Путеводитель по сайту
8 800 333-00-77
 бесплатно по всей России
Презентация возможностей

Личный кабинет

Регистрация

Восстановить пароль

Наши проекты

  • Он-лайн журнал 8 часов
  • Клинский институт охраны и условий труда

Новости

23 октября 2024 г.

Роструд разъяснил порядок оплаты обязательного предварительного медицинского осмотра при трудоустройстве работников

Работник обратился за разъяснением в Федеральную службу по труду и занятости. При устройстве на новую работу с обязательным медицинским осмотром он прошел этот осмотр...

Публикации

8 ноября 2024 г.

Минтруд России разъяснил порядок прохождения обязательных медицинских осмотров работниками организаций, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым об...

В соответствии с нормами статьи 69 Трудового кодекса Российской Федерации случаи проведения обязательных предварительных медосмотров устанавливаются ТК РФ и иными федеральными законами...   В соответствии...

Законодательство

22 ноября 2024 г.

Проект Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности

Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности»... Минздрав России разработал проект приказа «Об утверждении Порядка проведения экспертизы временной нетрудоспособности» (...

Статистика

21 июля 2023 г.

Цифра недели: опрос «Работы России» показал, как россияне определили секрет успеха в профессии

Большинство опрошенных россиян (86%) убеждены, что реализация в профессии важна. Об этом свидетельствуют данные опроса, который проводился на портале «Работа России» в октябре этого...

Подведение итогов проведения специальной оценки условий труда

14 апреля 2015 г.

Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета. Составляет его организация, проводившая специальную оценку (ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Отчет подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). С этого момента работодатель обязан применять результаты специальной оценки и, соответственно, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. Об этом говорится в письме Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579.
 
Результаты специальной оценки оформляются в виде отчета. Составляет его организация, проводившая специальную оценку (ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). Отчет подписывается всеми членами комиссии по проведению спецоценки и утверждается председателем комиссии (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ). С этого момента работодатель обязан применять результаты специальной оценки и, соответственно, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленные ч. 2.1 ст. 58.3 Закона № 212-ФЗ. Об этом говорится в письме Минтруда России от 26.03.2014 № 17-3/10/В-1579.
 
 
УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА О ПРОВЕДЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
Отчет представляет собой комплект документов, которые специализированная организация (ее эксперты) оформляет в процессе осуществления специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах. Форма отчета утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
 
Отчет в отношении рабочих мест, на которых были выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, включает следующие документы и информацию (ч. 1 ст. 15 Закона № 426-ФЗ):
 
  • сведения об организации, проводившей специальную оценку (к отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие организации установленным законом требованиям);
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка, с указанием идентифицированных на них вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • карты специальной оценки, содержащие сведения об установленном классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии с решением о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений в случае возникновения угрозы жизни работников, экспертов и иных участников специальной оценки (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на чьих рабочих местах проводилась специальная оценка;
  • заключения эксперта организации, которая проводила специальную оценку.
 
Например, заключение может быть дано по вопросу использования в ходе спецоценки результатов исследований, замеров вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной лабораторией (центром) в рамках производственного контроля за условиями труда на рабочих местах. Исследования, замеры должны быть проведены не ранее чем за шесть месяцев до проведения спецоценки (ч. 7 ст. 12 Закона № 426-ФЗ). Поскольку унифицированная форма заключения законом не установлена, оно может быть оформлено в произвольной форме.
 
ВОПРОС: Вправе ли работодатель самостоятельно или с привлечением проводившей спецоценку организации внести изменения (дополнения) в строку 021 карты специальной оценки условий труда, содержащую информацию о СНИЛС работника, если на рабочее место, в отношении которого была проведена спецоценка и оформлена данная карта, принят новый работник?
 
ОТВЕТ: Нет, не вправе.
 
ОБОСНОВАНИЕ: Карта специальной оценки условий труда входит в состав отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.
 
В карте, в частности, указываются номер рабочего места, на котором проводилась спецоценка, сведения о работнике, занятом на момент ее осуществления на данном рабочем месте (например, наименование должности, профессии, специальности), СНИЛС (пп. 2, 4, 7 п. 5 Инструкции по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н).
 
Если на рабочее место, на котором проведена спецоценка, будет принят другой работник, внесенные в карту сведения можно изменить только в результате проведения очередной или внеплановой специальной оценки условий труда. Данный вывод подтверждается информацией Минтруда России «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда».
 
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы, в отчет включают только (ч. 4 ст. 15 Закона № 426-ФЗ):
 
  • сведения об организации, проводившей специальную оценку (к отчету прилагаются копии документов, которые подтверждают соответствие организации установленным законом требованиям);
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась специальная оценка, с указанием тех рабочих мест, где вредные и (или) опасные производственные факторы не идентифицированы (письмо Минтруда России от 21.03.2014 № 15-1/В-298);
  • заключения эксперта организации, которая проводила специальную оценку. Поскольку унифицированная форма заключения законом не установлена, оно может быть оформлено в произвольной форме. Полагаем, что в заключении фиксируется отсутствие на рабочем месте вредных и (или) опасных факторов и указывается итоговый класс условий труда (оптимальные, допустимые).
 
Если член комиссии по проведению специальной оценки не согласен с ее результатами, он вправе в письменной форме изложить мотивированное особое мнение. Этот документ прилагается к отчету (ч. 2 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
 
 
ОБЖАЛОВАНИЕ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ И ЕЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
 
Разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда рассматривают Роструд или трудовая инспекция по месту нахождения работодателя. К таким разногласиям можно отнести, в частности, следующее:
 
  • споры по результатам исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • несогласие работника с результатами спецоценки на его рабочем месте;
  • жалобы работодателя на действия или бездействие специализированной организации, которая проводила оценку.
 
Решения Роструда или трудовой инспекции могут быть обжалованы в судебном порядке (ч. 1 ст. 26 Закона № 426-ФЗ, информация Минтруда России «Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда»).
 
Кроме того, работодатель, работник, первичная профсоюзная организация вправе обжаловать в суде результаты спецоценки (п. 3 ч. 1 ст. 5, ч. 2 ст. 26 Закона № 426-ФЗ Закона № 426-ФЗ).
 
Работодатель подает иск в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения специализированной организации, проводившей спецоценку, если только в договоре с этой организацией подсудность не изменена (ч. 1 ст. 27, ст. 35, ст. 37 АПК РФ). Работник, первичная профсоюзная организация или иной представительный орган работников подают иск в районный суд по месту нахождения специализированной организации (п. 1 ч. 1 ст. 22, ст. 24 ГПК РФ, ч. 2 ст. 26 Закона № 426-ФЗ).
 
 
ОЗНАКОМЛЕНИЕ РАБОТНИКОВ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
С результатами проведения специальной оценки работодатель должен ознакомить работников под подпись (п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 426-ФЗ). Срок для ознакомления составляет 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении оценки. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (ч. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ).
 
Если работники не ознакомлены с результатами специальной оценки условий труда на их рабочих местах, это является нарушением порядка ее проведения и основанием для привлечения работодателя к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
 

РАЗМЕЩЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕМ НА ОФИЦИАЛЬНОМ ИНТЕРНЕТ-САЙТЕ СВОДНЫХ ДАННЫХ О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
В течение 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель обязан разместить сводные данные о результатах оценки, а именно (ч. 6 ст. 15 Закона № 426-ФЗ):
 
  • установленные классы (подклассы) условий труда на рабочих местах;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка.
 
Указанные данные содержатся в разд. V и разд. VI Отчета о проведении специальной оценки условий труда, форма которого утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н. Рассматриваемая обязанность возникает у работодателя при наличии у организации официального интернет-сайта. За неисполнение этой обязанности работодатель может быть привлечен к административной ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Если аналогичное административное правонарушение будет выявлено повторно, работодатель может быть подвергнут административному наказанию в соответствии с ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
 
 
УВЕДОМЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ О РЕЗУЛЬТАТАХ СПЕЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ УСЛОВИЙ ТРУДА
 
Работодатель обязан сообщить в Фонд социального страхования РФ сведения о результатах специальной оценки (пп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).
 
Это необходимо сделать при подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по форме 4-ФСС (ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ, Приказ ФСС РФ от 26.02.2015 № 59). Сведения о результатах специальной оценки должны быть отражены в таблице 10 формы 4-ФСС.

 


Источник: «Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда» // СПС КонсультантПлюс.