Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

24 июля 2024 г.

В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации

Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Охрана труда и специальная оценка его условий

24 апреля 2015 г.

В статье рассматриваются вопросы охраны труда в связи с введением специальной оценки его условий вместо аттестации рабочих мест. Анализируются соответствующие акты, обеспечивающие проведение специальной оценки труда.
В статье рассматриваются вопросы охраны труда в связи с введением специальной оценки его условий вместо аттестации рабочих мест. Анализируются соответствующие акты, обеспечивающие проведение специальной оценки труда.
 
Закрепляя различные права работника и работодателя в сфере труда, Трудовой кодекс РФ предусматривает в ст. ст. 21 и 22 гарантии реализации этих прав. Для работника очень важным является его право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, а также право на полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
 
О реализации права работника на такое рабочее место свидетельствуют положения Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», вступившего в силу в основном с 1 января 2014 г.
 
Работодатель, реализуя права, предоставленные ему законодательством о труде, несет и определенные обязанности, обеспечивая безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, обязательным для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов трудовой деятельности (ст. 22 Трудового кодекса РФ).
 
В соответствии со ст. 211 Трудового кодекса РФ такого рода требования обеспечивают установление правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
 
Причем работодатель обязан не только обеспечить информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты, но и проводить специальную оценку условий труда.
 
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» на работодателя возлагается обязанность по обеспечению проведения специальной оценки условий труда, ее организации и финансирования, а также реализации мероприятий по улучшению условий труда работников с учетом результатов ее проведения.
 
Обязанности работодателя об ознакомлении работника в письменной форме с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте корреспондирует согласно ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанность самого работника ознакомиться с ее результатами.
 
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда некоторых категорий работников: надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями (см. г. 48, 49 и 49.1 Трудового кодекса РФ).
 
Порядок проведения специальной оценки условий труда во многом аналогичен порядку проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и завершается составлением отчета о результатах ее проведения.
 
Он включает в себя: приведение перечня рабочих мест с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов на данных рабочих местах; сведения о классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах; составление необходимых протоколов – о проведении исследований (испытаний), оценки эффективности средств индивидуальной защиты и др.; перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда; заключение эксперта.
 
При проведении специальной оценки условий труда, в отличие от аттестации рабочих мест, добавляется новый этап – идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса, то есть сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса.
 
Осуществлять такую идентификацию должен эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации утверждает комиссия, включающая представителей работодателя и выборного органа работников.
 
При отсутствии вредных или опасных факторов работодатели могут подавать в государственную инспекцию труда по месту своего нахождения декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, заменившую сертификацию организации работы по охране труда.
 
Декларация будет действительна 5 лет и может быть автоматически продлена на тот же срок, если за указанный период на соответствующих рабочих местах не было несчастных случаев и профзаболеваний. В противном случае действие декларации прекратится, а в отношении таких рабочих мест должна быть проведена внеплановая спецоценка (ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
 
Если до 1 января 2014 г. в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест, то по общему правилу ее результаты действительны в течение 5 лет со дня ее завершения, и в этот период спецоценку проводить не обязательно.
 
Для проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
 
В состав комиссии, утверждающей перечень работ, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест, включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).
 
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям, определенным ст. 19 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
 
В уставных документах такой организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов ее деятельности должно быть указание на проведение специальной оценки условий труда.
 
В организации должно быть не менее 5 экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее 1 эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
 
Специальная оценка условий труда проводится не реже чем 1 раз в 5 лет (если иное не установлено законом) в соответствии с Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению», которым утверждены:
 
  • Методика проведения специальной оценки условий труда согласно приложению №1;
  • Классификатор вредных Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов согласно приложению №2;
  • форма отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению №3;
  • инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда согласно приложению №4.
 
Настоящая Методика устанавливает обязательные требования к последовательно реализуемым в рамках проведения специальной оценки условий труда процедурам:
 
  • идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • отнесению условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • оформлению результатов проведения специальной оценки условий труда.
 
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя ряд этапов, осуществляемых экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.
 
Выявление на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов осуществляется путем изучения представляемых работодателем в соответствии с определенным перечнем документов и материалов (при их наличии).
 




Имеющиеся на рабочем месте факторы производственной среды и трудового процесса признаются идентифицированными вредными и (или) опасными факторами в случае совпадения их наименований с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором.
 
Все вредные и (или) опасные факторы, которые идентифицированы на рабочем месте, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям в порядке, установленном главой III Методики от 24 января 2014 г.
 
При несовпадении наименований имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с наименованиями факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных классификатором, эксперт фиксирует в своем заключении отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов.
 
В случае, если вредные и (или) опасные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов не проводятся.
 
Перечень таких факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, а также исходя из предложений работников (см. ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
 
Результаты идентификации заносятся в раздел «Перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка условий труда» отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. №33н (далее – отчет).
 
Идентификация не осуществляется в отношении:
 
  • рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  •  рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
 
Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных факторов на указанных выше рабочих местах определяется экспертом исходя из перечня таких факторов (см. ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
 
Исследованиям (испытаниям) и измерениям подлежат фактические значения вредных и (или) опасных факторов, которые идентифицированы в порядке, установленном главой II Методики от 24 января 2014 г.
 
Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.
 
В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов могут быть использованы результаты, проведенные аккредитованной в установленном законодательством РФ порядке испытательной лабораторией (центром) при осуществлении организованного в установленном порядке на рабочем месте производственного контроля за условиями труда, но не ранее чем за 6 месяцев до проведения специальной оценки условий труда. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении специальной оценки условий труда принимается комиссией по представлению эксперта.
 
При проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов должны применяться утвержденные и аттестованные в порядке, установленном законодательством РФ об обеспечении единства измерений, методы исследований (испытаний) и методики (методы) измерений и соответствующие им средства измерений, прошедшие поверку и внесенные в Федеральный информационный фонд по обеспечению единства измерений, ведение которого возложено на Росстандарт (cм.: Приказ Минпромторга России от 20 августа 2013 г. №1328 «Об утверждении Порядка создания и ведения Федерального информационного фонда по обеспечению единства измерений, передачи сведений в него» // Российская газета. 2014. 25 февраля).
 
Средства измерений, применяемые при проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов, должны соответствовать обязательным метрологическим требованиям к измерениям, относящимся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимым при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда (в том числе по показателям точности измерения) (см.: Приказ Минздравсоцразвития России от 9 сентября 2011 г. №1034н «Об утверждении Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и производимых при выполнении работ по обеспечению безопасных условий и охраны труда, в том числе на опасных производственных объектах, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности» // Российская газета. 2011. 21 октября.
 
Результаты проведенных исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов оформляются протоколами в отношении каждого из этих факторов, подвергнутых исследованиям (испытаниям) и измерениям, с указанием сведений, определенных Методикой от 24 января 2014 г.
 
Комиссия вправе принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов в случае, если проведение указанных исследований (испытаний) и измерений на рабочем месте может создать угрозу для жизни работника, экспертов и (или) иных работников организации, проводящей специальную оценку условий труда, а также иных лиц. Условия труда на таких рабочих местах относятся к опасному классу условий труда без проведения соответствующих исследований (испытаний) и измерений.
 
Работодатель в течение 10 рабочих дней со дня принятия такого решения направляет в территориальный орган Роструда по месту своего нахождения копию соответствующего протокола комиссии.
 
По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов экспертом осуществляется отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) опасности к классу (подклассу) условий труда.
 
Это осуществляется с учетом степени отклонения фактических значений вредных и (или) опасных факторов, полученных по результатам проведения их исследований (испытаний) и измерений в рассмотренном ранее порядке, от нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и продолжительности их воздействия на работника в течение рабочего дня (смены).
 
Условия труда классифицируются согласно определенным критериям, содержащимся, в частности, в таком документе, как «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификации условий труда. Р 2.2.2006-05», утвержденное Роспотребнадзором 29 июля 2005 г. (Бюллетень нормативных и методических документов Госсанэпиднадзора. 2005. №3).
 
Все опасности, связанные с охраной труда, классифицируются как опасные и вредные производственные факторы физического, химического, биологического и психофизиологического типа.
 
Согласно Руководству Р 2.2.2006-05 все условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные, классифицируемые с учетом гигиенических нормативов в зависимости от степени оказания неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство.
 
С принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» классификация условий труда на рабочем месте получила в ст. 14 законодательное закрепление.
 
Оптимальными условиями труда (1 класс) являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, и принятые в качестве безопасных для человека, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности работника.
 
То есть при таких условиях труда сохраняется здоровье работника.
 
Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
 
Таким образом, возможность быстрого восстановления изменения функционального состояния организма не оказывает неблагоприятного воздействия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство.
 
Допустимые условия труда условно относятся к безопасным.
 
Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.
 
Такие условия труда оказывают неблагоприятное воздействие в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников и их потомство.
 
Вредные условия труда по степени превышения гигиенических нормативов и выраженности изменений в организме работников подразделяются по подклассам на 4 степени вредности.
 
Подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, после воздействия которых измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается, как правило, при более длительном, чем до начала следующего рабочего дня (смены), прекращении воздействия данных факторов, и увеличивается риск повреждения здоровья.
 
Подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию начальных форм профессиональных заболеваний или профессиональных заболеваний легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).
 
Подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны вызвать стойкие функциональные изменения в организме работника, приводящие к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.
 
Подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых способны привести к появлению и развитию тяжелых форм профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
 




Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
 
Работа в опасных (экстремальных) условиях труда вообще не допускается, за исключением ликвидации аварий и проведения экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций, осуществляемых с применением соответствующих средств индивидуальной защиты и при соблюдении требований к продолжительности выполнения таких работ.
 
Результаты проведения специальной оценки условий труда оформляются в виде отчета. Отчет составляется организацией, проводящей специальную оценку условий труда, подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, прилагаемое к отчету.
 
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, вправе проводить исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, если такая деятельность является областью аккредитации ее испытательной лаборатории (центра), не только самостоятельно.
 
Для проведения исследований (испытаний) и измерений данных факторов она может привлечь по гражданско-правовому договору испытательные лаборатории (центры), аккредитованные Росаккредитацией в порядке, установленном законодательством РФ (см.: Постановление Правительства РФ от 17 октября 2011 г. №845 «О Федеральной службе по аккредитации» // СЗ РФ. 2011. №43. ст. 6079).
 
В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. №602 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия, аттестации экспертов по аккредитации, а также привлечении и отборе экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации».
 
Требования к деятельности указанных в документе органов на основании международных стандартов утверждены Приказом Минэкономразвития России от 16 октября 2012 г. №682 «Об утверждении Критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним».
 
Необходимо иметь в виду, что с 29 июня 2014 г. начнет действовать Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации», законодательно устанавливающий соответствие юридического лица или индивидуальных предпринимателей критериям аккредитации.
 
Итак, именно специальная оценка условий труда становится сейчас основным инструментом при решении работодателем вопроса о предоставлении работнику гарантий и компенсаций в связи с работой во вредных и (или) опасных условиях труда.
 
При этом необходимо иметь в виду и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда"».
В ст. 15 данного Закона закреплены требования к реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, которые направлены на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Компенсационные меры – сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда. Порядок и условия осуществления этих мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены.
 
Ухудшение (снижение) компенсационных мер не может иметь места по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников мер по состоянию на день вступления в силу данного Закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения этих мер.
 
Галина Семеновна Скачкова,
д.ю.н., профессор, зав. сектором трудового права и
права социального обеспечения Института государства и права РАН.
 
 



Источник: Скачкова Г.С. Охрана труда и специальная оценка его условий // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. № 2. с. 27-31.