный обычно в верхней её части, а затем спуститься вниз, чтобы продолжить работу уже в воздушной среде на том самом русле реки или гавани.
Таким образом, рабочие могут работать под водой, но освобождены от ограничений, связанных с ношением водолазного оборудования. Условия видимости значительно лучше. Подстерегающие водолазов риски при работе внутри « пневматических» кессонных камер состоят в том, что могут начаться судороги и, как и во всех других типах кессонных камер, в том числе открытого типа, водолазы могут просто утонуть, если в кессон проникнет вода при падении воздушного давления или образовании трещин в его корпусе. В связи с риском проникновения воды в кессонных камерах как открытого, так и закрытого типа все время должны быть наготове такие средства эвакуации экипажа, как приставные лестницы.
Кессонные камеры должны проверяться на исправность ежедневно до тех пор, пока их не попробует в работе какой-нибудь компетентный и опытный специалист. Кессоны можно поднимать и опускать при помощи тяжелого грузоподъемного оборудования. Их можно также собирать из различных составных частей под водой. Сооружение кессонных камер должно контролироваться не менее компетентными специалистами в этом деле.
Для проходки туннелей в пористых грунтах под водой, возможно, потребуется сжатый воздух. В связи с дефицитом наземного пространства и по соображениям сохранения окружающей среды сегодня широко распространена практика прокладки туннелей для строительства государственных транспортных систем в центральной части городов под руслами рек. Ввиду своей опасности и неэффективности работы с применением сжатого воздуха должны быть максимально ограничены.
Прокладка подводных туннелей в пористых грунтах должна сопровождаться укреплением проходческих стволов заливкой в них бетона или армированием их с помощью чугунных колец, а также закачкой в пустоты жидкого строительного раствора. Если не найти какого-нибудь способа борьбы с наступающей водой, то на отрезке между фактическим входом в туннель, откуда начинается его проходка, и тем местом, где устанавливаются туннельные чугунные кольца, будет не хватать водонепроницаемой поверхности для продолжения работ по проходке туннеля.
При входе в туннель и там, где монтируются чугунные кольца или устанавливаются сегментные распорки для проходки ствола и облицовки его стен, все ещё разрешается производить работы с применением сжатого воздуха. Рабочие, занятые на проходке головного ствола (то есть машинисты туннелепроходчика, следящие за работой вращающейся режущей фрезы) или работающие вручную, а также те, кто занят установкой чугунных колец и сегментных распорок, должны будут проходить через воздушный шлюз. В оставшейся части туннеля, покрытого облицовочными плитами, работы можно производить без сжатого воздуха. Поэтому провоз по нему людей и строительных материалов организовать будет легче.
Проходчики туннелей, которые работают в среде сжатого воздуха, подвергаются той же опасности кессонной болезни, что и водолазы и рабочие кессонных колодцев. Воздушный шлюз, включающий механизм работы сжатого воздуха, должен быть дополнен вторым переходным шлюзом, через который будут проходить рабочие на декомпрессию в конце рабочей смены. Если оставить только один воздушный шлюз, то это может создавать заторы и тем самым стимулировать возникновение опасных ситуаций. Опасность приходит тогда, когда в конце своей рабочей смены рабочие проходят декомпрессию недостаточно медленными темпами, или тогда, когда передача им некоторых жизненно важных узлов и механизмов для работы в условиях повышенного давления сдерживается из-за недостаточно большой вместимости воздушного шлюза.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ИСТОЧНИК:
Энциклопедия по охране и безопасности труда МОТ, электронный ресурс: safework.ru.