Новости
23 октября 2024 г.
Публикации
8 ноября 2024 г.
Законодательство
24 июля 2024 г.
В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Статистика
21 июля 2023 г.
Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии
СОУТ: интернет-конференция Павла Дегтяря, исполняющего обязанности Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области
14 января 2015 г.
С 1 января 2014 года для исследования рабочего места введена специальная оценка условий труда. Данная процедура будет проводиться вместо аттестации рабочих мест. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, рассчитываются скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. От ее результатов зависят дополнительные взносы в ПФР.
Ведущая: Добрый день, уважаемые дамы и господа, уважаемая интернет-аудитория! Мы начинаем интернет-конференцию.
Сегодня у нас в гостях Павел Сергеевич ДЕГТЯРЬ – исполняющий обязанности Заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министра здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.
Дегтярь П.С.: Добрый день!
Ведущая: Уважаемый Павел Сергевич, благодарим Вас за то, что нашли время для участия в нашей интернет-конференции. Тема интернет-конференции: «Специальная оценка условий труда».
С 1 января 2014 года для исследования рабочего места введена специальная оценка условий труда. Данная процедура будет проводиться вместо аттестации рабочих мест.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах, рассчитываются скидки (надбавки) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве. От ее результатов зависят дополнительные взносы в ПФР.
Специальная оценка условий труда – это целый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника.
Данные меры позволят компенсировать вредные (опасные) условий труда конкретному работнику на конкретном рабочем месте, а так же стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий и в охрану труда.
Цель данной интернет-конференции – обсуждение актуальных проблем и возможностей специальной оценки условий труда в части создания здоровых и безопасных условий труда в организациях Ульяновской области.
Дегтярь П.С.: В настоящее время специальной оценке условий труда отводится ведущая роль в системе работ по охране труда. Спецоценка включает в себя мероприятия, направленные на выявление на рабочих местах потенциально опасных и вредных факторов и оценку уровня их воздействия на работников.
Из 143 миллионов человек, живущих сегодня в России, работает 71 млн. человек. При этом свыше 21 миллиона человек, то есть почти каждый третий, работают во вредных и опасных условиях. Последствия плачевны и для людей, и для страны. У работников изнашивается здоровье, ежегодный прирост людей, у которых обнаружено профзаболевание, только по официальным данным, составляет 5-7 тыс. человек, растет и инвалидность. Суммарные потери государства и бизнеса на оплату больничных, компенсационные выплаты, по оценкам специалистов, достигают 2 трлн. рублей в год.
Лишь с 2013 года работодатели стали платить дополнительный тариф «за вредность»: 4% за работников по первому списку и 2% – по второму, к 2015 году дополнительный тариф составит до 6 и 4% соответственно. В качестве альтернативы работодателям предложено не платить дополнительный тариф при условии, если только рабочие места по результатам спецоценки будут признаны здоровыми и безопасными.
Федеральный закон о специальной оценки условий труда содержит и другие нововведения, например в части возможности декларирования безопасных условий труда на базе идентификации рабочих мест, что дает возможность на рабочих местах с положительными условиями труда не проводить оценку каждые 5 лет.
Актуальность данной интернет-конференции заключаются ещё и в том, что многие работодатели, особенно в секторе малого и среднего бизнеса не представляют себе, что это за процедура – специальная оценка условий труда. Поэтому главная цель этого интернет диалога – просветительская деятельность, которая поможет рассказать о нововведениях трудового законодательства в сфере охраны труда.
Ведущая: Спасибо, Павел Сергеевич! Перейдем к вопросам, поступившим от Интернет-аудитории. И первый вопрос от Ирины Николаевны: «Павел Сергеевич, добрый день! Расскажите, пожалуйста, в чем отличие СОУТ от аттестации рабочих мест?».
Дегтярь П.С.: Фактически специальная оценка условий труда является продолжением пенсионной реформы, которую сейчас проводит Правительство РФ. Результаты специальной оценки условий труда будут применяться в том числе для установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Уже в 2014 году за работников, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, работодатель будет обязан уплатить в ПФР дополнительные тарифы страховых взносов в размере до 6%.
В то же время предусмотрено, что работодатели могут освобождаться от уплаты страховых взносов по этим дополнительным тарифам на основании результатов специальной оценки условий труда.
По замыслу разработчиков, процедура специальной оценки условий труда призвана стать универсальным инструментом для перехода от формального подхода к предоставлению гарантий и компенсаций, основанного на положениях указанных Списков, к подходу, учитывающему только фактическое воздействие на организм работника вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса. Это должно, во-первых, обеспечить максимально объективное решение вопроса о том, необходимы ли компенсации за работу под воздействием вредных и опасных производственных факторов. А во-вторых – стимулировать работодателей вкладывать средства в улучшение условий труда, в охрану труда, в том числе для того, чтобы освободиться от дополнительных страховых взносов.
Ведущая: Спасибо! Следующий вопрос задает Екатерина: «Здравствуйте! Что такое идентификация рабочих мест? Кто должен ее проводить?».
Дегтярь П.С.: В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона о специальной оценке условий труда идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов – это сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается Методикой проведения специальной оценки условий труда (и Методика, и Классификатор утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. № 33н).
Из положений Методики следует, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов включает в себя следующие этапы:
- выявление и описание имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса, источников вредных и (или) опасных факторов;
- сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочем месте факторов производственной среды и трудового процесса с таковыми, указанными в Классификаторе;
- принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов;
- оформление результатов идентификации.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, а полученные результаты утверждаются комиссией по специальной оценке условий труда.
Ведущая: Далее свой вопрос задает Сергей Алексеевич: «Павел Сергеевич, здравствуйте! Что нового для комиссии на предприятии по оценке условий труда в 426-ФЗ?».
Дегтярь П.С.: Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодатель образует комиссию по проведению специальной оценки условий труда. Ранее, при аттестации рабочих мест (АРМ), также создавалась аттестационная комиссия. Но Федеральный закон о спецоценки предъявляет ряд новых требований к составу комиссии по проведению указанной процедуры:
- число членов комиссии должно быть нечетным;
- если ранее при проведении АРМ в состав комиссии включались представители аттестующей организации, то при проведении специальной оценки условий труда в комиссию включаются только представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, и представители выборного органа первичной профорганизации или иного представительного органа работников (при наличии таких органов).
Представители организации проводящей специальную оценку условий труда, ее эксперты не входят в состав комиссии.
Возглавляет комиссию работодатель или его представитель. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями ФЗ о специальной оценки условий труда.
Ведущая: Спасибо Павел Сергеевич! Далее Олег Геннадьевич интересуется: «Все ли рабочие места в организации должны пройти специальную оценку труда?».
Дегтярь П.С.: Предусматривается ряд категорий работников, в отношении которых специальная оценка условий труда не проводится, то есть наличие либо отсутствие на их рабочих местах вредных и опасных производственных факторов не определяется. К ним относятся:
- надомники;
- дистанционные работники;
- работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Ведущая: Следующий вопрос от Натальи Александровны: «Здравствуйте! С кем нужно заключать договор на проведение специальной оценки условий труда? Какие документы должны быть у организации?».
Дегтярь П.С.: Организации, аккредитованные в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в качестве организаций, оказывающих услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда, вправе проводить специальную оценку условий труда до истечения срока действия, имеющихся на день вступления в силу настоящего Федерального закона аттестатов аккредитации испытательных лабораторий (центров) этих организаций, но не позднее чем до 31 декабря 2018 года включительно (статья 27 Федерального закона).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона все организации, проводящие специальную оценку условий труда, должны соответствовать следующим требованиям:
- в уставных документах организаций проводящих специальную оценку условий труда в качестве основного вида деятельности (или одного из видов) должно быть прямо указано проведение специальной оценки условий труда;
- организация, проводящая специальную оценку условий труда должна располагать не менее чем пятью экспертами, работающими по трудовому договору, имеющими сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценки условий труда. При этом как минимум один из этих экспертов должен иметь высшее образование по одной из следующих специальностей: врач по общей гигиене; врач по гигиене труда; врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- организация, проводящая специальную оценку условий труда должна иметь в своем составе в качестве структурного подразделения испытательную лабораторию (центр), аккредитованную национальным органом РФ по аккредитации (сейчас это Федеральная служба по аккредитации, подведомственная Минэкономразвития РФ) в установленном законодательством РФ порядке (область аккредитации – проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пп. 1- 11 и 15-23 ч. 3 ст. 13 Федерального закона о специальной оценке условий труда; важно отметить, что в законе особо выделены факторы, предусмотренные пп. 12-14 и 24 ст. 13);
- организация, проводящая специальную оценку условий труда не вправе проводить измерения указанных факторов, если они не включены в область ее аккредитации, но при этом может на основании гражданско-правового договора привлечь для измерения указанных факторов стороннюю испытательную лабораторию (центр), аккредитованную для их измерения.
Ведущая: Спасибо за ответ! Следующий вопрос задает Светлана: «Здравствуйте! Павел Сергеевич, объясните, пожалуйста, на рабочих местах в офисе, где есть только компьютеры, что можно идентифицировать из вредных факторов? Надо на этих рабочих местах проводить специальную оценку условий труда?».
Дегтярь П.С.: Ранее, приказом Минтруда России от 12.12.2012 г. №590н, были утверждены изменения в Порядок проведения аттестации рабочих мест, в котором усматривалось следующее. Не подлежат аттестации рабочие места, работа на которых связана исключительно с компьютерами и (или) эксплуатацией копировально-множительной техники для нужд самой организации или иной офисной техники, а также бытовой техники, не используемой в технологическом процессе производства. Таким образом, предполагалось, что обычные офисные места, на которых сотрудники используют компьютеры, будут освобождены от аттестации.
Для специальной оценки подобные ограничения не установлены. Другими словами, ее необходимо проводить независимо от наличия (либо отсутствия) вышеперечисленных факторов. Никаких исключений для офиса в Федеральном законе о специальной оценки условий труда не сделано. Это значит, что спецоценку рабочих мест офисного персонала нужно проводить в обязательном порядке.
Ведущая: Спасибо Павел Сергеевич! Далее Оксана Александровна интересуется: «Что такое декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям?».
Дегтярь П.С.: Федеральный закон о специальной оценке условий труда устанавливает процедуру декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Если в результате идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда не выявил на рабочих местах таких факторов, а комиссия по специальной оценке условий труда признала условия труда допустимыми, то работодатель подает в государственную инспекцию труда в Ульяновской области декларацию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее по тексту – декларация).
Декларация – это документ, подтверждающий на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда, что на рабочем месте не выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы и условия труда соответствуют государственным требованиям охраны труда. Работодатель должен подать декларацию в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах, в отношении которых подается декларация.
Роструду в соответствии с Федеральным законом о специальной оценки условий труда поручено формировать и вести реестр деклараций. Форма и порядок подачи декларации, а также порядок ведения реестра установлены приказом Минтруда России от 7.02.2014 г. № 80н (приказ направлен в Минюст РФ, регистрация пока не осуществлена). В принятии декларации может быть отказано, если ее форма не соответствует утвержденной (отказ по иным основаниям не допускается).
Декларация может быть подана, в том числе, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью работодателя. Для этого необходимо заполнить соответствующую форму, размещенную на официальном сайте Роструда.
В декларации указывается:
- наименование подавшей декларацию организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), место нахождения и место осуществления деятельности, ИНН, ОГРН;
- должность, Ф.И.О. руководителя организации, подписавшего декларацию;
- перечень рабочих мест, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда;
- дата и номер протокола комиссии по проведению СОУТ;
- наименование организации, проводившей СОУТ (ИНН, ОГРН);
- сведения об эксперте организации, проводящей специальную оценку условий труда: Ф.И.О., должность, порядковый номер в реестре экспертов;
- даты принятия и окончания срока действия декларации.
Если декларация подается в отношении рабочего места, которое при проведении специальной оценки условий труда было признано аналогичным, то в этот документ должны быть включены сведения обо всех рабочих местах, аналогичных декларируемому рабочему месту.
Срок действия декларации – пять лет, он исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Но в случае наступления обстоятельств, установленных ч. 5 ст. 11 Федерального закона о специальной оценки условий труда, Роструд принимает решение о прекращении действия декларации в отношении конкретного рабочего места и проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
К таким обстоятельствам относятся:
- несчастный случай на производстве с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого органом Роструда была принята декларация (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц),
- выявленное у работника профзаболевание, – если причиной несчастного случая или профзаболевания стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов.
Если действие декларации прекращается досрочно, то в течение 10 календарных дней со дня наступления вышеуказанных обстоятельств в реестре деклараций делается соответствующая запись.
Если в течение пятилетнего срока действия декларации на рабочих местах не были зафиксированы несчастные случаи или профзаболевания работников, то срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.
Ведущая: Следующий вопрос задает Андрей Алексеевич: «Договоры на идентификацию вредных и опасных факторов на рабочих местах и на проведение специальной оценки условий труда должны быть разные?».
Дегтярь П.С.: Целесообразнее заключать отдельные договоры. Реализация договора на идентификацию вредных производственных факторов, позволит Вам выйти на точный объём и конечную стоимость специальной оценки условий труда.
Ведущая: Спасибо! Задает вопрос Аркадий: «Здравствуйте! Мы на предприятии закупаем хорошие, эффективные СИЗ для рабочих, у которых класс условий труда – 3.2 и 3.3. В каком порядке класс вредности условий труда может быть снижен?».
Дегтярь П.С.: Положение ч. 6 ст. 14 Федерального закона, которое дает возможность снижать класс (подкласс) условий труда, установленный по результатам специальной оценки условий труда, на одну степень. Это возможно в случае применения работниками, занятыми на рабочих местах с вредными условиями труда (3 класс), эффективных средств индивидуальной защиты, прошедших обязательную сертификацию в установленном соответствующим техническим регламентом порядке.
Такое снижение класса условий труда может осуществляться по решению комиссии по специальной оценки условий труда на основании заключения эксперта организации, проводящей спецоценку. При этом снижение класса условий труда должно осуществляться в строгом соответствии с методикой, которая должна быть утверждена Минтрудом по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Мало того, по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора комиссия по специальной оценки условий труда в порядке, указанном выше, может принять решение о снижении класса (подкласса) условий труда более чем на одну степень.
В организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, снижение класса (подкласса) условий труда производится в соответствии с отраслевыми особенностями, которые утверждаются Минтрудом по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В настоящее время данное положение не может применяться, поскольку методика снижения класса условий труда не утверждена.
Дегтярь П.С.: Декларация соответствия условий труда подаётся работодателем на основании заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда на рабочие места на которых по результатам идентификации не выявлены потенциально вредные и опасные факторы. Если по результатам, действующих материалов аттестации рабочих мест установлены допустимые и оптимальные условия труда, то без заключения эксперта организации, проводящей специальную оценку условий труда и процедуры идентификации задекларироваться не предоставляется возможным.
Дегтярь П.С.: После проведения всех необходимых процедур по оценке условий труда на рабочих местах полученные результаты специальной оценки условий труда подлежат документальному оформлению. Для этого организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о проведении специальной оценки условий труда. Форма отчета, а также инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 г. № 33н.
Не позднее тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель организует размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах, которых проводилась специальная оценка условий труда.
Также работодатель вправе передавать в Государственную инспекцию труда в Ульяновской области, имеющиеся у него сведения в отношении объектов учета, указанных в части 2 статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ, в случае невыполнения организацией, проводящей специальную оценку условий труда, обязанностей по передаче в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда.
Ведущая: Спасибо Павел Сергеевич! Вопрос задает Евгений Валерьевич: «Возможно ли проведение специальной оценки условий труда за счет средств ФСС России? Какие документы необходимо оформить при этом?».
Дегтярь П.С.: Передан на регистрацию в Минюст Приказ Минтруда России №103н от 20 февраля 2014 г. «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации».
Указанным проектом приказа внесены изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации №580н от 10 декабря 2012 года «Об утверждении правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами», который позволяет возместить за счет соцстраха средства, затраченные на мероприятия по охране труда, в частности, на спецоценку. Предполагается, что для оплаты спецоценки до 1 августа в свое отделение ФСС организации понадобится сдать план финансирования, копию коллективного договора или списка мероприятий по улучшению условий и охраны труда, который был установлен по результатам проведения спецоценки.
Для обоснования финансового обеспечения предупредительных мер страхователь дополнительно к прилагаемым к заявлению документам представляет документы (копии документов), обосновывающие необходимость финансового обеспечения предупредительных мер, в том числе в случае включения в план финансового обеспечения предупредительных мер мероприятий, предусмотренных подпунктом «а» пункта 3 Правил (проведение специальной оценки условий труда):
- копию локального нормативного акта о создании комиссии по проведению специальной оценки условий труда;
- копию гражданско-правового договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, с указанием количества рабочих мест, в отношении которых проводится специальная оценка условий труда, и стоимости проведения специальной оценки условий труда на указанном количестве рабочих мест.
Ведущая: Спасибо! И последний вопрос: «Подскажите, пожалуйста, идентификация по факторам "Световая среда" и "Напряженность трудового процесса" должны проводиться на каждом рабочем месте?»
Дегтярь П.С.: Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов световая среда идентифицируется на рабочих местах при освещенности рабочей поверхности при искусственном освещении, а также прямой и отражённой блёскости (при выполнении прецизионных работ с величиной объектов различения менее 0,5 мм, при наличии слепящих источников света, при проведении работ с объектами различения и рабочими поверхностями, обладающими направленно-рассеянным и смешанным отражением).
При работе на открытой территории только в дневное время суток условия труда на рабочем месте по показателям освещенности рабочей поверхности признаются допустимыми условиями труда.
Напряженность трудового процесса идентифицируется по следующим показателям:
- длительность сосредоточенного наблюдения; плотность сигналов (световых, звуковых) и сообщений в единицу времени; число производственных объектов одновременного наблюдения;
- нагрузка на слуховой анализатор; активное наблюдение за ходом производственного процесса (идентифицируются как вредные и (или) опасные факторы при выполнении работ по диспетчеризации производственных процессов, в том числе конвейерного типа, на рабочих местах операторов технологического (производственного) оборудования, при управлении транспортными средствами);
- работа с оптическими приборами;
- нагрузка на голосовой аппарат.
Ведущая: Павел Сергеевич, время нашего мероприятия подошло к концу. Большое спасибо вам за то, что ответили на вопросы нашей интернет-аудитории. Думаю, что Ваши ответы на вопросы будут всем интересны и полезны. Позвольте пожелать успехов в вашей дальнейшей профессиональной деятельности!
17.04.2014 г.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ