Николай МАКЕЕВ,
к.м.н., заведующий сектором медицинской статистики и аналитики
Департамента по научной работе Клинского института охраны и условий труда
Таким образом, данное нововведение позволяет не проводить следующий этап специальной оценки условий труда, а именно – измерение вредных и опасных производственных факторов, на тех рабочих местах, которые были задекларированы, то есть на которых, по заключению эксперта, вредные факторы отсутствуют либо их уровни не превышают соответствующих нормативов.
Рабочие места, для которых актуальна процедура идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»), становятся также и потенциально декларируемыми. Данный подход позволяет значительно сократить расходы на проведение измерений, удешевляя, тем самым, всю процедуру специальной оценки, что позволит добросовестным работодателям избавиться от необходимости платить за измерения факторов, уровни которых заведомо не превышают гигиенических нормативов.
Однако встает вопрос о возможных злоупотреблениях со стороны работодателей в отношении давления на экспертов, проводящих идентификацию, с целью инициации декларирования тех рабочих мест, которые фактически декларированию не подлежат. В ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» указаны требования, которые должны обеспечить независимость организаций и экспертов, проводящих специальную оценку условий труда. Подобный пункт присутствовал и в приказе Минздравсоцразвития № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда». Тем не менее, для обеспечения 100%-ной защиты от злоупотреблений его нельзя было назвать достаточным.
Аффилированность аттестующей организации потенциально возникала на самом раннем этапе, когда работодатель мог выдвигать свои требования в качестве условия подписания договора с аттестующей организацией. Этим объясняются многочисленные прецеденты запредельно низких тарифов на услуги многих аттестующих организаций, что соответственным образом отражалось на качестве оказываемых ими услуг. Механизм декларирования, несмотря на свою практическую значимость, с первого взгляда является крайне уязвимым с точки зрения возможных злоупотреблений, однако, при детальном его рассмотрении именно как элемента системы специальной оценки можно заключить, что он является значительно более защищенным, чем любой этап аттестации рабочих мест по условиям труда.
Причин тому несколько. Впервые вопросы оценки условий труда поднимаются на уровень федерального закона. Речь идет уже об иной юридической сущности документа, с четко прописанными требованиями и ответственностью. Впервые создается институт экспертов, обязанных пройти аттестацию на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (ст. 20 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»).
Создается реестр организаций и экспертов, проводящих специальную оценку условий труда. Впервые на уровне нормативного документа дается определение классов условий труда и создается единая методика специальной оценки условий труда, что минимизирует возможность субъективных трактовок и решений. В случае выявления на рабочем месте, которое было задекларировано, несчастного случая или профессионального заболевания, помимо прекращения действия декларации, инициируется внеплановая специальная оценка условий труда, результаты которой могут послужить поводом для судебного разбирательства в отношении организации и экспертов, проводивших специальную оценку, что создает дополнительные финансовые и репутационные риски для недобросовестных исполнителей.
Значительно расширены права работника, который вправе присутствовать при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте, обращаться за разъяснениями, обжаловать результаты и пр. Такой подход позволит повысить информированность работников и оспаривать результаты процедуры идентификации потенциально вредных факторов непосредственно в момент ее проведения.
Мы рассмотрели лишь небольшую часть тех мер, которые позволят предупредить недобросовестный подход к процессу декларирования соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Одним из основных потенциальных достижений создаваемого механизма является значительный психологический эффект самого факта декларирования безопасных условий труда. В данном случае речь идет скорее о европейском пути формирования трудовых отношений и отношений к правам работника, при которых на первое место выходят имиджевые и репутационные составляющие, при которых организации всех форм собственности позиционируют себя как безопасные и заботящиеся о здоровье своих работников, что обеспечивает им надежные позиции на рынке.
Источник: «Охрана труда и техника безопасности на промышленных предприятиях», № 8, 2014.
|