Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
Консультация эксперта: вопросы учета в целях применения упрощенной системы налогообложения расходов на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда
13 мая 2021 г.
Консультация эксперта: вопросы учета в целях применения упрощенной системы налогообложения расходов на оплату услуг по проведению СОУТ
ОТВЕТ:
Государственный советник РФ
3-го класса
В рамках данной статьи автор дает анализ соответствующим нормам НК РФ, иным нормативным правовым актам, последним и актуальным изменениям налогового и иного российского законодательства, а также позиции официальных органов по рассматриваемой спорной ситуации.
На основании ст. 212 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Так в соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона №426-ФЗ специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
На основании ч. 1 ст. 8 Закона №426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
В ч. 3 ст. 8 Закона №426-ФЗ установлено, что специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено данным Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В силу п. 1 ст. 346.11 НК РФ упрощенная система налогообложения (УСН) организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Согласно п. 1 ст. 346.12 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ.
В п. 2 ст. 346.14 НК РФ регламентировано, что выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3 данной статьи. Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода налогоплательщик не может менять объект налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 346.14 НК РФ объектом налогообложения признаются: доходы; доходы, уменьшенные на величину расходов.
В п. 1 ст. 346.16 НК РФ закреплен перечень расходов, на которые налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу при применении УСН. Обращаем внимание, что затраты на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда в данный перечень не включены. Необходимо обратить внимание, что перечень расходов, установленный указанной статьей, является закрытым. Эти расходы принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.
Так, на основании п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, нормы НК РФ не предусматривают возможность организации, применяющей УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», учитывать в составе расходов стоимость услуг по проведению специальной оценки условий труда.
По рассматриваемой ситуации имеется разъяснение Минфина России.
Так, в Письме Минфина России от 16 июня 2014 г. №03-11-06/2/28551 рассмотрен вопрос об учете в целях налога, уплачиваемого при применении УСН, расходов на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда. Департамент Минфина России указал, что с 1 января 2014 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» вместо аттестации рабочих мест предусмотрено проведение специальной оценки условий труда. Расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда ст. 346.16 НК РФ не предусмотрены, и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
Напомним, что ранее высказывалась точка зрения, что расходы на проведение аттестации рабочих мест можно было учитывать в составе расходов налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Предлагалось их учитывать на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, причем данный аспект не встречал возражений со стороны налоговых и контролирующих органов.
Так, на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы, направленные на подтверждение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.
Таким образом, формально расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда соответствуют критериям расходов, установленным пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Также данные расходы отвечают признакам, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ. Можно предположить, что впоследствии официальные органы придут к той точке зрения, что расходы на оплату услуг по проведению специальной оценки условий труда правомерно в целях определения налоговой базы по УСН учитывать налогоплательщиками на основании пп. 26 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. На сегодняшний день, как мы видим, Минфин России придерживается позиции, что такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
По материалам официального разъяснения Минфина России, опубликованного
в издании «Кадровый вопрос», №8, 2014.