Начальник отдела госэкспертизы условий труда Владимир СМИРНОВ отметил, что за последние два года, когда в России образовалось Министерство труда, нормативно-правовая база кардинально изменилась. Тематика спецоценки условий труда «вышла» из пенсионного законодательства. В 2012 году законодатель избавил работодателей от тарифов, которые они ранее начисляли за своих подчиненных, вышедших на досрочную пенсию.
По словам докладчика, процедура аттестации рабочих мест была несовершенной. В частности, потому, что она была повальной: все факторы на рабочих местах подвергались тщательному обследованию, что является весьма затратным «удовольствием» для работодателей. Более того, зачастую не все организации допускались к аттестации. На смену ей пришла специальная оценка условий труда, которую Минтруд РФ привязал к охране труда. Она же, в свою очередь, породила новые федеральные законы, а вслед за ними были внесены изменения в Трудовой и Уголовный кодексы РФ, а также в КоАП и ряд других. Затем в развитие нового закона «О специальной оценке условий труда» были разработаны нормативно-правовые акты и около 20-и ведомственных приказов.
Например, для самих работодателей весьма любопытным приказом Минтруда РФ является приказ №80 о подаче декларации, а также приказ №103, в соответствии с которым родился ряд постановлений в минтруде и минздраве. С 2014 года процедуры как аттестация рабочих мест больше не существует.
Владимир СМИРНОВ обозначил плюсы и минусы спецоценки условий труда. Среди плюсов начальник отдела госэкспертизы обозначил такие: введение процедуры декларирования рабочих мест; усиление административной ответственности работодателей за нарушение порядка проведения спецоценки; предусмотрение достаточной серьезной системы допуска организаций к ее проведению; установление прямой зависимости между условиями труда и тарифной политики ФСС и ПФР; бесспорное право работников на получение гарантий и компенсации за вредные условия труда. Минусами, по словам докладчика, являются отсутствие правоприменительной практики проведения специальной оценки условий труда, а также конфликт правовых норм между законом №52 и трудовым законодательством. Кроме того, минусом становится и то, что не был полностью сформулирован пакет подзаконных актов по спецоценке. Между тем, уже в текущем году Минтруд обещает этот пакет доработать.
Владимир СМИРНОВ особо подчеркнул, что сегодня штрафные санкции для работодателей существенно увеличились: с 50 тысяч до 640 тысяч рублей. Например, за непроведение спецоценки работодателю придется выложить до 80 тысяч, за непроведение медосмотра – порядка 130 тысяч, а если он совершит нарушение повторно, то его либо дисквалифицируют, либо наложит штраф до 200 тысяч рублей.
Замминистра труда и соцзащиты республики Максим СИНЯКИН рассказал о коллективно-договорной кампании в регионе. Он подчеркнул значимость заключения коллективного договора в организации и на предприятии. «Коллективный договор – это гарант стабильности и прозрачности социальных выплат. Он помогает урегулировать отношения с трудовым коллективом, установить показатели премирования, системы доплат и надбавок, которые увеличивают мотивацию работников. Через коллективный договор можно решать вопрос повышения производительности труда, ответственности коллектива и обязанности работодателя. При заключении коллективного договора работодатель должен учитывать тот факт, что прописанные в нем условия не должны ухудшать положения работников, снижать уровень их прав и гарантий, установленных законодательством», – заявил замруководителя министерства.
Мария Майер
Источник: komiinform.ru.
|