Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Липецкая область: сохранить здоровье работников

16 октября 2014 г.



1 января вступил в силу Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», в котором закреплен единый механизм определения оснований для предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым во вредных и опасных условиях труда. Также в законе оговаривается создание условий экономического стимулирования работодателей для вложения ими средств в улучшение условий и охраны труда. Подробно об этом  рассказали заместитель заведующего по проведению экспертиз и оценок Центра гигиены и эпидемиологии в Липецкой области Татьяна Сарафанова и заведующая отделением по проведению санитарно-гигиенических экспертиз и специальной оценки условий труда Ларисой Миловой.
 
 
– Многие организации сейчас задаются вопросом: что такое спецоценка в принципе и зачем им вообще ее проводить?  
 
– Специальная оценка условий труда, сокращенно – СОУТ, является единым комплексом мероприятий по идентификации вредных, опасных факторов производственной среды и трудового процесса и уровня их воздействия на работника. При этом учитывается отклонение этих факторов от гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. На сегодняшний день СОУТ – это инструмент достоверного определения условий труда на рабочих местах.
 
На основании результатов спецоценки работодатель разрабатывает мероприятия по улучшению условий труда, осуществляет подбор средств защиты и так далее. От результатов же зависит и размер взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. То есть ответственный работодатель, нацеленный на обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах, используя итоги спецоценки, может снизить свои издержки как на выплату компенсаций работникам, так и на уплату за них страховых взносов за счет улучшения условий труда и устранения вредных рабочих мест. 
 
– Следовательно, проведение специальной оценки условий труда обязательно для всех?

– Согласно действующему законодательству спецоценка не проводится лишь в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и людей, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. В остальных случаях проведение СОУТ обязательно. 
 
– В связи с принятием закона «О специальной оценке условий труда» изменились ли требования, предъявляемые к средствам индивидуальной защиты? 

– Данный закон тесно связан с техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты», который вступил в силу с 1 июня 2012 года. Регламент охватывает новые средства индивидуальной защиты, независимо от страны происхождения, выпускаемые в обращение на территории Таможенного союза.
 
Распространяется действие данного документа на безопасность материалов, из которых они изготовлены, и на способность исполнять защитные функции. Выбор эффективных средств индивидуальной защиты, контроль за их использованием являются одними из важных мероприятий по улучшению условий труда, профилактике профессиональных заболеваний. 
 
– Как часто надо проводить СОУТ и что делать работодателям, у которых уже прошла аттестация рабочих мест? 
 
– Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет. Законом устанавливается переходный период на срок до 31 декабря 2018 года, в течение которого будут признаваться действующими результаты аттестации рабочих мест. Так, если до 1 января 2014 года была проведена аттестация, то ее результаты будут действительны в течение пяти лет со дня ее завершения и в этот период специальную оценку условий труда проводить необязательно. Однако работодатель вправе провести спецоценку и до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест. 

 
– Имеются ли основания для проведения внеплановой специальной оценки условий труда?
 
– Согласно статье 17 закона внеплановая специальная оценка условий труда должна быть проведена в течение шести месяцев на новых рабочих местах, на тех рабочих местах, в отношении которых имеется предписание Государственной инспекции труда о проведении спецоценки или где с работником в связи с воздействием вредных, опасных производственных факторов произошел несчастный случай или выявлено профессиональное заболевание.
 
Внеплановая спецоценка проводится и на тех рабочих местах, где изменяется технологический процесс, производится замена производственного оборудования, меняются состав применяемых материалов, средства индивидуальной и коллективной защиты, а также на рабочих местах, в отношении которых имеется мотивированное предложение первичной профорганизации о проведении спецоценки.
 
– Какие же санкции грозят организациям, не прошедшим специальную оценку условий труда?
 
– Они носят административный характер, но с 1 января текущего года введена и уголовная ответственность. В настоящее время для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 30 тысяч рублей за нарушение требований законодательства об охране труда или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. С 1 января 2015 года нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 тысяч рублей, на юридических лиц — от 60 тысяч руб­лей. В рамках уголовной ответственности: штраф до 400 тысяч рублей с лишением права занимать определенные должности или лишение свободы на срок до 5 лет в случае, если действие или бездействие конкретного должностного лица привело к смерти двух и более лиц по неосторожности.
 
– Из вашего ответа следует, что организациям, которые не проведут спецоценку, грозят серьезные штрафы. А вот как насчет стимулов?
 
– До введения СОУТ работодатель, у которого были вредные или опасные условия труда, мог освободиться от уплаты дополнительных взносов в Пенсионный фонд, только обеспечив абсолютно бе­зопасные условия труда. К этому, конечно, нужно стремиться, но не на всех видах производств даже при современном развитии технологий и техники можно обеспечить допустимые условия труда.
 
С 1 января 2014 года введена дифференцированная шкала дополнительных тарифов взносов в Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. Чем хуже условия труда, тем больше размер взносов. Если условия улучшаются, даже оставаясь в диапазоне вредных, то в этом случае размер взносов уменьшается. Это стимулирует работодателя вкладывать средства, снижать класс условий труда, следовательно, платить пониженный тариф страховых взносов. Таким образом, штрафные санкции – это «кнут», а сокращение объемов страховых взносов – это «пряник». 

 
– Какие требования предъявляет закон к организациям, осуществляющим специальную оценку условий труда? 

– Самое основное – наличие в организации не менее пяти экспертов, в том числе специалиста, имеющего высшее образование по одной из специальностей: врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям, и, естественно, наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории, которая аккредитована Единым национальным органом РФ по аккредитации. 
 
– В 2011 году центры гигиены и эпидемиологии в целом по России не были внесены в реестр аттестующих организаций, но с конца 2013 года многие федеральные бюджетные учреждения здравоохранения вошли в этот реестр, в том числе и «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области». С чем это связано?
 
– Подробности мы не знаем, но можно предположить, что СОУТ основывается на оценке условий труда в соответствии с требованиями гигиенических нормативов, а у нас в штате имеются опытные специалисты, способные правильно определить и оценить эти параметры. Кроме того, наш испытательный лабораторный центр уже в прошлом году аккредитован в единой системе Росаккредитации и прошел процедуру Международной системы аккредитации. 

 
– Очень часто работодатели задают вопросы о необходимости проведения СОУТ в офисах, на вакантных местах, на рабочих местах с территориально меняющимися рабочими зонами. Где можно найти ответ на эти и другие вопросы?

– Специалисты нашего учреждения регулярно проводят семинары, где подробно, в зависимости от специфики тех или иных предприятий, разбираются особенности проведения оценки условий труда. В завершение же разговора хочется сказать, что специальная оценка условий труда должна стать визитной карточкой каждого предприятия.
 
Беседовал: Кирилл Михайлов


 
Источник: lpgzt.ru.